Сказкотерапия
консультация

Чеснокова Ольга Андреевна

Направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и т.д. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «СКАЗКИ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ»

СКАЗКИ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ТИМУРА

Тимур — гиперактивный мальчик восьми лет. Кроме проблем с поведением и вниманием ребенка родителей, как оказалось, беспокоило то обстоятельство, что каждую ночь сын приходил в спальню и укладывался спать на их кровати. Первоначальные попытки разбудить и отправить Тимура в свою комнату, как правило, заканчивались полным пробуждением всей семьи. Поэтому родители решили, что «пусть лучше выспится в нашей кровати, чем будет до утра ходить между комнатами».

 О том, что ребенок бродит по ночам, я узнала случайно во время одного из занятий с Тимуром по коррекции внимания. Мне захотелось сочинить для мальчика сказку и «помочь» родителям. Я взяла на себя такую ответственность и без запроса родителей рассказала мальчику сказку «Котенок Мур-Мур».

Уже в первую ночь после прослушивания сказки, Тимур до утра спокойно спал в своей кровати. Но родительское счастье продолжалось недолго, на четвертую ночь мальчик снова пришел в их спальню. Случилось это сразу после того, как отец решил усыпить сына в его комнате. На мой взгляд, произошло событие по типу «Если гора не идет к Магомеду, Магомед идет к горе», и вызвано оно было преждевременностью моей инициативы и неготовностью родителей принять изменения в поведении ребенка.

После обсуждения произошедшего мы решили исправить ситуацию и выработали единую тактику по отношению к ночным прогулкам мальчика. На следующем занятии я рассказала Тимуру сказку «Догадливый комарик». А еще мы нарисовали пальцами с помощью акварельных красок могучий дуб, растущий на острове среди океана. Рисунок был сделан специально, так как маме предстояло почитать сыну перед сном заговор на спокойный сон, составленный в форме внушения, и закрепить действие терапевтической метафоры.

«КОТЕНОК МУР-МУР»

 В одной семье жил маленький котенок Мур-Мур. Имя ему было выбрано неслучайно, каждый раз, когда хозяева гладили его по пушистой спинке, он громко мурлыкал: «Мур, мур, мур». Это был славный котенок, но, как все маленькие дети, он был озорным, непослушным и неуклюжим. То запрыгнет на стол и опрокинет вазу с цветами, то наступит лапкой в свою тарелочку и разольет молоко, то разбежится и ударится головой о стену.

Хозяева очень любили котенка. А сам Мур-Мур больше всех любил маленького сына своих хозяев. Ему нравилось, что мальчик весь день мог вместе с ним бегать, прыгать и кувыркаться. Мур-Мур считал его настоящим другом и даже ложился спать с ним в одной комнате.

 Но как только дом погружался в ночь, и предметы исчезали в темноте, маленький котенок просыпался. Он не мог спокойно спать ночью, он боялся, что может произойти что-то страшное. Как отважный разведчик, Мур-Мур выходил из комнаты мальчика и начинал бродить между стульями и ножками стола, заглядывать за шкаф и холодильник, обнюхивать каждый угол. Котенок честно охранял сон своих хозяев.

Под утро, когда начинало светать, усталый котенок шел в комнату к мальчику, но почему-то всегда оказывался в спальне его родителей. Он запрыгивал к ним на кровать, и они, конечно же, сразу просыпались. Хозяевам не нравилось, что Мур-Мур приходит в их комнату и мешает спать, но они не ругали котенка, не прогоняли его в другую комнату. Просто они очень сильно огорчались и говорили друг другу: «Как было б здорово, если бы Мур-Мур до утра спал в комнате сына, а мы могли бы выспаться».

 Однажды сынишка узнал, что происходит по ночам и как его родители мечтают выспаться. Тогда он взял котенка к себе в комнату и объяснил ему, что...

Психолог: Что сынишка сказал котенку?

Тимур: Он сказал: «Не надо ходить к родителям и мешать им спать».

Психолог: Котенок все понял и радостно муркнул. С тех пор по ночам он спокойно спит в комнате мальчика.

ДОГАДЛИВЫЙ КОМАРИК

В одной квартире жил комарик. Утром и днем он сидел на шторе и следил за происходящими во дворе событиями или сладко спал.

Вечером, когда вся семья собиралась за ужином, он незаметно подлетал к вазочке с медом или вареньем и лакомился вкусным угощением.

А ночью, когда хозяева ложились спать, комарик залетал в их спальню и начинал кружить по комнате. Он весело жужжал про все события, которые видел утром и днем. Комарик думал, что хозяевам интересно его слушать и даже не догадывался, что они хотят спать.

 Однажды ночью хозяин не выдержал, включил свет, скрутил газету в трубочку и начал гоняться за комариком. Вначале комарик подумал, что хозяин решил с ним поиграть, и начал радостно летать вокруг его головы. Но уже через минуту он понял — с ним не шутят.

Догадливый комарик незаметно вылетел из спальни и с тех пор навсегда забыл туда дорогу.

Заговор-внушение на спокойный сон

На море, на океане, на острове Буяне стоит вечный Дуб, у того Дуба могучего ветви солнце достают, корни до самой середины Земли-матушки прорастают.

Дуб тот ветром не согнет, вихрем не сломит...

 Охраняет Дуб сон Тимура:

чтобы спал спокойно до утра,

чтобы радость в гости зашла, а беда мимо прошла,

чтобы рос во сне здоровым, смелым и сильным.

Которые слова не договорены, которые не поняты, которые позабыты.

Пусть все мои слова будут сильны, как ветви дуба, и крепки, как его корни.

Отныне и навсегда.

Да будет так.

КАК НАПИСАТЬ ЗАГОВОР

В самых разных уголках нашей планеты на протяжении многих веков целители подбирали нужные слова и создавали определенные ритуалы, направленные на исцеление, на устранение болезни, на разрешение проблемы, на достижение цели. Такой вид народного творчества получил название «заговор».

Для того чтобы составить заговор в форме внушения (самовнушения), в него необходимо включить следующие элементы:

  • Вступление, обеспечивающее введение ребенка (или взрослого) в состояние транса и фиксацию внимания на неком образе:

...На море, на океане, на острове Буяне, там стояла хатка, в той хатке три сестрицы...

... Есть святое океан-море, на том святом океане-море стоит остров, на том острове стоит вечный дуб, у того вечного дуба корни железные, вершина стальная. Дуб тот ветром не согнет, вихрем не сломит...

...Летит птица за море, бежит зверь за леса, бежит дерево в дерево, мать-земля в мать-землю...

...В чистом поле встает утренняя зоря, заходит вечерняя зоря...

...Встанулицом на восток, спиною — на запад. Посмотрю на восток — летят три голубя, три брата...

... Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые твои ножки...

  • Упоминание той силы (и обращение к ней), которая будет осуществлять исцеление, разрешение проблемы, достижение цели:

... Сойди ты, месяц, сними боль (скорбь, печаль)...

... Вы, зори ясные, придите, помогите и исцелите...

... Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Помоги, Господи, приди на помощь младенцу (имя)...

... Не я вызываю, не я выкликаю, не я выговариваю. Вызывает, выкликает, выговаривает Пресвятая Богородица — скорая помощница — своими устами...

  • Внушение желаемого с использованием образов:

... как эта ветка по воде уплывает, так и вся болезнь (имя) оставляет...

... куда дым летит, туда этой болезни идти...

... поди, страх, в темные леса, в синие моря, в зыбучие пески...

... чтобы спал спокойно до утра, чтобы радость в гости зашла, а беда мимо прошла, чтобы рос во сне здоровым, смелым и сильным...

  • Упоминание имени. В заговоре практически в обязательном порядке упоминается имя того, на кого делается заговор. Имя позволяет индивидуализировать обращение, затронуть самые глубинные слои личности.

  • Внушение на забывание:

... которые слова не договорены, которые не поняты, которые позабыты...

... слово мое крепко, замком закрыто, песком зарыто...

  • Постгипнотическое внушение:

... отныне и навсегда...

... во веки веков...

... отныне и до веку...

... всем моим словам ключ и замок...

... ни один ключ мой замок не откроет, водой мое слово не смоет...

... никто слово мое не перебьет, пока новый гвоздь в мой порог не вобьет...

Если в первой части заговора обращаются за помощью к Господу Богу, в концовке также берут в свидетели силы заговора Господнюю силу:

... Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь, Аминь, Аминь...

ПРОСТЫЕ ИГРЫ НА ТРЕНИРОВКУ ВНИМАНИЯ

Искусственные помехи

Предложите ребенку выполнить определенные задания, в то время как вы будете специально создавать помехи, делать какую-то отвлекающую работу возле него. Например, подметать пол у него под ногами или звонить в колокольчик. Пусть сначала задание будет коротким и несложным, а отвлекающие внимание вещи и маневры — минимальными, а затем постепенно усложняйте их. Таким способом можно научить вашего ребенка сосредоточиваться, даже если что-то отвлекает его внимание.

 Если ребенок справляется со своим заданием, он получает звездочку или какую-то другую награду.

 

Слушай и запоминай

 Аналогичную игру можно придумать для того, чтобы приучить детей слушать. Предложите ребенку вместе с вами сочинить сказку с любыми героями и содержанием, но при соблюдении важного правила. Каждый участник (родитель и ребенок) придумывает только одно предложение, которое будет продолжением предыдущего повествования. При этом, прежде чем назвать свою фразу, необходимо дословно повторить предыдущую. Игра продолжается до тех пор, пока сказка не закончится.

 Для того чтобы совместная сказка имела воспитательный или коррекционный эффект, родителям необходимо задавать последовательность сюжета сказки и соблюдать правила ее сочинения.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Прежде чем сделать комментарий про правила взаимодействия с гиперактивными детьми, хочу отметить, что их гиперактивность очень редко проявляется в моем кабинете. Возможно, это связано с тем, что мы сразу договариваемся об этих правилах, и я строго отслеживаю их выполнение. Например, у меня есть правило трех игрушек, завершенного дела и заслуженного отдыха.

  • Правило трех игрушек. Это правило заключается в том, что вначале занятия мы выбираем три игрушки, которые будут задействованы в нашей работе, причем две игрушки выбирает ребенок, одну — психолог. Это правило помогает ребенку сконцентрировать внимание и взять на себя ответственность за дальнейший процесс. Игрушка, выбранная психологом, — это удобный повод использовать «домашнюю заготовку» и ввести в консультацию сказку или историю.

  • Правило завершенного дела. Правило предусматривает доведение начатого упражнения до конца. В том случае, если ребенок отвлекся при выполнении задания, я спрашиваю его, что он увидел (или услышал), задаю ему еще один-два вопроса, а потом предлагаю вернуться к прежнему занятию. Однако напомню, что все задания, которые планируются в работе с детьми (и не только гиперактивными), должны соответствовать возрастным особенностям, быть интересными и непродолжительными.

  • Правило заслуженного отдыха. В процесс консультации между упражнениями, требующими усидчивости и высокой концентрации внимания, я обязательно включаю два-три миниперерыва. В первый перерыв ребенку предлагается нырнуть и поплавать в «сухом» бассейне, наполненном пластмассовыми шариками. Во второй — выполнить упражнения на формирования контроля над телом, например удержать равновесие, стоя на большом мяче. В третий перерыв с согласия родителей я делаю ребенку расслабляющий массаж (легонько провожу рукой по его спине или слегка массажирую плечи). Занятость ребенка в перерыв определяется условиями вашего кабинета, вместо бассейна и шара маленькому клиенту можно предложить попрыгать через скакалку, покрутить обруч, покатать по полу стандартный резиновый мяч или поиграть с ребенком в волейбол воздушным шариком. Важно другое, перерыв в кабинете психолога — это продолжение процесса психотерапевтического воздействия, потому все процедуры должны быть направлены на решение поставленной задачи.

 Безусловно, соблюдение правил оказывает позитивное воздействие на гиперактивных детей, но больше, чем правила, им помогают внимание, понимание и принятие со стороны взрослых. «Когда такие дети начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

ДВА СПОСОБА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ВСТРОЕННЫХ» СООБЩЕНИЙ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

ИСТОРИИ С «КОСВЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ»

Терапевтические метафоры бывают двух видов. К первому типу относятся сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предлагают понятную стратегию поведения.

Сказки и истории второго типа содержат в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием». Направленность косвенного воздействия не осознается ребенком полностью и позволяет ему слушать сообщения, не ощущая необходимости защищаться в ответ. Как правило, истории с косвенным воздействием рассказываются ребенку будто бы случайно, но всегда с привязкой к какому- либо обстоятельству.

Например, работу с гиперактивным ребенком можно начать с истории: «Ты говорил, что любишь собак, я тоже их люблю, и мои друзья любят собак. У собаки моих друзей родились щенки. Они еще маленькие, но уже учатся правилам. Они такие подвижные, ни минуты не сидят на месте. Щенки очень активные, но уже знают, где их место для игр, а где для еды и туалета. А еще они становятся такими внимательными, когда с ними разговаривают или когда они что-то увидят. Мне кажется, что их с места нельзя сдвинуть, когда они что-то увидят или услышат. Знаешь, это даже странно, что такие подвижные щенки становятся такими внимательными и сосредоточенными. Даже не знаю, для чего я тебе рассказала про этих щенков. Давай лучше поговорим о...»

УПРАЖНЕНИЕ НА ТРЕНИРОВКУ ВНИМАНИЯ

Как отмечалось, гиперактивные дети страдают поспешностью, суетливостью и высокой отвлекаемостью. Малейшие помехи могут стать поводом, чтобы прервать начатое дело или выполнить его с худшим результатом. В качестве упражнения на тренировку избирательности и концентрации внимания, а также для усиления помехоустойчивости можно использовать методику Мюнстерберга, суть которой заключается в выделении слов среди буквенного ряда.

Такое упражнение будет оказывать двойное действие, если среди букв будет спрятано некое послание ребенку, например «Тише едешь — дальше будешь». Новое назначение методики несколько изменит и процедуру ее выполнения: ребенок должен не просто подчеркнуть найденные слова, но и выписать их, и прочитать вслух всю фразу.

Примеры заданий

бюйцукенгтишешшзхъфывапроледешьджэя

 чсмитьбюйдальшецукенгшщбудешьзхъфывап

(Тише едешь, дальше будешь)

 бюйиукделуенгшшзхъфывремяапролджэя

 чсмитьбюйпотехеиукенгшшзхчасъфывап

(Делу время, потехе час)

 уктогш щзхъфывесела п ролдтотжэя чсмеетсяхъф

 ы вактопджэхочетячсмитотьиукедобьетсян гш щ

 здльбюктохъфывапролджэячсмищетьбюйцукен

 васмстотгшшзхъфывсегдапролджэнайдетячсмит

(Кто весел, тот смеется,

 кто хочет, тот добьется,

 кто ищет, тот всегда найдет)

В основу сказки «Голубая Искорка» положена история о приключениях маленькой рыбки, опубликованная в книге Дж. Миллс и Р. Кроули. Я дописала историю и рассказала ее восьмилетнему мальчику Саше, у которого помимо чрезмерной подвижности при убыстрении темпа речи наблюдались случаи заикания.

«ГОЛУБАЯ ИСКОРКА»

Эту историю мне рассказала старая-престарая бабушка, которая всю свою жизнь прожила возле Черного моря. Много много лет назад, когда она была маленькой девочкой, ей эту историю рассказала другая старая- престарая бабушка. Кто рассказал эту историю первым, никто уже не помнит и не знает.

...Эта история о Голубой Искорке. Так звали удивительную маленькую рыбку, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать. Это хорошее свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать. Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне. Попробовала она плавать помедленнее, да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед!

 В один прекрасный день Голубая Искорка углубилась в воспоминания, и припомнилось ей время, когда и течение было помедленнее и вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее! Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, неслучайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось! Тут она не спеша подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим на дне сундуком с сокровищами. Другим рыбкам тоже было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного...

 Теперь каждый день Голубая Искорка подплывала к другим рыбкам и вместе с ними плавала в морских глубинах. Но всякий раз, когда рыбки собирались в стайку и начинали делиться своими впечатлениями, Голубая Искорка грустно отплывала в сторону. Вначале рыбки не обращали на это внимания, потом стали приставать к ней с вопросами. А Голубая Искорка в ответ только шевелила губами, захватывала ртом воздух и не могла произнести ни единого слова.

 Конечно, Голубая Искорка умела разговаривать. Но она так волновалась, что, когда приходила ее очередь рассказывать, все буквы в словах начинали путаться, меняться местами и вместо понятных слов изо рта вылетали только воздушные пузыри. И от этого не только Голубой Искорке, но и другим рыбкам становилось грустно. И решили они помочь Голубой Искорке.

Дружной стайкой направились рыбки в глубокое морское ущелье, где жил мудрый рак-отшельник. Подплыли рыбки к раку- мудрецу и спрашивают: «Что сделать Голубой Искорке, чтобы буквы в словах не путались, чтобы могла Искорка рассказывать свои истории?»

 Посмотрел рак-отшельник внимательно на Голубую Искорку и говорит: «Помнишь ли ты время, когда не могла ни минуты оставаться на одном месте, и потому у тебя не было возможности полюбоваться красотой подводного мира?»

— Помню, — отвечает Искорка.

— А почему такое с тобой было, помнишь?

— Да, — говорит рыбка, — я слишком быстро двигала хвостиком и плавниками.

 — А сейчас ты любуешься красотой подводного мира? — спрашивает рак-мудрец.

 — Да, — отвечает Голубая Искорка, — и мне это очень нравится.

 — Что ты для этого сделала?

 — Я начала двигать хвостиком и плавниками медленнее, перестала спешить.

 — Вот и хорошо. Для того чтобы буквы не путались, и слова звучали правильно, тебе нужно говорить медленно.

 — Я не смогу, — испугалась Голубая Искорка.

 — Сумеешь, — успокоил ее мудрый рак, — если ты научилась не спешить, когда плаваешь, значит, сумеешь и говорить не спеша.

 — Как же так? — спрашивает рыбка. — Мне что, всю жизнь говорить медленно-медленно?

 — Нет, конечно, — отвечает рак-мудрец, — сначала начнешь говорить медленно, четко проговаривая слова. Потом, когда буквы перестанут путаться, начнешь говорить быстрее. А позже и вовсе начнешь .разговаривать скороговоркой.

 Сказал это рак-отшельник и уполз под морской камень. Все рыбки засуетились вокруг Искорки, наконец-то они услышат ее истории. И Голубая Искорка взволнованно зашевелила губами и изо рта у нее вышли... только воздушные пузыри. Но тут на помощь пришли другие рыбки и попросили: «Искорка, говори медленнее, мы никуда не спешим и с удовольствием выслушаем твой рассказ».

 Голубая Искорка успокоилась, вспомнила тихое ласковое течение и начала свой рассказ, четко произнося каждое слово. Рыбки внимательно слушали Голубую Искорку, а когда история закончилась, дружно захлопали плавниками.

 Теперь Голубая Искорка могла не только плавать и играть вместе с другими рыбками, но и обсуждать с ними свои впечатления.

СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОСЫПАЮТСЯ ПО НОЧАМ

БУДИЛЬНИК

Часы бывают разные: большие, маленькие, электронные, кварцевые, механические, настенные, карманные, наручные. Бывают часы с боем, с «кукушкой» и даже музыкальные. Наша сказка про маленькие часики по имени Будильник.

В одной квартире жил Будильник. Кроме него в этой квартире жили большие настенные часы и нарядные часики с зеркальцем.

 Большие настенные часы были главными. Они висели на самом видном месте и всегда показывали точное время. Это были часы хозяина квартиры.

Нарядные часики с зеркальцем принадлежали хозяйке квартиры. Прежде чем узнать, который час, хозяйка всегда вначале смотрела на себя в зеркальце, а уж потом на часики.

Будильник принадлежал сыну хозяина и хозяйки квартиры и был похож на большие папины и красивые мамины часы. Только у Будильника, в отличие от других часов, была еще одна дополнительная стрелка. Он не знал, для чего нужна эта стрелка, и часто, когда хозяева квартиры и их сынишка засыпали, передвигал ее с места на место.

 Иногда Будильник ставил эту стрелку на цифру «два», иногда на «три», иногда на «четыре». Каждый раз это были разные цифры, и каждый раз Будильник просыпался среди ночи от странного звона. Иногда он просыпался в два часа ночи, иногда в три, иногда в четыре. Вместе с Будильником просыпались большие настенные часы, нарядные часики с зеркальцем и все жители квартиры.

— Что такое? — сердились на стене папины часы.

— Почему такой звон среди ночи?

 — Что случилось? — пугались мамины часики.

— Чего ты звенишь, Будильник?

— Я не знаю, — отвечал Будильник.

 — Я тоже проснулся от этого громкого звука.

Каждую ночь Будильник звонил среди ночи, и каждую ночь на него сердились большие настенные часы, красивые часики с зеркальцем и все жители квартиры. Будильник и сам страдал от этих ночных звонов. Он плохо спал, и от этого его стрелки начинали медленнее двигаться и показывали неверное время. Со временем Будильник все больше раздражал другие часы и хозяев квартиры. Даже сынишка хозяев больше не смотрел на Будильник и проверял время по папиным или маминым часам. Как-то мальчик и вовсе решил, что ему больше не нужны часы, которые показывают неточное время, да еще и звонят среди ночи. Он даже собрался выбросить Будильник, как вдруг услышал.

 — Оставь меня, пожалуйста, в комнате. Я плохо работаю, потому что плохо сплю по ночам, — плакал Будильник.

 — Почему ты плохо спишь? — удивился мальчик.

— Я просыпаюсь из-за громкого звона внутри себя и уже не могу уснуть до утра.

«Странно», — подумал сынишка и решил помочь Будильнику. Он взял часы в руки, внимательно посмотрел на циферблат и вдруг заметил дополнительную стрелку.

 — Что это за стрелка? — спросил мальчик.

— Я не знаю, — честно ответил Будильник, — я часто играю этой стрелкой, кручу ее туда-сюда.

— Кручу туда-сюда, — передразнил сынишка Будильник и неожиданно спросил: — Во сколько ты сегодня услышал звон?

— Сегодня в «три», — отозвался Будильник.

— И стрелка показывает на «три», — ненадолго задумался мальчик и вдруг радостно вскрикнул: — Да это же стрелка-сигнал нужного времени!

— Как это — стрелка-сигнал? — спросил Будильник.

— Все просто, — ответил умный мальчик. — Ставим стрелку на «три» — и слышим звонок ровно в три часа. Ставим на «пять» — и сигнал звучит в пять часов. Понятно?

 — Да, — обрадовался Будильник, — теперь я смогу спать всю ночь, если поставлю стрелку на «семь».

 — Конечно, — подтвердил мальчик догадку Будильника,- ты сможешь спокойно спать всю ночь, ты выспишься, и твои стрелки будут показывать точное время. С тех пор Будильник и мальчик стали лучшими друзьями. Они вместе спокойно спали ночью, а утром вместе просыпались по звонку стрелки-сигнала. Отдохнувший за ночь Будильник показывал точное время, а отдохнувший мальчик был бодрым и хорошо учился в школе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «СКАЗКОТЕРАПИЯ ПОТЕРЬ»

ГРУСТНАЯ СКАЗКА ДЛЯ МАКСИМКИ

Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, я с болью в сердце вспоминаю маленького Максимку и его бабушку. Вначале был телефонный звонок, и мы договорились о встрече. Потом пришла бабушка и рассказала печальную историю о смерти невестки и о том, что уже полгода они с сыном скрывают от Максимки правду. Пожилая женщина просила сделать хоть что-нибудь и вернуть Максимку к жизни. «Он плохо спит, почти не ест и все время квакает, как лягушка», — делилась она своей болью. На третью встречу они пришли вместе, бабушка и ее пятилетний внук.

 Хрупкий, почти прозрачный Максимка посмотрел на меня грустными глазами и не ответил на приветствие. Не знаю почему, но я сразу почувствовала, что мальчик знает или догадывается о смерти матери. Молчание отца и «святая» ложь бабушки, что мама лежит в больнице, видимо, давно были разоблачены его сыновним сердцем.

 Для себя я определила две задачи: убедить отца и бабушку мальчика в необходимости сказать правду о смерти матери и подготовить Максимку к посещению ее могилы. И работа началась. Вначале мы рисовали с Максимкой его любимых лягушек, потом дружно квакали и скакали, как настоящие лягушки, а в конце встречи я рассказала ему сказку о лягушонке Ква-симке.

ЛЯГУШОНК КВА-СИМКА

Высоко-высоко в горах было Зеленоеозеро. Вода в нем всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек красивая зеленая кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.

 Но самая красивая и самая зеленая кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.

Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину водоема.  

Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.

 Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только, когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать ее, но мама не откликалась.

Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился все гуще и больше, пока наконец не превратился в лягушку.

 Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Ее кожица светилась серебром и золотом, а не была зеленая, как обычно. А еще на ее спине выросли крылышки, точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.

— Мама, это ты? — неуверенно спросил лягушонок.

— Да, мой дорогой, — ответила волшебница.

 — Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая и почему у тебя выросли крылышки?

— Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.

— Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! — закричал лягушонок и горько заплакал.

— Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, — успокоила лягушонка мама-ангел.

— А как же я? Кто будет меня любить? — не успокаивался Ква-симка.

— Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят еще много других лягушек.

— А когда я тебя снова увижу? — уже спокойным голосом спросил Ква-симка.

— Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Еще я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.

— До свидания, мамочка, — ответил Ква-симка и грустно побрел домой. Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и перевернул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел. Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел.

 

 Случай с Максимкой был моим первым и, к сожалению, не последним опытом работы с детьми, потерявшими родителей. Сказать честно, я сомневалась, что сказка может помочь в такой специфичной ситуации, но практика еще раз подтвердила огромную силу терапевтической метафоры.

 Чуть позже бабушка рассказала, что произошло на кладбище. Когда Максимку привели к могиле матери, он рассказал папе и бабушке про ангелов, а потом закинул голову, посмотрел на небо, слегка прищурился и как-то хитро улыбнулся.

ДЕЖА ВЮ, ИЛИ ЕЩЕ ОДНА ГРУСТНАЯ СКАЗКА

Когда моя коллега, психолог-консультант центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Нина Коробченко рассказала о Дениске, я подумала, этого просто не может быть. Невозможно, чтобы история Максимки повторялась с такой точностью. Столько совпадений. Что это? Дежа вю. Но, увы, это был другой мальчик, другая жизнь и другое горе.

 Приближался Новый год — праздник, когда сбываются мечты. Пятилетний Дениска попросил Деда Мороза исполнить его самое большое желание: полететь в загадочную Индию и увидеть маму. Мальчик верил, они скоро встретятся.

 Мама Дениски долго болела и умерла в больнице полгода назад. По совету друзей бабушка и отец пытались оградить ребенка от жестокой правды, пока он не подрастет. Скрывая слезы, они уверяли мальчика, что мама лечится в далекой Индии.

 Шло время. Бабушка стала замечать, что внук все реже резвится и играет со сверстниками. Воспитатели в детском саду начали жаловаться на агрессивное и злобное отношение Дениски к другим детям. Тогда-то бабушка и обратилась за помощью к психологу.

 Психолог предположила, что изменения в поведении ребенка вызваны сдерживаемыми и невыраженными вовне чувствами тревоги, страха и неосознанного горя. Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, ребенку было предложено совместное сочинение сказки.

Психолог: Тебе нравится читать книжки или смотреть мультфильмы?

Дениска: Да.

Психолог: А какой мультфильм тебе нравится больше других?

 Дениска: Про олененка Бэмби.

Психолог: Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Дениска: Да.

Психолог: А про кого будет наша сказка?

Дениска: Про олененка.

Психолог: Хорошо. Слушай внимательно, запоминай старательно. Ушки открываются, сказка начинается.

ОЛЕНЕНОК СЭНДИ

На далеком Севере жила семья оленей: мама, папа и сын — маленький олененок Сэнди. Родители терпеливо учили Сэнди, как выжить на суровом Севере. Отец показывал ему, как разбивать копытцем снежную корку и находить под ней сладкий мох, как бежать по скользкому снегу, чтобы ноги не разъезжались в разные стороны. Мама объясняла олененку, как вылизывать оленью шкурку, чтобы она всегда оставалась чистой и гладкой. Мама очень любила своего сынишку, баловала его, рассказывала сказки, пела колыбельные песенки, играла с ним в разные игры. Летом они вместе лакомились сочными травами, а зимой искали мох, как учил папа-олень.

Но как-то летом мама Сэнди сильно заболела. Она больше не могла ходить на луг к живительному ручейку, чтобы лакомиться сочной травой и пить свежую водичку. Хотя папа и Сэнди изо всех сил заботились о маме, силы покидали ее, и однажды случилась беда...

Дениска: Нет, дальше не надо!

Психолог: Ты не хочешь, чтобы случилась беда?

Дениска: Не хочу.

Психолог: Хорошо, тогда дома ты сам придумаешь и нарисуешь продолжение сказки.

На следующее занятие Дениска не принес рисунка, мотивируя это тем, что еще не придумал, чем закончится сказка. После непродолжительной беседы о «делах» в детском саду и дома и создания соответствующей атмосферы психолог продолжила работу.

Психолог: Хочешь, я расскажу тебе продолжение сказки?

Дениска: Хочу.

 Психолог: Случилось так, что у Сэнди не стало мамы — она умерла. Вместе с папой они похоронили маму.

Дениска: Они накрыли ее ветками?

 Психолог: Папа и Сэнди бережно накрыли ее тело ветками деревьев. Маленький Сэнди все время плакал. Плакал, когда мама умерла, плакал, когда они с папой накрывали ее тело ветками деревьев.

Дениска: А папа плакал?

Психолог: Папа утешал Сэнди и просил не плакать. А сам украдкой тоже смахивал горькие слезы. Плакали все: и старые, и молодые олени, потому что они все любили маму Сэнди.

Шло время, Сэнди было очень плохо без мамы, и он, когда ему было очень грустно, приходил на могилку.

Однажды ночью, когда Сэнди никак не мог уснуть, он смотрел на звездное небо, вспоминая те дни, как ему было хорошо, когда мама пела колыбельные. Вдруг одна звезда помигала, помигала, и Сэнди услышал голос мамы:

 — Милый мой сыночек, Сэнди! Я знаю, как тебе тяжело, но я хочу, чтобы ты не грустил. Так случилось, что я не могу быть рядом с тобой, но я вижу каждый твой шаг, радуюсь за каждый твой успех, и тоже грущу, когда тебе плохо. Мне так хочется, чтобы ты вырос сильным и мужественным. Помни, я каждую минуту с тобой! Я очень тебя люблю!

 Сэнди рос смелым и мужественным. Когда он стал взрослым, олени выбрали его своим вожаком. А мама с неба очень радовалась за своего олененка Сэнди.

Вот так закончилась наша сказка. Тебе понравилось, что олененок Сэнди стал вожаком оленей?

Дениска: Да.

 Психолог: Теперь ты нарисуешь мне сказку?

 Дениска: Нарисую.

 Психолог посоветовала бабушке рассказать Дениске правду, а при возможности посетить могилу матери.

На третью встречу Дениска пришел вместе с отцом и принес рисунок, где была нарисована могила мамы олененка Сэнди. Отец рассказал психологу о том, как они побывали на могиле у мамы; о том, как он там расплакался, и о том, как Дениска его успокаивал.

 После занятий с психологом и посещения могилы в доме снялось напряжение, все могли спокойно говорить о покойной женщине, а в садике Дениска впервые смог сдержанно объяснить сверстникам, что его мама за ним не приходит, потому что она умерла.

КАК ДЕТИ РЕАГИРУЮТ НА СМЕРТЬ

Немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер считают, что у детей до 5 лет еще нет устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Для ребенка в этом возрасте умереть означает продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует не только со страхом и протестом, но и с некоторым любопытством. Ребенку кажется, что смерть — это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. C:\Users\Вика\Pictures\1.png

Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.

Пока я работала над этой частью книги, детские воспоминания накрыли меня волной грусти и печали. К счастью, у меня в детстве не было таких потерь, как у Максимки и Дениски. Папа ушел из жизни, когда мне было двадцать лет. Моя мама жива, и я каждый день благодарю за это Небеса. Мой опыт потерь заключался в другом, я «хоронила» своих домашних питомцев. Конечно, взрослый читатель вправе сейчас возразить, что нельзя сравнивать смерть человека и смерть птички, ежика или собачки. Но для ребенка, у которого живы родители, бабушки и дедушки, смерть любимого питомца — огромное горе. Детское сердце не принимает смерть тех, кого любит, кем бы они ни были.

 Мои детские воспоминания о потерях — это горевание вместе с Максимкой и Дениской, это мой детский опыт потерь и возвращения к жизни.

Я помню, как соседский юноша в конце зимы принес мне клетку с птичкой. Это был снегирь. «Снегири любят холода, потому их животики ярко красного цвета, как щечки детей, которые гуляют на морозе», — объяснил юноша и подарил мне птичку. Я была счастлива, у меня дома жила самая красивая птичка на свете.

Закончилась зима, прошла весна, наступило жаркое лето. Однажды, вернувшись домой с прогулки, я увидела, что дверца в клетке открыта, а внутри — пусто.

 — Где снегирь? — спросила я у мамы.

 — Его больше нет, — грустно сказала мама, — ему очень жарко летом, он мог заболеть, потому я отпустила его на волю.

В ту же ночь мне приснился сон, что рано утром кто-то стучит в мое окошко. Я подхожу ближе и вижу своего снегиря. Осторожно открываю окно, нежно беру его в руки и бережно, обняв двумя ладонями, несу к клетке...

И в ту минуту я просыпаюсь, нежно сжимая между ладоней уголок подушки. В руках вместо снегиря — уголок подушки! Моему горю не было границ. Слезы не капали, они текли ручьем.

— Что случилось? — мягко спросила мама.

Я рассказала ей свой сон, и тогда мама сказала мне правду:

— Снегирь умер, а его душа улетела высоко в небо, туда, где прохладно... Там хорошо... А мы будем помнить птичку и радоваться жизни. Сказала и заплакала. Мы долго сидели обнявшись, и каждый плакал о чем-то своем.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «СКАЗКИ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ»

"СКАЗКА ПРО КОЛЮ И ЕГО ДРУЗЕЙ" ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ДРАТЬСЯ

Людмила Цвирко

C:\Users\Вика\Pictures\Картинки 5\60.gif

Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

- Гав-гав! - поприветствовал его пес.

- Мяу, как спалось? - спросил кот.

Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.

- Тук-тук! - поприветствовал его дятел.

- Ку-ку! - сказала кукушка.

- Привет! - пропищал муравей.

Коля подошел к березке и сломал ветку.

- Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

- Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Коля.

Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

"СКАЗКА ПРО ЗАЙЦА-ЗАБИЯКУ" ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЕЗЕТ В ДРАКУ

Ирина Гурина

Однажды Зайцу приснился удивительный сон. Увидел он свой родной лес, знакомых зверей и птиц. Только одно было удивительно - все они его боялись.

- Смотрите, - говорит лиса. - Вон идёт великий Заяц. Он победил меня вчера, и теперь я должна каждый день приносить ему на завтрак капусту.

- Да-да, - соглашается волк. - Это самый великий Заяц. Меня он тоже победил, и теперь я должен каждый день на обед приносить ему морковь!

- Точно, это величайший в мире Заяц! - ревёт медведь. -Он меня вчера так побил, что теперь я должен каждый вечер приносить ему на ужин мёд! Иначе он меня вообще из леса выгонит!

- Смотрите все - вон идёт великий и могучий Заяц! -стрекотали сороки.

- Великий, великий, - поддакивали белки.

- Вели-КВА-лепный, вели-КВА-лепный, - квакали лягушки.

А Заяц вышагивает по тропинке, гордо задрав голову, и расталкивает всех встречных.

Видит - под кустом малины спит медведь. Заяц подошёл к нему да как даст ему лапой. Медведь так и покатился кувырком!

- Не смей есть мою малину, косолапый, - закричал вслед ему Заяц.

Идёт он дальше, а у речки сидит волк, рыбу ловит. Подошёл к нему Заяц да как ударит волка по спине. Волк бултых в воду! Сидит и вылезать боится.

- Не смей в моей речке рыбу ловить, - погрозил ему кулаком Заяц.

Поскакал Заяц дальше, а навстречу ему лиса с лукошком яблок. Увидала Зайца, издали кланяться начала. Но Косой все равно лукошко у неё отобрал, а саму рыжую ещё и побил:

- Не смей в моём лесу яблоки собирать! Шёл он, шёл по лесу… и проснулся. Потянулся Заяц, выглянул в окошко и думает:

- И чего я раньше всех боялся? Надо показать, кто в лесу хозяин!

Вышел он на опушку да как закричит:

- Берегитесь, звери! Это я, великий Заяц, проснулся!

- Хи-хи-хи, - тоненько захихикали белочки.

- Ха-ха-ха, - басовито захохотал старый кабан.

- Ах, смеетесь! Ну, я вам сейчас покажу! - воскликнул Заяц и сердито затопотал по тропинке.

Смотрит - а навстречу ему ёжик торопится, на спинке грибы несёт.

- А ну-ка, отдавай мои грибы! - крикнул Заяц да как стукнет ёжика, и сам тут же заплакал. - Ой-ой-ой! Какой ты колючий!

- А ты приставучий! - ответил ёжик. - Зачем дерёшься? Если тебе нужны яблоки, то иди и собирай сам!

- Но я же великий и могучий Заяц, меня все боятся и уважают!

- Ты глупый! - ответил ёжик. - Никто тебя не боится. Драчунов не любят и не уважают!

- Что же делать? - спросил Заяц.

Но ёжик его уже не слышал. Он побежал по тропинке дальше по своим делам.

Грустный-прегрустный побрел Заяц домой.

- Ух! - ухнула старая мудрая сова. - Уважают не за силу, а за добрые дела!

- Глупости, - махнул лапкой Заяц.

Не доходя до поляны, на которой стоял его домик, он вдруг услышал чьи-то жалобные всхлипывания.

- Эй, кто там? - крикнул Заяц.

- Это я, медвежонок! - раздалось из кустов.

Заяц раздвинул густые ветки и увидел маленького медвежонка. Его лапка застряла между корней старого дуба, и малыш никак не мог освободиться.

- Эх ты, глупыш! Сейчас я тебе помогу, - сказал Заяц и начал ломать старые сучья.

Как только медвежонок освободился, он радостно запрыгал вокруг Зайца и запел:

Ты теперь мой лучший друг!

И пусть знают все вокруг:

Ты великий и могучий,

Самый смелый, самый лучший!

Заяц засмущался, а потом спросил:

- Ты, и правда, так думаешь?

- Конечно! - воскликнул медвежонок.

- Заяц - лучший друг медвежонка! Заяц спас медвежонка! Заяц - герой! - застрекотали сороки и понесли новость по лесу.

- Вот видишь! - сказала Зайцу сова. - Теперь тебя будут уважать не во сне, а наяву. И вовсе незачем драться для этого! Я же говорила: уважают не за силу, а за добрые дела!

"СКАЗКА О ПРОПАВШЕЙ УЛЫБКЕ" ДЛЯ ТЕХ, КТО ОГРЫЗАЕТСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ

Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Может быть вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть он хочет до вас что-то донести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.

СКАЗКА О ПРОПАВШЕЙ УЛЫБКЕ

Дина Трушина

Жили-были где-то далеко мама Катя и дочка Сашенька. И было дочке три с половиной года. Росла Сашенька очень хорошей девочкой, и все её любили. Особенно когда она улыбалась. Казалось, даже солнышко светит ярче. Все и всегда радовались этой девочке, и всё ей было можно. Но вот что из этого получилось.

Как-то осенью пошли мама с Сашенькой гулять в парк. Вдруг Саша увидела, что недалеко продается мороженое, и требовательно сказала: «Хочу мороженого! Купи!». Но мама Катя не захотела покупать: «У тебя горлышко немножко красное, ты можешь опять заболеть», - сказала она. Саша не привыкла, что ей отказывают, разозлилась и громко сказала: «Ты нехорошая, плохая мама!» - а лицо у неё стало противным и капризным.

Рядом на скамейке сидела старушка, с виду обыкновенная, совсем как твоя бабушка. Не выдержала она и сказала девочке: «Разве можно так говорить с мамой!» Но девочка ей ответила: «Не твое дело, бабка! Моя мама, что хочу, то и говорю!» А бабушка эта была не просто старушка, а фея - не злая и не добрая, а очень справедливая. И решила она проучить девочку, чтобы она больше никогда не обижала свою маму. Она направила свой волшебный зонтик на Сашу и прошептала волшебные слова:

«Кто обидит свою маму,

станет злым и некрасивым,

Но когда ты станешь лучше,

расколдую я тебя…»

Расстроенная таким невежливым Сашиным поведением, мама Катя ничего не заметила и повела дочку домой. А Сашенька разучилась смеяться и улыбаться.

Повела мама дочку гулять. Все дети играют, смеются, а Саша рядом стоит, грустная-грустная…

Повёз папа дочку в цирк. По арене бегают веселые клоуны, смешат публику, дети веселятся, хлопают в ладоши, а у Сашеньки ротик совсем не хочет улыбаться. И какая-то она некрасивая, сердитая. Забеспокоились родители - что с ребёнком случилось? Стали они ей рассказывать веселые стихи и сказки, стали сами смешить дочку - а она, как Несмеяна, грустит и плачет.

Прошла зима. Однажды весной мама снова повела Сашу гулять в парк. Сели они на скамейку, на которой уже отдыхал какой-то старичок. Наверное, тоже волшебный. Сашенька сидит, скучает, из глаз слезы катятся. «Почему Ваша девочка такая грустная?» - тихонько спросил старичок у мамы Кати. Мама вздохнула и рассказала, что раньше дочка была веселая, но однажды обидела маму и разучилась веселиться и улыбаться. «Вашему горю можно помочь», -сказал старичок. - «Пусть девочка научится делать добрые дела - улыбка и вернется».

Решила девочка делать добрые дела, а как - не знает. «Мама, научи, как делать добрые дела», - попросила она маму. И стала мама ей подсказывать.

Однажды на прогулке какой-то малыш упал и заплакал. Саша подбежала к нему, подняла с земли, отряхнула одежду и руки и сказала: «Не плачь, все пройдет». Мама малыша сказала ей, что она умница. И Сашенька немного улыбнулась. В другой раз девочка сама взяла тряпку и вытерла колеса велосипеда после улицы. Папа очень удивился и похвалил дочку - и ещё немножко вернулась к Саше улыбка. Девочка очень старалась - помогала маме мыть посуду, убирала на место свои игрушки, делилась с малышами в песочнице формочками и всегда говорила только хорошие слова. Мама очень радовалась, глядя на Сашеньку, но улыбка пока не возвращалась насовсем, а только на минуточку.

Когда Саша и мама гуляли в парке, неожиданно встретилась та самая старушка, которая заколдовала девочку. Но Саша теперь стала хорошей и поздоровалась со старушкой. «Как тебя зовут?», - спросила фея. «Саша», - ответила девочка. - «А Вас как зовут?». «Марья Ивановна». Мама тоже познакомилась с феей и рассказала ей о Сашиной беде, о том, что пока не возвращается Сашина улыбка. Старушка спросила, не обижает ли девочка маму и папу. «Никогда!» - сказала мама. Фея поняла, что Саша опять стала хорошей девочкой, и решила расколдовать её. Она сказала Саше: «Сейчас к тебе вернется твоя улыбка, но не забывай, что она иногда теряется». С этими словами фея направила на девочку свой волшебный зонтик и прошептала волшебные слова:

«Стала, Саша, ты хорошей,

Любишь всех и помогаешь.

И за это, Александра,

Расколдую я тебя…»

Так улыбка вернулась на красивое Сашино личико. А мама, прощаясь, тихо шепнула старушке: «Спасибо!»

СКАЗКА ПРО КОШКУ МУРКУ ДЛЯ ТЕХ, КТО ОБИЖАЕТ ЖИВОТНЫХ

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочитайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

СКАЗКА ПРО КОШКУ МУРКУ

Ирина Маниченко

Жили-были в доме хозяин, хозяйка и маленький мальчик. У них была маленькая кошечка Мурка. Хозяева её очень любили и никогда не били, а только гладили. Жили они, жили, и вот, однажды, хозяева ушли из дома по своим делам, а окошко закрыть забыли. Дома осталась только Мурка. Она долго сидела у открытого окна и смотрела на улицу. Ей было очень интересно, что же там происходит.

И вдруг Мурка увидела воробья и выпрыгнула за ним из окна. Но воробей улетел, а Мурка осталась одна. Раньше она не была на улице никогда и теперь не знала, куда ей идти. Она села под деревом около дома и стала ждать, когда же придут за ней хозяева.

Скоро стемнело и стало холодно, Мурка совсем замерзла, но хозяева не возвращались. Мимо проходила какая-то тетя, она увидела Мурку, нагнулась и сказала: «Ой, ты чья, Киса? Ты совсем замерзла и дрожишь. Пойдем со мной, я дам тебе покушать». И забрала Мурку к себе жить.

У тети дома была дочка - маленькая девочка Оля. Она никогда раньше не видела кошек и очень обрадовалась, когда её мама принесла Мурку домой. Оля не знала, как надо дружить с кошками, и стала её хлопать по голове и таскать за хвост. Оля думала, что кошке так будет интересно играть. А Мурка только жалобно мяукала.

«Ой, - думала Мурка. - Почему эта девочка меня так обижает? Раньше меня никогда не обижали, а сейчас у меня так болит хвостик, когда меня Оля таскает. И по голове меня бьёт, а мне это очень не нравится». И стала Мурка жалобно мяукать и убегать от девочки, как только Оля хотела с ней поиграть.

«И почему она со мной играть не хочет? Чего ей не нравится?» - не понимала Оля.

И вот, однажды ночью, Оле приснился сон. Она увидела, как к ним домой пришла Кошачья Фея и превратила Олю в кошку Мурку, а Мурку сделала Олей. Сначала Оле было очень интересно, и ей даже понравилось быть кошкой, но потом пришла её новая хозяйка и стала с ней играть: тянуть за хвост, бить по голове, дёргать за усы и лапы. Кошка-Оля испугалась, забилась в самый дальний угол комнаты под кровать и заплакала: «Не хочу быть больше кошкой - это так больно! Хочу снова стать девочкой!»

Оля проснулась вся в слезах. Но потом она поняла, что это был всего лишь сон, и очень обрадовалась - она была по-прежнему девочка, а кошка Мурка спала рядом с ней на кровати, свернувшись калачиком.

И тут Оля вспомнила, как плохо ей жилось в роли кошки, как ей было больно и обидно. Она взяла Мурку на руки, ласково погладила и сказала: «Прости меня, Мурочка! Я поняла, как с тобой нужно играть, а обижать тебя я больше никогда не буду и другим не позволю. Ты теперь под моей защитой!»

И стали Оля и Мурка лучшими друзьями. Оля гладила Мурку по голове, чесала за ушком, поила вкусным молоком. А когда Мурка хотела поиграть, привязывала бумажку на ниточку и убегала, а Мурка с радостью гналась за ней.

СКАЗКА ДЛЯ ДИМЫ, КОТОРЫЙ КОЛОТИЛ МАМУ ДО СИНЯКОВ

Этот случай не совсем типичный. Ко мне обратилась мама Димы, который истязал ее бесконечными требованиями. Причем попытки перевести эти требования в просьбы и научить сына использовать соответствующие ситуации слова, «я прошу», «пожалуйста» были безуспешными. В случае, когда мама отказывалась выполнять требования, Дима начинал ее колотить не очень сильными, но многочисленными и фиксированными ударами по одному и тому же месту руки, ноги, спины или груди, вплоть до появления синяков. Остановить мальчика могли только слезы женщины, но и после этого он не просил у нее прощения. После разговора с мамой был сформулирован запрос — нивелировать опыт агрессивного поведения, научить ребенка предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки. В работе с Димой помимо терапевтической сказки были использованы техники других психотерапевтических подходов.

МОГУЧИЙ ДУБ И МАЛЕНЬКИЙ КАБАНЧИК

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

 На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

 Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

 Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

 Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

 «Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг.

— Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб. —Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

 — Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

 Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

 — Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?

— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы.

 В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

 Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

 И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

 В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

СКАЗКА ДЛЯ ТИМОФЕЯ, КОТОРЫЙ ДРАЛСЯ В ШКОЛЕ

Впервые ко мне привели чудо-ребенка по имени Тимоша, когда ему было четыре с половиной года. У мальчика в тот период появилось странное хобби, которое не на шутку испугало родителей: Тимоше нравилось надевать мамины кофточки, обувать ее туфли, красить губы и подолгу «кривляться» перед зеркалом. Папа, ярко выраженный атлетик с чисто мужским характером, настоял, чтобы мама обратилась за консультацией к психологу.

Я не буду подробно останавливаться на диагностических методиках, с помощью которых изучались особенности поведения мальчика, скажу только, что опасения отца были напрасны. В ходе беседы с Тимошей и его мамой выяснилось также, что ребенок просто очарован певицей ВеркойСердючкой, а папа и сам не прочь посмеяться, когда артистичный ребенок пародирует своего кумира. Разумеется, родителям были даны соответствующие рекомендации по выходу из этой щекотливой ситуации. Но случай Тимоши интересен другим, его пример — яркая иллюстрация силы родительского внушения.

Вторая встреча с мальчиком произошла через полтора года, в середине сентября. Он пошел в первый класс, но уже через две недели директор попросила родителей забрать документы.

С первого дня по любому поводу Тимоша пускал в ход кулаки. Учительница говорила родителям, что не может припомнить другого такого драчуна и что «с этим надо что-то делать».

«Ребенок не смотрит жестоких фильмов, не играет в компьютерные „стрелялки" и„убивалки", не видит агрессивного поведения в семье. Откуда в нем это?» — искренне не понимал отец. Но стоило ему ответить на один-единственный вопрос психолога, как все встало на свои места. Я спросила отца Тимоши: «Вы, конечно, помните причину первого обращения к психологу. Могу я уточнить, как часто после консультации вы убеждали Тимошу в том, что настоящий мужчина не тот, кто надевает женские платья и красит губы, а тот, кто не плачет, умеет постоять за себя и дать сдачи?» Ответ был: «Часто». После такого откровения со стороны отца я отметила, что «ошибки воспитания» надо исправлять, и настояла на том, что он станет активным участником консультации наравне с Тимошей, его старшим братом Костей и мамой.

Сейчас, вспоминая ту консультацию, я невольно улыбаюсь. Мы сели рядом, я и Тимоша, мама и Костя чуть позади нас, папа устроился в дальнем углу комнаты. Вначале, когда Тимоша говорил про школьные дела, папа сидел спокойно и прислушивался к беседе. Но, когда я начала рассказывать мальчику сказку, мужчина поднялся и начал нервно ходить по комнате. Видимо, он ожидал увидеть сеанс гипноза, а тут — обычная сказка. Но это была не обычная сказка, это была сказка с инсценировкой.

ЛЬВЕНОК В ШКОЛЕ

В одном лесу жила семья львов папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

 — Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

 — Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

 Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

 — Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко: — Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

 — Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

ИНСЦЕНИРОВКА

 Сказка закончилась, а дальше предстояло ее инсценировать. Проигрывание сказки было спланировано специально, так как в некоторой психологической помощи нуждались все члены этой семьи. Вначале Тимоше предстояло общение со старшим братом. Он должен был сесть рядом и спросить у Кости секрет царской силы. Согласно сюжету сказки, старший львенок объясняет младшему, что сила в выдержке и в спокойствии.

В какой-то мере послание «сила в выдержке и в спокойствии» было адресовано самому Косте, так как в реальной жизни он довольно часто раздражался и конфликтовал с Тимошей.

Потом львенок с огромной радостью шел к маме, садился ей на колени. Она нежно обнимала его, целовала в щечку и говорила, что сила в доброте.

Эта сцена была своеобразным способом снять запрет на «телячьи» нежности установленный строгим отцом и вернуть матери право на проявление нежности к детям.

 Сложности возникли при проигрывании последнего диалога. Тимоше предстояло подойти к отцу, по сюжету сказки царю зверей, и поговорить с ним. Мальчик с большим трудом поддался моим просьбам и, пересилив волнение, а возможно, и страх, приблизился к отцу. Справедливости ради скажу, что отцу Тимоши хватило родительской мудрости: он бережно прижал к себе сына и спокойным, ровным, мягким голосом объяснил, для чего львенку мускулы, когти и острые зубы.

 Это была победа, маленькая победа взрослого мужчины над самим собой — дать право ребенку быть ребенком, дать право себе и другим ошибаться и исправлять свои ошибки.

Через две недели мне позвонил папа Тимоши и признался, что вначале счел консультацию пустой тратой времени. Он не мог поверить, что сказка способна повлиять на изменение ситуации, но отсутствие драк после консультации убедило его в том, что «психология — удивительная наука, а сказка может творить чудеса».

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СЛОВЕСНУЮ АГРЕССИЮ

КРОКОДИЛЬЧИК

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть.

Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Правила общения с агрессивным ребенком

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  • Развивать способность к сопереживанию.
  • Учить брать ответственность на себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...