Консультации для родителей.
консультация (подготовительная группа)

Галина Арсентьевна Амрахова

консультации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Если Ваш ребенок — левша»

Левшей считают особенными людьми. Но если у ребенка обнаруживается леворукость, то означает ли это его достоинство или недостаток? Первое, что слышит психолог от родителя, которому сообщают, что его ребенок леворукий: «Что вы! Он у меня нормальный! », потому что до сих пор широко распространены ложные представления о леворукости.

В СМИ часто встречаются высказывания о том, что левши либо больны, либо гениальны и в любом случае с ними не избежать проблем. Проблема в том, что доля правды есть и в том, и в другом случае.

Исследования психологов подтверждают, что среди психически больных людей левшей больше. Но и список выдающихся людей велик: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Бетховен, Наполеон и др. Теорий появления леворуких детей много: теория привычки Джексона С., теория внутриутробных и родовых травм Гешвинда Н., теория генетического наследования и т. д. Ответы, которые дают современные исследователи, опровергают устаревшие представления на этот счет.

Сегодня психологи придерживаются мнения о том, что в основе левшества лежит скорость созревания мозга: чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем больше вероятность леворукости.

Рукость – преобладание одной руки над другой – выражается в том, какой рукой ребенок работает, играет, ест и выполняет любые действия лучше, качественнее, точнее и быстрее. А учитывая неравномерность развития ребенка на протяжении всей его жизни, необходимо знать, что на разных этапах он может пользоваться то правой, то левой рукой, как доминирующей. Некоторые признаки рукости можно уловить в раннем возрасте, например, по силе, с которой ребенок сжимает кулачок доминирующей руки; по длительности удержания погремушки в доминирующей руке. С 16-20 недель до 2 лет происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 лет руки практически равноценны и одинаково активны. К 4-5 годам у ребенка формируется стойкое предпочтение одной из рук, которая в дальнейшем и будет доминирующей. И это либо правая, либо левая. Реже обе руки бывают одинаково активны и сильны.

Но так как наша жизнь приспособлена в большинстве своем на правшей, леворуким детям приходится несколько сложнее адаптироваться в мире и жить полноценной жизнью. Первое, что слышит ребенок – слова взрослого: «Возьми в правую руку… (карандаш, ложку, кубик и т. д.) . И чем старше ребенок, тем больше таких «Возьми в правую руку… ».

Подобные указания могут закончиться развитием невроза, так как правая рука для левши – это повод для потери ощущения состояния комфорта, для беспокойства и переживаний, для развития страхов и чувства безысходности, моторных тиков и отказа от деятельности в целом.

Проблемы может и не быть, если вовремя определить, знать самим наличие доминирования одной или другой руки и предупредить об этом педагогов ребенка. Для этого можно провести ряд простых тестов:

1. Завести дневник наблюдения, где фиксировать на протяжении недели доминирование руки по критериям: какой рукой рисует легче и красивее; какой рукой бросает мяч и ловит его; какой рукой режет ножницами; какой рукой вбивает «гвоздь» или закручивает «болт»; какой рукой пользуется при открывании и закрывании коробочек; какой рукой расчесывает волосы; какой рукой застегивает пуговицы или «молнию»; какой рукой берет стакан с водой и т. п.

2. Провести традиционный набор тестов: переплетение пальцев рук; «поза Наполеона» ; аплодирование; пробы одновременного выполнения действий (одновременное рисование круга, квадрата, треугольника) ; моторные пробы (подсчет поочередных постукиваний указательным пальцем каждой руки в течение 10 секунд) с фиксацией преобладающей руки, работающей быстрее и четче. Результат преобладания левой или правой руки является профилем доминирования, по которому можно судить о том, является ли ребенок левшой или нет. Если профиль не четкий, тесты необходимо провести еще раз через несколько дней для уточнения информации о преобладании той или иной руки. Подробные описания тестов есть у М. Озьяс, М. Князевой и В. Вильдавского и других авторов, занимающихся изучением проблем рукости у детей. Для чего необходимо владеть этой информацией? До 5-6 лет чаще всего вопрос о рукости не встает остро, но в процессе подготовки ребенка к школе родители, воспитатели и учителя начинают бить тревогу по поводу леворукости ребенка. Наша с Вами задача – предупредить появление разнообразных психологических и физиологических проблем у ребенка-левши в дошкольном возрасте, помочь адекватно войти в мир, отказавшись от переучивания леворукого ребенка на праворукий лад. Отказ от переучивания не снимает всех проблем, скорее ставит ряд других, не менее важных:

- это дифференцированное обучение ребенка с учетом леворукости (как правильно держать карандаш, как провести нужную линию, - это комплекс гигиенических требований к рабочему месту (правостороннее освещение, расположение принадлежностей, - это требования к инструментам для работы (ножницы, ручки, карандаши для левшей, - это учет функциональных особенностей большинства левшей (трудности зрительно-моторных координаций, нарушение пространственного восприятия, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, тревожность, возбудимость). Важно помнить, что главная проблема леворуких детей – обучение процессу письма и рисования - должна стать отдельным видом занятий для таких детей. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит карандаш или ручку, как лежит перед ним лист бумаги или тетрадь, как выполняются элементарные графические движения.

Можно ли помочь леворуким детям избежать серьезных трудностей при обучении рисованию и письму? Да! Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка, следует подчеркнуть три момента:1. научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2. научить ребенка правильно держать карандаш, ручку;

3. научить ребенка правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья при рисовании и письме.

Почему? Потому что правильная поза, положение карандаша или ручки в руке, координация движений позволяют сформировать правильную технику рисования и письма, графический навык, а значит, сделать работу удобной, четкой, быстрой, сохранить ощущение комфорта в процессе рисования или письма, создать ситуацию эмоционального удовлетворения и стабильности.

                                                                 Воспитатель : Амрахова Г.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры»

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи.

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что - то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Большую роль в становлении сознания, познании окружающего мира, успешности обучения в школе и развитии личности в целом играет развитие связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и  диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телевидение и эта тенденция постоянно растет. Поэтому увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной темой в нашем обществе. Однако, в литературе по данной проблеме практически не освещены вопросы использования нетрадиционных форм и приемов работы, например, таких как театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Особенность театрального искусства заключается в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов невербального общения (мимика, жест, поза, интонация).

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. 

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

В театрализованной игре дети лучше усваивают не только содержание произведения, но и логику событий, их последовательность и причинную обусловленность, что способствует развитию мышления.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй, развивается диалогическая речь, закрепляется грамматический строй и автоматизируются навыки правильного использования грамматических средств. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Театрализованные игры помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно - мимические (взгляд, улыбка, мимика, интонационный вокализации, движения тела, предметно – действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

На первоначальном этапе введения в театрализованную деятельность, для обучения детей средствам речевой выразительности можно использовать интонационные упражнения. Например, произнести с разной интонацией слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).

Вначале разыгрывать небольшие сценки, например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.

Первые постановки - это хорошо известные сказки  «Колобок» и «Теремок». В этих постановках дети учатся различать и передавать интонации, характеры сказочных героев. В ходе работы основной акцент необходимо делать на формировании у дошкольников умения сопереживать, сочувствовать.

Не все дети умеют выразительно и артистично передавать особенности предложенных образов. Поэтому нужны упражнения на развитие эмоции детей, например: развитие у детей выразительности в процессе выполнения этюдов на воспроизведение настроения и отдельных черт характера, сопоставление разных эмоций, этюды на выразительность жеста. Работая с этюдами, дети учатся понимать чувства других людей. Детям нравится играть в сказки, потому что для них сказка - это, прежде всего, игра, зрелищность, возможность реализовать свой скрытый потенциал, преодолеть собственные недостатки. Но для того, чтобы игровая деятельность принесла настоящее удовольствие от реализации, взятой на себя роли, дети должны научиться жить в образе, перевоплощаться. Исполнение этюдов помогает развитию общения друг с другом.

Работа по постановке сказки:

1) знакомство со сказкой - традиционное повествование и музыкальный, или видео вариант. Выразительное чтение, обсуждение сюжета и действий персонажей. Интонационное проговаривание реплик.

2) разучивание ролей (текста). Учим со всеми детьми. Каждый образ предполагает и произнесение реплики с разной интонацией, присущей только ему. Меняется поведение персонажей в зависимости от той ситуации, в которой они оказываются, проявляются другие черты их характера. При неоднократном повторении текста с разной интонацией происходит быстрое произвольное запоминание. Сказки, построенные на повторяющемся диалоге главного героя с другими персонажами, обыгрывание этого сюжета способствуют развитию умения задавать вопросы, отвечать на них, то есть формирует диалогическую речь. Заученный диалог или монолог отрабатывается индивидуально или в паре.

3) постановка сказки, выступление перед зрителями.

Таким образом, активное внедрение театрализованной деятельности в практику дошкольных образовательных учреждений является одним из инструментов достижения целей и задач развития, обучения и воспитания дошкольников. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе театральной деятельности дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, монологическую и диалогическую речь, вступают в контакты с детьми других групп, что помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...