Цикл занятий по правовому воспитанию дошкольников.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мокичева Надежда Николаевна

Цикл занятий по правовому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»

Картотека игр по формированию

правовых знаний у детей

старшего дошкольного возраста

Составила: Мокичева.Н.Н

Название игры

Цель игры

Игровое правило

Игровой материал

Право на имя

«Давайте познакомимся»

Подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя.

Назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.

Игрушка мишка

«Ласковое имя»

Дать детям представления о том, что имена могут звучать ласково.

Дети стоят в кругу, глядя в глаза друг другу, они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

мяч

«Узнай свою маму»

Формировать умение правильно называть свою маму

Детям показывается фотография мамы, ребенок узнает свою маму и называет ее по имени.

Фотографии мам

«Назови имена сказочных героев»

Формировать умение называть сказочных героев.

Предложить детям назвать имена сказочных героев и рассказать, почему их  так называют

Иллюстрации        со сказочными героями.

«Как растет имя»

Подвести        детей        к        пониманию        того,        что        имя сопровождает нас всю жизнь.

Детям        демонстрируют        фотографии        и предлагают назвать имя

Фотографии девочки и мальчика (в детском саду, в школе, взрослые на работе и дома)

«Назови полное имя»

Развивать коммуникативную компетентность

Воспитатель        называет        неполную        форму имени, а дети полное имя.

мяч

«Когда я стану взрослым»

Дать детям представление о том, как будут называть их, когда они станут взрослыми

Воспитатель называет имя ребенка, а дети говорят полное имя.

мяч

«Назови полным именем»

Закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве

Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.)

мяч

«Назови по-другому»

Формировать умение обращаться к сверстникам по - разному, называя его имя.

Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому.

«Образуй Отчество»

Учить образовывать отчества от мужских имен

Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют на него отчество.

Мяч

«Четвертый лишний»

Закреплять знания о мужских и женских именах

Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение

ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ

«Чей малыш»

Формировать умение у детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.

Участникам игры рекомендуется выбрать правильный ответ по принципу: «Чей детеныш». На экране появляется картинка с изображением животного  и две картинки с изображением детенышей

животных.

Картинки изображением животных детенышей

и

с их

«Кому, что нужно»

Закреплять знания детей о профессиях, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.

дети должны выбирать из всех предметов те, которые необходимы для данных профессий

Каринки с изображеем профессий и

предметов

с

и

«Мамины помощники»

Развивать        умение пользоваться предметами в

соответствии        с        их        назначением,        выполнять последовательно игровые действия.

Дети        вместе        с        воспитателем

распределяют   обязанности,   кто,        что будет делать.

Игрушка котенок и предметы

 «Что такое хорошо, что такое плохо»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

Отрывки                                        из художественных произведений, жизненные факты о хорошем                и                плохом поведении                        человека, детей,        группы                в картинках

«Члены семьи

Закреплять    представления    о    семье,   развивать

умение        ориентироваться        в        родственных

отношениях.

Разложить картинки

Карточки        с

изображением членов

семьи

 «Обязанности мои и членов семьи»

Закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости.

Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще

может выполнять данную работу.

Картинки с изображением членов семьи

«Посели в окошки эту дружную семью»

Закрепить знания детей о членах семьи

Предложить детям расставить картинки

Домик с окошками, картинки с

изображением членов

семьи

«Каждый ребенок имеет право»

Сформировать у детей знания о правах ребенка в семье, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и

уважения к другим людям.

Ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки

Картинки        о        правах ребенка в семье

«Какие права имеют сказочные герои»

Познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок.

Предложить детям назвать права сказочных героев

Картинки со

сказочными героями

«Подбери пословицу к картинкам»

Закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье

Предложить детям подобрать пословицу к картинке

Картинки и

пословицы к ним

«Составь генеалогическое древо семьи»

Закрепить знания о родственных связях.

Детям предлагается составить

генеалогическое древо и рассказать о членах семьи.

Вырезанные из фотографий лица членов семьи, изображение

генеалогического древа.

«Родство»

Закрепить знания о родственных связях.

Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку.

Карточки с членами семьи

«Запоминаем имена близких родственников»

Закреплять умение детей называть своих близких родственников

Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек.

Карточки с членами семьи

«Что мы делаем?»

Поддерживать уважение к семейным традициям

Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются

картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что

будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него.

Карточки с занятиями членов семьи

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

«В гостях у Мойдодыра»

Воспитание у детей потребности в чистоте и

аккуратности. Стараться содержать своё тело в чистоте, мыть руки и лицо мылом, своевременно пользоваться средствами личной гигиены, чистить зубы.

Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадку в картинке

Загадки о предметах личной гигиены,

картинки с изображением

предметов личной

гигиены

«Поможем животным»

Закрепить знания детей о домашних, диких животных и их частях тела, как им можно помочь.

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить: чего не хватает у животного (лап, хвоста, ушей, хобота).

Дети помогают животным и добавляют недостающие части тела, используя

прищепки.

Изображения животных, прищепки

«Что сначала, что

потом»

Закрепить алгоритм действий при оказании первой

помощи.

Расставить в правильном порядке картинки

Картинки с изображением действий при оказании первой

помощи.

«Окажи помощь»

Закреплять знания детей об организме человека; учить оказывать первую помощь в различных

ситуациях.

Детям предлагается составить алгоритм действий при оказании первой помощи.

Играть как в лото. Детям раздаются

карточки с различными ситуациями.

Маленькие карточки с изображёнными действиями

(предметами) по

оказанию первой помощи.

«Собери чемоданчик для врача»

Уточнять представления детей о профессии врача, о занятиях и трудовых действиях врача.

Выбрать только те предметы, которые нужны для работы врача.

Картинки с изображением врача, предметов, которые необходимы врачу для работы.

«К какому врачу пойдем»

Формировать представления детей о разных

профессиях врача

Предложить детям правильно выбрать

врача для детей с заболеваниями

Картинки врачей и

детей

«Забавные гимнасты»

Активизировать детей на двигательную активность

Детям поочередно представляются

карточки с символическим изображением человечков в разных позах и предлагается выполнить то же движение, что и на

карточке.

Карточки с

символическим изображением

человечков в разных

позах

«Расскажи, что для чего нужно»        что для чего нужно».

Дать детям представление о назначении предметов аптечки

Достать из аптечки предмет и рассказать о его назначении и применении.

Предметы из аптечки

ПРАВО НА ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ

«Кто чем питается»

Расширять представления детей о разных видах питания животных в природе

Предложить детям подобрать картинки

Картинки с изображением животных,

картинки с изображением еды

для животных

«Полезная

и вредная пища»

Дать понятие о правильном питании, формировать знания о том, что надо помогать тем, кто голодает.

Предложить детям выбрать только полезные продукты

Картинки с изображением

полезных и вредных продуктов

«Полезные и вредные продукты

Дать понятие о правильном питании, закреплять знания какие продукты полезны, а какие вредны

Детям предлагается разложить картинки на две группы «Полезно, вредно»

Карточки с полезными и вредными продуктами,

карточки – символы

«Кто, что любит есть?»

Закреплять знания детей о том, чем питаются животные

Детям предлагается подобрать карточки с едой соответственно животном.

Карточки с изображением животных, карточки с изображением еды для животных

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

«Кто работает в детском саду»

Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать

взаимосвязь между разными видами труда.

Детям предлагается подобрать картинки к загадкам

Загадки о профессиях людей, которые работают в детском саду, картинки с профессиями

«Чем мы занимаемся в детском саду»

Расширять представления детей о том, чем они занимаются в детском саду

Детям предлагаются карточки с

символами, а они рассказывают, что дети делают в детском саду

Карточки с символами

«Кому, что нужно для работы»

Формировать представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии.

Предложить детям подобрать орудия труда и материалы к каждой профессии

лото

«Школа»

Систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы.

Воспитатель предлагает детям

рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе.

Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека.

Фотографии

профессий людей, работающих в школе

«Школьные принадлежности»

Дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков

классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.

Воспитатель предлагает выбрать только картинки с изображением школьных принадлежностей

Картинки со школьными принадлежностями

«Кому что нужно для работы

Уточнить знания детей о профессиях, формировать представление о профессиях; продолжать учить отгадывать загадки профессиях

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением предметов, или же сами предметы, необходимых для работы

Предметные картинки с изображением предметов,

необходимых людям разных профессий

Подбери пословицу к картинке

Закреплять знания детей о том, для чего нужно получать образование

Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы.

Картинки и пословицы

«Четвертый лишний»

Развивать познавательные процессы, а именно: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление – умение

обобщать, сравнивать, классифицировать, умение строить речевые высказывания, обогащать словарь детей.

Помогите Незнайке найти лишний предмет и объясните, почему.

Как можно назвать оставшиеся предметы одним словом?

Картинки

«Помоги мальчику собраться в школу»

Закрепить знания детей о школьных принадлежностях

Воспитатель предлагает детям сложить в портфель только школьные

принадлежности

Картинки со школьными принадлежностями

Интеллектуальная игра (загадки о школьных принадлежностях)

Продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.

Ведущий читает загадки, а дети

отгадывают, о каком предмете идет речь.

Если ответ правильный, забирают

карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.

Загадки и карточки с изображением школьных

принадлежностей

«Помоги Буратино»

Познакомить детей со школьной атрибутикой.

Научить детей различать школьные принадлежности

Предложить детям выбрать только школьные принадлежности.

Школьные принадлежности разные предметы

«Как Незнайка в школу собирался»

Формировать у дошкольников познавательный интерес к школьному обучению через расширение представлений о школе.

Предложить детям помочь Незнайке

собрать все самое необходимое для учебы в

школе

Школьные принадлежности разные предметы

ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ

«Как мы отдыхаем».

Формировать у детей представление о том, что отдыхают люди по-разному.

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.

Карточки с изображением как отдыхают взрослые и дети

«Подбери пословицу к

картинкам»

Расширять представления детей о праве на отдых

и досуг через пословицы

Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы

Картинки к

пословицам

«Отгадай, какое право

использовали герои сказок»

Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев

На картинках нарисованы ситуации из

жизни сказочных героев.

Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы воспитателя.

Иллюстрации к

сказкам

Отгадай, какое право

нарушили герои сказок»

Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев

Детям предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопрос, кто нарушил права.

Иллюстрации к

сказкам

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

«Добрый и злой человек»

Формировать умение у детей различать добрых и злых людей

Воспитатель предлагает детям выбрать героев сказок (добрых и злых)и подобрать их к пиктограмме.

Пиктограммы (злой и добрый человек).

Картинки со

сказочными героями

«Добро и зло»

Учить детей различать добрые и злые поступки.

Детям предлагаются картинки с изображением добрых и злых поступков,

картинки с изображением добрых и злых поступков

«Грустное и веселое солнышко»

Дать детям представления о правилах безопасности жизнедеятельности

Воспитатель предлагает рассмотреть

картинки и определить какое настроение будет у солнышка, если ему будет весело, если ему будет грустно

Картинки с опасными

ситуациями и с правильными

поступками детей, солнышко веселое и грустное

«Разрешено – запрещено»

Закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу

«разрешено – запрещено»

Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций.

Детям предлагается разложить карточки на две группы и прокомментировать их.

Сюжетные картинки с

изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций.

«Если чужой стучится в дверь»

Дать детям представление о том, как вести себя, когда ребенок один дома

Воспитатель предлагает детям обыграть ситуации, в которых ребенок может

оказаться, находясь в квартире один.

Проблемные ситуации,

сюжетные картинки с

правильными решениями

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

«Мой дом – моя

крепость».

Познакомить детей с правом на жилье и его

неприкосновенность.

Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом

Предложить детям соотнести карточки

животных с их жилищем.

Карточки с изображением птиц, животных и их жилищ, символ

изучаемого права

«Кто нарушил права?»

Закрепить знания детей о праве на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.

Дети берут картинку и рассказывают о том, что на ней нарисовано, объясняя, как нужно поступить в данной ситуации.

Картинки

«Назови свой адрес».

Дать детям знания о том, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию

Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают.

Мяч

«Кто, где живет?»

Закреплять знания детей о праве животных на свое жилье.

Предложить детям картинки домашних и диких животных, которых нужно

соотносить с их средой обитания.

Картинки домашних и диких животных, картинки с местом их обитания

«Кто имеет право жить в этом доме?»

Формировать способности к социальной

безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.

Дети получают карточки с изображением жилищ животных

Карточки с изображением жилищ животных

«Если чужой стучится в дверь»

Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Воспитатель и дети обыгрывают

ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью,

остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания,

ласковые слова и интонации.

Иллюстрации с различными

ситуациями



Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»

Конспект развлечения с детьми старших групп

Тема: «О правах играя»

Провела: Мокичева Н.Н

Тема: «О правах играя» (проводится в группе)

Из цикла занятий  по правам ребенка.

Цель: Дать детям общее представление об их правах.

Задачи:  Развивать умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование. Книга «Декларация прав ребенка», ширма с изображением дремучего леса, с домиком Бабы Яги. Аудиозапись мелодии.

Ход развлечения.

Звучит музыка «Дружат дети на планете». Дети рассаживаются на стульчики.

(Под музыкальное сопровождение ведущий  вносит глобус)

Ведущая: Ребята, вы знаете, что это такое? (Ответы детей)

Это уменьшенная копия нашей планеты Земля, на которой мы живем. Кто населяет нашу планету? Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?»  Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров.

В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах.

Вот она эта книга: Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

(Из-за ширмы появляется  Баба Яга, ее роль исполняет взрослый).

Баба Яга - (забирает книгу) Малы вы еще права изучать. А я эту книгу почитаю.

(Баба Яга прячется за ширмой с изображением дремучего леса)

Ведущая: Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Давайте ее догоним и вернем книгу. Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Пальчиковая игра “Замок” (звучит волшебная музыка)

На двери висит замок, кто его открыть бы мог?

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

Ну, вот мы и пришли  на полянку перед домиком Бабы Яги.

Баба Яга.  Кто такие? Зачем пришли? Я гостей не жду.

Ведущая: Мы пришли забрать книгу, которую ты у нас взяла.

Баба Яга. Ничего я у вас не брала! Вы на эту книгу, ни каких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети, верящие в Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Ведущая: А как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (Ответы детей) Конечно, нет, ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что Баба Яга ты не права и верни нам книгу.

Баба Яга. Ой! Ой! Умные какие! Ну-ка первый подойди ко мне.

Ведущая:  Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.

Баба Яга. Имена? А зачем? Зачем давать имена, они все одинаковые, все маленькие обойдутся номерами.

Ведущая: Дети, вы согласны с Бабой Ягой?  (Ответы детей) Совершенно правильно. При рождении каждый ребенок получает имя, и ему выдают вот такой документ, который называется «СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ»! В нем записано имя, которое для него выбрали родители: мама и папа. Но и имя в нем записывается полное. Например, Анастасия Александровна.

Ну, что Баба Яга убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок с рождения имеет право на собственное имя?

 Ведущая: Молодцы ребята! Вы правильно объяснили Бабе Яге, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. И, конечно же, называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении. Дети, даю задание на дом, попросите родителей показать вам ваше свидетельство о рождении.  

Баба Яга: Хорошо, признаю теперь за вами это право.

Ведущая: Ребята, тогда давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам поможет.

Игра «Эхо»: дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные хором их повторяют.

Ведущая:  Баба Яга, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга. Ладно, верну!!! Но только в начале поиграйте со мной в мою любимую игру, мои друзья зверюшки да лягушки очень любят её!

Ведущая: Ну, хорошо! Ребята давайте исполним желание Бабы яги, поиграем с ней. (дети становятся в круг)

Игра «Дядюшка Водяной»

Баба Яга: Ой, какие вы молодцы! Веселые такие, красивые!

ВедущаяНу что, Баба Яга, верни нам, пожалуйста, нашу книгу!!!

Баба Яга: Ладно, ладно…помню я! Верну, но только в обмен на парочку детей, а то мне так они понравились, так хорошо они меня веселили!

Ведущая: Что ты, Баба Яга, ведь у всех детей есть своя семья. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье, среди своих родных и близких. Ни у кого нет права разлучать детей с семьей!

Ведущая: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, ведь мир ребенка начинается с его семьи. Семьи бывают разные: большие и маленькие, но главное не количество. А то, как люди относятся друг к другу! Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Давайте встанем в круг, закроем глазки и представим свою семью. (Под спокойную музыку проводится релаксация)

Ведущая:

Хорошо, чтоб дома ждали,

На звонок спешили к двери,

Открывали, целовали,

Согревали руки, верно?

Хорошо, чтобы за чаем

С пирогами и вареньем

Отодвинулись печали

Разговором добрым верно?

Хорошо, чтобы на свете

Пахло снегом, солнцем, вербой,

Что бы всюду знали дети,

Что войны не будет, верно?

Хорошо, чтоб нас любили,

Как подснежник любят первый,

И тогда, тогда любые

Не страшны нам беды, верно?!

Ведущая: - Ребята, открывайте глаза, присаживайтесь.

Баба Яга: Ох, вы и расстроили меня, как грустно мне вдруг стало (плачет и уходит в свой дом)

Ведущая: Ой, ребята, а мне почему-то стало жаль Бабу Ягу. Может она плохие поступки совершает, потому  что ее никто не любит, у нее нет своей семьи, никто о ней не заботится?  Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и вы ребята. Ребята, а ведь Бабу Ягу даже с днем рождения никто не поздравлял. Давайте мы это сделаем. Вот этот прекрасный букетик и подарим Бабе Яге! (Берут цветы, стучат в дверь. Выходит Баба Яга, дети поздравляют её, дарят цветы, вежливо просят книгу). Баба Яга отдает детям книгу.

Ведущая: Вот видишь, Баба Яга, обязательно нужно учить и знать права детей. Теперь мы с ребятами сможем познакомиться и с другими их правами, ты тоже сможешь с нами их изучить, чтобы наши дети росли счастливыми.

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго охраняет

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают!



Предварительный просмотр:

3 Занятие: «Право на отдых»

Цель: формировать первоначальное представление о праве на отдых.

Задачи: расширять знания детей о различных видах отдыха; развивать монологическую речь детей, воображение; воспитывать интерес к отражению представлений о видах отдыха.

Оборудование:  книга «Декларация прав ребенка», фотографии семейного отдыха, ваза с чудесным цветком, ширма, кукла Золушка.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы продолжаем оказывать помощь жителям страны Правознайкино. Помните, что случилось у жителей этой страны? У них был Чудесный цветок, на его лепестках были написаны права жителей. Но все лепестки разлетелись. Жизнь страны Правознайкино превратилась в сплошной кошмар и неразбериху: взрослые стали выгонять детей из дома, перестали за ними ухаживать, не кормили их, перестали водить их в детский сад и школу. Не лечили их, наказывали их и били, и жители страны обратились к нам за помощью.

Мы с вами уже нашли два  лепестка. У человека много прав, а о каком праве поговорим сегодня,  вы узнаете в загадке:

Мама работала, папа трудился,

А я в детском садике все находился

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на … (отдых).

А теперь открываем нашу книгу, которая называется  «Декларация прав ребенка» и посмотрим на следующую страницу «Право ребенка на отдых».

Воспитатель:  Отдыхают люди по-разному. Взрослые имеют право на выходные дни и отпуск. Дети тоже отдыхают вместе с взрослыми. А ещё у них есть каникулы. В свободное время все люди, большие и маленькие, могут заниматься своими любимыми делами. Как вы отдыхаете в выходные дни, чем любите заниматься? (Ответы детей.)

 Некоторые ребята принесли фотографии и хотят рассказать про свой отдых.

Рассказы детей. 

Воспитатель: Вот как весело можно отдыхать. Не просто отдыхать, а узнавать много нового и интересного.

 (играет музыка) за ширмой кукольного театра появляется Золушка.

Золушка:

Дразнят Золушкой меня

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Оттого, что я добра

Надрываюсь я с утра

До глубокой ночи,

Всякий может приказать,

А спасибо мне сказать

Ни один не хочет.

Воспитатель: Сядь, Золушка, отдохни.

Золушка: Я не знаю, что такое отдых.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Золушке, как можно отдыхать в детском саду

- Ребята, а в детском саду, когда у нас устают ручки, ножки, глазки, мы что с вами делаем? (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз) – это тоже отдых. Предлагаю провести такую физкультминутку.

Физкультминутка 

Мы работали, устали

Дружно на ковер все встали

Ручками похлопаем 1,2,3

Ножками потопаем 1,2,3

Сели, встали, сели, встали

И ребят к себе позвали.

А еще как мы отдыхаем? (дети)

Воспитатель: Правильно, СОН- главный отдых, как для детей, так и для взрослых.

- Золушка, ты отдохнула с нами? 

Золушка: Да, ребята, спасибо вам, но мне пора возвращаться в свою сказку.

Воспитатель: Золушка, приходи к нам еще, будем вместе отдыхать! До свидания!

А еще, ребята, скоро наступит Новый год и новогодние каникулы. Они тоже даются для того, чтобы взрослые вместе со своими детьми могли отдохнуть. Кто хочет рассказать о том, чем интересным будет заниматься в эти зимние дни? (рассказы детей)

Как вы думаете, зачем нужен отдых? (ответы детей)

Ребята, вы помните, что нам нужно найти лепесток? Как вы думаете, где он у нас может находиться? (находят лепесток в книжном уголке)

- С каким правом мы познакомились сегодня? (с правом на отдых)

Давайте обсудим, что будем рисовать на эмблеме этого права в нашем альбоме.

Рисование эмблемы права в альбоме «Мои права» в свободное время.



Предварительный просмотр:

2 занятие: Право ребенка на охрану здоровья и медицинский уход

Программное содержание:  расширять и обогащать знания детей о здоровом образе жизни; воспитывать желание сопереживать, замечать боль других, вызывать стремление укреплять и поддерживать свое здоровье.

Оборудование:  книга «Декларация прав ребенка», изображения людей разных профессий.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы продолжаем оказывать помощь жителям страны Правознайкино. Помните, что у случилось у жителей этой страны? У них был Чудесный цветок, на его лепестках были написаны права жителей. Но все лепестки разлетелись и жители страны обратились к нам за помощью. Мы с вами уже нашли один лепесток. О каком же праве мы узнаем сегодня? Открываем нашу книгу, которая называется  «Декларация прав ребенка»». Следующая страница «Право ребенка на охрану здоровья и медицинский уход». Сегодня мы будем говорить о здоровье и о том, что нужно делать, чтобы сберечь его.

В.: Ребята, как вы думаете, что такое здоровье? (Ответы детей)

Почему так говорят - здоровье – это одна из главных ценностей жизни. (рассуждения детей)

В.: Пока дети маленькие заботятся об их здоровье взрослые - их родители. Кто еще заботится о вашем здоровье? Я предлагаю вам рассмотреть картинки, с изображением людей разных профессий.

Выберите нужные картинки и расскажите, почему вы выбрали эту профессию, и как люди данной профессии заботятся о здоровье?

Устная анкета «Кто и как заботиться о твоем здоровье?» стр.17 кн. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка»

                                              «Кто и как заботиться о твоем здоровье?»

                          Кто?

                                               Как?

Родители

Заботятся о тебе, обеспечивают питанием, одеждой, водят в поликлинику, лечат, закаливают, ходят на прогулки, занимаются спортом

Врачи

Лечат, делают прививки, наблюдают, советуют

Воспитатели и сотрудники детского сада

Соблюдают режим дня, охраняют твое здоровье, следят за чистотой, оказывают помощь, если заболел

Повара

Готовят вкусную и полезную пищу

Строители

Строят просторные дома, поликлиники и больницы. ФОК

Писатели

Пишут полезные книги о здоровье, режиме дня, питании

Художники

Рисуют плакаты о том, как сохранить здоровье

Композиторы, музыканты, певцы

Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и полезна для здоровья

Клоуны, актеры

Создают хорошее настроение, которое очень полезно для здоровья

Физорги, тренеры

Проводят физкультурные занятия и тренировки, которые укрепляют здоровье

В.: Вот, сколько людей заботится о здоровье ребят! И это не случайно: в нашей стране каждый ребенок имеет право на медицинский уход!

В. Ребята, а как вы думаете, кроме этих людей, кто еще должен заботиться о вашем здоровье? Что вы сами делаете, чтобы быть здоровыми? (Ответы детей.)

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать, не уставая, кататься на велосипедах, плавать, играть с ребятами во дворе. Не мучатся головными болями, бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье и не вредить своему организму. 

 Но, к сожалению не все дети рождаются здоровые. Есть дети, которые не могут ходить, у них больные ноги и их возят в инвалидной коляске, есть дети, которые плохо видят и государство старается заботиться о таких детях. И государство старается вылечить таких детей, помочь их родителям найти нужного врача.

Игра «Передай мяч»»

- Я буду здоров, если буду … (делать зарядку)

- Я буду здоров, если буду … (соблюдать правила личной гигиены)

- Я буду здоров, если буду … (заниматься физкультурой)

- Я буду здоров, если буду … (вовремя и правильно питаться).

Наше государство заботится о детях, для того чтобы дети росли здоровыми,  строят  футбольные и хоккейные площадки, организуют секции для занятий спортом. (ФОК) Потому что занятия спортом укрепляют наш организм.

А теперь я вновь предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Посмотрим, как же обстоят дела у героев сказок с этим правом? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Внимание на экран. (Презентация)

Как называется сказка, и как зовут героя этой сказки? Кто воспользовался правом на  охрану здоровья и медицинский уход? (зачитать отрывок сказки «Айболит»)

Давайте поищем лепесток Чудесного цветка жителей страны Правознайкино. Где же он может находиться? Может в аптечке? (находят) Какое же право на нем написано, о чем мы сегодня с вами говорили? (право на охрану здоровья и медицинский уход)

(Воспитатель вместе с детьми обговаривает, что должно быть изображено на эмблеме этого права).

Рисование эмблемы. Работа с альбомом «Мои права»



Предварительный просмотр:

Цикл занятий по правовому воспитанию дошкольников.

1 Занятие: «Право жить и воспитываться в семье»

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, желание и потребность проявлять заботу о близких.

Материал к занятию: конверт с письмом, стебелек от цветка, книга «Декларация прав ребенка» с иллюстрациями, солнышко и тучка на каждого ребенка для игры «Радость и печаль». Презентация «Изучение прав ребенка по сказкам».

Предварительная работа. Рисование «Мои любимые дедушка и бабушка», чтение стихов и рассказов о семье. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок о семье.

Ход занятия:

В.: Ребята, сегодня я наводила порядок на верхней полке и смотрите что обнаружила! Письмо!

Кто же нам его прислал? Давайте узнаем?

Написано на конверте: «От жителей страны Правознайкино»

Письмо: «Мы, жители страны Правознайкино, обращаемся к вам, ребята,  за помощью. Раньше наша страна жила очень счастливо, потому что в нашем необычном саду рос Цветок счастья и мы его очень берегли, ведь на каждом его лепестке были записаны наши права! Но однажды над страной нависла чёрная туча, налетел злой ветер. Мы попрятались по своим домикам, чтоб переждать ненастье. А когда всё закончилось, и туча уплыла, то на цветке не осталось ни одного лепестка. Только вот такой стебелек. Вот с тех пор в нашей стране наступили страшные времена: жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Мы до сих пор ищем эти заветные лепестки и надеемся на то, что вы нам поможете  в этом».

В.:  - Ребята, постараемся помочь жителям страны Правознайкино?

А перед этим предлагаю всем взяться за руки и подарить друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
– Мы дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
В.: -И так, в путешествие, вперед,
«Цветок счастья» нас зовет,
Должны мы многое узнать
И лепестки все отыскать!
(Фонограмма «Вместе весело шагать»)

 В.: Ребята, а помните, как однажды к нам приходила Баба Яга и хотела похитить книгу, в которой записаны все наши права? Как же она называлась? «Декларация прав ребенка»

Вот же она! Книга нам поможет найти все лепестки. Давайте посмотрим, о каком праве говорится на первой странице книги. Право жить и воспитываться в семье.

В.: Чтобы найти лепесток, нам нужно самим разобраться, а что такое семья. И что это за право – жить и воспитываться в семье. Ребята, а вы знаете, что такое семья? (Дети)

В.: Семья – это родственники, которые любят и заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня.

В нашей группе много ребят. У каждого есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие, маленькие.)

Как вы думаете, кто в семье может быть самым старшим? А младшим?
Дети: бабушка, дедушка, мама, папа. Сестра, брат.
В.: Все члены семьи называются по – разному. Есть мама, дедушка, сестра, папа. А вот кто кому приходиться мы расскажем.

Игра «Продолжи предложение»
Мальчик для бабушки ……. (внук)
Девочка для папы …….. (дочка)
Мальчик для мамы……(сын)
Девочка для дедушки ………(внучка)
Мальчик и девочка ……..(брат и сестра)
В.: Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит. Во! – семья.

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр.

В.: - Ребята, вы любите свою семью? А как вы выражаете любовь своим близким? (Ответы детей).

В.: Взрослые в семье заботятся о маленьких детях, потому что они не могут сами всему научиться. А когда маленького ребенка окружают заботой и лаской, тогда ребенок растет сильным, здоровым и умным.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково".  Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
Папа-
МАМА-
БРАТ-
СЕСТРА-

- Молодцы! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших близких. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

 Д/и «Радость и печаль»

В.: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину; - Подрались с другом; - Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место; - Порвали книгу; - На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку; - Уступили место в автобусе бабушке; - Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки; - Разбили чашку; - Помогли маме с уборкой…

Родных мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать.

В.: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

В.: Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили права, с которыми мы будем знакомиться, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран. (Презентация)

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

2 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

- У Снегурочки появилась семья.

- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)

3 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главного героя сказки? (Ответы детей)

- Какое право ребенка было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

4 слайд – На экране иллюстрация к сказке «Дюймовочка»

В.: Ребята, расскажите, какое право нарушено у героини этой сказки? Кто его нарушил?

В.: Ребята, вы сегодня были активными, много думали, рассуждали. Молодцы! Смотрите, у нас появилась новая игра. (заглядывает в коробочку).

Смотрите, а вот и розовый лепесток. А на нем надпись. Ребята, о каком праве мы сегодня говорили? (Дети: о праве жить и воспитываться в семье). Правильно, именно это и написано на лепестке и мы его прикрепим на стебелек. А у жителей страны Правознайкино теперь появится это право.

А я предлагаю нарисовать вашу замечательную семью и эмблему к этому праву. И мы с вами начнем делать альбом «Мои права» для того, чтобы не забывать о них.

Смотрите, а вот и розовый лепесток. А на нем надпись. Ребята, о каком праве мы сегодня говорили? (Дети: о праве жить и воспитываться в семье). Правильно, именно это и написано на лепестке, и мы его прикрепим на стебелек. А у жителей страны Правознайкино теперь появится это право.

А  я предлагаю нарисовать вашу замечательную семью и эмблему к этому праву. И мы с вами начнем делать альбом «Мои права» для того чтобы не забывать о них. (эмблема, пословицы, поговорки, загадки) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Комплексное занятие по правовому воспитанию дошкольников «О правах - играя»

Комплексное  занятие по правовому воспитанию  дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧЕНИЯ)Цели:  - знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами п...

Разработка занятий по правовому воспитанию дошкольников

Цикл занятий по правам ребёнка (Конвенция ООН по правам ребёнка. Статьи- 7,8 тема: "Что в имени моём", "Имя украшает человека. а-человек имя"....

Занятия по правовому воспитанию дошкольников

Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребёнок – личность с инди...

Занятие по правовому воспитанию дошкольников "В стране эльфов"

НОД по правовому воспитанию для подгот. к школе группы...