Консультация для педагогов «Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
консультация (младшая группа)

Егорова Светлана Николаевна

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rodnogo_yazyka_i_rechi_v_razvitii_rebenka.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.

Речь не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Эти дети подобно герою произведения Киплинга «Маугли». Только в реальной жизни такие дети не могут полноценно адаптироваться к нормальной жизни среди людей. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Человек овладевает основным объёмом устной речи в течение первого десятилетия своей жизни. В дальнейшем, конечно, идет совершенствование речи за счёт расширения словарного запаса, обогащения интонационной окраски, повышения управляемости речи и прочих элементов. Но главное освоение происходит именно в первые годы жизни. Причем если самый решающий период (до 3 лет) для становления речи пропущен, то впоследствии овладеть речью человек уже не в состоянии. Во всех известных подобных случаях общим являлось то, что дети так и не смогли говорить на человеческом языке и, что еще трагичнее, довольно быстро погибали, несмотря на хорошие к ним отношение и уход.

Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в 1341 году в Гессене, Германия. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.

Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 году во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. В течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. 

В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.

СОВРЕМЕННЫЕ СЛУЧАИ

В 2008 году в Волгограде нашли мальчика 7 лет, который ни разу не переступал порог квартиры. Как выяснилось впоследствии, мать ребенка имела серьезные психологические проблемы и неравнодушно дышала к птицам. Она подкармливала их на улице, приручала, а потом забирала домой и целыми днями лежала на кровати под звуки чириканья. Нигде не работала и, соответственно, не стояла на учете в психбольнице. Мальчику ничего не оставалось делать, как приспосабливаться к существующим условиям жизни. Она стал копировать поведение птиц, подражая их голосу и взмахам крыльев. Разговаривать его никто не научил, и, судя по всему, собственная мать воспринимала его тоже как одного из многочисленных пернатых, населявших квартиру. Когда ребенка обнаружили, он реагировал на человеческую речь только щебетанием и нервно «взмахивал» руками. Правоохранительными органами города мальчик был отправлен в центр психологической реабилитации, а незадачливая родительница была лишена материнских прав.

2011 г.   в Петербурге нашли двух сестер – Лену и Варю, 6 и 4 лет. Они никогда не ели горячей пищи, дети до сих пор не умеют говорить, а благодарность выражают, как собаки - пытаются лизать руки. Родители девочек - алкоголики со стажем.

Сестры были помещены в один из детских домов. Когда девочек забирали из родного дома, их пришлось наголо остричь – шеи детей были сильно искусаны вшами.

Младшая сестра молчит, старшая может невнятно выговорить лишь несколько коротких слов: «Катя» и «аф-аф». Соцработники предполагают, что «Катя», скорее всего - кукла, «говорившая» девочке свое имя, а «аф-аф» – результат общения с жившими в комнате собаками.

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего — среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них.

Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были:

-неумение говорить,

-передвижение на четвереньках,

-боязнь людей,

-но при этом отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?

Результаты печальны…Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы.

В любых режимных моментах на прогулке перед сном можно уделить время для развития речи. Игры могут быть направлены на развитие фонематических процессов, на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи.

Примеры речевых игр

«Веселые машинки»

Цель: Обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов.

Игру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и описать расположение машин на игровом поле.

Например: за гаражом, под мостом, на горке. Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.

Игроки   меняют   местоположение   машин   и   составляют   предложения   по

«требованию» воспитателя.  Сигналом остановки служит звук свистка или жест

«регулировщика» с игрушечным жезлом.

«Рыболовы»

Цель: Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

 Рыбки  находятся   в   коробке  –  море  посередине   стола.  Воспитатель   вызывает детей   по   одному,   и   предлагает   поймать   рыбок.   Выловленных   рыб   ребенок

считает: «Я поймал одну рыбку» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок»

Кому удастся поймать больше всей рыбок и правильно составить предложение,

тот и победитель

Упражнение  «Скажи наоборот»

Хороший день – плохой день;

Солёный – сладкий

Чистый мальчик – грязный мальчик

Упражнение «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

Упражнение «Мама, папа, детёныш»

Воспитатель называет животного ребенок называет детеныша.

КОТ-КОШКА-КОТЕНОК

КОНЬ-ЛОШАДЬ-ЖЕРЕБЕНОК

БАРАН-ОВЦА-ЯГНЕНОК

БЫК-КОРОВА-ТЕЛЕНОК

игра «Кто позвал?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого.

Упражнение «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так; Ток – тук – так;  Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Консультация для педагогов. «Роль родного языка и речи в развитии ребенка».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Ре...

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окру...

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Консультация для родителей Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Консультация для родителей Роль родного языка и речи в развитии ребенка....

«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»

Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени, мы обрет...

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Роль родного языка и речи в развитии ребенка...