«Организация воспитательно-образовательного процесса в социо-игровом стиле».
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Котина Инна Александровна
Рассуждение о данной технологии, её главные принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy20podhod.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательно-образовательного процесса

 в социо-игровом стиле».

Приступая к изучению данной темы, я даже не представляла, что данная технология содержит такой объем информации, знаний, которые были положены в ее основу.

Начну с цифр. Термин «социо-игровой стиль» появился относительно недавно – в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо – игровой педагогики, описывает организацию занятий с детьми.

Что это за стиль, и  за какими мы гонимся зайцами, разберем позже, а пока поймем какими принципами, какими мыслями и  стремлениями руководствовались создатели этого стиля. Ведь без осознания этих основ, применять эту технологию будет просто невозможно.  Можно сказать КАК нужно делать, но без четкого ответа на вопрос ПОЧЕМУ так нужно делать, положительного результата можно не ждать.

Авторы технологии  это педагоги В.М. Букатов и А.П. Ершова и Е.Е. Шулешко. В.М. Букатов – ведущий теоретик и практик использованя наследия театральной педагогики и театральнолй «теории действий» в образовательной деятельности. Е.Е. Шулешко- создатель педагогической практики ровеснического образования детей от 5 до 11 лет, в 90-е годы возник даже термин «шулешкинская педагогика». А.П. Ершова - российский театральный педагог. Именно на стыке театральной педагогики и основ ровеснического образования возникла социо-игровая технология.

В предисловии своей книги «Режиссура урока общения и поведения учителя», авторы отсылают нас к книгам, адресованным, по сути, узкому кругу театральных специалистов. Я думаю, никто не скажет что К.С. Станиславский писал для педагогов….однако В.М. Букатов считает, что педагог должен уметь режиссировать свое занятие, исходя из конкретных, незапланированных условий, проявлять творческий подход. Однако нельзя превращать педагога в актера. Такие попытки уже были в 70 х – начале 80-0х годах в Литовской государственной консерватории и закончились провалом – специализация выпускников оказалась не востребованной в школе. В.М.Букатов признается,  что «главная опасность актерской муштры в культивипровании наигранного и неискреннего поведения учителя. Школе не нужна театральная выразительность…» А что тогда нужно? Что нужно педагогу взять из актерского искусства?

А.П. Ершова советует педагогу взять на вооружение театральную «теорию действий». А это значит, педагог должен осуществить в своей голове практически революцию. Он должен понять, что шум на занятии это не вопиющее нарушение дисциплины, а «формирующееся проявление порядка более высокого, чем примитивная послушность». Что свободное перемещение по всей группе необходимо для успешной организации образовательного процесса. Что дети, сидящие на полу в свободных позах, не только могут усваивать информацию, но и делают это лучше, чем сидя за столами. Что осваивать новые знания лучше вместе с одногруппниками, сообща, помогая друг другу. В.М. Букатов отмечает, что работа  микрогруппах «нейтрализует давление лидеров на детей не очень активных». Педагогу нужно понять, что «если гнаться за 133 зайцами, то – глядишь! – с десяток поймаешь (из которых пяток окажется  «науке неизвестных» разновиднеостей». Если «переводить» фразу В.М. Букатова, то зайцы – это учебные задачи, которые мы ставим перед собой. Букатов предлагает ставить перед собой столько задач, сколько позволит наша интуиция, чем больше задач, тем больше вероятность появления на занятии «незапланированных открытий»  в головах детей. Конкретный пример приводит В.М. Букатов на страницах своего сайта «Открытый урок». Он показывает, что на примере одной игры «Волшебная палочка», суть которой -  найти предметы одного цвета в группе, воспитатель реализует такие задачи, как развитие речи, развитие внимания, умения слышать других и запоминать услышанное, умение сообща решать задачи – получается, педагог поймал несколько преследуемых зайцев из 133.

Воспитатель, успешно практикующий данную технологию,  умеет интонационно воздействовать на детей, каждый его жест, каждый поворот головы выразителен и понятен ребенку, он ободряет детей в случае затруднения, он удивляет, заинтересовывает следующим заданием, он сотрудничает с детьми.  Воспитатель должен обладать некой «пластичностью», он не следует четко написанному сценарию занятия, он импровизирует.

Возвращаюсь к вопросу: так ПОЧЕМУ же так необходимо взаимодействовать с детьми?  Потому что данная технология:

- позволяет детям научиться добывать знания, открывать их самим, а не усваивать в готовом виде. Здесь мне приходит на ум такое сравнение, когда диких животных в реабилитационных центрах готовят к самостоятельному существованию в природе, их заставляют добывать пищу самим, чтобы в последствии они смогли выжить на воле. Так почему же мы до сих пор «вдалбливаем» детям готовые знания, а не помогаем им их добывать самим!

- поддерживает принцип природосообразности: дети свободно перемещаются в пространстве группы, им психологически комфортно в условиях данной технологии, реализовывается их потребность в общении.

-  позволяет установить доверительные, партнерские отношения с детьми, снимает с педагога роль судьи;

- позволяет детям научиться работать сообща, устанавливать «рабочий контакт с известными, но недостаточно близкими сверстниками»;

- позволяет организовать деятельность, которой ребенок хочет заниматься, в которой он смотрит, говорит, слушает, делает, т.е. деятельность на основе постоянного общения;

- убирает с детей страх за ошибку;

- позволяет ребенку активно накапливать багаж для объективной оценки своих возможностей путем сравнения своих результатов с результатами других членов группы.

В чем же суть данного метода? КАК нужно работать, как организовывать образовательный процесс?

Социо-игровая технология базируется на трех «китах», на трех принципах:

  1. двигательная активность воспитанников - у детей должна быть возможность двигаться во время занятий.
  2. смена мизансцен, ролей, темпа/ ритма на занятии – дети должны работать в разных местах группы, там где они решат, где им будет удобно. На занятии должны присутствовать разные виды деятельности.
  3.  работа детей малыми группами. Дети объединяются в группы по 3-6 человек, причем каждая группа формируется по какому-нибудь интересному принципу, например, с кем ты рядом живешь, по любимому цвету. Еще один интересный пример распределения – разрезные открытки. Несколько открыток режется на несколько частей ( если планируется группа из 4 детей, то на 4 части и т.д.), эти части раскладываются по группе. Дети берут один кусочек открытки и ищут своих коллег по микрогруппе.

Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что технология очень интересная, она проверена авторами многолетней работой с коллективами детских садов. У Е.Е. Шулешко во второй половине  1990-х годов  экспериментальной площадкой стали четыре детских сада и пять школьных классов. Однако сами авторы отмечают, что широкому распространению технологии мешает консерватизм взглядов и привычек педагогического сообщества. Педагогу, вставшему на путь реализации этой технологии, придется столкнуться с тремя серьезными трудностями.

Первая – ему необходимо перебороть себя, свои старые привычки, взгляды. Как я писала выше  - необходимо устроить революцию в своей голове.

Вторая трудность – это отношение коллег к данной технологии. При посещении открытого занятия мы, обычно, ждем гладко проведенного занятия, с правильными ответами детей на заранее заготовленные  вопросы.  Но в этой технологии занятие «как по маслу»  однозначно плохое,  не состоявшееся,  должно быть все с точностью, да наоборот – и шумно, и с движениями, и с разными, порой абсурдными, мнениями и ответами детей. И доказывай потом коллегам что это не педагог дал маху и дети сорвали занятие, а новая технология!

Третья проблема - это родители. Как ни крути, мы в каком то смысле выполняем их заказ– подготовить детей к школе. А, значит по их мнению, дети должны сидеть за столами, а лучше сразу партами и учиться, учиться и учиться…  а тут все ходят, что-то обсуждают  - да как тогда они в школу то пойдут!!

Сложно, очень сложно приживается все новое, а если еще и это новое требует каких то физических и умственных усилий, то совсем беда… Но выход есть – мне кажется нужно постепенно внедрять в свою практику элементы этой технологии и внимательно следить за реакцией детей, анализировать что получилось, а что не очень, почему не получилось и главное что делать дальше! Например, можно использовать игры – разминки для перехода от одной деятельности к другой. Такими играми изобилует личный сайт В.М. Букатова.

Эта технология рассчитана для детей от 5 -11 лет, то есть старшие и подготовительные группы детского сада. НО! Я уверена, что и в младших группах можно провести некоторую подготовительную работу, чтоб в старшем дошкольном возрасте эта технология была естественна для детей. Во первых, можно выстраивать доверительные отношения с детьми. Так как взрослый человек в этом возрасте обладает для ребенка несомненным авторитетом, то ни о каких отношениях «на равных» речь не идет. Но чтобы сгладить этот эффект, воспитатель может прибегнуть к помощи персонажа – кукла би-ба-бо, игрушки. Пусть они выстраивают диалог с детьми, а воспитатель отойдет «в тень», как и говорили авторы технологии. В ясельных группах  некоторые занятия могут проводиться не за столами, а на полу. Например, конструирование. Дети с удовольствием строят домик для животных, дорожку к домику и т.д. При этом они сами не замечают, как осваивают такие понятия «большой-маленький», «длинная-короткая». Все происходит в игре, вытекает из ее хода и развития.

Изучив данную тему, я делаю вывод о необходимости применения данной технологии в детском саду, как одной из самых передовых, отвечающей ФГОС ДО, отвечающей детскому естеству во всех его проявлениях.

Источики:

  1. А.П. Ершова, В.М. Букатов «Режиссура урока, общения и поведения учителя».
  2. Известия ВГПУ №3 2015. «Социоигровая технология в формировании коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста».
  3. Из первых рук «Приемы социоигровой технологии. Мастер-класс» В.М. Букатов.
  4. Личный сайт В.М. Букатова «Открытый урок» - openlesson.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ

Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период

Организация воспитательно-образовательного  процесса  дошкольного образовательного учреждения в летний период...

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в период коронавирусной инфекции.

Детские сады должны начать работу на втором этапе выхода из режима самоизоляции. Этапы снятия ограничений каждый регион определит самостоятельно по ситуации. Если ваш детский сад находи...