Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами
методическая разработка

Завьялова Елена Николаевна

Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности. Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой, воздухом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Лебяжинский детский сад

«Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с
различными материалами»

                                     

Воспитатель:

Завьялова Е.Н.

1 квалификационная категория

                                                Февраль 2021

Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности. Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой, воздухом.
Задачи:
 Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в
области опытно-экспериментальной деятельности.
 Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
 Повысить уровень мастерства педагогов.
 Создание положительного эмоционального климата у педагогов
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Участники мастер-класса: Педагоги МКДОУ.

Ход мастер-класса
Воспитатель:
пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
  А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер-классе: «Почемучки». Он будет посвящен опытам и экспериментам , которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово
"эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт". В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Красной шапочки».
Воспитатель: Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: - Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, как у неё дела. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, нюхала цветы, и всё ей вокруг было интересно. Девочка увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Красная шапочка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Красная шапочка долго любовалась красотой раскрывшихся
кувшинок, вдруг она услышала, чей то плач, посмотрев вокруг она, увидела
маленького ежика.
- Почему ты плачешь? Спросила его Красная шапочка.
Ёжик ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу.

- Не плачь, я помогу тебе, сказала Красная шапочка.
Опыт № 2
Нам понадобится пластилин и бусинки. Положите бусинки в воду, и они сразу утонут. То же сделай с пластилином – он утонет. Выньте пластилин и бусины из воды. Пластилин расплющьте и сделайте из него плоскую с закруглёнными краями лодочку. Спустите лодочку на воду. Вы увидите, что пластилин будет плавать на поверхности воды, в него даже можно положить стеклянные бусины, он всё равно не утонет.
Воспитатель: Килограмм воды занимает больший объем, чем килограмм пластилина. Значит, пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому наша «лодка» держится на воде.
Воспитатель: Помогла Красная шапочка ёжику и пошла дальше. Идет она лесом, и увидела она не затушенный костёр.
Опыт № 3
Вам понадобится свечка, зажигалка и стеклянная банка, блюдце. Положите свечку на блюдце, зажгите, накройте сверху банкой. Наблюдайте. Постепенно огонь на свечке потухнет.
Воспитатель: Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.
Воспитатель: Как только красная шапочка потушила костер, подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт № 4
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Воспитатель: Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, собирается в тучу и возвращается в виде дождя на землю.
Воспитатель: Красная шапочка не заметила, как пришла к домику своей бабушки. Бабушка её угостила апельсинами.
Опыт № 5
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем почистите другой апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно.
Почему апельсин в кожуре плавает, а почищенный апельсин тонет?
Воспитатель: В кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Воспитатель: Сколько всего интересного было у бабушки, а больше всего Красной шапочке понравилась «волшебная рукавичка»
Опыт № 6 Металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлагаю педагогам взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной.
-Объясните: почему? При рассматривании рукавички, они находят в ней магнит. Это магнит не давал упасть металлическим предметам.
Воспитатель: Когда Красная шапочка вернулась домой. Маме она рассказала, что интересного она увидела и узнала ответы на многие вопросы:
1. Почему же распускаются цветы?
(бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)
2. Почему пластилин плавает и тонет?
 (Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому наша «лодка» держится на воде.)
3. Почему пламя свечи не горит?
 (Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет)

4. Почему идёт дождь? (Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, собирается в тучу и возвращается в виде дождя на землю.)
5. Почему апельсин тонет и плавает. (В кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет).
6. Почему металлические предметы не падают с рукавички при разжимании? ( Магнит притягивает металлические предметы)

Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
Воспитатель: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.

С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость.
Воспитатель: Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье» Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.  Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. Спасибо за внимание и участие в мастер – классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами

Цель мастер-класса:  распространение собственного педагогического опыта.Продемонстрировать   педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....

Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать  воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами

Мастер-класс будет полезен педагогическим работникам и всем кто интересуется этой темой...

Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами

Цель мастер-класса: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности де...

Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать  воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:  1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной...

Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами.

Цель мастер-класса: продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной ...

Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами.

Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....