Диагностические карты по ФГОС ДО
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хафизова Фарида Файзрахмановна

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Предлагаемые параметры оценки для разных возрастов общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить обще групповую тенденцию развития детей, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)

дошкольной образовательной организации

             на 20_ /20_ учебный год

Группа         ________________   старшая         _____

 

                                                                                                      Педагог дополнительного образования

 

 

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного возраста (6—7 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит  5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Развитие изобразительной деятельности и детского творчества»

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. , образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

в подготовительной группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Задачи воспитания и развития детей

  1. Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.
  2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу).
  3. Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.
  4. Способствовать становлению позиции художника-творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.
  5. Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу, стремление создать выразительный оригинальный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, планировать деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его, эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными подразделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Развитие продуктивной деятельности и детского творчества».

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении.
  • Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.
  • Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
  • Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.
  • Демонстрирует высокую техническую грамотность.
  • Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок проявляет фрагментарный интерес к красоте в окружающем мире и искусстве. Бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры только в знакомых ситуациях или по напоминанию взрослого.
  • В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимания на средства выразительности (цвет, композицию).
  • Неуверенно называет и различает некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов — по материалам, содержанию; затрудняется пояснить особенности видов скульптуры, архитектурных объектов, народных промыслов (на уровне конкретных примеров). Понимает и использует (с помощью взрослого) в речи слова, обозначающие некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники.
  • Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях; неверно называет некоторые сенсорные эталоны.
  • Лепит более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности, не испытывает удовлетворения от него (проявляет безразличие).

 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью комплекса критериев и показателей, разработанных на основе диагностики уровня изобразительной деятельности и развития творчества Т.С.Комаровой (таб.3). Выделенные критерии применяются при анализе продуктов и процесса деятельности.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки

уровня овладения изобразительной деятельностью (лепки)

Критерии

Показатели

1

Умение воспринимать и различать виды и жанры изобразительного искусства

3 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает и правильно называет виды и жанры изоискусства;

2 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает, но затрудняется назвать виды и жанры изоискусстве;

1 – проявляет слабый интерес к восприятию произведения искусства, не различает виды и жанры изоискусства.

2

Передача формы

3 – форма передана точно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – искажения значительные, форма не удалась.

3

Строение предмета

3 – части расположены верно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – части предмета расположены неверно.

4

Передача пропорций предмета в изображении

3 – пропорции предмета соблюдены;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорции предмета переданы не верно.

5

Композиция

а) расположение изображений на листе;

3 – по всей плоскости листа;

2 – на полосе листа;

1 – не продумано, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину

3 – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорциональность разных предметов передана неверно.

в) композиционное решение декоративной работы

3 – декоративная композиция ритмична и уравновешена;

2 – есть незначительные искажения;

1 – композиция не продумана, носит случайный характер

6

Передача движения

3 – движение передано достаточно четко;

2 – движение передано неопределенно, неумело;

1 – изображение статично.

7

Цвет

а) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

3 – многоцветная или ограниченная цветовая гамма: цветовая гамма соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

2 – преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;

1 – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

б) цветовое решение изображения декоративной композиции;

3 – передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);

2 – есть отступление от реальной окраски;

1 – цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;

8

Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого

3 – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2 – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или прекращается);

1 – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).

б) оценка ребенком созданного им изображения

3 – адекватная;

2 – неадекватная (завышенная, заниженная);

1 – отсутствует.

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

3 – ярко выраженное эмоциональное отношение;

2 – средне выраженное эмоциональное отношение;

1 – безразличен.

9

Уровень самостоятельности

3 – выполняет работу самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 – требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью проводится в начале (н) и конце (к) учебного года, все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу и суммируются (таб.2). Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 48 баллов, низшее – 16 баллов.

Таблица 2

Протокол обследования уровня развития изобразительной деятельности (лепки)

Имя ребенка

Критерии оценки

Общее число баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

а

б

а

б

в

в1

в2

в3

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

29

36

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

31

40

3

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

18

26

4

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

32

43

5

.

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

42

47

Итог баллов по критериям

9

14

10

12

9

10

8

10

9

12

9

11

9

12

7

10

10

13

11

14

11

13

10

11

9

11

12

14

10

12

10

12

152

192

Возможное наивысшее число баллов

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

240

240

Последняя суммарная цифра (в данном случае 152 – до обучения и 192 – после обучения) позволяет не только оценить динамику развития группы в целом, но и сравнивать группы детей одного возраста и выделить группы, получившие более высокий уровень овладения изобразительной деятельностью. Так же можно определить общий уровень овладения деятельностью всей группы по отношению к возможному наивысшему числу баллов (в данном случае 240 баллов). Так, до обучения общий уровень овладения изобразительной деятельностью группы составил 63% от возможного наивысшего показателя, а после обучения – 80%, таким образом: динамика роста уровня овладения деятельностью данной группы дошкольников составляет 17%.

Кроме этого, по сводной таблице можно проследить уровень овладения группой тем или иным параметром деятельности, определяемым конкретным критерием (в строке «Итог баллов по критериям»). Например, в данном случае самый низкий показатель до обучения приходится на критерий «Передача пропорций предмета в изображении» - 8 баллов. Таким образом, проанализировав степень овладения группой тем или иным параметром, педагог может разработать более рациональный план образовательной деятельности.

16-24 балла – низкий уровень,

25-39 баллов – средний уровень,

40-48 баллов – высокий уровень.

Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

в старшей группе (с 5 до 6 лет)

дошкольной образовательной организации

на 20_ /20_ учебный год

Группа         ________________   старшая         _____

 

                                                                                                      Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит  5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Развитие изобразительной деятельности и детского творчества»

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. , образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

в старшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

СТАРШАЯ ГРУППА

Задачи воспитания и развития детей

  1. Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям.
  2. Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.
  3. Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
  4. Подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.
  5. Побуждать и поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).
  6. Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок интересуется проявлениями красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций.
  • В процессе восприятия искусства самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ; обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
  • Различает, называет, группирует знакомые произведения искусства по видам, предметы народных промыслов — по материалам, содержанию. Понимает и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Понимает и использует в речи слова, обозначающие виды и жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.
  • Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; по собственной инициативе рисует, апплицирует, лепит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.
  • Инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности: может как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и охотно принимать тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать. Уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, верно, подбирает для их создания средства выразительности.
  • Освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения), способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения.
  • Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.
  • Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ: охотно сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен. Бережное отношение к произведениям искусства -и памятникам культуры демонстрирует лишь в знакомых ситуациях или по напоминанию взрослого.
  • Откликается на яркие проявления красоты в окружающем мире и в искусстве в совместных со взрослым ситуациях, не замечает красоту в повседневной жизнедеятельности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринимаемого, эмоционально и образно высказывать свое мнение. В целом понимает художественный образ произведений искусства; в процессе восприятия обращает внимание на некоторые наиболее яркие средства выразительности (цвет, композицию), некоторые элементы архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
  • Неуверенно (без пояснений) различает, называет некоторые знакомые произведения искусства по видам, предметы народных промыслов — по материалам, содержанию. Различает, но может путать жанры искусства; затрудняется пояснить особенности скульптуры, архитектуры, народных промыслов.
  • Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях; неверно называет некоторые сенсорные эталоны.
  • Демонстрирует невысокий уровень творческой активности.
  • Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует освоенные техники; создает маловыразительные образы.
  • Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности), создает схематические изображения примитивными однообразными способами.

 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью комплекса критериев и показателей, разработанных на основе диагностики уровня изобразительной деятельности и развития творчества Т.С.Комаровой (таб.3). Выделенные критерии применяются при анализе продуктов и процесса деятельности.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки

уровня овладения изобразительной деятельностью (лепки)

Критерии

Показатели

1

Умение воспринимать и различать виды и жанры изобразительного искусства

3 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает и правильно называет виды и жанры изоискусства;

2 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает, но затрудняется назвать виды и жанры изоискусстве;

1 – проявляет слабый интерес к восприятию произведения искусства, не различает виды и жанры изоискусства.

2

Передача формы

3 – форма передана точно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – искажения значительные, форма не удалась.

3

Строение предмета

3 – части расположены верно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – части предмета расположены неверно.

4

Передача пропорций предмета в изображении

3 – пропорции предмета соблюдены;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорции предмета переданы не верно.

5

Композиция

а) расположение изображений на листе;

3 – по всей плоскости листа;

2 – на полосе листа;

1 – не продумано, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину

3 – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорциональность разных предметов передана неверно.

в) композиционное решение декоративной работы

3 – декоративная композиция ритмична и уравновешена;

2 – есть незначительные искажения;

1 – композиция не продумана, носит случайный характер

6

Передача движения

3 – движение передано достаточно четко;

2 – движение передано неопределенно, неумело;

1 – изображение статично.

7

Цвет

а) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

3 – многоцветная или ограниченная цветовая гамма: цветовая гамма соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

2 – преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;

1 – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

б) цветовое решение изображения декоративной композиции;

3 – передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);

2 – есть отступление от реальной окраски;

1 – цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;

8

Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого

3 – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2 – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или прекращается);

1 – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).

б) оценка ребенком созданного им изображения

3 – адекватная;

2 – неадекватная (завышенная, заниженная);

1 – отсутствует.

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

3 – ярко выраженное эмоциональное отношение;

2 – средне выраженное эмоциональное отношение;

1 – безразличен.

9

Уровень самостоятельности

3 – выполняет работу самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 – требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью проводится в начале (н) и конце (к) учебного года, все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу и суммируются (таб.2). Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 48 баллов, низшее – 16 баллов.

Протокол обследования уровня развития изобразительной деятельности (лепки)

Таблица 2

Имя ребенка

Критерии оценки

Общее число баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

а

б

а

б

в

в1

в2

в3

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

29

36

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

31

40

3

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

18

26

4

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

32

43

5

.

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

42

47

Итог баллов по критериям

9

14

10

12

9

10

8

10

9

12

9

11

9

12

7

10

10

13

11

14

11

13

10

11

9

11

12

14

10

12

10

12

152

192

Возможное наивысшее число баллов

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

240

240

Последняя суммарная цифра (в данном случае 152 – до обучения и 192 – после обучения) позволяет не только оценить динамику развития группы в целом, но и сравнивать группы детей одного возраста и выделить группы, получившие более высокий уровень овладения изобразительной деятельностью. Так же можно определить общий уровень овладения деятельностью всей группы по отношению к возможному наивысшему числу баллов (в данном случае 240 баллов). Так, до обучения общий уровень овладения изобразительной деятельностью группы составил 63% от возможного наивысшего показателя, а после обучения – 80%, таким образом: динамика роста уровня овладения деятельностью данной группы дошкольников составляет 17%.

Кроме этого, по сводной таблице можно проследить уровень овладения группой тем или иным параметром деятельности, определяемым конкретным критерием (в строке «Итог баллов по критериям»). Например, в данном случае самый низкий показатель до обучения приходится на критерий «Передача пропорций предмета в изображении» - 8 баллов. Таким образом, проанализировав степень овладения группой тем или иным параметром, педагог может разработать более рациональный план образовательной деятельности.

16-24 балла – низкий уровень,

25-39 баллов – средний уровень,

40-48 баллов – высокий уровень.

Выводы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

в средней группе (с 4 до 5 лет)

дошкольной образовательной организации

на 20_ /20_ учебный год

Группа         ________________   средняя         _____

 

                                                                                                      Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит  5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Развитие изобразительной деятельности и детского творчества»

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. , образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

в средней группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Задачи воспитания и развития детей

  1. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.
  2. Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности.
  3. Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом.
  4. Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений).
  5. Поощрять желание детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности;

Педагогический процесс в средней группе детского сада ориентирован на освоение детьми способов создания изображения в разных видах деятельности и развитие художественно-эстетического восприятия посредством приобщения к разным видам искусства. В образовательных ситуациях и повседневной жизнедеятельности важно вызывать интерес к проявлению красоты в окружающем мире (природе, быту, отражению в искусстве), поддерживать у детей желание рисовать, лепить, конструировать, использовать в игре продукты деятельности.

Важно разнообразить тематику детских работ, поощрять детей изображать разнообразные предметы.

В образовательных ситуациях и общении с детьми педагог развивает у дошкольников умения конкретизировать замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для его раскрытия, стремиться к интересной его реализации (выбор материалов, цветового и композиционного решения) с помощью вопросов и заданий (припоминание личного опыта, рассматривание и тактильное обследование предметов, чтение стихов и прослушивание музыкальных фрагментов, усиливающих детские впечатления, диалог с детьми).

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
  • Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).
  • Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
  • В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить вос принимаемое с собственным опытом.
  • В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
  • Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  • При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не проявляет желания общаться с прекрасным, без интереса включается в образовательные ситуации эстетической направленности, равнодушен к занятиям изобразительной деятельностью, с неохотой включается в общение с педагогом.
  • С трудом проявляет эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном, природном), в искусстве — просто перечисляет отдельные свойства рассматриваемого объекта.
  • С трудом осваивает приемы изображения образа; рисунки однообразны и маловыразительны, шаблонны.
  • Не использует возможности разных изобразительных материалов.
  • Без активной поддержки педагога не выражает желание участвовать в выполнении коллективных работ.

 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью комплекса критериев и показателей, разработанных на основе диагностики уровня изобразительной деятельности и развития творчества Т.С.Комаровой (таб.3). Выделенные критерии применяются при анализе продуктов и процесса деятельности.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки

уровня овладения изобразительной деятельностью (лепки)

Критерии

Показатели

1

Умение воспринимать и различать виды и жанры изобразительного искусства

3 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает и правильно называет виды и жанры изоискусства;

2 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает, но затрудняется назвать виды и жанры изоискусстве;

1 – проявляет слабый интерес к восприятию произведения искусства, не различает виды и жанры изоискусства.

2

Передача формы

3 – форма передана точно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – искажения значительные, форма не удалась.

3

Строение предмета

3 – части расположены верно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – части предмета расположены неверно.

4

Передача пропорций предмета в изображении

3 – пропорции предмета соблюдены;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорции предмета переданы не верно.

5

Композиция

а) расположение изображений на листе;

3 – по всей плоскости листа;

2 – на полосе листа;

1 – не продумано, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину

3 – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорциональность разных предметов передана неверно.

в) композиционное решение декоративной работы

3 – декоративная композиция ритмична и уравновешена;

2 – есть незначительные искажения;

1 – композиция не продумана, носит случайный характер

6

Передача движения

3 – движение передано достаточно четко;

2 – движение передано неопределенно, неумело;

1 – изображение статично.

7

Цвет

а) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

3 – многоцветная или ограниченная цветовая гамма: цветовая гамма соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

2 – преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;

1 – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

б) цветовое решение изображения декоративной композиции;

3 – передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);

2 – есть отступление от реальной окраски;

1 – цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;

8

Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого

3 – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2 – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или прекращается);

1 – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).

б) оценка ребенком созданного им изображения

3 – адекватная;

2 – неадекватная (завышенная, заниженная);

1 – отсутствует.

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

3 – ярко выраженное эмоциональное отношение;

2 – средне выраженное эмоциональное отношение;

1 – безразличен.

9

Уровень самостоятельности

3 – выполняет работу самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 – требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью проводится в начале (н) и конце (к) учебного года, все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу и суммируются (таб.2). Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 48 баллов, низшее – 16 баллов.

Протокол обследования уровня развития изобразительной деятельности (лепки)

Таблица 2

Имя ребенка

Критерии оценки

Общее число баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

а

б

а

б

в

в1

в2

в3

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

29

36

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

31

40

3

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

18

26

4

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

32

43

5

.

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

42

47

Итог баллов по критериям

9

14

10

12

9

10

8

10

9

12

9

11

9

12

7

10

10

13

11

14

11

13

10

11

9

11

12

14

10

12

10

12

152

192

Возможное наивысшее число баллов

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

240

240

Последняя суммарная цифра (в данном случае 152 – до обучения и 192 – после обучения) позволяет не только оценить динамику развития группы в целом, но и сравнивать группы детей одного возраста и выделить группы, получившие более высокий уровень овладения изобразительной деятельностью. Так же можно определить общий уровень овладения деятельностью всей группы по отношению к возможному наивысшему числу баллов (в данном случае 240 баллов). Так, до обучения общий уровень овладения изобразительной деятельностью группы составил 63% от возможного наивысшего показателя, а после обучения – 80%, таким образом: динамика роста уровня овладения деятельностью данной группы дошкольников составляет 17%.

Кроме этого, по сводной таблице можно проследить уровень овладения группой тем или иным параметром деятельности, определяемым конкретным критерием (в строке «Итог баллов по критериям»). Например, в данном случае самый низкий показатель до обучения приходится на критерий «Передача пропорций предмета в изображении» - 8 баллов. Таким образом, проанализировав степень овладения группой тем или иным параметром, педагог может разработать более рациональный план образовательной деятельности.

16-24 балла – низкий уровень,

25-39 баллов – средний уровень,

40-48 баллов – высокий уровень.

Выводы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

второй младшей группе (с 3 до 4лет)

дошкольной образовательной организации

на 20_ /20_ учебный год

Группа         _______________вторая младшая         _____

 

                                                                                                      Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей второй младшей возраста (3—4 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит  5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Развитие изобразительной деятельности и детского творчества»

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. , образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

во второй младшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Задачи воспитания и развития детей

  1. Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать совместно со взрослым и самостоятельно.
  2. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.
  3. В процессе ознакомления с отдельными произведениями прикладного искусства (народными игрушками) и графики (иллюстрации) формировать умение внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением в лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма).
  4. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
  5. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (скульптурный пластилин, цветной пластилин, стеки, штампики), развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
  6. Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций.

       Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Художественная деятельность и детское творчество»

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок в совместной со взрослым деятельности интересуется проявлениями эстетического в быту, явлениях и объектах природы, произведениях искусства. Есть предпочтения: любимые книги, наряды кукол, цвета карандашей, изобразительные материалы.
  • Эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета. В диалоге со взрослым может высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
  • Внимательно рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации. Различает, выделяет некоторые предметы народных промыслов (игрушки, украшенные предметы), их назначение, материалы, из которых изготовлены некоторые предметы. Различает некоторые элементы росписи; различает скульптурные образы, живописные и графические изображения (иллюстрации), узнает изображенные в них предметы и явления. Различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, 3—4 формы, проявления величины, пространственные отношения.
  • Создает простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
  • Освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы), способы создания изображения. Передает сходство с реальными предметами, обогащает образ выразительными деталями.
  • При сопровождении взрослого принимает участие в создании коллективных творческих работ (совместных композиций), наблюдает за действиями других детей, испытывает совместные эмоциональные переживания (общая радость).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.
  • Не испытывает желания отразить свои впечатления в изобразительной деятельности.
  • Неохотно участвует в коллективной изобразительной деятельности.

 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью комплекса критериев и показателей, разработанных на основе диагностики уровня изобразительной деятельности и развития творчества Т.С.Комаровой (таб.3). Выделенные критерии применяются при анализе продуктов и процесса деятельности

                                                                             

                                                                                                                                           Таблица 1

Критерии и показатели оценки

уровня овладения изобразительной деятельностью (лепки)

Критерии

Показатели

1

Умение воспринимать и различать виды и жанры изобразительного искусства

3 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает и правильно называет виды и жанры изоискусства;

2 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает, но затрудняется назвать виды и жанры изоискусстве;

1 – проявляет слабый интерес к восприятию произведения искусства, не различает виды и жанры изоискусства.

2

Передача формы

3 – форма передана точно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – искажения значительные, форма не удалась.

3

Строение предмета

3 – части расположены верно;

2 – есть незначительные искажения;

1 – части предмета расположены неверно.

4

Передача пропорций предмета в изображении

3 – пропорции предмета соблюдены;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорции предмета переданы не верно.

5

Композиция

а) расположение изображений на листе;

3 – по всей плоскости листа;

2 – на полосе листа;

1 – не продумано, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину

3 – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 – есть незначительные искажения;

1 – пропорциональность разных предметов передана неверно.

в) композиционное решение декоративной работы

3 – декоративная композиция ритмична и уравновешена;

2 – есть незначительные искажения;

1 – композиция не продумана, носит случайный характер

6

Передача движения

3 – движение передано достаточно четко;

2 – движение передано неопределенно, неумело;

1 – изображение статично.

7

Цвет

а) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

3 – многоцветная или ограниченная цветовая гамма: цветовая гамма соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

2 – преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;

1 – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

б) цветовое решение изображения декоративной композиции;

3 – передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);

2 – есть отступление от реальной окраски;

1 – цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;

8

Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого

3 – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2 – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или прекращается);

1 – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).

б) оценка ребенком созданного им изображения

3 – адекватная;

2 – неадекватная (завышенная, заниженная);

1 – отсутствует.

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

3 – ярко выраженное эмоциональное отношение;

2 – средне выраженное эмоциональное отношение;

1 – безразличен.

9

Уровень самостоятельности

3 – выполняет работу самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 – требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью проводится в начале (н) и конце (к) учебного года, все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу и суммируются (таб.4). Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 48 баллов, низшее – 16 баллов.

Таблица 2

Протокол обследования уровня развития изобразительной деятельности (лепки)

Имя ребенка

Критерии оценки

Общее число баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

а

б

а

б

в

в1

в2

в3

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

29

36

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

31

40

3

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

18

26

4

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

32

43

5

.

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

42

47

Итог баллов по критериям

9

14

10

12

9

10

8

10

9

12

9

11

9

12

7

10

10

13

11

14

11

13

10

11

9

11

12

14

10

12

10

12

152

192

Возможное наивысшее число баллов

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

240

240

Последняя суммарная цифра (в данном случае 152 – до обучения и 192 – после обучения) позволяет не только оценить динамику развития группы в целом, но и сравнивать группы детей одного возраста и выделить группы, получившие более высокий уровень овладения изобразительной деятельностью. Так же можно определить общий уровень овладения деятельностью всей группы по отношению к возможному наивысшему числу баллов (в данном случае 240 баллов). Так, до обучения общий уровень овладения изобразительной деятельностью группы составил 63% от возможного наивысшего показателя, а после обучения – 80%, таким образом: динамика роста уровня овладения деятельностью данной группы дошкольников составляет 17%.

        Кроме этого, по сводной таблице можно проследить уровень овладения группой тем или иным параметром деятельности, определяемым конкретным критерием (в строке «Итог баллов по критериям»). Например, в данном случае самый низкий показатель до обучения приходится на критерий «Передача пропорций предмета в изображении» - 8 баллов. Таким образом, проанализировав степень овладения группой тем или иным параметром, педагог может разработать более рациональный план образовательной деятельности.

16-24 балла – низкий уровень,

25-39 баллов – средний уровень,

40-48 баллов – высокий уровень.

Выводы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта ФГОС

Диагностическая карта для детей средней группы в соответствии ФГОС...

Диагностические карты по ФГОС ДО

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди...

Диагностические карты по ФГОС ДО

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди...

Диагностические карты по ФГОС ДО

учебно-методический материал...

Диагностические карты по ФГОС ДО

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди...

Диагностические карты по ФГОС ДО

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди...