обобщение педагогического опыта
учебно-методический материал (младшая группа)

Гурьянова Любовь Вадимовна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_adaptatsiya.docx572.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Тополек» села Чапаево

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Обобщение опыта работы по теме:

«Организация работы с семьями воспитанников как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Гурьянова Любовь Вадимовна

Воспитатель группы

раннего возраста

с. Чапаево

2021

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста…………………………………………………………………5

  1. Особенности адаптации детей раннего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
  2. Педагогические  условия  эффективности  адаптации  детей

раннего  возраста  в  ДОУ……………………………..………………………….9

  1. Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста…………………………………………………….…………………….14

Глава 2. Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи……..20

        2.1 Содержание и формы работы дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………………………….20

        2.2 Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада…………………………………………..…24

        2.3 Основные принципы при организации работы в рамках новых форм взаимодействия с семьей………………………………………………………..26

Глава 3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ…………………………………………………………………...………….28

Заключение …………………………………………………………………..…34

Список использованной литературы…………………………………….….37

Приложение…………………………………………………………………..…39

Введение

         Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обусловлена тем, что адаптация, связанная с поступлением малыша в дошкольное учреждение, сопровождается переменой социальной ситуации развития. С поступлением малыша  в ДОУ происходит большое количество изменений в его жизни: определенный режим дня, новое помещение, в котором много неизвестного, и, соответственно, опасного, отсутствие в течение многих часов родителей, строгие требования к поведению, постоянный контакт со многими сверстниками, иной стиль общения. Все эти изменения происходят одновременно, создавая для малыша стрессовую ситуацию.

Дошкольнику положительный опыт адаптации в дошкольном учреждении помогает адаптироваться и в быстроизменяющемся социуме, создает для дальнейшего развития личности ребенка благоприятные предпосылки. В то же время, такого рода ситуация без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.  

Значимость данной темы связывается с новыми потребностями дошкольного образования. Отход от собственной биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности.

Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, к новой среде. А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.  

Целью нашего исследования является организация работы с семьями воспитанников как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи нашей работы:

1.        Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме.  

2.        Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста.

3.        Охарактеризовать основные принципы при организации работы в рамках новых форм взаимодействия с семьей.

О  трудностях данной работы большинство специалистов ДОУ знают не понаслышке. Родители стали не только образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. Зачастую, приходя в детский  сад, они грамотно формулируют вопросы о том, чем именно будут заниматься с их  ребенком педагоги. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитании ребенка.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими, новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста

1.1        Особенности адаптации детей раннего дошкольного возраста

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

Адаптация – (от лат. «приспособляю») - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом [3, 23].

        Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой [3,24-25].

Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна,  аппетита.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни [5,32].

Особенностью раннего возраста является взаимная связь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедление темпа психофизического развития [7,78-94].

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

          Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностей ребенка в условиях социализации. Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение  вверх.

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения [2, 189].

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1)острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [7, 47-119].

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Речевая активность нормализуется в 30-40 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) [2, 36-41].

Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.

Состояние тяжёлой адаптации (от 2 до 6 месяцев), особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.

Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. При этом встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок [7, 47-119].

Педагоги-практики считают, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ;

- наличие у ребенка своеобразных привычек;

- неумение занять себя игрушкой;

- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

1.2 Педагогические  условия  эффективности  адаптации  детей

раннего  возраста  в  ДОУ

Работу по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ необходимо строить по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями, и собственно проведение периода адаптации. Общеизвестно, что степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс [6, 52].

Считаем, что адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный (констатирующий).

Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Для решения этой задачи необходимо провести:

1. Просвещение родителей по вопросам адаптации с первого прихода их в детский сад. В приёмной группы они знакомятся с наглядно-демонстрационным материалом как для родителей, так и для детей: «В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса?», «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»,  «В детский сад как на работу!» «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» - практические рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.

В приёмной родителей и детей встречает сказочный герой, этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, который ждет малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи; с детьми, которые уже ходят в детский сад, и с интересной и разнообразной жизнью, которую они там проводят.

Информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» «Чего нельзя делать ни в коем случае» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду».

2. Анкетирование родителей по знакомству с семьёй будущего воспитанника: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».

По результатам проведенного анкетирования родителей необходимо обозначить семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Исходя из данных, полученных в результате анкетирования родителей, необходимо дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, воспитатель раскрывает основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.

Обращаем внимание на то, что коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить особое внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

II этап – основной (адаптационный).

Вся работа в этот период строится на основе перспективного комплексно-тематического плана.

Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания

При проведении занятий учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого воспитателя по выявлению проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации.

III этап – заключительный.

На третьем этапе проводим сравнительный анализ показателей: метод наблюдения, анкетирование родителей по процессу адаптации. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволяют определить группы адаптации.

1.3 Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста

Игра - отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым [12, 14-24].

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

        Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

        В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то,  с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике).

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника.

Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию [13, 3-9].

Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Основная задача игры в адаптационном периоде - налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Преимущества игры перед другими средствами расслабления  позволяет маленькому ребенку:

• ощутить себя всемогущим;

• помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

• помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;  

• развивает искусство общения;

• помогает управлять своими чувствами;

• дает возможность пережить массу эмоций.

В адаптационный период предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться со стрессом, хороший эффект дают разнообразные игры:

 - с водой; C:\Documents and Settings\ГаЛюШкА\Рабочий стол\люба фото доу\IMG_20160204_094735.jpg

- затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора; C:\Documents and Settings\ГаЛюШкА\Рабочий стол\IMG_20160204_101856.jpg

- подбираются игрушки-забавы, куклы (см. Приложение 6) [20, 31-34].

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делается на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, бумагой, тканью и др. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной.

Глава II. Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи

2.1 Содержание и формы работы дошкольного учреждения с семьей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Значение семейного и общественного воспитания дошкольников

Воспитание в семье

Воспитание в дошкольном учреждении

Большинство родителей осознают свою ответственность за воспитание детей, в том числе и перед обществом.

Многие родители понимают необходимость воспитания с ранних лет.

Во многих семьях родители очень разумно воспитывают детей, правильно понимают основные задачи воспитания, добиваются хороших результатов.

Семья - первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на ребенка непрерывно формирующее воздействие. Родители - самые близкие для ребенка люди. Большое значение имеют их любовь и авторитет.

Особая роль семьи в воспитание детей раннего возраста (физическое единство с матерью, уход, первоначальное воспитание и обучение).

Близкие люди незаменимы. Человек должен жить и знать: что он для кого-то незаменим. Ребенку нужна мать с ее глубокой индивидуальной любовью.

Ребенок воспитывается в специальной педагогической среде, с ним работают подготовленные педагоги.

Воспитание носит научно  обоснованный характер.

Программы и методические пособия позволяют осуществлять системный подход в воспитании.

Огромное влияние на ребенка оказывает коллектив сверстников (с 5 лет это - обязательное условие развития ребенка).

Дошкольные учреждения незаменимы для детей из определенных семей.

Родителям довольно часто не достает этических, юридических, психологических, педагогических знаний для успешного воспитания детей.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности [11, 34-44].

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка,  не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на помощь семье в воспитании детей, на  формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Исходя из этого, вопрос поиска и осуществления новых форм отношений дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.  

Задачи работы дошкольного учреждения с родителями:

-  педагогическое просвещение родителей;

- ознакомление родителей жизнью и работой дошкольного учреждения;

-  установление единства в воспитании детей.

        Условиями успешной работы ДОУ, педагога и семьи является необходимость таких форм отношений, в которых оказывается взаимодополняющее, взаимообогащающее влияние семейного и общественного воспитания на воспитание ребенка [27].

Такими формами отношений являются сотрудничество и взаимодействие.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество  -  это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Т.е. родители и педагоги строят свои отношения на психологии доверия [23].

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.  Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собраниях, субботниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок,  поиграть с детьми и т.д.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве  и взаимодействии  при условии открытости детского сада.

На основе сотрудничества требуется, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

2.2 Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Педагогическое просвещение родителей чаще всего происходит в следующих формах:

Беседы с родителями. Цель - оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен  быть стенд - уголок для родителей.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Формы работы дошкольного учреждения с семьей:

- Родительские собрания (групповые и общие);

- Консультации;

- Приглашение родителей в детский сад;

- Индивидуальные памятки и папки-передвижки;

- Информационные уголки для родителей;

- Тематические уголки для родителей;

- Стенды;

- Выставки  рисунков, поделок.

В период адаптации:

1. Индивидуальный подход к ребенку:

 а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

 б) учет домашних привычек;

 в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

 а) игры ребенка рядом со сверстниками;

 б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

 в) ситуации, общение;

 г) использование фольклора;

 д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

2.3 Основные принципы при организации работы в рамках новых форм взаимодействия с семьей

Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.

         Основные принципы при организации работы в рамках новых форм взаимодействия с семьей:

1. Информационная открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3.   Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Необходимо педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, предложить пути выхода из той или иной ситуации.

4.   Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

         При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития осуществляется в трех направлениях:

•        повышение педагогической культуры родителей;

•        вовлечение родителей в деятельность группы и ДОУ;

•        совместная работа в организованной непосредственной деятельности дошкольников.

Глава III. Организация взаимодействия с семьями воспитанников для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево в 1 младшей группе «Искорка». Педагогический процесс организуется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

В группе 14 детей, набор в группу начался 01.09.20г. Для проведения исследования выбрана группа детей:

Иван И. 2 года  

Гоша К. 2 года 2 месяца

Максим Л. 2 года 3 месяца

Даниил М. 1 год 6 месяцев

Лика О. 2 года 1месяц

Богдан П. 1 год 7 месяцев

Кирилл С. 1год 11 месяцев

София С. 2 года 6 месяц

Каролина Т. 2 года

Семен Т. 1год 10 месяцев

Полина У. 1 год 9 месяцев

Дарина Х. 2 года 1 месяц

Влад Ш. 2 года 3месяца

Коля Ш. 1 год 3 месяцев

Обследование проводилось последовательно в двух направлениях:

первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей);

второе – совместная работа с родителями детей в период адаптации к условиям детского сада.

На первом этапе исследования для определения уровня адаптации дошкольников была использована анкета для анализа подготовки ребенка к условиям ДОУ, направленная на изучение таких особенностей ребенка, как поведение, в том числе настроение, сон-засыпание, аппетит, отношение к высаживанию на горшок, навыки опрятности, отрицательные привычки; нервно-психическое развитие; личность, включающая проявление познавательных потребностей, инициативность в игре, результативность, самостоятельность, социальные связи со взрослыми. Предложенные параметры оценивались по 3-бальной шкале, по итогам определялся средний балл ребенка и делался вывод об уровне адаптированности (см. Приложение 2).

Было опрошено 14 родителей тех детей, которые начали посещать детский сад. В результате анкетирования выяснилось, что 11 детей (73%) готовы к поступлению в ДОУ; 3 человека  (27%) условно готовы.

Для детей, быстро привыкших к детскому саду, характерны высокие показатели по критериям адаптации,  таким, как бодрое настроение, быстрое засыпание без дополнительных воздействий, длительность сна соответствует возрасту, хороший аппетит, положительное отношение к высаживанию на горшок, активное проявление познавательных потребностей. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту. Такой ребенок в повседневной жизни и при обучении проявляет интерес, активность, умеет сам себе найти дело: проявляет инициативность во взаимоотношениях с взрослыми, легко вступает в контакт с детьми, доводит начатое дело до конца, умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого.

Адаптированный ребенок уверен в себе и проявляет адекватность к оценке взрослых.

Испытуемые второй группы (условно готовы – 3 ребенка). Такой ребенок в повседневной жизни и при обучении не всегда проявляет интерес, избирательную активность, не умеет сам себе найти дело, проявляет избирательную инициативность во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, не всегда доводит начатое дело до конца, не умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого. Условно адаптированный ребенок не всегда уверен в себе и проявляет периодически неадекватность в своей оценке.

В ходе исследования проведено наблюдение за поведением всех детей  в период адаптации.

        Характеристика поведения детей:

Дарина Х. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, спокойная, во взаимоотношении со взрослыми и детьми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.

Коля Ш. Эмоциональное состояние стабильное, спокоен. Речь менее активная, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми активно себя ведет.

София С. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми в общении проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.

Кирилл С. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь начинает формироваться. Со сверстниками вступает в контакт.

Лика О. Эмоциональное состояние стабильное, молчаливая, любит быть одна, но  иногда в ступает в контакт с детьми.

Влад Ш. эмоциональное состояние стабильное, любопытен, вступает в контакт с детьми, речь менее активная, во взаимоотношение со взрослыми в общение – ответная реакция.

Гоша К. Эмоциональное состояние нестабильное, вступает в контакт с детьми, любопытен во всем, не слушает указание воспитателя, речь начинает формироваться.

Максим Л. Эмоциональное состояние стабильное, спокоен, речь активная, предметная деятельность сформирована, во взаимоотношении со взрослыми в общение – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.

Богдан П. Эмоциональное состояние стабильное, речь начинает формироваться, навыки предметной деятельности сформированы, со сверстниками вступает в контакт.

Даниил М. Эмоциональное состояние стабильное, спокоен, навыки предметной деятельности сформированы, с детьми играет.

Иван И. Эмоциональное состояние стабильное, речь начинает формироваться, плаксив, навыки предметной деятельности сформированы, с детьми вступает в контакт.

Каролина Т. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, спокойна, во взаимоотношении со взрослыми в общение – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.

Семен Т. Эмоциональное состояние стабильное, спокоен, речь начинает формироваться, во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу.  

Полина У. Эмоциональное состояние стабильное, спокойна, речь начинает формироваться, во взаимоотношение с детьми и сверстниками проявляет инициативу.

Анализируя анкеты, которые заполняли родители до приема ребенка в ДОУ, можно отметить следующее:

- родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, обеспокоены, тревожны;

- родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;

- многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша.

На втором этапе исследования начинаем работу с родителями детей, в первую очередь опираемся на традиционные педагогические методы: беседы, консультации, наблюдение за родительским отношением к малышу.

        Для родителей малышей перед приемом детей в сад проводим индивидуальные и групповые беседы, стараемся быть тактичными, выражаем свою заинтересованность, доброжелательно побуждая собеседников к высказыванию: что их радует, беспокоит в состоянии здоровья, поведении, развитии ребенка. Просим ответить родителей на вопросы анкеты, например, на вопросы «Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детское учреждение?», «Какие есть у ребенка привычки?», «Умеет ли ребенок играть сам?»  В беседе родители рассказывают о своем малыше больше, даже вспомнят какие-то особенности, которые могут очень пригодиться и воспитателям в общении с этим ребенком, в подборе индивидуального подхода к нему, понять его отношение к приему пищи, игровой деятельности, умению находиться в обществе сверстников, как лучше успокоить, расположить эмоционально положительно к себе, создать чувство комфорта от пребывания в группе.

        На первом собрании знакомим родителей с самим детским садом  с группой, с созданной предметно-развивающей средой (мягкие модули, книжный уголок, уголок сенсорного развития и др.), показываем игрушки, спальню с детскими кроватками, раздевалку со шкафчиками в картинках, умывальную комнату. То есть показываем, что созданы достаточно комфортные условия для детей. Родители получают сведения о режиме дня, их знакомят с трудностями первого месяца пребывания ребенка в детском саду. Вся работа на данном этапе проводится для того, чтобы родители смогли осознать важность и значимость дошкольного воспитания и образования для дальнейшего развития и воспитания их ребенка.

Совместно с родителями проводим круглые столы, которые решают вопросы на злободневную тему: «Адаптация ребенка к ДОУ», «Наказывать или не наказывать», «Гуляем в любую погоду», «Играем? Играем!» На этих мероприятиях решается много вопросов, которые волнуют родителей и педагогов, выслушиваются разные точки зрения. Мы, педагоги, пытаемся донести до родителей научную (педагогическую) точку зрения на ту или иную проблему, убеждаем, доказываем, также мы выслушиваем мнения родителей и стараемся прийти к единому решению.

Кроме того, используется очень популярная форма работы с родителями – «Фоторепортаж» (перед тем как использовать данную форму сотрудничества,  убеждаемся, что родители не имеют возражений против того, чтобы фотографии с их детьми были размещены на общем стенде). Родители на фото могут увидеть, как ребенок ведет себя в различных режимных моментах. Родитель видит, что с ребенком занимается воспитатель, проводя непосредственно образовательную деятельность, ребенок спокойно играет с игрушками, дети проводят эксперименты с водой, а вовсе не плачут.  Это снижает тревожность родителей, повышает доверие к персоналу ДОУ.

Родительские собрания мы проводим чаще не в традиционной форме, где главное место отводилось докладам, сообщениям, показам занятия. На наших собраниях родители – активные участники. Вместе с детьми играют в занимательные игры, водят хороводы, поют песни, рисуют, лепят, строят (это ещё и помогает нам приобщить родителей к совместной образовательной деятельности). Ведь не каждый родитель сможет присутствовать на наших занятиях в первую половину дня, а во время собрания это вполне удаётся. Более активные родители порой выступают ведущими в играх, проводимых в рамках занятия.

В приёмной комнате для родителей на стендах есть необходимая информация по адаптации детей к детскому саду: информация о возрастных особенностях развития детей; украшаем «свою группу и приемную» к праздникам; наглядно знакомим родителей с режимными моментами; с организацией образовательной и игровой деятельности; с развлечениями и праздниками, проводимыми в группе и в ОУ.

Вся деятельность в группе раннего возраста (а значит и в нашем ДОУ) по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни направлена на создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка на основе формирования единого пространства в системе отношений «семья-ребенок-педагог», она базируется на следующих направлениях: профилактическое и лечебно-оздоровительное.

Систематическую и планомерную работу с семьей по этому направлению проводим совместно с медицинским персоналом учреждения, и начинается она с первых дней пребывания малыша в дошкольном учреждении.

В период адаптации проводим вместе с родителями утреннюю гимнастику, чтобы  снять у ребенка эмоциональное напряжение перед новой обстановкой.

Во время непосредственной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов, прогулки задействуем различные виды театра (настольный, театр-рукавичек, пальчиковый, фланелеграф).

C:\Documents and Settings\ГаЛюШкА\Рабочий стол\GUG..jpgА чтобы было что задействовать – обращаемся за помощью к родителям. Очень ценны выполненные руками родителей театральные фигурки, сказочные персонажи, а также костюмы для «уголка ряженья», материал для сюжетно-ролевых игр.

Привлекаем родителей к оформлению участка зимой – постройке снежных фигур совместно с детьми на игровой площадке, это даст возможность потом показывать детям красивые фигуры, вызывая у них чувство радости, так как самим детям в этом возрасте сложно показать свои возможности и чувства. Они с удовольствием дополняли готовые снежные фигуры, сделанные родителями, реализуя свои фантазии (вставляли крышечки вместо глаз, морковку вместо носа, веточки вместо рук).

Весной мы привлекали родителей к изготовлению поделок из пластмассовых бутылок (например, цветы), и  сами дети закручивали крышечки на этих бутылках, что способствует развитию мелкой моторики рук.  

Мы ведем адаптационные листы наблюдения на каждого малыша, где отмечается аппетит ребенка, особенности сна, заболевания, эмоциональное состояние. Определив степень адаптации, мы знакомим с полученными данными родителей.

Можно сказать, что такая систематическая, целенаправленная, своевременная работа, проводимая в нашем детском саду по профилактике дезадаптации, приносит положительные результаты, она:

- нивелирует состояние стресса у каждого ребенка;

- создает условия для доверительных отношений с родителями;

- повышает педагогическую компетентность родителей;

- увеличивает количество детей с легкой степенью адаптации, снижает

число детей с тяжелой и средней степенью до минимума.

Уже много лет мы имеем стабильно положительные результаты адаптации детей к условиям ДОУ. И как результат реализации данной работы складываются доверительные отношения между педагогическим коллективом и родителями, которые не навязаны, а появляются как естественное желание обеих сторон. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и коллективом специалистов. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию об особенностях воспитания в семье. Благодаря тесному контакту родителей и педагогов дети успешно проходят адаптацию, в дальнейшем становясь дружным любознательным детским коллективом, получающим удовольствие от ежедневного общения.

Можно сделать следующие выводы о том, что  дети становятся более внимательны к происходящему в группе, проявляют интерес к образовательной деятельности, становятся более спокойными и доброжелательными к окружающим взрослым и друг другу. Мы стараемся воспитать в детях уверенность в самих себе, и своих возможностях, развиваем активность, самостоятельность, прививаем простейшие навыки самообслуживания. В играх мы используем героев сказок (на картинках, с надеванием костюмов, атрибутов, отправляемся в путешествия, жалеем и сочувствуем героям, оказываем помощь) с помощью этого мы отвлекаем от мыслей о доме. В этом возрасте взрослый, а именно воспитатель, выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Привлекаем вновь поступающих детей с родителями на утренние и вечерние прогулки.  

Важно отметить, что данная работа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок-родитель-воспитатель.

Наблюдения показывают, что адаптационный процесс к условиям детского сада у детей протекал значительно легче. Они ведут себя более спокойно, период привыкания сокращается, они быстрее начинают полноценно посещать детский сад, остаются на целый день, активно и с интересом включаются в образовательный процесс.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования позволили изучить особенности адаптации дошкольников к условиям детского образовательного учреждения.

Адаптация представляет собой оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

В период адаптации мы, совместно с медицинским работником, тщательно наблюдаем за детьми. Это основной способ диагностирования эмоционального состояния детей в этом возрасте. Оцениваем сон, аппетит, эмоциональное состояние, уровень и формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Отмечали в картах нервно-психическое развитие каждого поступающего ребенка в период адаптации. Такой ребенок в повседневной жизни и при обучении проявляет интерес, активность, умеет сам себе найти дело: проявляет инициативность во взаимоотношениях с взрослыми, легко вступает в контакт с детьми, доводит начатое дело до конца, умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого. Адаптированный ребенок уверен в себе и проявляет адекватность к оценке взрослых.

Наше наблюдение показало, что адаптационный процесс у детей протекал значительно легче к условиям детского сада. Они ведут себя более спокойно, период привыкания сокращается, они быстрее начинают полноценно посещать группу, остаются на целый день, активно и с интересом включаются в образовательный процесс.

Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения и навыки, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, могут быть использованы в работе педагогов ДОУ, в работе с детьми раннего возраста.

Список использованной литературы

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. 176с.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина 2007. C. 36-49, 189.

3. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. 2007.  № 2.  С. 23-35.

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.:ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989.  № 1.  С. 29-40.

6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель; 2006.  C. 47-119.

7. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада.  М.: Просвещение; 2003. №3. C 78-94.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003. 240с.

9.  Галигузова Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет. Справочник – пособие для родителей. М. 2002.

10.  Давыдова О.И. Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие // (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).  М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Зубова Г., Арнаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста // Дошкольное воспитание.  2004.  № 7.  С. 34-44.

12. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание.  2005.  № 4.  С. 14-24.

13. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Информация международной научно-практической конференции // Дошкольное воспитание. 1995.  № 12.  С. 3-9.

14. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985. 112 с.

15. Костина  В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //Дошкольное  воспитание.  2006. №1.

16. Калинина Р. Вопросы адаптации детей к детскому саду // Дошкольное воспитание.  1998.  № 4.  С. 34-45.

17.        Калинина Р. Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад… // Дошкольное воспитание.  1998.  № 4.  С. 35-43.

18. Мочалова О.Л. Адаптация детей к ДОУ. // Ребенок в детском саду. 2006.  №4.        

19. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. – 2000.  № 3.  С. 33-46.        

20. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии.  1992.  № 5-6.  С. 31-34.

21. Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос. 2007.  176с.

23. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез. 1996. 160с.

24. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание. 2006. № 3.

25. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити. 2003. 382с.

26. http://sociosphera.com

27. www.maam.ru

Приложение 1

Рекомендации для родителей

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

- разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые собрания.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

ФИО ребенка______________         Дата рождения ______________

ФИО родителя _________________

1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? (нужное подчеркнуть)

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

2.  Как Ваш ребенок засыпает? (нужное подчеркнуть)

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла

 Долго не засыпает — 2 балла

 Неспокойно — 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? (нужное подчеркнуть)

Да — 1 балл

Нет — 3 балла\

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? (нужное подчеркнуть)

2 ч — 3 балла

1 ч — 1 балл

5.  Сколько раз в день  ребенок спит?

2 раза – 1 балл

1 раз – 3 балла

6. Какой аппетит у Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

7. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? (нужное подчеркнуть)

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

8. Просится ли Ваш ребенок на горшок? (нужное подчеркнуть)

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет и ходит мокрый — 1 балл

9. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? (нужное подчеркнуть)

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается  — 1 балл

Нет — 3 балла

10. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

11. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? (нужное подчеркнуть)        

Да — 3 балла        

Иногда — 2 балла        

Нет — 1 балл

12.  Как Ваш ребенок играет? (нужное подчеркнуть)        

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

13. Какие взаимоотношения со взрослыми? (нужное подчеркнуть)

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

14. Какие взаимоотношения с детьми? (нужное подчеркнуть)

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

15. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? (нужное подчеркнуть)

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

16. Есть ли у ребенка уверенность в себе (нужное подчеркнуть)

Есть – 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

17. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? (нужное подчеркнуть)

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

Не было – 0 баллов

18. Есть ли у ребенка привязанность к кому-либо из взрослых? (нужное подчеркнуть)

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

Шкалы анкеты:

40 – 55 баллов - ребенок готов к поступлению в ДОУ;

24 – 39 баллов - условно готов;

16 – 23 не готов.

Приложение 3

«Карта нервно - психического развития ребенка второго года жизни»

Дата рождения ___________________    Дата поступления________________

                                                

                                                

                                        Уровень развития

        

Речь

Деятельность

Навыки взаимоотношений

Пассивная

Активная

Бездеятельность

Наблюдение, подражание

Предметная деятельность

Со взрослыми

Со сверстниками

Отсутствуют

Ответное Инициативное

Отсутствуют

Ответное

Инициативное

1 год 3 мес.

1 год 6 мес.

1 год 9 мес.

2 года        

Приложение 4

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка:________________  Дата рождения:__________  Возраст _______     Дата поступления ___________

Адаптационные дни        1-й        2-й        3-й        4-й        8-й        16-й        32-й        64-й        128-й

Настроение        :                                                                

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник                                                                        

Сон:

Засыпание

Длительность                                                                        

Активность:

В игре

В речи                                                                        

Взаимоотношения с детьми                                                                        

Взаимоотношения со взрослыми                                                                        

                                             Условные обозначения:

Положительно - «+»          Неустойчиво - «+»; «-»               Отрицательно – «-»           Болел – «Б»                        Находился дома  - «Д»

Приложение 5

Алгоритм прохождения адаптации

Первая неделя

Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 2 – 3 ч (9.00 – 11.00).

Цели: закладывать основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников; подробно познакомить с расположением помещений в группе.

Вторая неделя

Ребенок находится в детском саду 2 – 3 ч без мамы (9.00 – 11.00).

Цели: установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком (ребенок сам идет на руки, на колени, принимает ласку воспитателя, смело обращается за помощью); закладывать основы доброжелательного отношения со сверстниками, способствовать развитию игры «рядом»; побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение ориентироваться в помещении группы, находить предметы личного пользования (с помощью взрослого, опираясь на индивидуальную картинку).

Третья неделя

Посещение ребенком ДОУ в первую половину дня (8.00 – 12.00). К концу недели ребенок по желанию остается на дневной сон.

Цели: приучать ребенка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам); привлекать к совместным играм по типу «Шли, шли, что – то нашли…»; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу; формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.

Четвертая неделя

Дети посещают детский сад в течении всего дня.

Цели: организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психический комфорт; развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу; развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших детей, установить незыблемые правила общежития; подготовить ребенка к расширению круга общения с другими сотрудниками ДОУ, со старшими детьми; поощрять культурно – гигиенические навыки.

Приложение 6

Игры в адаптационный период с детьми от 1,5 до 3-х лет.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

СИСТЕМА ИГР-ЗАНЯТИЙ

С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сами игры не новы, но предложенная здесь последовательность использования их в работе с малышами, на мой взгляд, наиболее эффективна.

1. «Новая кукла»

ЦЕЛЬ. Вызвать у детей интерес к игре с куклой. Уточним их знания о строении тела человека: руки, ноги, голова, уши и т. д. Дать элементарные представления о гостеприимстве, воспитывать доброжелательность.

2. «Устроим кукле комнату»

ЦЕЛЬ. Продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, ее назначении. Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, вешать, класть, ставить. Воспитывать умение играть с другими детьми.

3. «Уложим куклу спать»

ЦЕЛЬ. Закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Учить правильно складывать одежду на стульчик. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли, простынка, подушка, одеяло, вешать, ставить, чистый. Воспитывать аккуратность.

4. «Кукла проснулась»

ЦЕЛЬ. Закрепить знания детей о предметах одежды и порядке их надевания.

Продолжать учить различать и называть цвета. Активизировать словарь: носки, юбка, блузка, вставай, постель, умойся. Формировать умение договариваться в ходе игры.

5. «Девочка чумазая»

ЦЕЛЬ. Учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь:  купаться, мыть, теплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле и т.д.   фото

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Дуем на ватку

C:\Documents and Settings\ГаЛюШкА\Рабочий стол\GHK.jpg

Каравай

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покру¬житься, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

 Я кружусь, кружусь, кружусь,

 А потом остановлюсь.

 Быстро-быстро покружусь,

 Тихо-тихо покружусь,

 Я кружусь, кружусь, кружусь

  И на землю повалюсь!

Прячем мишку

 Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик

 Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко»  (в отверстие спинки стула).

Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!»  бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.                            

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.C:\Documents and Settings\ГаЛюШкА\Рабочий стол\люба фото доу\IMG_20160127_092119.jpg

Хоровод с куклой

(проводится с двумя-тремя детьми)

 Материал. Кукла средних размеров.  

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).  

Вариант: игра проводится с мишкой.

Догонялки

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с мишкой.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.  

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.  

Игру можно повторить 2-3 раза.

Собирание «сокровищ»

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Солнышко

Материал. Цветные карандаши.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!» Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего. Эта игра способствует «психологическому поглаживанию», столь необходимые каждому ребенку, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....