Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами.
статья (младшая группа)

Кукушкина Ольга Борисовна

Статья. Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами

Автор:

Методист

Кукушкина О. Б.

Методическая работа в дошкольном учреждении (далее ДОУ) – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми (Васильева А. И.).

Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Этот комплекс ориентирован, прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития воспитанников ДОУ.

В нашем ДОУ используются такие формы работы как:

-теоретические семинары (доклады, сообщения);

-семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на занятиях);

-диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.;

-«деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;

-обсуждение современных новейших методик, технологий;

-обсуждение отдельных открытых, взаимо посещённых занятий, мероприятий;

-обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

-разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий, проектов;

- обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

- педагогические советы, методические объединения и др.

Методическая работа на базе ДОУ выполняет ряд важных функций:

- благодаря активному участию в этом виде деятельности, педагог сохраняет и закрепляет свое положение в ДОУ;

-с возрастом методическая работа способствует решению проблемы профессионального сохранения, преодолению возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;

- обучение освобождает человека от ложных ценностей, делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;

- обучение на рабочем месте способствует достижению педагога желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе;

- методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе.

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта

Семинары-практикумы

Семинары-практикумы требуют более серьезной подготовки, т.к. на них педагога знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшийся в течение нескольких месяцев.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогического коллектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

Диспуты, дискуссии

Различные формы занятий (заседаний): диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» - обычно на практике обозначаются общим термином - «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т.е. столкновение точек зрения, позиций и т.д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформированных взглядов, позиций.

Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами проблемных микрогрупп - методобъединений с целью поиска истины (истин). Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников подобного диалога была небольшой (до 10 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно ее отстоять.

В педагогической практике поучили распространение различные виды обмена мнениями, представляющие собой свернутые формы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «техника аквариума»,» панельная дискуссия».

Характерной чертой свернутых форм дискуссии является участие в ней двух-трех и более предметных методобъединений, так что в конце концов предметом их обсуждения становятся позиции, мнения участников.

Некоторые формы дискуссий

«Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 2-3 и более предметных методобъединений. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

Форум. Механизм проведения сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.

Симпозиум. Более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.

Дебаты. Явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Наиболее актуальными и распространенными в практике работы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений - являются «круглые столы».

«Круглый стол». Это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками.

«Техника аквариума». Выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:

Проблема дискуссии формулируется по просьбе педагогов.

Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются по кругу.

Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)

Представители собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.

 «Деловые» игры.

Для достижения результативности в процессе проведения «деловой» игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные педагоги. Необходимо избрать председателя, ведущего игру, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих), судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в его роли должен выступать педагог, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес педагогов к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов).

Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов педагогов.

Ролевая игра (по существу игра-драматизация) - это процесс, в котором участвуют педагоги проблемных микрогрупп - методических объединений, распределяющие между собой роли педагогов, воспитанников, заведующего, заместителя заведующего, методиста ИМЦ и т.д.

Руководить игрой должен либо методист ИМЦ, либо заместитель заведующего, либо председатель методобъединения и т.д.

Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) довольно прост:

руководитель сообщает тему игры;

дается инструктаж о ходе игры;

фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;

руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;

подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса.

И самое важное - педагоги должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Игры-имитации. Эта форма занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений требует творческого подхода от ведущего.

Грамотно подготовленная игра-имитация предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры.

Вполне понятно, что участники игры-имитации по-своему оценят проигранные ими ситуации.

В процессе игровой ситуации педагоги пытаются имитировать виды, приемы, формы работы педагогов-профессионалов, а иногда лишь один фрагмент занятия.

Почерк работы другого педагога не всегда удается успешно сымитировать.

Это трудная, но разрешимая задача, которую можно реализовать в результате многократных тренировочных упражнений.

Педагогам труднее исполнять роли воспитанников, а не роли других членов педагогического коллектива. Иной раз воспитанники более мобильны в решении определенных ситуаций, чем их педагоги.

Этот факт свидетельствует о необходимости участия педагогов в различных играх, особенно в тех, которые они планируют проводить совместно с воспитанниками на занятиях.

Следует отметить, что игровая модель образовательного процесса строится на включении педагогов в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Результатом этого процесса должны стать новые технологии, новые методические приемы, виды работ, которые, несомненно, обогатят всех участников игры.

Урок-панорама на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп - методических объединений используется реже. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности педагога, его компетентность, эрудицию. Урок-панораму следует проводить на занятиях одного методобъединения. Механизм проведения этой формы методической работы таков:

участники работают в группах (по 2-3 человека) или индивидуально;

педагоги сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;

участники получают пособия;

каждая группа (либо каждый самостоятельно работающий педагог) составляет план занятия, четко планируя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;

игроки защищают свои варианты разработок занятий (защита проводится в присутствии всех участников);

участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с воспитанниками;

в роли арбитра выступает заведующий.

Очень важно, что участие педагогов в любой игровой модели трансформирует их позицию, которая балансирует между ролью организатора, помощника, соучастника общего действия. Значительна роль этой модели занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений при заключительном ретроспективном обсуждении проигранных ситуаций, ролей и т.д.

Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки.

Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки тот же, что и в вышеизложенном пункте.

Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий.

Все формы методической работы проблемных микрогрупп - методобъединий связаны с практическими умениями педагога, а это-либо открытые занятия. На них педагог демонстрирует коллегам апробированные им различные формы занятий, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения воспитанников. Иногда педагог приглашает коллег и на начало эксперимента, когда у него есть лишь гипотеза, которую необходимо проверить, но он сам не предполагает, не видит результата, поэтому экспертное заключение присутствующих на занятие или мероприятие очень важно.

Следовательно, открытое занятие или мероприятие - это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия смогли приглашать на них своих коллег.

При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:

Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т.д.).

Умение четко ставить перед воспитанниками задачи, цели.

Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с воспитанниками.

Умение добиваться максимальной результативности воспитанников.

Выставки и отчеты по самообразованию.

Отчеты по самообразованию педагогов прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога (доклады, рефераты, разработки конспектов, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) и продуктов труда их воспитанников (выставки рисунков, поделок и т.д.). Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как педагога, так и воспитанника.

Педагогические Советы

В организационной структуре методической работы необходимо учитывать и такую форму работы с педагогическим коллективом, как педагогические Советы, - это высший орган коллективного руководства ДОУ.

На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогов в тесной связи с результатами воспитательного процесса. В условиях работы по новой модели методической службы на заседаниях педсоветов заслушиваются теоретические выступления педагогов и выступления из практики своей работы, результаты их инновационных, творческих поисков.

Формы проведения заседаний педсоветов разнообразны, и чаще всего они носят дискуссионный характер: «круглые столы», «техника аквариума», «панельная дискуссия», форум и т.д.

Подобные заседания педсоветов повышают их действенность и авторитетность, а самое главное - способствуют заинтересованности и оживлению работы педагогического коллектива.

Неформальные объединения педагогов.

Создаваемые преимущественно для совместного проведения досуга, неформального общения эти формы работы могут принести большую помощь в деле повышения квалификации и мастерства педагогов, прежде всего - в подъеме общей культуры педагогов, культуры общения и речи. Во многих ДОУ действуют педагогический театры, студии, агитбригады, в которых молодые педагоги осваивают основы педагогической техники в ходе подготовки и проведения различных выступлений. Эти формы служат и для сплочения педагогического коллектива. Неформальные объединения педагогов по своей природе не терпят администрирования, заорганизованности, поэтому руководство их деятельностью требует особого такта.

И в заключение хочется сказать, что одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. В условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности.

Для всех форм методической работы обязательна единая общедетсадовская тематика, исходящая не из предложений и пожеланий педагогов, а из целей и задач развития ДОУ и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в детском саду

Представление опыта работы методической службы Излучинского МБДОУ ДСКВ "Сказка" Нижневартовского района на конкурсе "Методическая служба -новой школе", заместитель заведующей Ануфриева Ирина Леонидовн...

Методическая работа в детском саду

Оборудование и оснащение методического кабинета ...

Информационные технологии в работе воспитателя детского сада

презентация о применении ИКТ в детском саду...

Методическая работа в детском саду Книга

Данное учебное пособие рекомендовано для студентов педагогического колледжа специальности  050144 «Дошкольное образование», изучающих курс «Теоретические и практические аспекты методической работ...

Сообщение на педагогическом совете. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя детского сада.

В детском сад проводится работа по укреплению и охране здоровья детей, по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность взрослых ...

Консультация для педагогов детских садов, для совместной работы с родителями.

Каждый воспитатель детского сада должен знать как правильно выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников.  Несколько примеров о том, как это правильно сделать. Что входит в о...

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....