Картотека игр по формированию толерантного отношения.
картотека (старшая группа)

Картотека игр по формированию толерантного отношения

 к людям с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_formirovaniyu_tolerantnogo_otnosheniya.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию толерантного отношения
к людям с ограниченными возможностями

Упражнение. Групповая дискуссия.

Цель: выявление исходного уровня знаний.

Кто такие люди с ограниченными возможностями? (инвалиды по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, нарушения в интеллектуальной сфере).

Основной тенденцией 21 века – общество поворачивается лицом к людям с ограниченными возможностями: организуется большое количество центров, организаций, мест, где они обучаются, общаются. Есть люди с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Вопросы:1.Часто ли вы встречаете на улице людей с ограниченными возможностями?

2.Есть ли у вас знакомые, родственники инвалиды?

3.Должно ли быть инвалидам стыдно за свое положение?

4.Обращали ли вы внимание на то, как ведут себя люди по отношению к инвалидам, когда встречают их на улице?

5. Как вы думаете, что чувствуют инвалиды, когда на них обращают внимание?

Упражнение. «Поводырь - слепец».

Цель: представить возможность детям пережить опыт зрительной депривации.

Сформировать пары, где одному завяжут глаза, а другой будет поводырем, который водит «слепца, стараясь избежать препятствия.

Вопрос: Какие чувства вызвала у вас эта игра?

Упражнение. «Психотехническая игра «Связанные руки».

Цель: создать возможность пережить ограничения движения рук.

Реквизиты: веревочки 30 см – 20 штук, 2 модуля (с застежками, замками, пуговицами и т.д.), две маленькие бутылки с водой, 2 стакана, листы А4 – 20 штук, цветные карандаши на каждого участника

Содержание: Снова рассаживаемся по подгруппам. В данной игре вам будет предоставлена возможность пережить то, что чувствует человек, имеющий ограничения движения рук (среди детей с ОВЗ это частое явление). Сейчас я вам каждому свяжу руки, и именно в таком положении вам нужно будет выполнять задания. Участникам связываются руки, а затем их просят:

- застегнуть-расстегнуть пуговицы на модуле,

- открыть бутылку и налить воду в стакан,

- нарисовать цветок.

Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?

Итог: Имея подобных детей в группе, теперь вы имеете представление, как им сложно и насколько они нуждаются в вашей помощи и, конечно же, терпении.

Упражнение. « Что слышно?»

Цель: обратить внимание на назначение слуха в жизни человека.

Предложить в течение 1 минуты обратить внимание на окружающие звуки, а затем рассказать , что они услышали.

Как прекрасно проснуться утром, услышать пение птиц, мамин голос, шелест листьев на деревьях, почувствовать гармонию души и тела.

Упражнение. «Двойки, тройки, четверки».

Цель: участники все время должны находиться в движении и общаться.

Все хаотично двигаются по комнате. По команде ведущего объединяются в двойки, тройки , четверки и выполняют определенные движения:

двойки – играют друг с другом в ладушки;

тройки – идут по кругу;

четверки – покачивают руками , подняв их вверх, как ветками деревьев;.

тринадцать – становятся в круг, положив руки друг другу на плечи.

Упражнение. «Правила поведения с ребенком инвалидом и его семьей».

Цель: закрепит полученный опыт в знаниях.

Самое большое счастье для родителей – здоровый ребенок .К сожалению так бывает на всегда. Приговор врачей – «Ваш ребенок - инвалид» чаще всего звучит неожиданно. Окружающие не всегда знают как себя вести, если рядом вдруг увидели инвалида. Как вы считаете как нужно себя вести? Почему?

Упражнение. «Наше послание вам».

Чтение письма инвалидов к окружающим людям. Обсуждение того какие чувства и эмоции испытывал автор письма. Какие эмоции испытывали при прослушивании письма.

Совет психолога,

Необходимо рассчитывать на здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Относитесь к другому человеку, как к самому себе, точно так же уважайте его, и тогда все будет хорошо.

Упражнение с элементами тренинга  «Слепой, глухой, немой».

Цель упражнения: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развивать принятие, помочь понять глубинные причины дискриминации, подводные камни и возможные последствия.

Оборудование: костюмы, предметы для подарков. Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо сыграть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:

1 человек: не двигается, не слышит, но говорит и видит;

2 человек: не говорит, не слышит, но двигается и видит;

3 человек: не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и  какой возьмете подарок.
Группа не должна помогать. По окончанию первой части упражнения можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы.
 Рефлексия упражнения: трудно ли вам было поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Почему?

Упражнение об отношениях и осведомлённости.

Цель упражнения: расширить и пополнить знания учащихся о людях с ограниченными возможностями.

Оборудование: красные и черные кружки.

Разделить участников на группы попарно и попросить их прокомментировать правильность или неправильность утверждений. Требуется, чтобы участники объяснили, почему они считают утверждения правильными или неправильными. Правильное утверждение учащиеся поднимают красный круг, неправильное – черный.

УТВЕРЖДЕНИЯ:

-Большинство лиц с ограниченными возможностями являются пользователями колясок.

-70% лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста являются безработными.

-Когда встречаетесь со слабовидящим или слепым человеком, то всегда рассказывайте о себе.

-Все слепые люди любят носить темные очки.

-Когда разговариваете с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, вы всегда должны говорить громче.

-Когда вы помогаете человеку с ограниченными возможностями, вам следует всегда спрашивать какая у него (неё) проблема (что с ним (ней) не так).

-Чтобы открыть туалеты, которыми пользуются люди на колясках, нужны специальные ключи.

-Если глухой человек не понимает то, что Вы сказали первый раз, то Вам следует повторять то же самое до тех пор, пока он (а) не поймет Вас.

-Слепой человек слышит лучше, чем зрячий человек.

-Невидящие люди могут работать на компьютере.

-Умственные способности лиц с синдромом Дауна не могут быть выше умственных способностей ребёнка десяти лет.

-Все глухие хорошо читают по губам.

-Не слышащие люди могут танцевать.

-Если у человека, у которого эпилепсия, судороги, то вам надо что-то положить ему (ей) в рот.

-Человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, ученым, артистом, политиком)

Рефлексия упражнения: трудно ли вам было выбирать правильные утверждения? Почему? Что вам для этого не хватало?

Упражнение о значении (силе) слова.

 Цель  упражнения:  обсудить терминологию, употребляемую для описания лиц с ограниченными возможностями, и выделить слова, использование которых предпочитают лица с ограниченными возможностями, а какие слова могут их обидеть.

Оборудование: карточки со словами и выражениями.

Разделить участников в 2 группы, попросить их изучить список слов и сказать насколько позитивным или негативным или нейтральным образом видится им словесный портрет. Попросите их объяснить причину, почему они так думают.

Выражения:

колясочник (привязанный к коляске)

инвалид (нетрудоспособный)

калека

физически  неполноценный

умственно неполноценный

труднообучаемое лицо

психически больной

человек с ограниченными возможностями

особый ребенок

люди с ограниченными возможностями здоровья

Рефлексия упражнения: итак, ребята вы правильно выбрали позитивные слова, которые можно применять к инвалидам. Вам их нужно запомнить и применять в своей речи в повседневной жизни.

Упражнение-викторина «Их знает весь мир».

Цель  упражнения:  довести до сведения учащихся, что среди инвалидов очень много талантливых и  волевых людей, которые оставили великий вклад в истории человечества.

Оборудование: презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.

Учитель читает описание известного человека, ученики стараются отгадать его.

- Великий немецкий композитор, который полностью потерял слух, но, несмотря на это именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. (Людвиг ван Бетховен)

- Одна из известных незрячих людей, которая была известна как ясновидящая и предсказательница. Она в 12-летнем возрасте потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. ( Ванга)

 Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации ног и стал летать с протезами. Летчик, по истории жизни которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. (Алексей Маресьев)

- Инвалид с рождения, он достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. (Оскар Писториус)

- Известный ирландский художник инвалид с рождения. Фактически, полноценно  управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать. (Кристи Браун)

- 32-й президент США, единственный избиравшийся более чем на два срока, в детстве перенес полиомиелит и передвигался в инвалидном кресле. (Франклин Рузвельт).

Упражнение «Пересадка сердца».

Цель: умение работать в команде, высказывать свою точку зрения.

Содержание: представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут, чтобы принять решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть. 

Список кандидатов на операцию: 

1)      Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.

2)      Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.

3)      Священник, 27 лет.

4)      Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.

5)      Девочка с ОВЗ, 5 лет, задержка психического развития.

6)      Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.

7)      Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от  рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.

8)      Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.

9)      Женщина, 30 лет, танцовщица.

10)    Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болеет диабетом.

Обсуждение:

- Легко ли было принимать решение?

- Что повлияло на принятие решения?

- В чем вы видите смысл упражнения?

Итог: при выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента. Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках. Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям – агрессивным и спокойным, с ОВЗ и нормально-развивающимся, общительным и замкнутым.

Упражнение «Коробка переживаний».

Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.

Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к сверстникам

В картотеке игр представлены упражнения направленные на воспитание толерантности и развитие коммуникатичных навыков; развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста....

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЗДОРОВЫХ СВЕРТНИКОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Термин ...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи:Формировать основы толерантного поведения у дошкольниковПродолжать раз...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам. 2023г.

Цель:  создание  условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей....

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь...