Консультация для родителей "Телевизор и дети"
консультация

Кузьминкина Наталья Владимировна

В данной консультации рассамтривается вопрос влияния телевидения, средств массовой информации на ребенка, на его воспитание. Подробно уделяется внимание как "плюсам" , так и "минусам" воздейтсвия средств массовой информации на ребенка, а также как превратить телевизор в друга в семье, а не во врага.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_televizor_i_deti.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Телевизор и дети»

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка. Он заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные и разговор с отцом. Но ТВ не подходит на роль главного воспитателя, чрезмерное увлечение им не идет на пользу развития детской психики.

Но неужели все так плохо?  Давайте рассмотрим «Плюсы телевидения». Телевидение  является информационным  источником, рассказывающим о разных событиях, помогает познакомиться детям с  различными интересными фактами и событиями. Поэтому в данном аспекте телевидение  может сослужить хорошую службу как обществу в целом, так и каждому человеку на всех этапах жизни.

Многие телевизионные передачи для детей имеют  ярко выраженный образовательный и развивающий характер. Просмотр их оказывает  положительное влияние на подготовку ребенка к поступлению в школу и на расширение его кругозора. Это различные документальные, исторические программы, проекты про животных, окружающую среду и  т.д. Они дают детям знания о важных культурных, моральных и духовных ценностях. Также серии познавательных передач для самых маленьких, которые помогают  в развитии дошкольников.

Как же дело обстоит с «Минусами телевидения»? Какие веские аргументы можно привести, указывая на пагубное влияние телевидения на детей?

Телевидение ограждает детей от внешнего мира. Дети не стремятся к умственному и физическому развитию, становятся пассивными и теряют свой творческий потенциал, который заложен в каждом от рождения. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок  активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором  развивает в нем пассивность. Быстрая смена кадром негативно влияет на детский мозг, обилие информации утомляет ребенка, а живое общение заменяется его суррогатом.

Как же быть? Современный мир накладывает свой отпечаток на подрастающее поколение,  и без телевидения сейчас никуда.

Прежде всего, родители должны быть в курсе того, что смотрят  ваши дети. Следует тщательно выбирать тип передач  и контролироваться их содержание. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ время препровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд. В настоящее время, когда подрастает  поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые гаджеты, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.  

Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом.

Появилось новое заболевание - дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.                                                                                

Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.                                                                                                                

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты - это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Еще один негативный  аспект неконтролируемого просмотра телепередач: детские страхи. Фильмы с агрессивными сюжетами, фильмы-боевики, фильмы-"ужастики" смотрят и дети, и взрослые. И привлекает их здесь практически одно и то же. Динамизм сюжета, активное физическое взаимодействие, ловкие трюки, мастерски выполненные спецэффекты, эмоциональное напряжение и др. Но при этом нормальный взрослый относится к происходящему на экране критично. Он может отделить сюжетный видеоряд от того, что действительно происходит в жизни. Ребенок тоже может "сделать скидку" на особенности жанра. Но эта способность отделять вымысел от реальности зависит от его возраста.

 Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и семи гномах. Между тем создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не рекомендовал приводить на спектакль "Красная Шапочка" детей младше пяти лет. Он считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными глазами.

Большинство детей шести лет уже, как правило, спокойно воспринимают сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может стать другое - например, то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма "Парк юрского периода" малыши пугались ужасных динозавров. А семилетних гораздо больше травмировали сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.

И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание ребенка, подменяя собой любое общение с взрослым. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности, зарождение фундаментальных способностей человека. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Передача родительских прав экрану имеет, примерно, то же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.

В итоге всего вышесказанного, следует отметить следующее:

Строго установите допустимое время просмотр. Детям от 2-х до 3-х лет не рекомендуют просматривать телевизор более 15 минут в день. После 3-х лет можно допускать просмотр получасовых мультфильмов или телепередач за один раз. Однако не больше, ведь от такой смены картинок, звуков мозг чрезмерно переутомляется. Вред телевизора для детей и в том, что он негативно влияет на органы зрения, если подолгу сидеть перед экраном. Помните, грудной ребенок и телевизор – несовместимы. Малыш до года совершенно не понимает, что происходи на голубом экране. Однако быстрая смена картинок, цветов и движения могут его привлекать. Можно наблюдать ситуацию, когда 6-месячная кроха замирает перед экраном во время рекламы. Грудной малыш не должен смотреть телевизор, в таком возрасте оградить детей от него легко – просто не включайте при них.

Будьте последовательны. Приучите ребенка к четкому графику просмотра, чтобы он не просил больше и не капризничал. Неправильно, если сегодня, мама разрешила посмотреть только 10-минутный мультик, а завтра окажется, что ребенок смотрит телевизор полдня, потому что папа больше не знает, чем его занять.

Не разрешайте смотреть телевизор во время еды. Во-первых, процесс приема пищи должен проходить в спокойных условиях, так съеденное лучше усваивается. Во-вторых, это одно из положений «теледисциплины», просмотр телепрограмм должен проходить тоже по установленным правилам.

Создайте правильные условия просмотра. Расстояние от экрана до малыша – не менее 3-х метров. Помещение должно быть хорошо освещенным. Малыш должен сидеть прямо перед экраном, в удобном положении (на стуле, кресле, диване со спинкой).

Изображение на экране должно быть качественным. Влияние телевизора на детей и их зрение и так негативное, усугубляет ситуацию плохая видимость: помехи, мерцание картинки, расплывчатость силуэтов. Поэтому не усаживайте ребенка просматривать: некачественные записи; мультики при плохом сигнале, передачи на неисправном экране и т.п.

Смотрите телевизор вместе. Пусть это станет еще одним способом совместного времяпрепровождения. Так, малыш не будет воспринимать телевизор в качестве единственного друга, способного развлечь и занять.

Обсуждайте просмотренные передачи и мультфильмы. Воспитательного эффекта можно добиться, если после просмотра того же мультика поговорить с ребенком о сюжете, обсудить правильные и неправильные поступки героев, узнать, кому симпатизирует малыш и почему.

 Таким образом, согласно вышеизложенного можно сделать вывод, что при правильном  использовании телевидения, новомодных гаджетов, ребенок может получить много полезного, необходимого для его развития и становления в социуме. Но надо помнить, что все хорошо в меру, дозировано.

 

Не позволяйте телевизору быть хозяином в Вашем доме! Пусть  он станет другом и помощником!

     Используемая литература:

  1. «Информационная культура и безопасность», И.А.Лыкова, В.А.Шипунова, Издательский дом «Цветной мир», М.2018 год.
  2.  «Беседы о телевидении», Т.А.Шорыгина, ООО «ТЦ Сфера», М.2015г.
  3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико методологического обеспечения процесса образования. М.: Изд-во Моск. психологосоциального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. 16 с.
  4. Интернет источники: nsportal, maam.ru, ped-kopilka.ru и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».

Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила  о безопас...