Методическая разработка «Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»
методическая разработка (средняя группа)

Фадеева Юлия Владимировна

Методическая разработка

«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»

 

 Аннотация

Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших ули­цах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных проис­шествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элемен­тарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения детей основам безопасного поведения на дорогах города через усвоение правил до­рожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошколь­ного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены раз­нообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Введение

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, по­скольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в даль­нейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одно­временно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошколь­ного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному пе­риоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного пове­дения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информа­ции от взрослого (как педагога, так и родителей). Педагогические наблюде­ния показывают, что на первое место воспитатели, как правило, ставят чте­ние детям художественной литературы.

Кроме этого, широко используется:

·                   рассматривание иллюстраций, картин;

·                   моделирование дорожных ситуаций;

·                   обучающие и развивающие игры;

·                   изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорож­ной безопасности;

·                   художественно-творческая деятельность детей и др.

Однако, до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам до­рожного движения, воспитании личности, которая не только владеет зна­ниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, от­зывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных докумен­тах.

Встает вопрос, как построить образовательный процесс по  формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах? Согласно  ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагоги­ческих технологий по овладению детьми базовых правил  поведения на до­роге, в процессе  осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществ­ляться в интересных, значимых для него видах деятельности и постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе педагоги ДОУ используют сле­дующие технологии: игровая технология; проектной деятельности; здоро­вьесберегающие; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; информационно-коммуникационные технологии.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспи­тания дисциплинированного поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам до­рожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Целью данной работы является – создание условий и внедрение современ­ных педагогических технологий, способствующих более успешному ознаком­лению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правиль­ного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.

 

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей до­рожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстанов­кой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попада­ния в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружа­ющих.

5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном про­цессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и без­опасного образа жизни среди родителей.

Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами пове­дения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Основная часть

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоя­тельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непре­рывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в микрорайоне с интен­сивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам до­рожного движения подсказана самой жизнью.

Начинаем работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого используем анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование роди­телей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 40% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обу­чения детей правилам дорожного движения дома, а 45% родителей сами ре­гулярно нарушают эти правила. Следствием отсутствия контроля за соблю­дением правил дорожного движения детьми со стороны родителей,  стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике. Вся система работы даже самых опыт­ных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас стано­вятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями. Поэтому считаем необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделяем орга­низации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

·                   насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сю­жетно-ролевых игр, пособий;

·                    полифункциональность - при использовании данных пособий за­крепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пе­шеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие;

·                    вариативность - например, повторяются правила поведения на до­роге в разное время года, идет сравнение;

·                    доступность - безопасность.

Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответству­ющая предметно- развивающая среда.

Кроме этого, в развивающей среде используются:

-                   комплекты дорожных знаков;

-                   макет улицы с транспортными средствами;

-                   наглядно-иллюстративный материал;

-                   обучающие и развивающие игры;

-                   атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;

-                   детская художественная литература;

-                   картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;

-                   альбомы с фотографиями "Моя улица", "Мой микрорайон";

-                   мультфильмы.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилак­тики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информаци­онные "Уголки безопасности".

НОД  строим с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.     

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста при­меняем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активно­сти дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориен­тировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорож­ной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:

§     с элементами физических упражнений и спорта – (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка)

§      ролевые игры – (форма моделирования ребёнком, прежде всего со­циальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Все эти действия в игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка); 

§     театрализованные и игры-драматизации – (объясняют, как пра­вильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опас­ные повороты транспорта на перекрестках и т. д.);

§     дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери до­рожный знак»«Умные стрелки», знакомство с новым знаком и т. д). 

§     с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, расска­зывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение.

Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию).

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуа­ций. В каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пе­шеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.                                     

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы ра­боты, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью ис­пользования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Педагоги детского сада используют в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с во­проса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предла­гают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен свето­фор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревян­ным? Почему светофор трѐхглазый? И так далее.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выяс­няем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную аварию; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. По­буждаем ребѐнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учить их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает», «Каким могут быть», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвѐртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

Информационно – коммуникативные технологии

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспорт­ного травматизма огромное внимание уделя­ется использованию информационно – коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамич­ной, помогает увлечь ребенка в предмет изучения, создать иллюзию сопри­сутствия.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

- виды транспортных средств, их классификация

- группы дорожных знаков

- участники дорожного движения

   Педагоги ДОУ считают, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызы­вает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольни­кам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает воз­можность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зритель­ную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном ре­шении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального под­хода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каж­дый ребенок выполняет задания своего уровня.               

Мультипликация

Данная технология – это вид современного искусства, который обладает вы­соким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошколь­ников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ре­бенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает ге­рою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ре­бенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональ­ный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мульт­фильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитет­ных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников стано­вится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зри­тельную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоци­аций.

В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные дей­ствия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие ме­тодические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопо­ставлять факты;

– ставим конкретные вопросы.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают де­тям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышле­ния. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съез­жает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения.

Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных прие­мов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопо­ставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, разви­вать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные ме­ста возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)

 

   Здоровьесберегающие технологии

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе ис­пользуем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоро­вительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ре­бенка — технологии развития физических качеств.) Например, можно отра­батывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», ко­манды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей; выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творче­ской деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на во­просы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельно­сти, как:

- эвристические беседы

- наблюдения

         - использование художественного слова

- дидактические и развивающие игры

- игровые ситуации

     Проектная деятельность

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ори­ентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «от­крывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В усло­виях проекта  «Эти разные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литера­туры, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лиш­ний», изготовление машин из бросового материла и использование их в са­мостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно за­крепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность де­тей направляем на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппли­кации, художественном конструировании. В творческих работах дети отра­жали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлени­ями, учились работать в коллективе.

Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведе­ния на дороге мы, воспитатели, осуществляем совместно с родителями. Ис­пользуем консультации, беседы, разрабатываем папки-передвижки, исполь­зуем плакаты.

     Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась но­вая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и ме­тодах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорож­ного движения. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощни­ками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Наше общение стро­ится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования воспитателя и родителей обеспе­чивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.

В своей работе с родителями мы используем: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы. С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению. В своих сообщениях рассказываем им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием до­школьников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаем внимание родителей на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют педагогам установить тесный контакт с семьей, диффе­ренцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особен­ности. Предлагаем им прочитать специально разработанные памятки.

Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры пове­дения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:

- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».

- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

- «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».

На групповых собраниях знакомим родителей с программными требовани­ями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваем мо­ральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уде­ляем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила по­ведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры по­ведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них ле­жит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи по­могает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях широко используются:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предла­гаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажи­ров);

- деловые игры и тренинги;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспита­ния, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения;

- выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспита­телей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит ста­новление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дис­циплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.

Проводимая работа по обучению детей ПДД очень эффективна: дети полу­чают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения,  усваивают правила безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему зна­ния в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до де­тей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содер­жания.

Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие при­емов и средств, позволят сформировать у ребенка умение предвидеть опас­ные ситуации и правильно их оценивать, создать модель поведения на до­роге; привлечь родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – про­странственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удается достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на до­рогах. 

Таким образом, родители являются главным звеном в вопросе обучения де­тей. Поэтому необходимо в ДОУ проводить больше совместных мероприя­тий по ПДД, оформлять для родителей в уголках рекомендации, методиче­ские приемы обучения детей ПДД. Только совместными усилиями воспита­телей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного поведения на дорогах.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_bezopasnost_detey_na_dorogah.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»

 

 Аннотация

Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения детей основам безопасного поведения на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Введение

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей). Педагогические наблюдения показывают, что на первое место воспитатели, как правило, ставят чтение детям художественной литературы.

Кроме этого, широко используется:

                   рассматривание иллюстраций, картин;

                   моделирование дорожных ситуаций;

                   обучающие и развивающие игры;

                   изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности;

                   художественно-творческая деятельность детей и др.

Однако, до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.

Встает вопрос, как построить образовательный процесс по  формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах? Согласно  ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил  поведения на дороге, в процессе  осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности и постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе педагоги ДОУ используют следующие технологии: игровая технология; проектной деятельности; здоровьесберегающие; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; информационно-коммуникационные технологии.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Целью данной работы является – создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.

 

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Основная часть

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в микрорайоне с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Начинаем работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого используем анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 40% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 45% родителей сами регулярно нарушают эти правила. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей,  стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике. Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями. Поэтому считаем необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделяем организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

                   насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

                    полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие;

                    вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение;

                    доступность - безопасность.

Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно- развивающая среда.

Кроме этого, в развивающей среде используются:

                   комплекты дорожных знаков;

                   макет улицы с транспортными средствами;

                   наглядно-иллюстративный материал;

                   обучающие и развивающие игры;

                   атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;

                   детская художественная литература;

                   картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;

                   альбомы с фотографиями "Моя улица", "Мой микрорайон";

                   мультфильмы.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности".

НОД  строим с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.     

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:

     с элементами физических упражнений и спорта – (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка)

      ролевые игры – (форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Все эти действия в игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка); 

     театрализованные и игры-драматизации – (объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.);

     дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери дорожный знак»«Умные стрелки», знакомство с новым знаком и т. д). 

     с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение.

Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию).

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.                                     

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Педагоги детского сада используют в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трѐхглазый? И так далее.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную аварию; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребѐнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учить их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает», «Каким могут быть», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвѐртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

Информационно – коммуникативные технологии

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно – коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает увлечь ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

- виды транспортных средств, их классификация

- группы дорожных знаков

- участники дорожного движения

   Педагоги ДОУ считают, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.               

Мультипликация

Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.

В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения.

Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)

 

   Здоровьесберегающие технологии

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.) Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей; выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельности, как:

- эвристические беседы

- наблюдения

         - использование художественного слова

- дидактические и развивающие игры

- игровые ситуации

     Проектная деятельность

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта  «Эти разные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей направляем на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге мы, воспитатели, осуществляем совместно с родителями. Используем консультации, беседы, разрабатываем папки-передвижки, используем плакаты.

     Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Наше общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.

В своей работе с родителями мы используем: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы. С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению. В своих сообщениях рассказываем им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием дошкольников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаем внимание родителей на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют педагогам установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности. Предлагаем им прочитать специально разработанные памятки.

Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:

- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».

- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

- «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».

На групповых собраниях знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваем моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях широко используются:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);

- деловые игры и тренинги;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения;

- выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.

Проводимая работа по обучению детей ПДД очень эффективна: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения,  усваивают правила безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволят сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создать модель поведения на дороге; привлечь родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удается достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. 

Таким образом, родители являются главным звеном в вопросе обучения детей. Поэтому необходимо в ДОУ проводить больше совместных мероприятий по ПДД, оформлять для родителей в уголках рекомендации, методические приемы обучения детей ПДД. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного поведения на дорогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список учебно-методической литературы:

 

1.     Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.:    «Детство – Пресс», 2015.

2.     Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -  Мозаика – Синтез, 2014.

3.     Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). Мозаика – Синтез, 2016.

4.     Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - Москва: Творческий центр Сфера, 2014. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

Перспективный план проведения интегрированных мероприятий по обучению детей основам безопасного поведения на дороге

Перспертивный план проведения интегрированных мероприятий по обучению детей основам безопасного поведения на дороге...

Методические разработки, передовой опыт, достижения в образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Безопасность ребенка на дороге очень важная и актуальная тема. За незнание самых важных правил жизни, за их соблюдение и игнорирование в ответе мы, взрослые! Велика роль всех учебных заведений в форми...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. П...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»Цель: обучение детей основам безоп...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формиров...