Проект "Цветы вокруг нас"
проект (подготовительная группа)
Проект.
«Цветы вокруг нас»
Подготовительная группа
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы воспитатели, родители.
Срок реализации: август с 17 по 20 .
Актуальность темы:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Невозможно представить нашу жизнь без цветущих садов и ухоженных клумб. Мир стал бы бесконечно печален, если бы ранней весной мы с нежностью не прижали к груди хрупкий подснежник. Каким бы унылым стал май без буйства сирени. Как бы безрадостно мы прожили июль без сладкого аромата липового цвета. А без осенних королев – астр и хризантем – просто не может наступить «золотая» осень. Разве не может радовать глаз горшочек с красными цветочками «огонек» (бальзамин), которые растут на нашем окне? Так много красоты, радости, нежности, восхищения и счастья приносят в нашу жизнь такие, казалось бы, бесполезные, но такие бесконечно необходимые нежные создания – цветы!
Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, не умеют созерцать… Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут, и ребенок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты. Задача взрослых – научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное, даже в невзрачном на первый взгляд цветке.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях, необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о некоторых цветах (комнатных цветах и цветах, растущих на клумбах). Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь, охранять и, конечно же, знать.
Цели проекта:
- познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и условия для их роста;
- поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (через наблюдения за цветами).
Задачи:
- углублять знания детей о мире растений (комнатных цветов и цветов, растущих на клумбе), условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло);
- развивать умение различать характерные признаки растений (цветов);
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдений, исследований;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать наблюдательность, устойчивый познавательный интерес к миру растений, его красоте и многообразию;
- формировать трудовые навыки по уходу за растениями (цветами) в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
- закреплять навыки правильного поведения в природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с цветами (растениями), не причиняя им вред;
- воспитывать бережное отношение к цветам, желание
ухаживать за ними.
Ожидаемый результат:
- расширение знаний детей о цветах, особенностях их жизнедеятельности, условий их роста;
- обогащение активного и пассивного словаря детей (нектар, стебли, корень, листья, цветы, семена, полевые цветы, луговые цветы, садовые цветы, комнатные цветы);
- умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с цветами;
- развитие у детей познавательного интереса;
- проявление эмоциональной отзывчивости;
- сформированы навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней;
- повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании детей.
Роль родителей в реализации проекта:
- помощь в приобретении костюма для мероприятия .
Продукт проектной деятельности:
- выставка творческих работ «Цветочная фантазия»;
- фотовыставка «Такие разные цветы нашего участка»;
- оформление фотоальбома «Как мы выращивали цветы для участка»;
- презентация проекта «Цветы вокруг нас»;
- презентация «Стихи о цветах»;
- презентация «Загадки о цветах».
- акция «Пусть прогулка станет ярче»;
- развлечение «Праздник цветов».
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта;
- подбор и изучение методической литературы по теме;
- постановка цели и задач проекта;
- подготовка необходимого оборудования и посадочного материала;
- подбор наглядного материала о цветах (картинки, фотографии, иллюстрации «Цветы вокруг нас», «От семени до цветка»);
- подбор видеоматериалов, мультипликационных фильмов о цветах («Как ухаживать за цветами»; «Какую роль играют цветы в жизни человека»; «Для чего люди выращивают цветы»…);
- подбор стихов, загадок, песенок, сказок, рассказов о цветах;
- пополнение развивающей предметно - пространственной среды новыми материалами, атрибутами.
II. Практический:
- чтение художественных произведений: стихов, рассказов, сказок о цветах;
- отгадывание загадок о цветах;
- рассматривание иллюстраций с изображением цветов: полевых, комнатных, садовых; цветников, цветочных клумб, альпийских горок;
- рассматривание алгоритмов «Уход за растениями», семян, высаживаемых цветов;
- разучивание стихов, песенок о цветах;;
- беседы с детьми: «Полевые цветы», «Лекарственные растения», «Луговые цветы», «Первые весенние цветы», «Цветы в нашем саду», «Любимые цветы моей мамы», «Каждой букашке нужен цветок», «Есть ли польза от цветов»;
- аппликация: «Ромашки», «Подснежник», «Цветик-семицветик»;
- рисование «Полевые цветы », «Ромашки», «Колокольчики»,.
- подвижные игры: «Раз, два, три – к цветочку беги!», «Живая клумба», «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Догони цветок», «На лужайке»;
- пальчиковые игры: «Цветы», «Цветок», «Мак», «Пчелки и жуки»;
- дидактические игры: «Найди пару», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Какой цветок лишний», «Посади цветок», «Цветы-медоносы», «Сложи цветок», «Угадай цветок»;
- сюжетно-ролевые игры: «Садовник», «В ботаническом саду», «Прогулка по улицам родного города»;
- прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы», П.И.Чайковского «Вальс цветов»;
- просмотр мультипликационных фильмов «Просто так», «Букет цветов»;
- просмотр презентаций «Уход за цветами», «Условия, необходимые для роста растений», «Как растет цветок»;
- наблюдение за трудом взрослого и элементарная помощь при посадке семян цветов; уход за комнатными цветами: полив, рыхление земли;
- ОД: «Весенние цветы нашего участка», «Посадим цветы для наших клумб», «Комнатные цветы нашей группы», «Цветы садовые», «Прогулка на луг», «Фиалка и цветок-огонёк».
III. Заключительный:
- презентация проекта «Цветы вокруг нас»;
- презентация «Стихи о цветах»;
- презентация «Загадки о цветах»;
- выставка творческих работ «Цветочная фантазия»;
- развлечение «Бал цветов».
Формы и методы работы с детьми:
- наблюдения;
- беседы;
- экспериментальная деятельность;
- наглядная информация;
- выставка рисунков;
- ОД;
- чтение рассказов, сказок, стихов о цветах;
- игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые;
- самостоятельная деятельность детей;
- игровая деятельность.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- художественные произведения о цветах;
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры;
- наглядная информация (иллюстрации, рисунки, слайды, фотографии);
- изобразительный материал для продуктивной деятельности;
- создание картотеки загадок, стихов о цветах;
- научные и мультипликационные фильмы по теме;
.
Литература:
1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.: Просвещение, 1980.
2. Владимирская Л.А. «От осени до лета» - Волгоград: «Учитель», 2012.
3. Денисова Г.А. «Удивительный мир растений» - М.: Просвещение, 2012.
4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений» - М.: Сфера, 2004.
5. Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования детей «Мы» - СПб.: Детство-ПРЕСС, 1996.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето» - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Беседа «Полевые цветы»
Цели:
- познакомить с полевыми (луговыми) цветами: колокольчиком, ромашкой, гвоздикой, одуванчиком);
- учить детей узнавать цветы по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю и называть эти цветы;
- расширять кругозор детей;
- приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оснащение: шапочки с изображением полевых цветов, картинки с изображением цветов, небольшие букетики цветов в вазочках.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением полевых цветов, чтение стихов, рассказов о полевых цветах, отгадывание загадок о цветах; рисование полевых цветов, дидактические игры по теме; просмотр видеоматериалов «Прогулка на луг», «Полевые цветы, какие они?».
Ход беседы:
(На столе разложены картинки с изображением цветов)
Педагог: Ребята, посмотрите на экран. Как назвать одним словом все растения, которые вы видите?
Дети: Это цветы.
Педагог: Правильно, это цветы. А где могут расти цветы?
Дети: В саду, на клумбе, на альпийской горке, на даче, в лесу, на лугу…
Педагог: Как мы называем цветы, которые растут в поле?
Дети: Полевые цветы.
Педагог: А в саду?
Дети: Садовые цветы.
Педагог: На лугу?
Дети: Луговые цветы.
Педагог: Найдите картинки с изображением полевых цветов (садовых, комнатных). (Педагог выставляет картинку с изображением полевых цветов и загадывает загадки)
Педагог: Белая рубашка,
Желтенький платок.
Как зовут?
Дети: Ромашка…
Педагог: Полевой цветок?
Дети: Полевой цветок.
(Дети рассматривают ромашку, ее листья, стебель).
Педагог: Цветик – невеличка,
Алый, огневой,
Как зовут?
Дети: Гвоздика.
Педагог: Цветик полевой.
Дети: Полевой цветок.
(Дети рассматривают гвоздику, её листья, любуются красотой)
Педагог: Не в глуши ль еловой
Видел я тебя?
Кто же ты?
- Лиловый?
Дети: Колокольчик я.
Педагог: Колокольчик растет в поле, значит он какой цветок?
Дети: Полевой.
Педагог: Жёлтый сарафанчик,
Прямо, как желток!
Кто ты?
Дети: Одуванчик.
Педагог: Полевой цветок?
Дети: Полевой.
Педагог: Какие ещё цветы вы знаете? Какие цветы вам нравятся больше других? Расскажите, почему? Представьте себе, что мы на лугу, и вокруг нас много-много цветов. Давайте вдохнем запах цветов. Какой аромат у цветов?
Дети: Нежный, вкусный, сладкий, горький…
Педагог: А сейчас я предлагаю вам побыть пчёлками и немного полетать.
Физкультминутка
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Дети – пчёлки «слетают с одного цветка на другой цветок» под любую музыку)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых?
Дети: Садовые и комнатные цветы выращивают специально, а полевые вырастают сами. Их никто не сажает.
За комнатными и садовыми цветами ухаживает человек, а за полевыми никто не ухаживает.
Педагог: Правильно, ребята. Полевые цветы никто не сажает и никто за ними не ухаживает. А сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно его послушайте.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если я, и если ты,
Если мы сорвём цветы.
То не будет красоты
И не будет доброты!
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? Почему не будет красоты, доброты? Как же быть?
Дети: Рвать лучше те цветы, которые человек специально для этого выращивает.
Педагог: Правильно. А цветами, «выращенными природой», нужно любоваться.
Представьте себе, что с нашей планеты исчезли все цветы. Что же тогда будет? Какой станет наша планета? Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала еще краше?
(Предположения детей)
Педагог: Соблюдать правила поведения в природе. И тогда наша планета будет становиться краше день от дня.
А теперь давайте с вами поиграем:
Мы сплели, сплели венок
Из цветочков полевых.
Ай, люли, ай, люли,
Из цветочков полевых.
А кому в венке ходить?
А кому его носить?
Ай, люли, ай, люли,
А кому его носить?
(Выбирается водящий. Ему надевают венок)
Будет Настя в нем ходить,
Будет Настенька водить.
Ай, люли, ай, люли,
Будет Настенька водить.