Проект "Цветы вокруг нас"
проект (подготовительная группа)

Ефимова Ирина Петровна

 

 

 

 

Проект.

«Цветы вокруг нас»

Подготовительная группа

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы воспитатели, родители.

Срок реализации:  август с 17 по 20 .

Актуальность темы:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Невозможно представить нашу жизнь без цветущих садов и ухоженных клумб. Мир стал бы бесконечно печален, если бы ранней весной мы с нежностью не прижали к груди хрупкий подснежник. Каким бы унылым стал май без буйства сирени. Как бы безрадостно мы прожили июль без сладкого аромата липового цвета. А без осенних королев – астр и хризантем – просто не может наступить «золотая» осень. Разве не может радовать глаз горшочек с красными цветочками «огонек» (бальзамин), которые растут на нашем окне? Так много красоты, радости, нежности, восхищения и счастья приносят в нашу жизнь такие, казалось бы, бесполезные, но такие бесконечно необходимые нежные создания – цветы!

Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, не умеют созерцать… Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут, и ребенок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты. Задача взрослых – научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное, даже в невзрачном на первый взгляд цветке.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях, необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о некоторых цветах (комнатных цветах и цветах, растущих на клумбах). Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь, охранять и, конечно же, знать.

Цели проекта:

  • познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и условия для их роста;
  • поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (через наблюдения за цветами).

Задачи:

  • углублять знания детей о мире растений (комнатных цветов и цветов, растущих на клумбе), условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло);
  • развивать умение различать характерные признаки растений (цветов);
  • развивать умение сравнивать и анализировать;
  • развивать воображение, мышление в процессе наблюдений, исследований;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;

развивать наблюдательность, устойчивый познавательный интерес к миру растений, его красоте и многообразию;

  • формировать трудовые навыки по уходу за растениями (цветами) в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
  • закреплять навыки правильного поведения в природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с цветами (растениями), не причиняя им вред;
  • воспитывать бережное отношение к цветам, желание

ухаживать за ними.

Ожидаемый результат:

  • расширение знаний детей о цветах, особенностях их жизнедеятельности, условий их роста;
  • обогащение активного и пассивного словаря детей (нектар, стебли, корень, листья, цветы, семена, полевые цветы, луговые цветы, садовые цветы, комнатные цветы);
  • умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с цветами;
  • развитие у детей познавательного интереса;
  • проявление эмоциональной отзывчивости;
  • сформированы навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней;
  • повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании детей.

Роль родителей в реализации проекта:

  • помощь в приобретении костюма для мероприятия  .

Продукт проектной деятельности:

  • выставка творческих работ «Цветочная фантазия»;
  • фотовыставка «Такие разные цветы нашего участка»;
  • оформление фотоальбома «Как мы выращивали цветы для участка»;
  • презентация проекта «Цветы вокруг нас»;
  • презентация «Стихи о цветах»;
  • презентация «Загадки о цветах».
  • акция «Пусть прогулка станет ярче»;
  • развлечение «Праздник цветов».

 

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • подбор и изучение методической литературы по теме;
  • постановка цели и задач проекта;
  • подготовка необходимого оборудования и посадочного материала;
  • подбор наглядного материала о цветах (картинки, фотографии, иллюстрации «Цветы вокруг нас», «От семени до цветка»);
  • подбор видеоматериалов, мультипликационных фильмов о цветах («Как ухаживать за цветами»; «Какую роль играют цветы в жизни человека»; «Для чего люди выращивают цветы»…);
  • подбор стихов, загадок, песенок, сказок, рассказов о цветах;
  • пополнение развивающей предметно - пространственной среды новыми материалами, атрибутами.

 

II. Практический:

  • чтение художественных произведений: стихов, рассказов, сказок о цветах;
  • отгадывание загадок о цветах;
  • рассматривание иллюстраций с изображением цветов: полевых, комнатных, садовых; цветников, цветочных клумб, альпийских горок;
  • рассматривание алгоритмов «Уход за растениями», семян, высаживаемых цветов;
  • разучивание стихов, песенок о цветах;;
  • беседы с детьми: «Полевые цветы», «Лекарственные растения», «Луговые цветы», «Первые весенние цветы», «Цветы в нашем саду», «Любимые цветы моей мамы», «Каждой букашке нужен цветок», «Есть ли польза от цветов»;
  • аппликация: «Ромашки», «Подснежник», «Цветик-семицветик»;
  • рисование «Полевые цветы », «Ромашки», «Колокольчики»,.
  • подвижные игры: «Раз, два, три – к цветочку беги!», «Живая клумба», «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Догони цветок», «На лужайке»;
  • пальчиковые игры: «Цветы», «Цветок», «Мак», «Пчелки и жуки»;
  • дидактические игры: «Найди пару», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Какой цветок лишний», «Посади цветок», «Цветы-медоносы», «Сложи цветок», «Угадай цветок»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Садовник», «В ботаническом саду», «Прогулка по улицам родного города»;
  • прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы», П.И.Чайковского «Вальс цветов»;
  • просмотр мультипликационных фильмов «Просто так», «Букет цветов»;
  • просмотр презентаций «Уход за цветами», «Условия, необходимые для роста растений», «Как растет цветок»;
  • наблюдение за трудом взрослого и элементарная помощь при посадке семян цветов; уход за комнатными цветами: полив, рыхление земли;
  • ОД: «Весенние цветы нашего участка», «Посадим цветы для наших клумб», «Комнатные цветы нашей группы», «Цветы садовые», «Прогулка на луг», «Фиалка и цветок-огонёк».

III. Заключительный:

  • презентация проекта «Цветы вокруг нас»;
  • презентация «Стихи о цветах»;
  • презентация «Загадки о цветах»;
  • выставка творческих работ «Цветочная фантазия»;
  • развлечение «Бал цветов».

Формы и методы работы с детьми:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • экспериментальная деятельность;
  • наглядная информация;
  • выставка рисунков;
  • ОД;
  • чтение рассказов, сказок, стихов о цветах;
  • игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игровая деятельность.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • художественные произведения о цветах;
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры;
  • наглядная информация (иллюстрации, рисунки, слайды, фотографии);
  • изобразительный материал для продуктивной деятельности;
  • создание картотеки загадок, стихов о цветах;
  • научные и мультипликационные фильмы по теме;

 

.

Литература:

1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.: Просвещение, 1980.

2. Владимирская Л.А. «От осени до лета» - Волгоград: «Учитель», 2012.

3. Денисова Г.А. «Удивительный мир растений» - М.: Просвещение, 2012.

4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений» - М.: Сфера, 2004.

5. Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования детей «Мы» - СПб.: Детство-ПРЕСС, 1996.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето» - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

 

Беседа «Полевые цветы»

 

Цели:

  • познакомить с полевыми (луговыми) цветами: колокольчиком, ромашкой, гвоздикой, одуванчиком);
  • учить детей узнавать цветы по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю и называть эти цветы;
  • расширять кругозор детей;
  • приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оснащение: шапочки с изображением полевых цветов, картинки с изображением цветов, небольшие букетики цветов в вазочках.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением полевых цветов, чтение стихов, рассказов о полевых цветах, отгадывание загадок о цветах; рисование полевых цветов, дидактические игры по теме; просмотр видеоматериалов «Прогулка на луг», «Полевые цветы, какие они?».

Ход беседы:

(На столе разложены картинки с изображением цветов)

Педагог: Ребята, посмотрите на экран. Как назвать одним словом все растения, которые вы видите?

Дети: Это цветы.

Педагог: Правильно, это цветы. А где могут расти цветы?

Дети: В саду, на клумбе, на альпийской горке, на даче, в лесу, на лугу…

Педагог: Как мы называем цветы, которые растут в поле?

Дети: Полевые цветы.

Педагог: А в саду?

Дети: Садовые цветы.

Педагог: На лугу?

Дети: Луговые цветы.

Педагог: Найдите картинки с изображением полевых цветов (садовых, комнатных). (Педагог выставляет картинку с изображением полевых цветов и загадывает загадки)

Педагог: Белая рубашка,

Желтенький платок.

Как зовут?

Дети: Ромашка…

Педагог: Полевой цветок?

Дети: Полевой цветок.

(Дети рассматривают ромашку, ее листья, стебель).

Педагог: Цветик – невеличка,

Алый, огневой,

Как зовут?

Дети: Гвоздика.

Педагог: Цветик полевой.

Дети: Полевой цветок.

(Дети рассматривают гвоздику, её листья, любуются красотой)

Педагог: Не в глуши ль еловой

Видел я тебя?

Кто же ты?

- Лиловый?

Дети: Колокольчик я.

Педагог: Колокольчик растет в поле, значит он какой цветок?

Дети: Полевой.

Педагог: Жёлтый сарафанчик,

Прямо, как желток!

Кто ты?

Дети: Одуванчик.

Педагог: Полевой цветок?

Дети: Полевой.

Педагог: Какие ещё цветы вы знаете? Какие цветы вам нравятся больше других? Расскажите, почему? Представьте себе, что мы на лугу, и вокруг нас много-много цветов. Давайте вдохнем запах цветов. Какой аромат у цветов?

Дети: Нежный, вкусный, сладкий, горький…

Педагог: А сейчас я предлагаю вам побыть пчёлками и немного полетать.

Физкультминутка

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Дети – пчёлки «слетают с одного цветка на другой цветок» под любую музыку)

Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых?

Дети: Садовые и комнатные цветы выращивают специально, а полевые вырастают сами. Их никто не сажает.

За комнатными и садовыми цветами ухаживает человек, а за полевыми никто не ухаживает.

Педагог: Правильно, ребята. Полевые цветы никто не сажает и никто за ними не ухаживает. А сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если я, и если ты,

Если мы сорвём цветы.

То не будет красоты

И не будет доброты!

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? Почему не будет красоты, доброты? Как же быть?

Дети: Рвать лучше те цветы, которые человек специально для этого выращивает.

Педагог: Правильно. А цветами, «выращенными природой», нужно любоваться.

Представьте себе, что с нашей планеты исчезли все цветы. Что же тогда будет? Какой станет наша планета? Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала еще краше?

(Предположения детей)

Педагог: Соблюдать правила поведения в природе. И тогда наша планета будет становиться краше день от дня.

А теперь давайте с вами поиграем:

Мы сплели, сплели венок

Из цветочков полевых.

Ай, люли, ай, люли,

Из цветочков полевых.

А кому в венке ходить?

А кому его носить?

Ай, люли, ай, люли,

А кому его носить?

(Выбирается водящий. Ему надевают венок)

Будет Настя в нем ходить,

Будет Настенька водить.

Ай, люли, ай, люли,

Будет Настенька водить.