Влияние стресса на организм ребенка
консультация (подготовительная группа)

Васильева Ольга Сергеевна

Данная консультация предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В ней рассказывается что такое стесс, какие бывают стадии стресса, а так же причины и признаки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_stressa_na_organizm_rebenka.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сейчас, когда так много говорится о переживании взрослыми трагедий, связанных с военными действиями на Украине, с различными террористическими актами, мы практически не обращаем внимания на то как эта ситуация переживается детьми. Меня спрашивают: «А что может понять дошкольник, когда ему и слово "теракт" произнести сложно?». Да, маленькому ребёнку трудно понять особенности взрослой жизни, но дети очень хорошо чувствуют и эмоционально переживают случившееся. Поэтому я бы хотела рассказать об особенностях переживания стресса детьми и о помощи детям при столкновениях с негативными и порой непонятными явлениями взрослой жизни.

Стресс – это реакция организма на изменение привычного уклада жизни. К сожалению, «изменение привычного уклада жизни» это одна из самых безопасных причин вызывающих стресс. В момент, когда ребенок (да и взрослый человек) испытывает стресс, в организме выделяется аж 3 гормона:

-адреналин

-норадреналин

-кортизол.

Благодаря резкому выбросу этих гормонов возможности человека многократно увеличиваются. То есть, организм мобилизируется и готов к быстрой реакции. У всех она разная: бей, беги или замри (замри чаще всего проявляется у тех, кто в детстве испытывал сильный стресс из-за действий близкого ВЗРОСЛОГО человека).

Существует 3 стадии стресса:

  1. Стадия тревоги

Помните, когда только-только карантин случился, но у нас ещё были силы и желание приспособиться к новой реальности. Или, например, когда ребенок приходит в новый и незнакомый ему коллектив (тревога/волнение его могут окружать).

На данной стадии происходит мобилизация защитных сил организма, улучшается работоспособность и мы готовы к действию. Но уже на первой стадии происходят заметные изменения в нашем организме.

  1. Стадия сопротивления (или адаптации)

На данной стадии, мы, грубо говоря, действуем.

Во внешнем мире это выглядит так: увидел опасность – убежал или убрал ее со своего пути. Например, уволили с работы – пошел искать новую. Получил двойку – сказал родителям, они как то отреагировали, ты ее исправил или например:

*нашел друга в новом коллективе;

*понял, когда мама уходит, она обязательно возвращается;

*потерялся – нашли; заболел – вылечили; поругались – помирились и т.д.

А вот внутри происходят немного другие процессы, наш организм пытается противостоять тому, что произошло на первой стадии: выбросу этих гормонов и тем физиологическим изменениям к которым они привели. То есть, внутри происходит активная работа для того, чтобы вернуть тело в норму. И если все ок, и стрессовая ситуация заканчивается, то организм достаточно быстро приходит в норму (потому что стресс – это нормальная реакция организма на опасность).

Приведу самый простой пример, чтобы было еще понятней: Ночь, тишина, дома никого нет, вы ложитесь спать, как вдруг слышите странные зауки (стадия тревоги наступила: гормоны выделились / серцебиение увеличилось/ вы готовитесь к какому то действию). Эти звуки приближаются к вашей двери и… ваш щеночек прыгает к вам на кровать. Фух, всё никак не можете привыкнуть к тому, что дома появилось животное. Вы успокаиваетесь, а внутри происходит сопротивление: парасимпатическая нервная система пытается вернуть тело в норму: уменьшаеься количество вырабатываемого кортизола, частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают возвращаться к норме. Вы успокаиваетесь и засыпаете. Все ок, стресс ушёл, ущерба организму он не нанёс.

Но если же, стресс испытываемый человеком длится длительное время или человек находится в постоянной тревоге (из-за незнания, например, какой реакции ожидать от родителя на то или иное поведение), то происходит 3 стадия.

  1. Стадия дистресс или хронический стресс.

Это когда организм так перенапряжен, что уже сил нет и он (организм) уже начинает терять способность сопротивляться и уменьшать вредоносное воздействие стресса на себя. То есть, ни о какой адаптивности речи не идет.

Хронический стресс крайне негативно сказывается на здоровье человека.

Особенно детский. Тема детского негативизма очень хорошо развернута в книге Донны Наказаевой «Осколки детских травм»

В книге очень подробно и доступным языком рассказывается как и почему стресс пережитый в детстве влияет на физическое здоровье человека, а именно на аутоимунные заболевания.

Более того детский негативный опыт и дистресс сокращает как качество, так и продолжительность жизни человека.

Причины детского стресса:

  1. Разлука с родителями (длительная, не подготовленная и частая)
  2. Постоянные наказания или насилие со стороны родителей/взрослых
  3. Психические расстройства членов семьи и из-за этого неадекватная реакция на ребенка (утром люблю, вечером сделал что то не так (не понятно что) уже ненавижу или ругаю.
  4. Постоянная критика и упреки, в том числе сравнение с другими (давление)
  5. Игнорирование потребностей ребенка, высмеивание его физиологических недостатков/особенностей
  6. Постоянные конфликты в семье, тяжелый развод родителей без поддержки ребенка, утрата близкого и игнорирование чувств ребенка
  7. Социальное давление и другие факторы давящие на психику маленького человека.

Мы живем в мире, в котором не все от нас зависит и мы не всегда можем защитить ребенка, но в наших силах:

  1. Минимизировать стресс в семье
  2. Заметить признаки стресса и поддержать ребенка.

Любовь, поддержка и принятие – очень сильные инструменты.

Все мы с вами разные и стрессовые ситуации для всех происходят по разному. На одних громкий звук раздавшийся неожиданно не произведет ни какого впечатления, другие уже будут лежать на полу и закрывать голову руками. От чего же зависит переживание стресса?

Есть то, с чем мы приходим в этот мир, например цвет глаз, волос, наш размер ноги и тип нервной системы. И ещё множество факторов, на которые ну ни как не влияет воспитание и даже среда, в которой находится ребенок. У каждого из нас свой генотип, свой тип нервной системы (чувствительный, не чувствительный, довольно таки устойчивый или слабый) и своя скорость реакций. Эта скорость реакций у нас врожденная.

Кто то от природы своей быстро переключается и его внутренние механизмы работают следующим образом: «угроза» - организм моментально мобилизировался, «угроза» ушла, так же быстро организм, а именно внутренние органы, которые секретируют гормоны, успокаивается и реакция утихает. А есть люди, чьи внутрение реакции на угрозу утихают медленно и неторопливо. И именно из-за того, что внутренняя реакция такая долгая, организм человека находится в состоянии «нападения» (стресса) долго после того, как «угроза» миновала.

Под угрозой я подразумеваю любой детский стресс.

То есть у нас получается, что одно и то же событие, например, физическое насилие со стороны близкого взрослого по разному влияет на детей. Один ребенок будет невероятно уязвим перед этим негативным опытом, а другой окажется более устойчивым и как следствие наличие психологических травм в его анамнезе может быть минимальное.

 

 Нам порой сложно предположить, как может отразиться то или иное событие на психическом состоянии ребёнка.

Признаки переживания стресса детьми, на которые необходимо обратить внимание:

Острая негативная, ранее не проявляемая реакция (горький плач) на отсутствие родителя (ранний возраст, дошкольники, младшие школьники);

Замкнутость или, наоборот, возбудимость, расторможенность;

У дошкольников и детей раннего возраста может появиться энурез, частые позывы в туалет, сосание пальцев;

Утрата аппетита, нарушение сна;

Эмоциональные проявления: капризы, нытье, плаксивость;

Появление новых страхов;

У старших дошкольников и младших школьников - расспрашивание о случившемся событии, рассказывание своих версий случившегося, внезапные вопросы о происшедшем событии;

Повышение тревожности, вздрагивания, пугливость.

Пути помощи ребёнку:

Важно знать, что ребенок справляется со стрессом в зависимости от того, как переживают событие его семья и ближайшее окружение. А также в зависимости от предыдущего жизненного опыта, состояния здоровья и некоторых других факторов;

Если ребенок «застрял» в переживаниях, возможно, кто-то близкий не может справиться со своим эмоциональным состоянием. Соответственно, необходимо оказать профессиональную помощь этому члену семьи;

Для ребёнка важно, чтобы в сложной ситуации был взрослый, способный позаботиться о нём, стать для него эмоционально близким и надёжным человеком;

Важно, чтобы у ребенка была возможность получить поддержку и разделить свои чувства с другими людьми таким образом получить социальную поддержку в детском саду, школе, социальном центре;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Влияние физических упражнений на организм ребенка»

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всес...

Влияние спортивных занятий на организм ребенка

В статье приведены "за" и "против" профессионального спорта для детей....

Влияние плавания на организм ребенка.

Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма....

Консультация для родителей "Влияние плаванья на организм ребенка"

Родителям представлены материалы о влиянии плаванья на организм ребенка....

"Влияние плавания на организм ребенка"

Консультация для родителей...

Влияние плавания на организм ребенка.

Памятка о том,  как действиет вода на организм ребенка....

Консультация для родителей на тему «Влияние стресса на развитие мозга ребенка»

Стресс — это реакция организма на перенапряжение. Повторяющиеся и/или длительные стрессовые ситуации повреждают незрелый мозг ребенка, особенно нейронные пути, отвечающие за формирование исполни...