Влияние стресса на организм ребенка
консультация (подготовительная группа)
Данная консультация предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В ней рассказывается что такое стесс, какие бывают стадии стресса, а так же причины и признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сейчас, когда так много говорится о переживании взрослыми трагедий, связанных с военными действиями на Украине, с различными террористическими актами, мы практически не обращаем внимания на то как эта ситуация переживается детьми. Меня спрашивают: «А что может понять дошкольник, когда ему и слово "теракт" произнести сложно?». Да, маленькому ребёнку трудно понять особенности взрослой жизни, но дети очень хорошо чувствуют и эмоционально переживают случившееся. Поэтому я бы хотела рассказать об особенностях переживания стресса детьми и о помощи детям при столкновениях с негативными и порой непонятными явлениями взрослой жизни.
Стресс – это реакция организма на изменение привычного уклада жизни. К сожалению, «изменение привычного уклада жизни» это одна из самых безопасных причин вызывающих стресс. В момент, когда ребенок (да и взрослый человек) испытывает стресс, в организме выделяется аж 3 гормона:
-адреналин
-норадреналин
-кортизол.
Благодаря резкому выбросу этих гормонов возможности человека многократно увеличиваются. То есть, организм мобилизируется и готов к быстрой реакции. У всех она разная: бей, беги или замри (замри чаще всего проявляется у тех, кто в детстве испытывал сильный стресс из-за действий близкого ВЗРОСЛОГО человека).
Существует 3 стадии стресса:
- Стадия тревоги
Помните, когда только-только карантин случился, но у нас ещё были силы и желание приспособиться к новой реальности. Или, например, когда ребенок приходит в новый и незнакомый ему коллектив (тревога/волнение его могут окружать).
На данной стадии происходит мобилизация защитных сил организма, улучшается работоспособность и мы готовы к действию. Но уже на первой стадии происходят заметные изменения в нашем организме.
- Стадия сопротивления (или адаптации)
На данной стадии, мы, грубо говоря, действуем.
Во внешнем мире это выглядит так: увидел опасность – убежал или убрал ее со своего пути. Например, уволили с работы – пошел искать новую. Получил двойку – сказал родителям, они как то отреагировали, ты ее исправил или например:
*нашел друга в новом коллективе;
*понял, когда мама уходит, она обязательно возвращается;
*потерялся – нашли; заболел – вылечили; поругались – помирились и т.д.
А вот внутри происходят немного другие процессы, наш организм пытается противостоять тому, что произошло на первой стадии: выбросу этих гормонов и тем физиологическим изменениям к которым они привели. То есть, внутри происходит активная работа для того, чтобы вернуть тело в норму. И если все ок, и стрессовая ситуация заканчивается, то организм достаточно быстро приходит в норму (потому что стресс – это нормальная реакция организма на опасность).
Приведу самый простой пример, чтобы было еще понятней: Ночь, тишина, дома никого нет, вы ложитесь спать, как вдруг слышите странные зауки (стадия тревоги наступила: гормоны выделились / серцебиение увеличилось/ вы готовитесь к какому то действию). Эти звуки приближаются к вашей двери и… ваш щеночек прыгает к вам на кровать. Фух, всё никак не можете привыкнуть к тому, что дома появилось животное. Вы успокаиваетесь, а внутри происходит сопротивление: парасимпатическая нервная система пытается вернуть тело в норму: уменьшаеься количество вырабатываемого кортизола, частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают возвращаться к норме. Вы успокаиваетесь и засыпаете. Все ок, стресс ушёл, ущерба организму он не нанёс.
Но если же, стресс испытываемый человеком длится длительное время или человек находится в постоянной тревоге (из-за незнания, например, какой реакции ожидать от родителя на то или иное поведение), то происходит 3 стадия.
- Стадия дистресс или хронический стресс.
Это когда организм так перенапряжен, что уже сил нет и он (организм) уже начинает терять способность сопротивляться и уменьшать вредоносное воздействие стресса на себя. То есть, ни о какой адаптивности речи не идет.
Хронический стресс крайне негативно сказывается на здоровье человека.
Особенно детский. Тема детского негативизма очень хорошо развернута в книге Донны Наказаевой «Осколки детских травм»
В книге очень подробно и доступным языком рассказывается как и почему стресс пережитый в детстве влияет на физическое здоровье человека, а именно на аутоимунные заболевания.
Более того детский негативный опыт и дистресс сокращает как качество, так и продолжительность жизни человека.
Причины детского стресса:
- Разлука с родителями (длительная, не подготовленная и частая)
- Постоянные наказания или насилие со стороны родителей/взрослых
- Психические расстройства членов семьи и из-за этого неадекватная реакция на ребенка (утром люблю, вечером сделал что то не так (не понятно что) уже ненавижу или ругаю.
- Постоянная критика и упреки, в том числе сравнение с другими (давление)
- Игнорирование потребностей ребенка, высмеивание его физиологических недостатков/особенностей
- Постоянные конфликты в семье, тяжелый развод родителей без поддержки ребенка, утрата близкого и игнорирование чувств ребенка
- Социальное давление и другие факторы давящие на психику маленького человека.
Мы живем в мире, в котором не все от нас зависит и мы не всегда можем защитить ребенка, но в наших силах:
- Минимизировать стресс в семье
- Заметить признаки стресса и поддержать ребенка.
Любовь, поддержка и принятие – очень сильные инструменты.
Все мы с вами разные и стрессовые ситуации для всех происходят по разному. На одних громкий звук раздавшийся неожиданно не произведет ни какого впечатления, другие уже будут лежать на полу и закрывать голову руками. От чего же зависит переживание стресса?
Есть то, с чем мы приходим в этот мир, например цвет глаз, волос, наш размер ноги и тип нервной системы. И ещё множество факторов, на которые ну ни как не влияет воспитание и даже среда, в которой находится ребенок. У каждого из нас свой генотип, свой тип нервной системы (чувствительный, не чувствительный, довольно таки устойчивый или слабый) и своя скорость реакций. Эта скорость реакций у нас врожденная.
Кто то от природы своей быстро переключается и его внутренние механизмы работают следующим образом: «угроза» - организм моментально мобилизировался, «угроза» ушла, так же быстро организм, а именно внутренние органы, которые секретируют гормоны, успокаивается и реакция утихает. А есть люди, чьи внутрение реакции на угрозу утихают медленно и неторопливо. И именно из-за того, что внутренняя реакция такая долгая, организм человека находится в состоянии «нападения» (стресса) долго после того, как «угроза» миновала.
Под угрозой я подразумеваю любой детский стресс.
То есть у нас получается, что одно и то же событие, например, физическое насилие со стороны близкого взрослого по разному влияет на детей. Один ребенок будет невероятно уязвим перед этим негативным опытом, а другой окажется более устойчивым и как следствие наличие психологических травм в его анамнезе может быть минимальное.
Нам порой сложно предположить, как может отразиться то или иное событие на психическом состоянии ребёнка.
Признаки переживания стресса детьми, на которые необходимо обратить внимание:
Острая негативная, ранее не проявляемая реакция (горький плач) на отсутствие родителя (ранний возраст, дошкольники, младшие школьники);
Замкнутость или, наоборот, возбудимость, расторможенность;
У дошкольников и детей раннего возраста может появиться энурез, частые позывы в туалет, сосание пальцев;
Утрата аппетита, нарушение сна;
Эмоциональные проявления: капризы, нытье, плаксивость;
Появление новых страхов;
У старших дошкольников и младших школьников - расспрашивание о случившемся событии, рассказывание своих версий случившегося, внезапные вопросы о происшедшем событии;
Повышение тревожности, вздрагивания, пугливость.
Пути помощи ребёнку:
Важно знать, что ребенок справляется со стрессом в зависимости от того, как переживают событие его семья и ближайшее окружение. А также в зависимости от предыдущего жизненного опыта, состояния здоровья и некоторых других факторов;
Если ребенок «застрял» в переживаниях, возможно, кто-то близкий не может справиться со своим эмоциональным состоянием. Соответственно, необходимо оказать профессиональную помощь этому члену семьи;
Для ребёнка важно, чтобы в сложной ситуации был взрослый, способный позаботиться о нём, стать для него эмоционально близким и надёжным человеком;
Важно, чтобы у ребенка была возможность получить поддержку и разделить свои чувства с другими людьми таким образом получить социальную поддержку в детском саду, школе, социальном центре;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Влияние физических упражнений на организм ребенка»
Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193286-1359733687.jpg)
Влияние спортивных занятий на организм ребенка
В статье приведены "за" и "против" профессионального спорта для детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-441101-1401122038.jpg)
Влияние плавания на организм ребенка.
Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567408-1421605624.jpg)
Консультация для родителей "Влияние плаванья на организм ребенка"
Родителям представлены материалы о влиянии плаванья на организм ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-972387-1667792393.jpg)
Консультация для родителей на тему «Влияние стресса на развитие мозга ребенка»
Стресс — это реакция организма на перенапряжение. Повторяющиеся и/или длительные стрессовые ситуации повреждают незрелый мозг ребенка, особенно нейронные пути, отвечающие за формирование исполни...