«Игры-головоломки для дошколят и их родителей»
рабочая программа (старшая группа)

Нимакова Татьяна Ильинична

 

Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны всем давно. Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Исследованиями установлено, что они являются эффективным средством умственного и математического развития детей дошкольного возраста.

Итак, знакомимся с играми - головоломками«Танграм»«Волшебный круг»«Головоломка Пифагора»«Колумбово яйцо»«Вьетнамская игра»«Пентамино». Все эти игры объединяет общая цель, способов действия и результат. Основной и важный принцип игр от простого — к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

игры - головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Рекомендуется пособие прежде всего детям 5-7 лет, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Поможет сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами.

Выкладывать геометрические фигуры, входящих в набор можно на полу, столе, на магнитной доске. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Все игры результативны : получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» — силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур. Изготовить игры чрезвычайно просто в домашних условиях. Используется самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, пластик, фанера и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размер деталей набора можно по желанию увеличить или уменьшить. Окраска комплекта с обеих сторон должна быть одинаковой. Образцы можно выполнить в том же масштабе, что и детали игры (в этом случае составление силуэта облегчается, а также уменьшив или увеличив их.

"Волшебный круг". Круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Правила игры те жечто и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну часть на другую.

Цель: учить анализировать, искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

Знакомиться с игрой стоит постепенно - вместе с ребенком рассмотрите элементы, сгруппируйте их по размерам, форме, найдите одинаковые. Потом попробуйте их по-разному скомбинировать друг с другом, чтобы понять принцип.

Из фигур игры составляются силуэты человека, животных, растений, рыб и т. д., которые потом можно перенести на бумагу - дорисовать и раскрасить.

По возможности помогайте малышу преодолевать трудности - сначала можно предлагать достраивать схемы или ваши рисунки, или же, наоборот, заканчивать начатую ребенком работу.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры-головоломки для родителей

Среди взрослых очень популярны такие занимательные игры как кроссворды. Все знают пользу от решения кроссвордов: они уточняют и закрепляют знания, расширяют кругозор, укрепляют память.  Дет...

Консультация для родителей на тему: «Игры – головоломки для детей старшего дошкольного возраста»

Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое вр...

Родительское собрание: «ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА ТАНГРАМ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.»

Современные родители очень основательно и серьезно подходят к вопросу дошкольного развития своих детей: на пике популярности разнообразные методики и разработки. Однако многие из них не такие уж новые...

Консультация для родителей "Что такое игры - головоломки".

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти ...

Консультация для родителей «Игры-головоломки для дошколят и их родителей»

Игры - головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленност...

Игры - головоломки для дошколят и их родителей.

Игры-головоломки  или геометрические конструкторы известны  всем давно. Сущность  этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. ...