Занятие "Жаворонок"
методическая разработка (средняя группа)

Онопенко Татьяна Викторовна

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию

«Жаворонок»

                                                       (средняя  группа)

 

1.      Место работы

МАДОУ № 56, г. Калининград

2.     Направление

Познавательно-исследовательская деятельность

3.   Образовательная область

Декоративно-прикладное творчество (лепка).

4.      Возраст воспитанников

4-5 лет

5.  Продолжительность мероприятия

25 минут-30 минут

6.      Форма проведения мероприятия

Открытое занятие

7.      Методы

   Словесные,  наглядные,  практические,  проблемно-поисковые, ИКТ,  игровые,  эмоциональное стимулирование

8.   Приёмы

    Просмотр  презентации,  художественное слово (пословицы, загадки), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, эмоциональный  настрой,  физминутка, самостоятельная  деятельность детей,   сравнение

 

9.   Формы работы

  Индивидуальная, коллективная.

10.  Цели, задачи НОД

    Цель- знакомство с обрядом  встречи  весны через изготовление птицы-жаворонка из теста.

Задачи НОД

- Образовательные: формировать и развивать умения детей лепить из теста  жаворонка, свернув в узелок  жгутик теста

 

-  Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение;   формировать познавательный интерес.

 

-  Воспитательные:  прививать  интерес к русскому фольклору,

уважительное отношение к обычаям и традициям предков, воспитывать аккуратность, усидчивость , любовь к природе 

11.  Материалы

Солёное тесто, стеки, доски для лепки, материалы для украшения жаворонков: изюм,  горох

12. Оборудование

Аудиозапись с мелодиями, компьютер, проектор

 

13. Словарная работа

Жаворонки,  день весеннего равноденствия, проталинки

 

14.  Действующие лица

 Дети, воспитатель, Весна, Зима

 

 

 

 

                                                            

                                                             Ход занятия

Этап,

продолжительность

Деятельность воспитателя

Организационный момент

Эмоциональный настрой

- 1минута

  ( слайд 1)  Дети входят в группу под музыку -1    

Лидия :  Всем-всем  доброе утро! Проходите гости дорогие в мою избу

   Ребята! У вас такие лучистые улыбки, что  на душе теплеет.

Над. Ва:  К солнышку потянулись,  ( выполняют движения)

Лучики взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали!

И сказали всем: «Здравствуйте»

Воспитатель. Какие вы молодцы!  С хорошим  настроением  начинаем  наше занятие       

 

Мотивационно-побудительный

-3 минуты

Лидия –  Ребята, отгадайте загадку

«Если снег повсюду тает, день становится длинней,

Если все зазеленело, и  в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,   значит, к нам пришла…?»  (весна)  А вот и она  -

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.          

 

Надежда В: На Руси Весну очень ждали.

1-й ребенок.

Весна, весна, проснись со сна!                  Лиза

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

 

2-й ребенок.

Нам, зима, ты надоела,               Вадим

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

 

     Все: Весна! Весна - красна!  

Приди скорей! Согрей детей!

 

 

 

   Татьяна Викторовна: - Ребята!

Что вы слышите?  Это,  Зима шалит, дает знать о себе, сердится на  Весну!     ( появляется Зима)

Зима.   Здравствуй сестрица Весна

Расскажи  мне почему тебя любят

Меня – Зимушку – прогоняют все?

 

 Лидия Ребята почему весну любят, а зимушку првожают

 

Не пора ли тебе уходить из гостей

 

Лидия: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму провожают, а весну встречают. Хотите спеть эту песенку

 

Ой, бежит ручьем вода, нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

 

Прилетели журавли, и соловушки мои. 

Журавли, журавли. И соловушки мои.

 

Мы весняночку поём, весну красную зовем.

Мы поём, мы поём, Весну красную зовём.

 

Воспитатель:  Ребята  пора прощаться с зимушкой Зимой – помашем ей вслед руками.

 А Весна  с нами останется, пусть радует нас!

  Весна:   Этот день в народе так и называется «Жаворонки».

 -  Посмотрите,  что я вам принесла! Что это? ( показывает гнездо)

- Как вы думаете, кто в нём может быть? ( конечно, птичка)

-  Посмотрите, это маленький жаворонок.

 

Актуализация знаний

-4 мин

Воспитатель   -  Какой жаворонок по размеру,

-что  есть у жаворонка

Чем питается жаворонок

Жаворонк красиво поет . Хотите послушать как поет жаворонок  слушаем

 

Динамическая пауза- 1 минута

       Воспитатель: - А теперь отдохнём и ручки разомнем :

В небе жаворонок пел,      (Дети выполняют маховые движения руками)

Колокольчиком звенел,       (Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.   (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,     (Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.      (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

 

Основной момент

Восприятие и освоение нового материала-

 8минут

 

 

Практическая работа -8 мин

( слайд 19)        

Рукодельница    Дорогие ребята и уважаемые гости , а вы хотите научиться лепить жаворонка  из теста , тогда я приглашаю вас в свою мастерскую, проходите, одевайте фартучки, и присаживайтесь.  показывает  технологию лепки жаворонка: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки  или изюм – вот и глаза.   

 

   Ребята, а теперь нужнщ испеч наших жаворонков в русской печи,

   Веч

Рефлексивно-итоговый этап

рефлексия

-1 мин

 

 

  Гости дорогие проходите, посмотрите какие жаворонки красивые у нас получились. А сними можно еще и поиграть в старину так и делали, раздавали жаворонка деткам и они с ними играли весну звали,  и мы с вами хотите поиграем, весну порадуем, солнышко, тепло позовем.

Жаворонки, жаворонки!

К нам летите, весну несите

 

 

 

 

Итог

 -2 мин

Какая птичка приносит весну?

Рукадельница: ребята, понравилось вам у меня в гостях, тогда я вас жду в гости, до новых встреч

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_sredney.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию

«Жаворонок»

                                                       (средняя  группа)

1.      Место работы

МАДОУ № 56, г. Калининград

2.     Направление

Познавательно-исследовательская деятельность

3.   Образовательная область

Декоративно-прикладное творчество (лепка).

4.      Возраст воспитанников

4-5 лет

5.  Продолжительность мероприятия

25 минут-30 минут

6.      Форма проведения мероприятия

Открытое занятие

7.      Методы

   Словесные,  наглядные,  практические,  проблемно-поисковые, ИКТ,  игровые,  эмоциональное стимулирование 

8.   Приёмы

    Просмотр  презентации,  художественное слово (пословицы, загадки), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, эмоциональный  настрой,  физминутка, самостоятельная  деятельность детей,   сравнение

9.   Формы работы

  Индивидуальная, коллективная.

10.  Цели, задачи НОД

    Цель- знакомство с обрядом  встречи  весны через изготовление птицы-жаворонка из теста.

Задачи НОД

- Образовательные: формировать и развивать умения детей лепить из теста  жаворонка, свернув в узелок  жгутик теста

-  Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение;   формировать познавательный интерес.

-  Воспитательные:  прививать  интерес к русскому фольклору,

уважительное отношение к обычаям и традициям предков, воспитывать аккуратность, усидчивость , любовь к природе  

11.  Материалы

Солёное тесто, стеки, доски для лепки, материалы для украшения жаворонков: изюм,  горох

12. Оборудование

Аудиозапись с мелодиями, компьютер, проектор

13. Словарная работа

Жаворонки,  день весеннего равноденствия, проталинки

14.  Действующие лица

 Дети, воспитатель, Весна, Зима

        

        Ход занятия

Этап,

продолжительность

Деятельность воспитателя

Организационный момент

Эмоциональный настрой

- 1минута

  ( слайд 1)  Дети входят в группу под музыку -1    

Лидия :  Всем-всем  доброе утро! Проходите гости дорогие в мою избу

   Ребята! У вас такие лучистые улыбки, что  на душе теплеет.

Над. Ва:  К солнышку потянулись,  ( выполняют движения)

Лучики взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали!

И сказали всем: «Здравствуйте»

Воспитатель. Какие вы молодцы!  С хорошим  настроением  начинаем  наше занятие       

Мотивационно-побудительный

-3 минуты

Лидия –  Ребята, отгадайте загадку

«Если снег повсюду тает, день становится длинней,

Если все зазеленело, и  в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,   значит, к нам пришла…?»  (весна)  А вот и она  -

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.          

Надежда В: На Руси Весну очень ждали.

1-й ребенок.

Весна, весна, проснись со сна!                  Лиза

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

2-й ребенок.

Нам, зима, ты надоела,               Вадим

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

 

     Все: Весна! Весна - красна!  

Приди скорей! Согрей детей!

   Татьяна Викторовна: - Ребята!

Что вы слышите?  Это,  Зима шалит, дает знать о себе, сердится на  Весну!     ( появляется Зима)

Зима.   Здравствуй сестрица Весна

Расскажи  мне почему тебя любят

Меня – Зимушку – прогоняют все?

 Лидия Ребята почему весну любят, а зимушку првожают

Не пора ли тебе уходить из гостей

Лидия: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму провожают, а весну встречают. Хотите спеть эту песенку

Ой, бежит ручьем вода, нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

Прилетели журавли, и соловушки мои.  

Журавли, журавли. И соловушки мои.

Мы весняночку поём, весну красную зовем.

Мы поём, мы поём, Весну красную зовём.

Воспитатель:  Ребята  пора прощаться с зимушкой Зимой – помашем ей вслед руками.

 А Весна  с нами останется, пусть радует нас!

  Весна:   Этот день в народе так и называется «Жаворонки».

 -  Посмотрите,  что я вам принесла! Что это? ( показывает гнездо)

- Как вы думаете, кто в нём может быть? ( конечно, птичка)

-  Посмотрите, это маленький жаворонок.

Актуализация знаний

-4 мин

Воспитатель   -  Какой жаворонок по размеру,

-что  есть у жаворонка

Чем питается жаворонок

Жаворонк красиво поет . Хотите послушать как поет жаворонок  слушаем

Динамическая пауза- 1 минута

       Воспитатель: - А теперь отдохнём и ручки разомнем :

В небе жаворонок пел,      (Дети выполняют маховые движения руками)

Колокольчиком звенел,       (Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.   (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,     (Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.      (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

Основной момент

Восприятие и освоение нового материала-

 8минут

Практическая работа -8 мин

( слайд 19)        

Рукодельница    Дорогие ребята и уважаемые гости , а вы хотите научиться лепить жаворонка  из теста , тогда я приглашаю вас в свою мастерскую, проходите, одевайте фартучки, и присаживайтесь.  показывает  технологию лепки жаворонка: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки  или изюм – вот и глаза.  

   Ребята, а теперь нужнщ испеч наших жаворонков в русской печи,

   Веч

Рефлексивно-итоговый этап

рефлексия

-1 мин

  Гости дорогие проходите, посмотрите какие жаворонки красивые у нас получились. А сними можно еще и поиграть в старину так и делали, раздавали жаворонка деткам и они с ними играли весну звали,  и мы с вами хотите поиграем, весну порадуем, солнышко, тепло позовем.

Жаворонки, жаворонки!

К нам летите, весну несите

Итог

 -2 мин

Какая птичка приносит весну?

Рукадельница: ребята, понравилось вам у меня в гостях, тогда я вас жду в гости, до новых встреч