"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"
статья (старшая группа)

Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР  с использованием современных технологий программы «Вдохновение»

 

Актуальность:   В последние годы значительно увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных технологий, методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает в них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом.

 

Практическая значимость: Инновационные методы воздействия  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей.

       Все перечисленные ниже технологии, методы и  приемы  рекомендуются использовать воспитателям, специалистам и   родителям.

 

Практическая новизна:

      Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Таким образом нами  проделана следующая работа:

- собраны картотеки для утреннего круга, используемые педагогами и специалистами;

- подобран материал для работы в центрах активности по уровням сложности;

- изготовлены работающие стенды: «Доска выбора», « модель трех вопросов», схема утреннего круга;

- разработаны пиктограммы, схемы, мнемосхемы;

- организованы  центры активности и их наполняемость по уровням сложности.

 

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы

Задачи:

-подобрать материал, активизирующий деятельность детей и повышающий ее результативность;

- воспитывать умение сотрудничать, договариваться,  работать в коллективе

- сотрудничество детей и взрослых, поддержка детской инициативы, признание за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников;

- вовлечение родителей в образовательный процесс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе»

 1 слайд

Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению программы «Вдохновение».  Некоторые технологии, методы и приемы  мы стали использовать в своей коррекционно- развивающей работе.

  2 сдайд

В последние годы значительно увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных технологий, методов и приемов повышает результативность логопедической работы в целом – в этом и есть наша цель.
      Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы. 
Таким образом, нами  проделана следующая работа:

- разработана  и усовершенствована для логопедических групп схема утреннего круга;
- собраны картотеки для утреннего круга по всем разделам, используемые педагогами и специалистами;
- подобран материал для работы в центрах активности;
- изготовлены работающие стенды: «Доска выбора», « модель трех вопросов», схема утреннего круга;
- разработаны пиктограммы, схемы, мнемосхемы;
-
организованы  центры активности и их наполняемость заданиями  по уровням сложности.
 

3 слайд

В основу планирования всей коррекционной работы положена технология модульного обучения. 

Распределение материала по лексической теме  осуществляется через взаимодействие всех участников образовательного процесса. Перед нами схема взаимодействия  участников образовательных отношений.

4 слайд

Эффективность коррекционно- развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда и воспитателя. Их взаимодействие отражается в тетради взаимодействия уч.-логопеда и воспитателя по следующим разделам,  представленным на этом слайде.

5 слайд

Также параллельно мы стали использовать в своей работе технологию – УТРЕННИЙ КРУГ. Обратите внимание на разделы утреннего круга. Они практически похожи с разделами, отраженными в тетр. взаим. логопеда с воспитателем.(+ приветствие, добрая мысль) Планирование утр. круга строится с учетом  этих рекомендаций учителя логопеда. Мы видим два столбика в структуре утреннего круга: 1 – то , что проводим ежедневно, 2-ой – по дням недели. .

Утренний круг проводится в форме развивающего общения .

6 слайд

Также для всех разделов утреннего круга нами разработана  система картотек в соответствии с лексической темой . На каждой карточке есть символ-схема, пиктограмма, что очень наглядно и удобно при выборе карточки при комплектовании утреннего круга . Карточки также выполнены в цвете, что соответствует времени года.

7 слайд

Вот так выглядит проведение утреннего круга.

Одна из задач  утреннего круга- создать положительный эмоциональный настрой, вселить в ребенка уверенность. Он проводится весело, эмоционально, интересно.

 Важно понимать, что утренний круг- это не занятие , он занимает 10-15 минут перед организованной образовательной деятельностью (ООД).

8 слайд

Широкое применение в процессе утр. круга занимают здоровьесберегающие технологии при проведении АГ, дыхательных упражнений, развитие общей и мелкой моторики

9 слайд

Следующая педагогическая технология называется «Прием 3-х вопросов»

Возвращаясь к структуре утреннего круга – смотрим  2 –ой столбик – в понедельник  (на слайде мы видим небольшой фрагмент) ВВОД В ЛЕКСИЧЕСКУЮ ТЕМУ . В  этот день  педагог вместе с детьми в форме беседы отвечают на вопросы:

- Что мы знаем?

-Что хотом узнать?

-Где нам это пригодится?

Все вопросы фиксируются на доске. При их написании мы используем 2 цвета – вопросы детей и вопросы педагога. Также помечаем чей это вопрос. Потом обязательно отмечаем, когда мы на него ответили, раскрыли- вычеркиваем или ставим галочку.

А еще мы сами добавили 4 –ый вопрос, который предложили сами дети

- Что нам надо сделать , чтобы это узнать. – На наш взгляд он очень эффективен, так как дети сами предлагают  найти ответы на некоторые интересные вопросы, подключая родитей.

 Таким образом, при изучении новой лексической темы этот прием помогает  выявить инициативы и образовательные запросы детей, дают возможность понимания того, что дети уже знают и что хотят узнать.

Вопросы детей могут быть раскрыты при проведении утреннего круга, в режимных моментах, в процессе ООД, особенно на занятиях ПОЗНАНИЯ

10 слайд

Следующая технология – РАБОТА В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ- это эффективнаяя педагогическая технология , которая используется в свободной и организованной  образовательной деятельности.

 В логопедических группах в ООД мы используем эту технологию по пятницам, когда у детей уже накопились знания, обогатился  слова . запас  по лексической теме – и мы их можем обобщить.

Группа разделена на несколько центров , они не обязательно м.б. в одном месте, они мобильны и трансформируемы, особенно в условиях наших приспособленных помещений для лого групп.  Каждый центр обозначен  соответствующей картинкой с пиктограммой. Помещение группы  организовано так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит во всех центрах.

Дети и педагоги совместно разрабатывают план действий.

Весь материал для работы в центрах активности подбирается в соответствии с уровнями сложности – на  выбор  детей.

11 слайд

Сколько и какие центры будут работать , количество участников в них определяет педагог.

Ребенок самостоятельно(при помощи работающего стенда ДОСКА ВЫБОРА)выбирает в каком центре он будет заниматься, партнера, вид деятельности.

На стенде каждый центр обозначен также соответствующей картинкой с изображением центра и пиктограмма. Цифра рядом – обозначает кол-во участников в данном центре.

12 слайд

Работа в центрах активности может быть организована – в парах и в подгруппе.

13 слайд

В коррекционной работе непременно применяются разнообразные модели, схемы, пиктограммы, мнемосхемы, в качестве метода наглядного моделирования. И мы их особенно широко используем в предметно – пространственной среде и в ООД.

14 слайд.

 Возвращаясь к взаимодействию учителя – логопеда со специалистами, выстраивая свою работу муз. руководитель и логопед развивают и закрепляют знания, умения и навыки в форме  музыкально – ритмической

игры, планируя  которую муз. руководитель использует картотеку пальчиковых, речевых игр, игр на развитие моторики с музыкой , считалок, потешек  и т  д. в соответствии с лексической темой .  И логопед и муз. рук-ль предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

15 слайд

 С целью повышения эффективности коррекционной работы учитель- логопед выстраивает модель взаимосвязи с инструктором по физической культуре.   Для достижения поставленной цели на занятиях используется такая форма как двигательно-речевые игры, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных звуков, закрепления лексико –грамматических средств языка путем специально подобранных  подвижных игр  и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лекс. темы.

16 слайд

И логопед, и педагог- психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

В нашей работе мы используем следующие современные коррекционные технологии такие, как сказкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, технология воздействия цветом, музыкой, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация.

17 слайд

Также одной из задач в нашей работе является вовлечение родителей в образовательный процесс, их активное участие. С этой целью проводятся:

- индивид. беседы

- оформляются информационные стенды и страницы в соц. сетях

- родительские собрания.

Практич. блок включает в себя:

- проведение совместных мероприятий и развлечений

Групповые открытые занятия

Индивидуальные консультации и практикумы

Выполнение мктодич. рекомендаций логопеда

- привлечение в организации РППС

18 слайд

Таким образом,

достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
  Использование  в данной модели
инновационных технологий, методик и приёмов позволяет   гармонично сочетать все эти задачи.
   А также в  результате  их использования в работе дети становятся более любознательны, внимательны, активны , проявляют интерес к творчеству, высказывают идеи и воплощают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.

   Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...

Инновационные коммуникационные технологии во взаимодействии участников образовательных отношений

Статья  рассчитана на педагогов дошкольных учреждений, желающих повысить уровень активности  родителей во взаимодействии с ДОУ при помощи инновационных коммуникационных технологий ....

Использования современных образовательных технологий в практике воспитательно - образовательной деятельности. Воспитатель: Вяльчинова Светлана Вячеславовна.

В своей педагогической деятельности я применяю в системе  воспитательно- образовательной работы, как традиционные так и новые современные образовательные технологии. Использование   сов...

Отчет об использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессе воспитателя МБДОУ «Детский сад № 91» Дадашевой Р. Т.

Отчетоб использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессевоспитателя  МБДОУ «Детский сад № 91»Дадашевой Р. Т....

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22          Мастер – класс «Использование современных образовательны...