Методическая разработка «Дидактические игры по развитию положительной мотивации к обучению»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Гагуа Надежда Аркадьевна

Мотивация — процесс действия мотива, побуждение, вызывающее активность. В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение для них желанным процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Дидактические игры по развитию

положительной мотивации к обучению»

Подготовила воспитатель подготовительной к школе группе № 10 «Кассиопея» Гагуа Н.А.

 Что же такое мотивация? Мотив (нем. motiv, от фр. motif) — в одном из значений — побудительная причина, повод к какому-либо действию. Мотивация — процесс действия мотива, побуждение, вызывающее активность. В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение для них желанным процессом.

 Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест, как показал опыт, занимает дидактическая игра, цель которой — активное освоение учебной деятельности.

 При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Приведем примеры таких игр, цель которых — создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Народные игры:

Название игры

Цель

Проведение

1.

«Барыня прислала сто рублей» 

народная игра для воспитания сосредоточенности.

Ведущий обращается к партнёру.
Барыня прислала сто рублей.
Что хотите, то купите.
Чёрный, белый не берите.
«Да» и «нет» не говорите!
После этого ведущий начинает вести с партнёром беседу, провоцирующую использование одного из «запрещённых» слов: чёрный», «белый», «да», «нет». Все участники игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:

  • Ты был когда - нибудь в школе?
  • Тебе нравится учиться?
  • У тебя есть портфель?

•        У тебя есть друзья в школе?

•        Твои туфли черные?

•        Какого цвета твоя школьная рубашка?

•        Ты любишь читать?

•        Ты любишь получать пятерки?

Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнёт «запрещённое» слово. Тогда участник отдаёт свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребёнок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребёнок выиграл.

2.

«Камень, ножницы, бумага»

Популярная игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю.

Играть можно вдвоем или нескольким участникам, например, во время семейного досуга. Правила игры просты, их легко запоминает любой ребёнок. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь).

1.        Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их.

2.        Бумага сильнее камня, так как накрывает его.

3.        Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее.

4.        Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.

3.

«Мы сидели на балконе»

При помощи подобных игр у детей развивается произвольность движений, так как нужно внимательно следить за движениями партнера и синхронно их повторять, повышается самоконтроль

Правило простое: ритмично произносить слова и хлопать в такт ладошками о ладони партнера (прямо и наперекрест), постепенно нарастая темп. Закончив считалочку, игроки замирают, но при этом можно строить "рожицы", чтобы рассмешить партнера и выиграть:

Кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе,

Чай пили, блюдца били,

По-турецки говорили:

Чаби, чаляби,

Чаляби, чаби-чаби!

Мы набрали в рот воды

И сказали всем - замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб - хлоп!

4.

«Стань хорошим первоклассником!»

Упражнение тренирует дошколят или первоклашек в собирании и разбирании портфеля

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть школьные принадлежности: ручка, учебник, игрушка, тетрадь, пенал, карандаши, тарелка, ключ и т. д. Ребёнок должен сам отобрать предметы для школы и аккуратно сложить в портфель. Для поддержания интереса можно ввести соревновательный элемент (отсчитываем до 10, замеряем времени на будильнике) и загадки:

Ошибку исправить он мне помогает

И осторожно в тетрадке стирает (ластик).

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог (ранец).

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал).

Я пишу на строчке

Палочки, крючочки,

Буду буквы я писать.

Это ведь моя (тетрадь).

В белом поле, по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет синий след (ручка).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

5.

«Рисуем цифрами и буквами»

Тренировка произвольности действий и самоконтроля.

Взрослый подбирает картинки с цифровым или буквенным изображением предметов: человечки, кораблик, букет цветов, посуда. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и воспроизвести их. Подобная игра помогает решить сразу несколько задач для первоклашек: закрепить написание букв и цифр, умение их увидеть в разных ситуациях, проконтролировать правильность выполнения.

6.

«Графический диктант»

Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий.

Правила знакомы детям, так как часто упражнение проводится при подготовке к школе и развития моторики. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, "Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)". "Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)". "Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище (кот)".

7.

«Раскрась и зачеркни фигурки»

Подобные кропотливые упражнения на мотивацию помогают ребенку научиться контролировать себя при выполнении монотонного задания.

Ребенку предлагается закрасит цветными карандашами геометрические фигурки в виде елочек, домиков, мячиков. Для развития игры и поддержания интереса после раскрашивания можно предложить зачеркнуть все елочки или только елочку и домик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"

Методическая разработкана тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»  Подготовила: Климан С. В. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельност...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета....

Методическая разработка «Дидактические игры на липучках как форма обучения детей дошкольного возраста».

Развивающие «Игры на липучках» -  дидактическое пособие для познавательного развития дошкольников.Задачи данного пособия:1. Развивать познавательную деятельность детей.2. Развивать зр...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста".

Дидактические игры по обучению грамоте  детей старшего дошкольного возраста...