Проект "Жаворонки"
проект (старшая группа)

Грешнякова Наталья Ивановна

Цель:  Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

 

Задачи:

 - Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  знакомство и участие в русских народных  праздниках, знакомство с их обычаями и традициями.

- Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

- Формировать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

- Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhavoronki.docx123.32 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_proektu_zhavoronki.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Жаворонки»

C:\Users\Наталья\Desktop\4e4948fb85e41da04ccff6b0993429ff.jpg

Подготовила:

Музыкальный руководитель высшей категории

МДОБУ д/с «Светлячок»

Грешнякова Наталья Ивановна

Проект «Жаворонки»

                                         Автор: Грешнякова Наталья Ивановна.

             

Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность: краткосрочный (с 15.03. 2022 по 22.03. 2022г.)

Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность темы

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Само реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор- считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

Цель:  Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

 - Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  знакомство и участие в русских народных  праздниках, знакомство с их обычаями и традициями.

- Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

- Формировать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

- Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Предполагаемый результат:  

Результатами проведенной работы являются:

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

- Использование  атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

- пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;

- доброжелательные отношения между детьми;

- высокий уровень нравственных качеств личности детей;

Принципы реализации проекта

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.

Этапы проведения проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

15.03.22

Определить проблему, выбрать тему, определить цель проекта, определить задачи проекта.

Беседа «Жаворонки»

Вхождение в проблему.

Знакомство с праздником «Жаворонки».

Предложить родителям оказать помощь детям  в реализации проекта.

16.03.22

Просмотр презентации « Русский народный костюм».

Знакомство с русскими народными традициями и праздниками.

Родителям изготовить элементы русского народного костюма.

17.03.22

Разучивание игр, хороводов.

Знакомство с русскими народными играми. Разучивание пословиц, потешек, закличек.

Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

21.03.22

Беседа о традиции печь жаворонков.

Вместе с детьми изготовить и испечь жаворонков.

Предложить родителям испечь жаворонков вместе с детьми.

22.03.22

Развлечение «Жаворонки прилетели»

Принимать активное участие в развлечении, играх, хороводах.

Ресурсное обеспечение. Аудиозаписи. Пособия к играм: платочки, ленточки, колокольчик.

Форма презентации. Развлечение «Жаворонки прилетели»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЖАВОРОНКИ – беседа.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день первые птицы возвращаются и ищут себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома – улетела белобока в чащи лесные. По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба – таким образом, призывает урожай на своё поле. На Жаворонки обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!» Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки. Птичек раздают детям, и те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну. 

Поговорки.

Сколько проталинок, столько жаворонков.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!

Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

Приметы.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.

Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу.

Ранний прилет журавлей – к ранней весне.

Журавль прилетит на наст – к неурожаю. 

Заклички.

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. 

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга.

Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха. Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). 

Жаворонки, жавороночки! 

Прилетите к нам, 

Принесите нам лето теплое!

 Нам зима надоела, 

Весь хлеб у нас поела, 

Всю скотинку поморили.

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью: 

Со льном высоким, 

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

 

Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных. Детские воспоминания всегда образные. Наверное, почти всем сельским ребятишкам помнятся ощущения, связанные с веснянками-закличками. А вкус и запах весны ассоциируется у них с «жаворонками», птичками с румяной корочкой.

Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла. Испеките «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна!

Сценарий развлечения: «Жаворонки прилетели»

Цели:

-Познакомить детей с  жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).

-Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах.

-Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.

-Активизировать словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые друзья». Фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».

-Упражнять детей в звукоподражании.

-Формировать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Ход развлечения.

 Ведущий: 

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью.
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

— Давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота»

Вед.   Идет матушка-весна

Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

    22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

 В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

                   

Вед. Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Дети:  Жаворонок, прилети,
Студену зиму унеси!
Жаворонок, принеси
Весну - красну на своем хвосту!
Жавороноки, летите в поле,
Несите здоровье.

 Вед. Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну.

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Вед.  Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

 Вед.  Хоровод-игра «Ручеёк».

Вед.  А сейчас мы спляшем. Будет праздник краше.

                Хоровод «Веснянка»

Вед. Молодцы ребята.  А сейчас мы пойдём в группу и будем пить чай с печеньем «Жаворонки», которые вы сами изготовили. Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Жаворонки прилетите». старшая группа. Музыкальный руководитель: Грешнякова наталья Ивановна Воспитатель: Хламина Ольга Игоревна Пос. Светлый 2022 г.

Слайд 3

Тесто готово и мы готовы!

Слайд 4

Приступаем к работе

Слайд 5

Подготовка к выпечке.

Слайд 6

Жаворонки готовы!

Слайд 7

Пока жаворонки выпекаются мы развлекаемся. Игра «Золотые ворота»

Слайд 8

Пока жаворонки выпекаются мы развлекаемся. Игра «Жаворонок»

Слайд 9

Пока жаворонки выпекаются мы развлекаемся. Игра «Ручеёк»

Слайд 10

Жаворонки готовы !

Слайд 11

Пора раздавать жаворонков !

Слайд 12

Пора раздавать жаворонков !

Слайд 13

Испеките жаворонков, чтобы и у вас в доме поселилось счастье! Угощайтесь!

Слайд 14

Спасибо за внимание!