Родительская гостиная в саду
статья

Раскрытие понятия "Родителькая гостиная", как нетрадиционная форма взаимодействия педагогов и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_gostinaya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги!

Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.

Одним из требований  к реализации программы дошкольного образования является построение взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение их в непосредственно образовательный процесс. Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности педагога.

Современные родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и воспитателю в первую очередь, и зачастую достаточно противоречивых. 

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Конечно, и у воспитателей есть "свой список" претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, информационные уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы сближения детей и родителей.

Сегодня рассмотрим модель взаимодействия - родительская гостиная. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе. 

Родительская гостиная- это модель взаимодействия "родитель–ребенок-педагог, в котором родителю отводятся ведущие роли и инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, предоставляющий родителю необходимые сведения и обучающего его некоторым специальным методам и приемам взаимодействия с ребенком.

Участники родительской гостиной:

- Воспитатели группы;

- учитель-дефектолог;

- музыкальный руководитель;

- дети группы;

- родители воспитанников;

- педагог-психолог

 Повестка дня гостиной может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «В здоровом теле здоровый дух», «Развитие мелкой моторики», «Развивающие игрушки»  и др.

Гостиные могут носить интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встреча отцов», «Встреча мам», «Семейные гостиные», «Диспуты», «Методы педагогического воздействия», и др.).

Родительская гостиная считается эффективным способом взаимодействия с родителями, через различные виды деятельности происходит повышение их педагогической грамотности, культуры взаимоотношений.

Форма проведения родительской гостиной может быть самой разной:

-        размышление;

-        дискуссия;

-        практикум;

-        тренинг;

-        опыт;

-        круглый стол;

-        вечер-встреча;

-        КВН;

-        конкурс;

-        праздник и др.

Мы можем включить любые виды деятельности: игровой массаж для рук, пальчиковые гимнастики, игровые упражнения, игры и пособия для развития мелкой моторики, театральные постановки с привлечением родителей и детей (импровизация), подвижные игры, лепка, аппликация, музыкальная деятельность (шумовые оркестры, общий танец).

Подготовка к родительской гостиной.  Каждая родительская гостиная требует своего сценария, своей программы, рекомендаций и советов.

  1. Выбор темы гостиной.
  2. Определение целей родительской гостиной.
  3. Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой теме (проблеме).
  4. Определение вида, формы, этапов родительской гостиной, способов и приемов совместной работы участников гостиной.
  5. Разработка сценария гостиной.
  6. Распределение обязанностей по подготовке родительской гостиной. Привлечение к подготовке членов родительского комитета группы или отдельных активных родителей.
  7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, тестов и опросников). Обработка, представление и обсуждение результатов.
  8. Приглашение родителей и специалистов.
  9. Подготовка конкурсов и выставок по теме гостиной.
  10. Аудио, видеозапись ответов детей по теме гостиной.
  11. Написание плакатов по теме гостиной.
  12. Проведение до гостиной заседания родительского комитета.
  13. Изготовление оригинальных памяток (рекомендаций) родителям с советами на тему гостиной.
  14. Разработка проекта решения гостиной.
  15. Оборудование и оформление места проведения родительской гостиной (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т. п.).
  16. Организация родительской гостиной предусматривает определенные затраты (ДОУ, спонсоры).

Успех гостиной во многом зависит от среды, физического и психологического пространства, в котором проходят заседания (свет, отопление, вентиляция, интерьер и мебель).

Советы

-        Расставьте, по возможности, столы и стулья по кругу, полукругом, ведь вы готовитесь к доверительному диалогу.

-        Специально отведите время для общения родителей между собой. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

-        Доведите до родителей мысль, что «неуспевающий ребенок» не означает «плохой человек».

-        Перед началом гостиной лучше «оставить за дверью» плохое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в родительской гостиной детского сада "Мы ищем таланты"

Сценарий проведения родительской гостиной для родителей воспитанников детского сада "Мы ищем таланты"...

Сценарий заседания родительской гостиной по теме: «Игротерапия дома и в детском саду»

«Игротерапия дома и в детском саду"Цель: сближение участников группы, создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д. Эмоциональное осознание своего ...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Конспект родительской гостиной с родителями воспитанников средней группы «Девочки и мальчики в детском саду».

Цель: 1. снять эмоциональную напряжённость, 2. познакомить с особенностями гендерного воспитания в дошкольном возрасте; 3. способствовать налаживанию контактов между родителями....

Конспект родительской гостиной с родителями воспитанников средней группы «Девочки и мальчики в детском саду».

Цель:снять эмоциональную напряжённость,познакомить с особенностями гендерного воспитания в дошкольном возрасте;способствовать налаживанию контактов между родителями....

Конспект родительской гостиной с родителями воспитанников средней группы «Девочки и мальчики в детском саду».

Цель:снять эмоциональную напряжённость,познакомить с особенностями гендерного воспитания в дошкольном возрасте;способствовать налаживанию контактов между родителями....

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Мастер-класс: «Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи»....