Формы взаимодействия детского сада с семьёй по приобщению здорового образа жизни
материал (старшая группа)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1]
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.[24]
Здоровый образ жизни – это та ценность, которая всегда будет оставаться неиссякаемой на протяжении всей его жизни. При этом привычка к здоровому образу жизни может стать одним из условий, которые позволят детям расти и развиваться. Сформировать этот важный для человека ценностный компонент можно только при условии его целенаправленного формирования на работе и в семье. Именно в этот период дети должны формировать у себя мотивацию на здоровье, а также ориентироваться на здоровый образ жизни. Это необходимо формировать с помощью формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в стремлении стать здоровым и вести здоровый образ жизни.[21]
На здоровье человека влияет целый ряд факторов – это и наследственность, экология, уровень развития медицины. Не менее значимым фактом являются образ жизни человека. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Когда вопрос здорового образа жизни игнорируется или же не затрагивается вовсе, то это может привести к самым печальным последствиям, когда даже самый мощный запас здоровья ребёнка иссякает и останавливается заложником множества болезней.[18]
Основы сотрудничества семьи и общественности были заложены еще в трудах представителей отечественной педагогики - Н.И. Пирогова, М.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др. [23].
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодёжной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

                                                                                       

                                                                                        Студентка 3 курса,

                                                                                        Специальность 44.02.01

                                                                                        Дошкольное образование,

                                                                                        Группа ДО-3Б

                                                                                        ЧЕРЕДОВА

                                                                                        Екатерина Сергеевна

Формы взаимодействия детского сада и семьи по приобщению ребёнка к здоровому образу жизни в старшем дошкольном возрасте

Курсовая работа

                                                                                                 Руководитель:

                                                                                       Журавлёва Т.Ю.

                                                                                                 преподаватель

высшей кв.категории

Дзержинск-2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

  1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

 Важность приобщения ребенка к здоровому образу жизни………7

  1. Опыт практикующих воспитателей по приобщению детей к

здоровому образу жизни……............................................................11

Выводы по главе 1……………………………………………………………21

ГЛАВА  2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСУ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

2.1  Направления и формы взаимодействия с семьей в детском

саду.……………………………………………………………………22

2.2  Подбор практических материалов по использованию разных форм

работы с родителями в вопросе приобщения к здоровому образу жизни……………………………………………………..26-

Выводы по главе 2………………………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34-37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1]

         Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.[24]

Здоровый образ жизни – это та ценность, которая всегда будет оставаться неиссякаемой на протяжении всей его жизни. При этом привычка к здоровому образу жизни может стать одним из условий, которые позволят детям расти и развиваться. Сформировать этот важный для человека ценностный компонент можно только при условии его целенаправленного формирования на работе и в семье. Именно в этот период дети должны формировать у себя мотивацию на здоровье, а также ориентироваться на здоровый образ жизни. Это необходимо формировать с помощью формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в стремлении стать здоровым и вести здоровый образ жизни.[21]

На здоровье человека влияет целый ряд факторов – это и наследственность, экология, уровень развития медицины. Не менее значимым фактом являются образ жизни человека. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Когда вопрос здорового образа жизни игнорируется или же не затрагивается вовсе, то это может привести к самым печальным последствиям, когда даже самый мощный запас здоровья ребёнка иссякает и останавливается заложником множества болезней.[18]

Основы сотрудничества семьи и общественности были заложены еще в трудах представителей отечественной педагогики - Н.И. Пирогова, М.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др. [23].

А.С. Симонович рассматривала вопрос о роли детского сада в дополнении семейного воспитания. В конце ХХ столетия документом, определившим новый вектор развития и заложивший основы партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей стала "Концепция дошкольного воспитания". В данном документе были определены подходы к организации сотрудничества с родителями. Приоритетным признавалась ответственность родителей за воспитание детей, в отличие от социальных институтов, лишь дополняющих семейную воспитательную функцию.

Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой рассматривались преимущества и недостатки дошкольной организации и семьи как социальных институтов и подчеркивалась важность сочетания воспитания в семье и воспитания в коллективе сверстников в детском саду, что подтвердило необходимость сотрудничества дошкольной организации и семьи как взаимодополняющего влияния семейного и общественного воспитания . Современные ученые Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва подчеркивают, что дошкольная организация только тогда способна удовлетворить в полной мере потребности семьи, когда она является открытой системой, при которой родителям предоставляется возможность в удобное для них время включаться в жизнедеятельность ребенка в дошкольной организации [2,3].

В практике современных дошкольных организаций используется большое количество программ, обеспечивающих различные подходы к организации педагогического процесса и взаимодействию с родителями воспитанников. Современные комплексные программы («Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др., «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой и др., «Из детства - в отрочество» Т.Н. Дороновой и др., «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и Т.С. Комаровой и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями, однако в перечисленных программах отсутствует четкая конкретизация задач, форм и методов сотрудничества с родителями дошкольников .

В настоящее время в дошкольном образовании реализуется компетентностный подход (О.И. Давыдова, А.А. Майер), идеи общего и личностного развития которого, сформулированные к контексте развивающего и личностно-ориентированного образования, отражают психолого-педагогические концепции [5]. 

В вопросе здорового образа жизни детей задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

-создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, соответствующая мебель и т.п.);

-составление гармоничного режима труда и отдыха;

-воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения. Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

В настоящее время гарантом эффективности работы ДОО с родителями выступают следующие условия:

· ориентация на общение с родителями как единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;

· искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;

· заинтересованность педагогов в решении проблем дошкольников;

· системный характер работы.

Проблема здорового образа жизни является актуальной, но не всегда практикующие воспитатели используют все многообразие методов и форм работы с детьми и редко привлекают к этой работе родителей. Эти противоречия порождают проблему исследования: при соблюдениях каких условий взаимодействие детского сада и семьи будет способствовать наиболее успешному приобщению ребёнка к здоровому образу жизни?

Объект исследования: процесс приобщения ребёнку к здоровому образу жизни

Предмет исследования: особенности сотрудничества дошкольной образовательной организации с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности взаимодействия с семьей по приобщению детей к здоровому образу жизни, подбор практических материалов

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», важность приобщения ребенка к здоровому образу жизни
  2. Проанализировать опыт практикующих воспитателей по приобщению детей к здоровому образу жизни
  3. Описать направления и формы взаимодействия с семьей в детском саду
  4. Подобрать  практические материалы по использованию разных форм работы с родителями в вопросе приобщения к здоровому образу жизни

Методы: анализ психолого-педагогический литературы, обобщение опыта, подбор практических материалов

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

  1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Важность приобщения ребенка к здоровому образу жизни

Здоровье является одним из ключевых факторов в развитии детей, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья.[12]

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные привычки и навыки, приобретаются базовые физические качества вырабатываются основы характера, без которых невозможен здоровый стиль жизни. Забота о физическом развитии ребёнка раннего возраста имеет особое значение. Ведь в этом возрасте он овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится координировать свои действия. Всё это способствует формированию у ребёнка представления о своём физическом облике, физических возможностях. Задача взрослых – помочь ему в этом.[21]

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс и другие, психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие, ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, Б. Н. Чумаков и другие, педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия

По мнению В. А. Сухомлинского: «забота о здоровье – это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» [20]

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н. М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений"

По определению Б. Я. Солопова, здоровье – "индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности"  [19]

Н. М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Н. И. Брехман определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению ВТ. Лободина, здоровье - это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы [21]

В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Именно поэтому забота о здоровье ребенка становится первостепенной задачей , поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Такой ребенок имеет хорошую сопротивляемость организма к вредным факторам среды, а также устойчивость к утомлению.

Основные компоненты здорового образа жизни :

- Рациональный режим.

-Правильное питание.

-Рациональная двигательная активность.

-Закаливание организма.

-Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.[10] (Приложение 1)

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, адаптации его к влияниям природной и социальной среды. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей - самые актуальные. Во многом здоровье ребенка зависит от взрослых – родителей и педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.[1]

Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен. Главным образом в формировании основ здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются : игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей.[9]

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как детей, так и самих себя. В работе по формированию здоровья важную роль играет организация работы с родителями, ни одна из самых лучших программ и методика не могут гарантировать полного успеха, если семья не будет следовать принципам здорового образа жизни. Родителям необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и формирование основ будущего благополучия личности ребенка.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»,- гласит Закон РФ «Об образовании» (п.1 ст.18)[17]

К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Именно поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни из-за своих собственных вредных привычек, и зачастую плохо представляют, как ребенка приобщать к здоровому образу жизни.[8]

Что же могут сделать родители при приобщении к здоровому образу жизни?

1. Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, т.к. естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизни каждого человека.

2. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Ссоры в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.

3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.[11]

  1. Опыт практикующих воспитателей по приобщению детей к здоровому образу жизни

Современный воспитатель должен не только знать особенности по приобщению к здоровому образу жизни, но и уметь применять свои знания на практике

Обратимся к опыту практикующего воспитателя по организацию здоровому образу жизни ребёнка.

Лебедева Татьяна Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад «Ромашка», Нижегородской области п.Ковернино, обобщила опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

Большое значение для укрепления детского организма имеют физкультурные занятия. При организации физкультурных занятий придерживаюсь следующих принципов: индивидуальный подход, постепенность, систематичность, учёт эмоционального состояния ребёнка. Занятия провожу в игровой форме, по сюжету знакомых детям сказок. Для поддержания детского интереса к двигательной активности обыгрываю потешки, динамические паузы. Окрашенные эмоционально они делают движения для детей желанными и достижимыми.[18]

Главное требование, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей физкультурно — оздоровительные мероприятия. Поэтому разработала алгоритмы оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми утром и после дневного сна. Используются  различные формы оздоровительной работы: утреннюю гимнастику, по возможности, на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, артикуляционную и дыхательную гимнастику, музыкотерапии, оздоровительные и подвижные игры, пальчиковую гимнастику, динамические паузы, ходьба по тренажёрам, разные виды массажа ( «Ёжики», «Хлопушками»), босохождение, полоскание рта после каждого приёма пищи.

В группе создан физкультурный уголок «Здоровей–ка», в котором располагается различный спортивный инвентарь, дидактические пособия. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Не менее важно в дошкольном возрасте сформировать у детей знания о здоровье и здоровом образе жизни. Ведь от этого во многом будет зависеть их дальнейшая жизнь. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное – научиться управлять организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Для того, чтобы управлять организмом, нужно, прежде всего, знать, как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно. В дошкольном возрасте важно помочь детям «заглянуть» внутрь собственного тела и задуматься о том, хорошо ли ты заботишься о своём здоровье. Поэтому большое внимание в своей работе уделяю валеологическому воспитанию детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ2)

В ходе работы проводить разнообразные беседы на темы: «Тело человека», «Наши помощники», в ходе которых знакомит детей с частями тела и органами чувств, формирую представление о значении их для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел, ноги помогают двигаться и т.д.), о способах ухода за своим организмом, расширяю представления о роли гигиены и режима дня для здоровья, о месте человека в природе.

Формируется  у детей потребность в здоровом образе жизни, прививает интерес к физической культуре и спорту. На них дети приобретают ценные сведения о своем организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, видах закаливания. Знакомить детей с видами спорта, организовав в группе тематическую выставку «Спорт рядом с нами». Заучивать  с детьми стихотворения и пословицы о здоровье. Также оформляются выставки детских рисунков на темы: «Мы любим спорт», «Витамины на грядках» и т.д. Давать  детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражнять  детей в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т.д. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Постепенно прививать  детям культурно-гигиенические навыки, в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима.[21]

Большое значение имеет внешний вид окружающих. Всегда помню о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому стараюсь быть для них достойным примером. В работе использует такие формы как родительские собрания, консультации «Здоровье всему голова», «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Игры, которые можно провести дома», дискуссии; индивидуальные беседы «Гигиена наших детей», «Одежда и здоровье детей», выставки детских работ, посещение семей на дому.

На родительском собрании «Здоровье детей — наша общая задача» обратить внимание родителей на то, что знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, режиме дня помогут им вырастить ребёнка активным и здоровым. Проводимые семинары – практикумы «Здоровье детей в наших руках», «Подвижные игры, как средство укрепления здоровья детей» помогли родителям усвоить технологии проведения массажей, дыхательной гимнастики и заниматься оздоровлением детей не только в детском саду, но и в домашних условиях.

В процессе общения с родителями всегда рекомендует им использовать наиболее эффективные формы работы в семье, такие как:

  • утренняя гимнастика
  • закаливающие процедуры
  • физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе
  • прогулки на свежем воздухе

Оформить  стенд «Здоровячок», цель которого поддерживать интерес родителей к здоровьесбережению детей, отвечать на интересующие вопросы. Информация в родительском уголке позволила мне не только привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей, но и вызвать их на общение.

С большим удовольствием родители принимают участие в семейных конкурсах «Спортивная семейка», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», где семьи показывают свои физические умения и навыки в различных спортивных конкурсах, а главное получают заряд бодрости и хорошего настроения.

Таким образом, использование вариативных форм работы с родителями, позволило  установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать их в результатах оздоровительной работы. Родители принимают активное участие в мероприятиях, направленных на поддержание здоровья.

  Анализ  работы воспитателя доказывает, что вследствие проводимых мероприятий с детьми и их родителями по воспитанию здорового ребёнка, мне удалось сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Дети овладели простейшими навыками самооздоровления. Всё это позволило мне достичь значительного снижения уровня заболеваемости детей.

Заболеваемость снизилась, значит, направление моей работы с детьми и выработанная система работы с родителями оправдывает своё предназначение, позволяя моим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными.[6]

Татьяна Колесникова считала организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни детей в условиях ДОУ. Достижению поставленной цели, на мой взгляд, способствует решение следующих задач:

1. Содействие осознанию дошкольниками здоровья, как высшей ценности, повышению ответственности за него.

2. Формирование знаний и представлений о здоровье человека, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, здорового питания).

3. Содействие овладению детьми полезными привычками, стойкими культурно – гигиеническими навыками.

4. Развитие мотивации ребенка к освоению основ здорового образа жизни.

Для получения положительного результата считаю необходимым создание следующих условий:

  • психолого – педагогических условий (учет принципов личностно – ориентированной педагогики);
  • организацию предметно – развивающей среды (наглядные пособия, детская литература, атрибуты для сюжетно –);
  • *сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогический коллектив, родители и дети).

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребё нка в ДОУ:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
  • Учебно-воспитательный процесс: учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки, пальчиковая гимнастика).
  • Физкультурные, музыкальные, логопедические занятия, рисование (направлены на повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников.

Организация работы с детьми строится с учётом следующих методических требований:

1. Используются необходимые структурные компоненты во время проведения занятий:

  • Организационный момент.
  • Гимнастика.
  • Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.
  • Познавательный блок.
  • Физкультминутка.
  • Сообщение нового материала проходит через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта.
  • Дидактическая или подвижная игра - на закрепление.
  • Релаксация под музыку.

2. Выполняются санитарно-гигиенических требования:

  • Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении.
  • Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
  • Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения.
  • Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды. Музыка для релаксации должна быть негромкой.
  • Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей.
  • Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником.

1. Наглядный материал.

  • Плакат для выражения эмоций.
  • Картины, репродукции картин.
  • Альбомы «Я и моя семья».

2. Художественные средства.

  • Аудиозаписи музыкальных произведений.
  • Диски с релаксацией.
  • Художественно – познавательная литература (энциклопедии, рассказы, сказки, стихи).

3. Материалы для организации практической и игровой деятельности.

  • Контейнер с песком.
  • Контейнер для водных игр и материал для этих игр (лодки, рыбки
  • Приборы – помощники (безмен, увеличительное стекло, песочные часы, сантиметр).
  • Баночки с крупами, фасолью.
  • Природный материал.

Предложенный материал используется в области познания, свободной деятельности, для проведения опытов и экспериментов. Все это способствует здоровому эмоциональному развитию дошкольником

4. «Уголок здоровья».

• Физкультурное оборудование для организации подвижных игр (мячи, скакалки, кольцебросы)

• Рефлекторная дорожка. Дети, проснувшись проходят по рефлекторной дорожке с крышками (для профилактики и коррекции плоскостопия).

5. Оборудование и материал для сюжетно – ролевых и дидактических игр.

  • Плакат «Строение человека».
  • Слайды «Здоровое питание», «Режим дня», «Чистим зубы правильно».
  • Картинки «Виды спорта».
  • При помощи этого дети закрепляют культурно –гигиенические навыки и задумываются о здоровье.
  • Сюжетно – ролевые игры «Больница», «Спасатели», «Прачечная», «Кафе» помогают отрабатывать модели позитивного поведения в разных ситуациях, проигрываются ролевые взаимодействия.

6. ТСО (DVD проигрыватель, телевизор, диапроектор, магнитофон, ноутбук)

Формированию мотивации на здоровый образ жизни в полной мере способствует интегративность разных областей (познание, ОБЖ, социализация, коммуникация, физкультура, музыка)

Здоровье сберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии) :

• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психо- физиологическими возможностями детей и педагогов;

• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;

• формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.

Совместную работу с семьё й строю на следующих принципах:

единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.

Содержание работы с родителями включает в себя:

1. Изучение представлений родителей о ЗОЖ.

2. Консультации.

3. Творческие встречи.

4. Наглядную агитацию.

5. Участие в «Недели здоровья».

6. Вовлечение родителей в досуговые мероприятия «Моя семья».

7. Участие в спортивном празднике «Я и моя семья» .

8. Выпуск газеты: «Наше здоровье в наших руках».

Проведение совместной работы с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. Для персонала ДОУ были проведены консультация «Правила поведения на воде», семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии», презентация коммуникативных игр. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения и навыки.

В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в раздевальной комнате. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, неделя здоровья, упражнения.[16]

Вывод по главе 1

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни рассматривается с двух сторон: как фактор здоровья, всестороннего развития ребенка и как главное условие формирования у них навыков здорового поведения. Реализация работы по формированию здорового образа жизни детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется через занятия, схемы, игры, прогулки, индивидуальную работу и самостоятельную деятельность детей. Можно сделать вывод, что проведение познавательной работы через взаимодействие воспитателя с детьми и в тесной связи с родителями должно повышать уровень формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.  В целях формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни воспитатель организует работу по физическому воспитанию детей в группе со специально организованными играми и занятиями. В результате работы ДОУ с семьей должны повыситься знания о культуре здоровья у детей, а родители проявят больший интерес к изучению формирования здорового образа жизни и физической культуры в своей семье.

 Изучение проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о важности этого аспекта в воспитании детей и его недостаточной разработанности в практике современного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом,  правильно организовать среду для развития, учитывать возрастные особенности детей, привлекать родителей к работе по здоровому образу жизни, регулярная работа по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей. , формирует представление о здоровье как ценности, вырабатывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСУ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

2.1 Направления и формы взаимодействия с семьей в детском саду

Семья и дошкольное учреждение являются двумя важными социальными институтами социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании различных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех сотрудников дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей (законных представителей) в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения.

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.[8]

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое

Направление и её цели:

  • Познавательное - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста
  • Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
  • Наглядно-информационное направление - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме
  • Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми [10]

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

Таблица 1 – Формы работы с родителями

Коллективно-родительские собрания

(как групповые собрания проводятся 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

Индивидуальные

индивидуальные консультации, беседы;

Визуальные

папки, слайдеры, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые;
  • познавательные;
  • наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают об особенностях дошкольников, что ребенок любит, не любит, предпочтения, как назвать ребенка. Сюда же входят опрос, тесты, анкеты, «Почтовые ящики», информационные корзины, куда родители могут задавать волнующие их вопросы. Формы досуга – совместный досуг, праздники, выставки. Они призваны выстроить теплые, неформальные, доверительные отношения и эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Свободное время позволяет создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения К досуговым мероприятиям относятся различные праздники, например, «Новогодняя ночь», «Карнавал», «День матери», «День благодарения», «Спортивный праздник с родителями», «Выставка собак», организация «Семейных театров» с участием членских семей и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Суть познавательных форм заключается в ознакомлении родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников и формировании у них практических навыков в воспитании. Основную роль играют встречи в нестандартной форме, групповые консультации. Учителя творчески подходят к их организации и проведению, часто опираясь на популярные телепередачи. [22]

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  1. информационно-ознакомительная;
  2. информационно-просветительская.

Задачей информационно-ознакомительной формы является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это, например, дни открытых дверей. Стоит отметить, что сегодня для родителей, которые не смогли посещать детский сад, можно предложить записи дисков; просмотр видео, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природных материалов», выполненные взрослыми и детьми. Коллажи создаются вместе с родителями с использованием современных технологий. Практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями. Активно используются возможности Photoshop, фотографии демонстрируются на электронных носителях. Родители принимают активное участие в производстве слайд-шоу.

Задачей информационно-образовательной формы аналогичны задачам познавательной формы и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников. К ним относятся: издание газеты для родителей, презентация компьютерного текста, рисунков, схем, библиотеки для родителей по основным вопросам семейной педагогики.[15]

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми.

Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:

  • рисование на тему: «Какая я мама?»;
  • формулировка своей концепции воспитания;
  • анализ собственных педагогических находок, неудач;
  • обмен опытом в кругу единомышленников;
  • создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители занимаются определенной частью общего задания, например, знакомят дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц и площадей, делают зарисовки, фотографии и т. д. Затем представляют свои работы на совместном мероприятии. Этот метод сближает родителей, детей и учителей.

При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:

• реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;

• изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;

• рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

• проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращение к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

• готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;

• положительные изменения в неблагополучных семьях;

• выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

  1. Подбор практических материалов по использованию разных форм работы с родителями в вопросе приобщения к здоровому образу жизни

Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог дошкольного учреждения был грамотен в вопросах сохранения здоровья. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен иметь так же специальные знания, касающиеся здоровья детей и практические навыки здорового образа жизни. Степень грамотности педагога в вопросах здоровья определяет уровень воспитанности детей, умение адаптироваться к условиям жизни, их стремление к познанию самих себя.[4]

            В ДОУ можно оформлять наглядные стенды знакомим родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Размещаем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Режим дня в жизни дошкольника», «О здоровье всерьез»  «Игры для здоровья»; консультации «Закаливание», «Зимние игры с ребенком», «Игры и занятия с больным ребенком» и т. д.).( Приложение 3)

Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным.[21] 

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:

Коллективные: Школа для родителей или Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей)

Форма проведения:

  • Круглый стол;
  • Родительские конференции;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Это коммуникативные игры;
  • Устные справочники;
  • Выставки и презентации по узким направлениям.[15]

Для реализации данной системы широко используются формы
1. Информационно – просветительские формы.
Это различные информационные стенды, папки – передвижки, мини – библиотеки, тематические выставки, газеты. Они, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения пропаганду, направленную на повышение двигательной активности детей. В группе представлен режим дня, основные виды закаливания, советы специалистов по сохранению и укреплению здоровья детей, информация о рациональномпитании.
2. Информационно – просветительские формы:
- консультации специалистов и воспитателей, где родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.
- Родительские собрания. Для привлечения родителей собрания можно проводить в форме «круглого стола», «деловой игры», дискуссии. Родителям предоставить право подготовить сообщение, рассказ из опыта семейного воспитания, рекомендации другим родителям по различным вопросам. Родители имеют возможность, изучив специальную литературу и опираясь на собственный опыт, рассказать родителям, чьи дети посещают группу, о роли семьи в физическом развитии и укреплении здоровья  детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

«Дни открытых дверей» с участием родителей в разнообразных видах детской деятельности. Родителям предлагается принять участие в физкультурных занятиях, шахматных турнирах др. Задания, подготовленные педагогами, дети выполняют совместно с родителями. Это как раз тот момент, когда ребёнок, воспитатель, родитель могут сотрудничать, взаимодействовать в едином сообществе.
- Совместные физкультурные досуги, праздники, которые не только приобщают семьи к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Данная система работы позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в ДОУ, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.[4,5]

Для повышения активности родителей должны применяться методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, облегчают запоминание сути бесед и создают доброжелательный настрой, позволяющие вовлечь их в откровенный разговор и обмен мнениями.

Наглядно-информационные:

  • Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей используются: буклеты; газеты; ( они могут быть как групповые, и изданы творческой группой педагогов детского сада).
  • Тематические выставки. по определённым направлениям. Такая форма хороша конкретностью и наглядностью. Каждая тематическая выставка посвящена одному из вопросов, касающихся воспитанию и обучению детей.

Индивидуальные:

  • Приобщение родителей к жизни детского сада: Дни открытых дверей, Совместное проведение праздников и развлечений, показ открытых занятий или режимных моментов, участие родителей в продуктивных видах деятельности на занятиях совместно с детьми. (присутствуют родители, которые могут прийти в виду свободного времени).
  • Использование видеозаписи. Имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники). Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.
  • Привлечение родителей к участию в педсоветах и семинарах ДОУ. Родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.
  • Совместная деятельность педагог - родитель -  ребёнок.
  • Совместная деятельность ребёнка и родителя на занятии;
  • Совместное оформление альбомов, игр, пособий (Дневничок-Здоровячок, Визитная карточка группы).
  • Совместное выполнение рекомендаций педагога по развитию каких - либо индивидуальных качеств ребёнка.[22]

Выводы  по  главе 2

 Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья своего ребенка, им не всегда удается должным образом решать многие возникающие вопросы и проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно оказывать семье немалую помощь в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.

 Активное использование педагогами различных, прежде всего нетрадиционных, форм работы с родителями позволяет им эффективно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников, способствует укреплению сотрудничества родителей и педагогов (снижение проблем в общении педагогов и родителей и повышение чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к дошкольному образованию в целом, что положительно влияет на готовность к позитивному сотрудничеству в будущем.

 Поддержание привычек здорового образа жизни у ребенка должно начинаться с обеспечения четко определенного режима дня, создания оптимальных гигиенических условий, правильного питания, ежедневной утренней зарядки, закаливания организма и даже занятий ЗОЖ, способствующих правильному формированию физических качеств. детского организма, профилактика различных заболеваний. Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было интересно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Старший дошкольный возраст – это время существенных изменений в организме ребенка и определенный этап зрелости организма. В этот период происходит интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма, развитие мелкой мускулатуры и центральной нервной системы.

 Дошкольное детство – это этап активного развития познавательных процессов. В 6 лет отмечается повышение концентрации, объема, устойчивости, произвольности внимания; развитие избирательности восприятия; формирование элементов произвольной памяти, внеситуативного мышления. При этом происходит развитие самооценки, развитие самосознания.

В работе рассмотрены понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», выявлены особенности формирования здорового образа жизни, средства и методы работы дошкольных образовательных учреждений с родителями детей дошкольного возраста и такими же детьми дошкольного возраста.

Изучив материал по данной теме, можно сделать следующие выводы: для нормального психологического и физического развития ребенка необходимо взаимодействие родителей и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающее получение знаний о здоровом образе жизни.  Здоровье - самое важное, что есть у человека. Здоровый образ жизни - это активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, знание своего организма. В дошкольном возрасте формирование представлений о здоровом образе жизни имеет свои особенности. Именно в этот период дети наиболее подвержены педагогическому воздействию. У дошкольников активно развивается наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте потребности становятся особенно значимыми, в результате чего ребенок стремится познать что-то новое, непонятное в окружающей действительности, хочет вникнуть в сущность предмета и явления, а это, в свою очередь, формирует его представления о здоровый образ жизни В ходе рассмотрения задач по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников мы пришли к выводу, что каждый ребенок должен с детства понимать, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо. Для поддержания здоровья нужно заниматься спортивными упражнениями, соблюдать режим дня, правила личной гигиены, закаляться, иметь полноценный сон и здоровое питание.

 Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников будет малоэффективным, если не будет реализован ряд педагогических условий. Задачей здорового образа жизни у дошкольников является формирование культуры здоровья и привычек здорового образа жизни. Эти задания выполняются во время занятий, бесед, полевых игр, исследовательской работы, основанной на спокойных дружеских отношениях. Материалы этой работы могут быть использованы на консультациях для родителей, родительских собраниях, при организации учебного процесса, для написания дипломных работ, в проведении педагогических советов. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
  2. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк и др. // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 38-42. ISSN:2648-5545 – Текст – непосредственный
  3. Арнаутова Е.П., Алиева Т.И., Антонова Т.В. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.П. Арнаутова и др. – М.: Сфера, 2013. – 320 с. ISBN 978-5-9949-1042-9 – Текст - непосредственный
  4. Взаимодействия детского сада и семьи в вопросах приобщения детей к ЗОЖ : [сайт]. -  2018.  URL: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/vzaimodejstvie-detskogo-sada-i-semi-v-voprosah-priobshhenija-detej-k-zozh ( дата обращения: 16.11.2021). - Текст : электронный.
  5. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – С.-Пб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2014. – 280 с. ISBN 978 – 5 – 906750 – 33 – 4 – Текст – непосредственный
  6.  Из опыта работы воспитателя дошкольной группы «Формирование здорового образа жизни» : [сайт]. – 2018. URL: https://урок.рф/library/iz_opita_raboti_vospitatelya_doshkolnoj_gruppi_po_115808.html ( дата обращения 25.10.2021)
  7. Использования нетрадиционных форм работ педагога с родителями
    https://moluch.ru/th/1/archive/145/4591/: [сайт]. – 2020. URL:  (дата обращения: 31.01.2022).
  8. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ : [сайт]. – 2020. URL: https://tvgmu.ru/upload/iblock/15f/tekst-lektsii-KDZ.pdf (дата обращения 15.02.2022)
  9. Консультация «здоровье ребёнка» : [сайт]. – 2019. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/zdorove-doshkolnikov.html (дата обращения 4.01.2022)
  10. Консультация «Ребёнок в наших руках» : [сайт]. – 2017. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/09/08/zdorove-rebenka-v-nashih-rukah (дата обращения 12.02.2022)
  11. Консультация для ДОУ: « направления и формы взаимодействия с семьями :воспитанников» : [сайт]. – 2019. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-dou-napravlenie-i-formy-vzaimodeistvija-s-semjami-vospitanikov.html (дата обращение 5.02.2022)
  12. Консультация «Здоровье дошкольников»  : [сайт]. – 2019. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/zdorove-doshkolnikov.html (дата обращения 13.03.2022).
  13. Методы оздоровительного воспитания : [сайт].  – 2018. URL: https://studme.org/61121/pedagogika/metody_vospitaniya ( обращение 7.02.2022)
  14. «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ». : [сайт]. – 2018. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-nagljadno-informacionye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami-v-dou.html (дата обращения: 31.01.2022).
  15.  Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» : [сайт]. – 2018. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-raboty-formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html ( дата обращения 25.10.2021)
  16.  Приобщение детей к здоровому образу жизни : [сайт]. – 2019. URL: https://infourok.ru/statya-priobschenie-detey-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-3817301.html. (дата обращения 12.02.2022)
  17. Подходы к пониманию здоровья :  [сайт]. -  2018. URL: http://naukamolod.rzgmu.ru/uploads/art/art19_22f4ce.pdf#:~:text=·%20Здоровье%20−%20полное%20физическое%2C,и%20уравновешенного%20взаимо-действия%20всех%20органов (дата обращения 05.03.2022).
  18. Приобщение детей к здоровому образу жизни : [сайт]. – 2019. URL: https://infourok.ru/statya-priobschenie-detey-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-3817301.html. (дата обращения 12.02.2022)
  19. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников : [сайт].  -  2020.  URL: https://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-problemy-formirovanija-predstavlenii-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-detei-doshkolnogo-vozras.html (дата обращения: 31.01.2022).
  20. Раскрытие понятий здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе : [сайт].  -  2020.  URL: https://www.maam.ru/detskijsad/raskrytie-ponjatii-zdorovogo-obraza-zhizni-v-psihologo-pedagogicheskoi-literature.html  ( дата обращения 22.02.2022)
  21. Развитие двигательной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации : [сайт].  -  2020.  URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/2805-razvitie-dvigatelnoi-deyatelnosti-vospitannikov-rannego-vozrasta-v-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizatsii/( дата обращения 25.10.2021)
  22. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. :  [сайт]. -  2018. URL: https://infourok.ru/sotrudnichestvo-detskogo-sada-i-semi-v-ramkah-trudovogo-vospitaniya-detey-3632916.html (обращение 15.01.2022)
  23. Т.В.Лебедева Опыт работы: Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни :  [сайт]. – 2020. URL:  http://doshkolnik.ru/zdorove/23696-opyt-raboty-priobschenie-doshkolnikov-k-zdorovomu-obrazu-zhizni.html (дата обращения 26.01.2022)
  24. Формы взаимодействия ДОУ с родителями :  [сайт]. – 2020. URL:  https://infourok.ru/formy_vzaimodeystviya_dou_s_roditelyami-330554.htm(дата обращения 12.02.2022)
  25. Что такое здоровье :  [сайт]. – 2020. URL:  https://www.10gkb.by/informatsiya/stati/chto-takoe-zdorove (дата обращения 14.02.2022)

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

https://helpiks.su/imgart/baza4/2804728481867.files/image001.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК «ЗЖОРОВЕЙ-КА»,

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-544956-1459881344.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«РЕИМ ДНЯ В ЖИЗНИ ДОЩКОЛЬНИКА

hello_html_281c9a97.jpg

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, благодаря ему формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми. В режиме дня важное место занимают питание, сон, прогулки, игры.

Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье.

Суточный рацион питания распределяется таким образом: Завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 10-15% и ужин – 20%. Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой и пр. в неположенное время.

Поговорим о режиме сна. Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма  и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна - примерно  два часа. Нормальная продолжительность сна для ребенка 4-5 лет – 13-14 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна. Дети 4-5 лет обычно днем спят 2 часа. Также нужно ещё учитывать состояние здоровья ребенка – ослабленные дети нуждаются в более продолжительном сне. На ночь укладывать детей надо в 8-9 часов вечера. Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребенок быстро заснет.

В режиме дня дошкольника обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе. Зимой дети должны гулять на воздухе не меньше 3 часов, а летом гораздо дольше.

В режиме дня дошкольника должно быть время для разнообразных занятий и игр. Нужно чередовать шумные и подвижные игры с более спокойными. Вечером перед сном лучше организовать спокойное занятие: складывать кубики, рисовать, лепить, можно почитать им книгу или рассказать что-нибудь. Вечером родители обязательно должны выделить время для общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

«Взаимодействие детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – ва...

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего  вида «Умка»          «Деловая игра как эффективная фор...

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...