Консультации для родителей
консультация (старшая группа)

Петрова Ольга Геннадьевна

Информирование родителей консультациями с детьми в ДОУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации на тему:

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Актуальность работы:

Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном образовании.  Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка (семья, детский сад, социум, друзья и др.) в котором зачастую наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, общего уровня культуры и речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание педагогов должно быть уделено достижению целей и решений задач социально – коммуникативного развития:

- усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и отечеству, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способностей вступить в общение и поддержать его).

Жизнь дошкольника в детском саду наполнена разными видами деятельности, среди которых именно игра занимает первостепенное и главное место. В игре ребенок воспитывается, развивается, обучается, приобретает опыт. Игра способствует раскрытию способностей детей, позволяет познать мир и окружающих людей. В этой деятельности дети более раскрепощенные и самостоятельные. Более внимательны и сосредоточенные. В процессе игры у ребенка формируются способности самостоятельно или совместно принимать решения и выполнять их.  

ЦЕЛЬ: расширить представления воспитателей о формировании социально-коммуникативной культуры дошкольников во время игровой деятельности в условиях ФГОС.

Игра – как форма социализации ребёнка в условиях реализации ФГОС. 

Как известно образовательная область социально - коммуникативного развития реализуется в 4-х направлениях:

1

1). Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей  

 Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. 

 Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  

Игры из практики у дошкольников самые разнообразные: 

- дидактические;

- подвижные;

-театрализованные;

- сюжетно-ролевые.

Но мне особенно хочется остановить внимание педагогов на сюжетных самодеятельных играх, используемых в нашей группе:

Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой предъявляются определенные требования:

- воспитатель должен играть вместе с детьми;

- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Очень важно воспитателю выступать, как игровому партнеру, который поддерживает детскую инициативу и обогащает развитие игрового процесса.

В рамках реализуемых задач можно использовать игры:

- на развитие эмоциональной сферы: «Мое настроение», в ходе которых решались бы задачи развития детей и задачи педагогической деятельности: развивать умение распознавать эмоциональный настрой сверстников, взрослых;

- на развитие коммуникативных способностей: развивать умение инициировать общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения;

- игры, направленные на обучение эффективным способом общения, формировать умение считаться с другими;

- игры направленные на снятие конфликтности – развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты, расширять поведенческого репертуара у детей;

-игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивать интерес друг к другу;                    

- интерактивные игры, направленные на сплоченность сотрудничества, а именно развивать отношения, построенные на равноправии, или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывать чувства заинтересованности в достижении общей цели.

Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Заключение

Постоянная, непрерывная работа по формированию социально-коммуникативной культуры у дошкольников через игровую деятельность в группе проходит с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.

Интеграция образовательных областей и видов деятельности в программе по содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и игровые ситуации и другие виды деятельности, которые становятся кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Список использованных источников:

  1. Губанова А. Ф. «Развитие игровой деятельности».
  2. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
  3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М.  «Игры и упражнения п развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
  4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
  5. Дыбина О.В. «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников».
  6. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
  7. http://www.maam.rul. МААМ.RU;
  8. https://sites.google.com/a/shko.la/gdou_vb/osnovnye-napravlenia-razvitia rebenka/socialno-licnostnoe. Методическое сопровождение ДОУ;
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/03/04/fgossotsialno-kommunikativnoe-razvitie. Социальная сеть работников образования;
  10. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/4067-2013-11-28-06-02-42.html. Образовательный портал;
  11. http://www.uchmet.ru/articles/141968. Учебно-методический портал.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Проведение пальчиковых игр

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения пальчиковых игр

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Несколько пальчиковых игр для детей старшего возраста

Котята.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
 Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

У Оленя.

У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)

Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)
Зайка по лесу бежит 
(пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, 
(изображаем стук в дверь)
Там в лесу 
(показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник (показываем, как охотник целится из ружья)

Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай. 
(жмем малышу руку)

Перчатка.
Весёлая мышка перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,
 Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
 Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба дала покусать,
 Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех 
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
 Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки.

Поднятию мышечного тонуса способствуют- физические упражнения, контрастные воздушные ванны, специальные водные и закаливающие процедуры.

Сначала гимнастика проводиться с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Далее выполняется комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Для заинтересованности детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они выполняются в течение 3-5 минут.

Нужно прежде всего: правильно дозировать нагрузки; не забывать дать детям отдохнуть после очередного движения, придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску.

У малышей гимнастика начинается с различных упражнений в постели; старшие дети выполняют самомассаж, комплекс упражнений, дыхательную гимнастику

Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые их различными стихами.

Разминка в постели и самомассаж.

Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей положительные, приятные эмоции. Затем, лежа в постели на спине поверх одеяла, дети выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнений в постели, дети по указанию воспитателя встают.

Переход из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, должен осуществляться по массажным дорожкам. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально - ритмические движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

Хождение по массажным коврикам.

Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.

После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2-3мин., который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

Примерный комплекс упражнений (для 5-6 лет)

Проснись дружок, и улыбнись.

С боку на бок повернись,

И в зайчишку превратись (поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех,

Зайка лапки поднял вверх.

Потянулся и …. прыжок (тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз).

На спине лежат зайчишки,

Все зайчишки шалунишки:

Ножки дружно все сгибают,

По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку,

Испугался и затих (прижать руки к груди, затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим (лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).

Были вы зайчишками,

Станьте ребятишками.

Таким образом, гимнастика после дневного сна для детей очень важна. Ведь с её помощью дети не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...