Картотека артикуляционных гимнастик
методическая разработка

для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ag.docx724.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики

 

«Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться.  

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.  

Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10. 

Язык широкий положи И спокойным удержи. 

 

 

«Вкусное варенье» 

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 

  • Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». 

 

 

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Методические указания. 

  • Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
  • Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5. - Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка. 

Отдохнул язык немножко и сыграл нам на гармошке. 

 

«Грибочек» 

Улыбнуться, пощелкать языком (как лошадки), при щелканьи присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка.  

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка, Прыгай в лукошко! 

 

 

 

«Заборчик» 

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.  Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение, подергиваются - пусть вначале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта. 

 

 

«Иголочка» 

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 

 

 

 

 

 

 

«Индюк» Губы в улыбке.

Широким языком облизать верхнюю губу (в быстром темпе).  

При трудности в выполнении - делать от Вкусного варенья, потихоньку увеличивая темп. 

 

 

 

«Качели» 

 

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 

 Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался. 

 

«Мостик», «Киска сердится» 

 

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.   

 

 

«Чашечка» 

 

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. 

 

 

 

«Лошадка»  

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. 

 

«Маляр» 

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. 

 

 

                       «Молоток» 

Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.

 Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

 

 

«Часики» 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

 

 

«Трубочка» 

 

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

 

Язык сложим в трубочку— На дудочку похоже.  

Подудеть на дудочке  Без дудочки мы можем. 

 

 

«Чистим нижние зубки»

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. 

Открывай рот, детвора, Чистить зубы нам пора! 

 

 

 

 

 

«Хомячок» 

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Хомячок надует щечки,  У него зерно в мешочках.  Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

 

 

«Котенок лакает молоко»

 

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну.

Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....