Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для ранней группы
рабочая программа (младшая группа)

Привалова Алина Фердаусовна

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для ранней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_mladshaya_her.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма»

____________________ Л.И. Мифтахова

Приказ №          от                           2021 г.

                 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма»

Протокол №      от                           2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей 1,5-2лет (ранняя группа)

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

(разделы: музыка, лепка, рисование)

на основе Примерной образовательной программы

дошкольного образования  

с учетом образовательной программы «Теремок»,

научный руководитель И.А. Лыкова; под общей

редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова,

И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой, 2019г.

воспитатели:

Привалова А.Ф.

Иванова О.Ю.

Надым

2021

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для группы первого младшего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г., «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова.

1.1. Музыка

Рабочая программа рассчитана на 37 учебных недель, 2 раза в неделю, продолжительность непрерывной образовательной деятельности в неделю для детей второго года жизни составляет не более 10 минут.

Программные задачи 

• Развивать элементарное музыкально-эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку.

• Содействовать развитию музыкальной активности: певческой, музыкально-ритмической, игре на детских музыкальных игрушках-инструментах.

• Развивать музыкально-сенсорные способности.

• Содействовать развитию чувства любви к музыке, появлению музыкальных предпочтений.

Рабочая программа по «Музыкальному воспитанию» интегрируется в ходе реализации всех образовательных областей Программы. Программа реализуется с помощью непосредственно образовательной деятельности по плану музыкального руководителя, частично в свободной деятельности в группе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

1.

Слушание + пение + музыкально-ритмические движения + музыкальные (сюжетно-ролевые) игры

37

2.

Слушание + пение + музыкально-ритмические движения + музыкальные (сюжетно-ролевые) игры

37

всего:

74

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

к концу обучения ребенок

- выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в их повторном слушании;

- участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая – грустная, плавная – ритмичная);

- с удовольствием включается в пение интересных для него песен.

Содержание рабочей программы

Вызывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку. Развивать элементарное музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков). Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки. Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа. Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности песни. Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков. Приобщать к выразительному пению. Содействовать развитию элементарных певческих умений: напевному, протяжному пению; правильной певческой дикции; согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; одновременному началу и окончанию песни. Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному с взрослыми, под аккомпанемент и без него. Побуждать детей к эстетическому восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность. Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них. Содействовать развитию элементарных музыкально-ритмических умений: двигаться в соответствии с характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий). Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами по кругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг).    

Содействовать выполнению элементарных танцевальных движений: хлопки в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, выполнение движений с атрибутами. Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях.  Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами. Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки. Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов: духовых инструментов (свирель, дудочка); ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки-инструменты). Эпизодически приобщать к музицированию на металлофоне.  

Способы проверки обученности воспитанников

  Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года - апрель –май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения музыкального развития детей. Приложение 2.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  музыкальный зал, оснащенный: смарт доска, фортепиано,  музыкальный центр, магнитофон, синтезатор, проектор, картотеки музыкальных игр, музыкальные игрушки  и т.д.

1.2. Лепка и рисование

Данная рабочая программа рассчитана на 37 учебных недель, 1 раз в неделю лепка, 1 раз в неделю рисование, продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей второго года жизни составляет не более 10 минут.

Программные задачи

• Обогащать ребенка яркими впечатлениями, развивать эстетическое восприятие окружающего мира; способствовать отображению впечатлений в художественной деятельности.

• Содействовать появлению у ребенка предпосылок позиции субъекта изобразительной деятельности (инициативный выбор вида деятельности, художественного материала, темы, образа, получения результата); вызывать интерес к результату действий, «живое видение» рисунка, поделки.

• Формировать предпосылки творчества (экспериментирование с содержанием ассоциативных образов, обыгрывание получившихся «каракуль», фигурок из глины и пластилина, словесно-игровое развитие сюжетных замыслов).

• Создавать условия для освоения элементарных способов изображения и технических умений, поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними.

• Приобщать ребенка к восприятию доступных произведений изобразительного искусства (скульптура малых форм, иллюстрации в книгах, предметы народного декоративного искусства, натюрморт).

 Рабочая программа по лепке предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Приложение 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

1.

Предметная лепка, коллективная лепка

37

2.

Рисование предметов, коллективное рисование

37

всего:

74

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

к концу обучения ребенок

- выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в повторном слушании.

- с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду, семье.

- в соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма.

- владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью.

- получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).

- испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.

Содержание рабочей программы

Обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим миром. Помогать видеть и чувствовать эстетические особенности предметов и явлений (зеленая сочная трава, яркие цветы, шумный дождь и ритмичный звон капели). Приобщать к восприятию доступных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений на картинах, в иллюстрациях книг, скульптурах. Развивать умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму (яркий колорит, блестящая поверхность игрушки). Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности.

Помогать осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке (в рисовании: ритмичные штрихи, пятна, линии – горизонтальные, вертикальные, пересекающиеся, округлые формы; в лепке: отщипывать, раскатывать, расплющивать кусочки глины; освоение рисовальных и пластических движений); развивать чувство ритма, цвета.

Поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними. Знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными правилами и приемами их использования (техника работы с гуашевой краской и кистью: прием захвата, набирать краску, промывать, осушать кисть); в игровой форме упражнять в свободном, смелом, более уверенном выполнении доступных изобразительных действий. Содействовать первоначальному освоению деятельности в сочетании всех ее структурных компонентов: мотивов (от интереса к материалу, поиска ассоциативного образа в своих «каракулях» до появления первых замыслов, стремления по собственной инициативе выразить впечатления о конкретных предметах, явлениях), предпосылок целеполагания в виде определения темы своих действий, выполнения их и получения результата. Стимулировать появление мотивов подлинно художественной деятельности: желания малыша рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Вызывать интерес к результату деятельности, «живое» видение созданного образа; поддерживать поиски малышом «ассоциативных» образов в получившихся штрихах и линиях и развитие на их основе сюжетно-игровых замыслов. Поддерживать чувство радости от процесса и результата, стремление поделиться радостью с взрослыми и детьми, удовлетворение от благожелательного внимания к рисунку окружающих людей.

Поощрять взаимодействие детей по поводу рисунков: стремление обыграть, рассказать, поделиться впечатлением, сопереживать чувствам других детей. Приучать детей сначала вместе с взрослым, а потом и самостоятельно убирать художественные материалы со стола, мыть руки после занятия.

Способы проверки обученности воспитанников

  Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – апрель-май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, игрушки, демонстрационный материал, пластилин, глина, восковые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, краски для рисования пальчиками и т.д.

2. Коррекционная работа  с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3.

3. Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

 Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ  (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

        Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

        Задачи:

        1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

    2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

        4.Формировать позитивные формы общения.

        5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

        6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

         2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

 4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

Реализация программы рассчитана для работы  с детьми раннего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы  реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.  Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

В  группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 4.

4. Работа с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

• работу с семьями воспитанников детского сада.

Работа с социальными и партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.

Используемая литература

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.

4. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова.

.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

по художественно-эстетическому  развитию (лепка) в первой младшей группе

Месяц  

Неделя

Тема

Тема  

Цель

Сентябрь

1, 2

Мой детский сад (адаптационный период)

1. тили-тили-тесто…(знакомство с пластическими материалами)

2. «Тят-ляп и готово!»

1. ознакомление с тетом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и открытие пластичности как основного свойства теста.

И.А.Лыкова стр.20

2. Знакомить детей с глиной и тестом как художественным материалом.

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

И.А.Лыкова стр.19

3, 4

Осень золотая

1. «Падают, падают листья»

2.

Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина – отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета, прикладывать к фону и прикреплять пальчиками.

Развивать чувство цвета, тактильные ощущения.

Укреплять пальчики и кисти руки

И.А.Лыкова стр. 26

2.

Октябрь

1, 2

С бабушкиной грядки

1. 

2.

1.

2.

3, 4

Фруктовый сад бабушки

1. «Витаминки для компота»

2.

1. Учить скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

Формировать интерес к лепке.

Т.М.Бондаренко стр. 132 №4

2.

Ноябрь

1, 2

Мои меньшие друзья

1. «Кто живёт в избушке?»

2.

.

Учить раскатывать комочек пластилина прямыми движениями ладоней.  Вызвать у детей желание лепить.

Т.М.Бондаренко стр.141 №4

2.

3, 4

Кто живёт на птичьем дворе?

1.

2.

1.

2.

5

Лесные обитатели – звери

1. «Угощайся, белый мишка!»

2. вот ежик  ни головы не ножек

Продолжать учить лепить шар и слегка сплющивать в диск для получения печенья и пряников.

Развивать восприятие формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук.

И.А.Лыкова стр.52

2.моделировагние образа ежика: дополнение туловища – формы, вылепленной воспитателем, иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Стр. 40

Декабрь

1

2

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает…

«Мы скатаем снежный ком»

Продолжать учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями, соединять комочки вместе, создавая снеговика.

Укреплять пальцы и кисти руки.

Т.М.Бондаренко стр.147 №4

3

Выпал беленький снежок, да на беленький ледок…

«Снеговики играют в снежки»

Учить лепить шар – раскатывать круговыми движениями ладоней.

Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

И.А.Лыкова стр. 46

4

Дед Мороз в гостях у ребят

«Вот какая ёлочка»

Закреплять умения раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней.

Учить создавать образ ёлочки: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу- столбику Развивать чувство формы, мелкую моторику.

И.А.Лыкова стр.43

Январь

2, 3

Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель)

1.

2.

1.

2.

4

В мире посуды

.«Бублики - баранки»

.

 

Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов Формировать умение раскатывать столбик(цилиндр) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий.

Развивать восприятие формы и мелкую моторику.

И.А.Лыкова стр. 54

5

В мире одежды

Лоскутное одеяло

Создание образа нарядного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем. Освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства

И.А.Лыкова стр.59

Февраль

1

Мои любимые игрушки

«Вот какая у нас неваляшка»

Учить детей лепить игрушки, состоящих из деталей разного размера.

Закреплять умения раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

Разнообразить способы деления пластилина на части.

И.А.Лыкова стр.64

2

Кто к кормушке прилетел?

Птенчик в гнездышке

Моделирование гнездышка: раскатывание шара, легкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках) стр.74

3

Папин праздник

4

Мы едем, едем, едем…

Март

1

Мамин праздник

Вкусное угощение

Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и легкое сплющивание. Развиваем чкувства формы, мелкой моторики. Стр 50

2, 3

Весна пришла!

1. «Вот какие у нас сосульки»

Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов.

Закреплять умение лепить цилиндры и заострять один конец пальчиками.

Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

И.А.Лыкова стр.62

4

Удивительный мир цветов

Апрель

1, 2

Мама, папа, я – очень дружная семья

1. картинки на тесте

2.. «вкусное печенье»

1. создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста.  стр. 23

2.Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки.  Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.  Стр.24

3

Все работы хороши (профессии)

«Кренделёк»

Учить детей раскатывать палочку цилиндрической формы, делать из палочки кольцо, соединяя концы палочки.

Закреплять интерес к лепке.

Т.М.Бондаренко стр.117 №4

4

Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда)

«Вот какой у нас мостик»

Продолжать учить лепить столбики (цилиндры)- брёвнышки для мостиков.вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 брёвнышек.

Развивать чувство формы и величины.

И.А.Лыкова стр.70

Май

1, 2

Забавные букашки (насекомые)

1. вот какие ножки у сороконожки

2. «Улитка»

1. освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом; прикрепление ножек к туловищу, вылепленному воспитателем. Стр 38

2. Вызвать у детей интерес к лепке.

Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.

Развивать моторику рук.

Т.М.Бондаренко стр.216 №4

3, 4

Скоро лето!

1. пушистая тучка

2. вот какие у нас  пальчики

1. создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или лотщипывание кусочков пластилина разного размера и прикрепление к фону. Стр.37

2. моделирование персонажей для пальчикового театра6 раскатывание шара (головы), дополнение деталями – прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание  на пальчики). Создание интереса к своим рукам и открытие возможности.стр. 81

Календарно-тематическое планирование

по художественно-эстетическому  развитию (рисование) в первой младшей группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

Сентябрь

1, 2

Мой детский сад (адаптационный период)

адаптационный период

3, 4

Осень золотая

1. «Красивые листочки»

2. «Ветерок, подуй

слегка!»

1. - Познакомить с красками как новым художественным материалом.

- Учить наносить краску на листья, прикладывать к фону окрашеной стороной.

- Развивать чувство цвета и формы, воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

И.А.Лыкова стр.25 

2. Создание образа осеннего ветра. Дальнейшее  знакомство с кисточкой. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.

И.А.Лыкова с.33

Октябрь

1, 2

С бабушкиной грядки

1. «Угощайся, зайка!»

2. «Раскрасим репку»

2. Продолжать учить рисовать кистью.

Закрепить технику и правила пользования кистью.

Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.

И.А.Лыкова стр.53

2. правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называть желтый цвет; формировать правильную позу при рисовании.

Комарова Т. С. (ст. 52).

3, 4

Фруктовый сад бабушки

1.«Вкусные картинки»

2. «Яблоки для куклы»

Познакомить детей с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок.

Продолжать учить рисовать кистью – вести по ворсу , не выходя за контур, вовремя добирать краску.

Воспитывать интерес к рисованию красками , аккуратность, самостоятельность.

И.А.Лыкова стр. 49

2. формировать умения рисовать предметы круглой формы, учить правильно держать карандаш, в процессе изображения использовать карандаш.

Комарова Т. С. с. 93.

Ноябрь

1, 2

Мои меньшие друзья

3, 4

Кто живёт на птичьем дворе?

1. «Вот какие у нас цыплятки»

2. «Зернышки для петушка».

1. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова – круги разной величины, тонкие ножки, на голове – клюв и глаза)

Развивать чувство формы и цвета.

Воспитывать интерес к природе.

И.А.Лыкова стр. 73

2. совершенствовать умение рисовать пальцами, различать желтый цвет, воспитывать интерес к изобраз. деятельности.

Комарова Т. С. с. 66

5

Лесные обитатели – звери

1. «Веточка для птичек»

1. формировать умения правильно держать кисточку, обмакивать кисть всем ворсом в краску, упражнять в умении промывать кисть, рисовать прямые линии, подбирать краску по образцу.

Комарова Т. С. с. 105

Декабрь

1

2

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает…

3

Выпал беленький снежок, да на беленький ледок…

«Снег порхает, кружится»

- Закрепить представление о белом цвете.

- Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма.

- Вызвать интерес к созданию образа снегопада.

И.А.Лыкова стр. 41

4

Дед Мороз в гостях у ребят

« Праздничная ёлочка» (Коллективная работа)

Вызвать интерес к рисованию празднечной ёлочки в сотворчестве с педагогом.

Разнообразить технику рисования кистью : учить вести кисть по ворсу и проводить прямые линии – «ветки».

Продолжить освоение формы и цвета как средств образной выразительности.

И.А.Лыкова стр. 44

Январь

2, 3

Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель)

4

В мире посуды

«Красивая чашка для мамы»

совершенствовать умение рисовать пальчиком, стараясь равномерно расположить рисунок (горошинки) внутри контура. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание о цвете.

Комарова Т. С. с. 80.

5

В мире одежды

«Постираем полотенца»

Учить рисовать узор – украшать полотенца.

Формировать умения рисовать кистью на прямоугольной форме: ритмично проводить горизонтальные линии по всей длине.

Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

И.А.Лыкова стр. 58

Февраль

1

Мои любимые игрушки

2

Кто к кормушке прилетел?

«Вот какие у нас птички»

- Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек.

- Вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования.

- Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом.

И.А.Лыкова стр. 78

3

Папин праздник

«Вот какой у нас салют!»

Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном, пробкой.

Создать условия для эксперементирования с разными предметами.

Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире.

И.А.Лыкова стр. 77

4

Мы едем, едем, едем…

«Колёса для машин»

Продолжить учить рисовать и закрашивать круги, развивать интерес к изобразительной деятельности.

Т.М.Бондаренко стр. 196 №3

Март

1

Мамин праздник

«Цветок для мамочки»

Познакомить со строением цветка, учить выделять его части, раскрашивать красками разного цвета.

Развивать чувство формы и цвета.

Вызвать желание нарисовать цветок маме на 8 марта, воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

И.А.Лыкова стр.61

2, 3

Весна пришла!

1. Дождик, дождик, веселей!

2. Дождик, чаще, кап-кап-кап!

1. Рисование дождя в виде штрихов или прямых вертикальных и наклонных линий цветными карандашами или фломастерами на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

И.А.Лыкова с.35

2. Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

Лыкова И.А. с.34

4

Удивительный мир цветов

«Трава на лугу»

учить отличать зеленый цвет от других цветов, рисовать короткие отрывистые штрихи, развивать умение работать карандашом.

Комарова Т. С. (ст. 60)

Апрель

1, 2

Мама, папа, я – очень дружная семья

1. «Катиться колобок по лесной дорожке»

2. Вот какие у нас флажки!

1. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.

Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики.

И.А.Лыкова стр. 50

2. Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета.

И.А.Лыкова стр. 77

3

Все работы хороши (профессии)

4

Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда)

Вот какие у нас мостики!

Создание композиции в сотворчестве с воспитателем: рисование мостиков из 4-5 горизонтальных или дугообразных линий, размещённых близко друг к другу.

И.А.Лыкова стр. 73

Май

1, 2

Забавные букашки (насекомые)

«Солнышко, цветы растут, жучки в траве»

Развивать у детей замысел, подводить к передачи композиции.

Воспитывать чувство формы и цвета.

Т.М.Бондаренко стр. 254 №3

3, 4

Скоро лето!

«Солнышко - колоколнышко!»

Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей- прямых или волнистых линий.

Формировать умение замыкать линию в кольцо.

Вызвать интерес к рисованию весёлого весеннего солнышка, развивать чувство формы и цвета.

И.А.Лыкова стр.67

Приложение 2

Мониторинг обученности детей первой младшей группы

п/п

ФИ ребенка

            1. выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в повторном слушании.

            2. с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду, семье.

3. в соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма.

4.  владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью.

5. получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).

6. испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.

7. участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнить в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая – грустная, плавная – ритмичная)

8. с удовольствием включается в пение интересных для него песен

1. выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в повторном слушании.

2 балла – выбирает любимые книжки, несет их взрослому для совместного чтения.

1 балл – самостоятельно не выбирает книжек, но на вопрос взрослого, предлагающего выбор («Эту книжку будем читать или эту?»), отвечает довольно четко и уверенно.

0 баллов – не выражает предпочтений ни самостоятельно, ни в ситуации выбора.                   

2. с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду, семье.

2 балла – с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.

1 балл – иногда повторяет понравившиеся фрагменты стихов и сказок, слушает новые книжки, но не инициирует самостоятельно их чтение.

0 баллов – не повторяют фрагментов стихов и сказок, не проявляет интереса к их чтению.        

3. в соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма.

2 балла – при чтении, просмотре мультфильмов, в случайно сложившихся жизненных ситуациях проявляет сопереживание по отношению к сверстнику (непосредственно эмоционально – воспроизводя те же эмоции, действием – пытаясь погладить, утешить, вербально – говоря «не плачь» или «жалко» и т.п.).

1 балл – самостоятельно не проявляет сопереживания, но может сделать это по предложению взрослого.

0 баллов – не проявляет сопереживания по отношению к сверстнику или герою литературного произведения ни самостоятельно, ни по предложению взрослого.

4.  владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью.

2 балла – владеет изобразительной и пластической деятельностью достаточно хорошо: выполняет рисунки и поделки по программе и может пытаться воплотить собственные идеи.

1 балл – при организации изобразительной и пластической деятельности необходима помощь взрослого.

0 баллов – не проявляет интереса к рисованию и лепке, отказывается от деятельности или использует эти материалы не по назначению.

5. получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).

2 балла – ребенок самостоятельно замечает и открыто выражает яркие эмоциональные впечатления.

1 балл – ребенок может эмоционально реагировать на то или иное явление, предмет и пр. только после того, как взрослый обратит его внимание на него; при повторном наблюдении эмоциональная реакция может повторяться.

0 баллов – ребенок  не проявляет выраженной эмоциональной реакции, на прямой вопрос взрослого: «Тебе нравится?» - пожимает плечами, дает отрицательный ответ и пр.

6. испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.

2 балла – ребенок увлеченно действует на занятиях  и открыто выражает эмоции по поводу своего рисунка, поделки, демонстрирует окружающим (другим детям, родителям).

1 балл – ребенок не выражает особых эмоций по поводу своих рисунков, поделок, но на вопрос взрослого отвечает, что ему нравится собственная работа.

0 баллов – ребенок не выражает положительных эмоций в процессе и по окончании деятельности, в ответ на вопрос взрослого говорит, что ему не нравится его работа.

7. участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнить в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая – грустная, плавная – ритмичная)

2 балла – активно участвует в танцах, хороводах; двигается в соответствии с характером музыки, выполняет знакомые танцевальные движения.

1 балл – участвует в танцах, хороводах; может двигаться в соответствии с характером музыки и выполнять знакомые танцевальные движения, но не  проявляет при этом активности и заинтересованности.

0 баллов – отказывается от участия в танцах, хороводах, плохо двигается под музыку.

8. с удовольствием включается в пение интересных для него песен

2 балла – с удовольствием, эмоционально включается в пение знакомых любимых песенок (ритмично двигается), подпевает знакомые слова.

1 балл – может подпевать знакомые слова песенок, но эмоциональное включение не наблюдается.

0 баллов – не включается в пение знакомых песенок (ни словами, ни движением).

Приложение 3

План коррекционной работы по индивидуальным программам 

по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе

Месяц  

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1,2

Мой детский сад (адаптационный период)

3,4

Осень золотая

Октябрь

1,2

С бабушкиной грядки

3,4

Фруктовый сад бабушки

Ноябрь

1,2

Мои меньшие друзья

3,4

Кто живёт на птичьем дворе?

Декабрь

1

Лесные обитатели – звери

2

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает…

3

Выпал беленький снежок, да на беленький ледок…

4

Дед Мороз в гостях у ребят

Январь

2,3

Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель)

4

В мире посуды

5

В мире одежды

Февраль

1

Мои любимые игрушки

2

Кто к кормушке прилетел?

3

Папин праздник

4

Мы едем, едем, едем

Март

1

Мамин праздник

2, 3

Весна пришла

4

Удивительный мир цветов

Апрель

1,2

Мама, папа, я – очень дружная семья

3

Все работы хороши (профессии)

4

Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда)

Май

1,2

Забавные букашки (насекомые)

3,4

Скоро лето!

Приложение 4

План работы с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

1.

Выставка поделок

«Осень. Урожайная пора»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Сентябрь

2.

Выставка рисунков

«Пожилой человек»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Октябрь

3.

Конкурс зимних построек

«Зимушка-зима»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Ноябрь

4.

Конкурс новогодних поделок

«Новогодние чудеса»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Декабрь

5.

Конкурс поздравлений к 23 февраля

«Воинам России посвящается»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Февраль

6.

Конкурс поздравлений к 8 марта

«Нет прекраснее на свете…..»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Март

7.

Конкурс рисунков по безопасности

«Чтобы не было беды….»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Апрель

8.

Акция

«Георгиевская ленсточка»

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

Май

Приложение 5

План работы с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

1.

Участие в конкурсах

Ноябрь

2.

Участие в конкурсах

Январь

3.

Участие в конкурсах

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»

Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 2-3лет. Календарно-тематическое планирование на весь учебный год....

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для второй группы раннего развития

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызы...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)

1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников  разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы...