Формирование мотивационной готовности к обучению в школе
материал

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А

В условиях модернизации образования проблема готовности детей к школьному обучению, одной из составляющей которой является мотивационная готовность, продолжает быть актуальной. Несмотря на обилие научных работ и практических программ по данной проблеме, наблюдается недостаток материалов, посвященных исследованию мотивационной сферы дошкольников и формированию мотивационной готовности к школьному обучению.

Очень часто родители сталкиваются с противоречием: они организуют целенаправленную подготовку ребенка к школе, стремятся еще до школы научить их письму, чтению, счету, но в результате ребенок демонстрирует стойкое нежелание идти в школу учиться.

То есть, если у ребенка отсутствует мотивационная готовность к школе, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе.

Из этого следует, что мотивационная готовность является неотъемлемой частью общей психологической готовности к школе, и это необходимо учитывать при подготовке старших дошкольников к систематическому школьному обучению.

Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, прежде всего, проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей ему эффективно включиться в процесс обучения. Вместе с тем, мотивационная готовность дошкольника не может быть сформирована без необходимого и достаточного уровня развития интеллектуальной и произвольной сферы будущего первоклассника.

Наиболее результативному формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия: развитие интереса к роли ученика, школьным атрибутам: форме, недостаточно. В этой области школьным принадлежностям; пробуждение любознательности как средства стимулирования познавательного интереса к новым знаниям и покупки или продажи финансового умениям; систематическое взаимодействие дошкольного учреждения и родителей.

Игры для развития мотивации к обучению старших дошкольников.

Игра «Разведчики»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Взрослый (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Игра «Соберем портфель!» 

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

  1. Если ей работу дашь –
    Зря трудился карандаш. (
    Ответ: резинка, ластик.)
  2. До чего же скучно, братцы,
    На чужой спине кататься!
    Дал бы кто мне пару ног,
    Чтобы сам я бегать мог. (
    Ответ: ранец.)
  3. Белый камушек растаял,
    На доске следы оставил. 
    (Ответ: мел)
  4. Жмутся в узеньком домишке
    Разноцветные детишки.
    Только выпустишь на волю –
    Где была пустота,
    Там, глядишь, - красота! 
    (Ответ: цветные карандаши)
  5. То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка!
    Можешь и нарисовать...
    Что такое я?.. 
    (Ответ: тетрадь)
  6. В снежном поле по дороге
    Мчится конь мой одноногий
    И на много-много лет
    Оставляет черный след. (
    Ответ: ручка)
  7. Не куст, а с листочками,        
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а рассказывает. (
    Ответ: книга.)

Игра «Первоклассник»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

      На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Упражнение «Кот и лодыри»

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри», затем задает детям вопросы:

  • — Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
  • — Быть лодырем - это плохо или хорошо?
  • — Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
  • — Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
  • — Зачем люди учатся?
  • — Зачем дети ходят в школу?

Игра «Что я знаю о школе?»

Цель: уточнить знания детей о школе.

Педагог проводит блиц опрос детей.

Примерные вопросы:

  • — Как надо обращаться к учителю?
  • — Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  • — Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  • — Что такое урок?
  • — Как узнают, что нужно начинать урок?
  • — Что такое перемена?
  • — Для чего нужна перемена?
  • — Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  • — Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  • — Что такое отметка?
  • — Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  • — Что такое школьный дневник?
  • — В классе учатся дети одного возраста или разного?
  • — Что такое каникулы?

 

Упражнение: «Передай движение по кругу»

Цель: создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона.

После того, как все расселись на своих стульчиках. По часовой стрелке педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст» его педагогу:

- хлопок;

- топнуть ногой;

- поднять и опустить плечи;

- щелкнуть пальцами;

- хрюкнуть;

- повернуть голову вправо.

Упражнение «Мостик Дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

Воспитатель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".


Упражнение «Клякса»

Цель: развитие воображения

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы

Дети должны придумать, на что похожа клякса, и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Упражнение «Продолжи рисунок»

 Цель: развитие воображения

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Упражнение «Что пропало?»

Цель: развитие памяти

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие памяти

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает, добавляет, либо меняет местами 1–2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, что изменилось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Мотивационная готовность складывается из:- положительных представлений о школе;- желания учиться в школе;- сформированной позиции школьника;- адекватной самооценки....

«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.

Программа формирования мотивационной  готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников....

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...

«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...

28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...