Методическая разработка на тему: Игра помогает воспитывать интерес детей к природе
методическая разработка (подготовительная группа)
Обобщенный опыт по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_pomogaet_vospityvat_interes_detey_k_prirode.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Фисенко Наталья Сергеевна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №22
комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Игра помогает воспитывать интерес детей к природе.
Дошкольное детство – это период игры.
Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновенье он может стать шофёром, продавцом, врачом, пожарным.
Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.
Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определённую умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего – это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сёстры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребёнка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребёнка этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные ребёнком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начнёт из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребёнка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает её тем же методом – новыми игровыми действиями. На машине (можно и самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (в общем ещё не задействованные в игре игрушки-животные). Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит «директора» зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных клетках), т.к. они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого не много времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам время от времени может подвозить новых животных и устраивать их в зоопарке.
Далее, если ребёнок в сюжете игры остановился на строительстве клеток и не стремится развить его, взрослый включается вторично: на машине подвозит питание для зверей, просит «директора» принять его.
- Я привёз вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птицы. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных – весь товар свежий.
«Товаром» может быть всё, что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки – рыбу, в кастрюльках может незримо находиться зерно. Для ребёнка появляется новое поле деятельности рамках старого сюжета игры: он кормит животных, закупает продукты, подвозит их. Сюжет игры наталкивает ребёнка на поиск заместителей реальных предметов.
Например, он задумывается над тем, как «изготовить» продукты питания. Взрослый должен подсказать ему, что мясо, овощи, фрукты, рыбу можно слепить из пластилина, глины или нарисовать и вырезать из картона; клетки можно сделать не только из кубиков, но и из коробок, мебели. Такие своевременные подсказки подталкивают ребёнка на самостоятельный поиск игровых приёмов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.
Малыш заигрался и не хочет идти спать. Взрослый опять тактично включается в игру, вводя нового персонажа – ночного сторожа зоопарка. Взяв куклу (лучше куклу-мальчика), взрослый от её имени ведёт разговор:
- Здравствуйте, я к директору зоопарка. Хочу устроиться на работу к вам сторожем. Буду следить, чтобы в ночное время в зоопарке был порядок, чтобы никто не ходил и не пугал животных. Буду проверять все клетки, чтобы они были хорошо закрыты, - иначе звери могут убежать. Вы можете идти спать спокойно, а завтра снова придёте в зоопарк.
Ребёнку, конечно, понравится такой поворот событий – это же интересно: появился работник, который может сменить его, и он может спать в своей кроватке, продолжая играть, - спать не как ребёнок, а как директор зоопарка, который пришёл вечером с работы.
Далее взрослый, руководя развитием игры, обязательно придёт с кем-то из кукол на экскурсию в зоопарк и попросит директора показать животных и рассказать о них. Для ребёнка – это новый этап в игре – животные содержатся в зоопарке не просто так, а для показа публике. А взрослый выявит, что ребёнок знает о животных, что приобрёл во время посещения зоопарка, какие сведения активно использует, а какие забыл, где пробелы в знаниях. Это повод для того, чтобы предложить директору зоопарка посетить «библиотеку» (место, где хранятся в доме детские книги), которая недавно открылась по соседству и в которой есть много книг о животных. И вот взрослый уже в качестве библиотекаря читает юному директору книги, откуда он черпает новые сведения о своих питомцах. В зоопарк опять могут поступить новые животные (это мама или папа зашли в магазин и купили резиновые игрушки-животных); может приехать ревизор, который будет проверять, хорошо ли содержат животных, как их кормят; в конце концов, может случиться происшествие – ночью по недогляду сторожа из клетки уйдёт хищник и т.д., и т.д. Способов развития и углубления содержания игры может быть много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра – это серьёзное дело: в ней ребёнок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомлённость, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает её содержание, улучшает отношение с ребёнком.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т.д. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способ углубления знаний и интересов ребёнка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые играют с ребёнком в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребёнка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру – это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша, как, глядя на картинку-образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки. Затем обучает складывать картинки по образцу. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует своё восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладёт ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно – у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда её ешь, сладкая. Дальше она кладёт ему в рот то лук, то капусту, то свеклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахару. Внук отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку. В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.
Аналогичным образом ребёнку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку, или луковицу. Ощупав предмет, он должен отгадать его. Ту же морковь в этот раз можно определить по иным признакам: её форме (продолговатой, заострённой с одного и округлённой с другого конца), твёрдой и гладкой поверхности. Лук выдаёт себя круглой формой с нитями корешками, гладкой поверхностью и шелестом чешуек. Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки – то ли огурец, то ли помидор, отличить апельсин от яблока, апельсин от лимона, не спутать яблоко с грушей, абрикос со сливой. Игра тренирует сенсорные способности ребёнка и может его долго занимать, если её разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малознакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидание дочки, пока они стоят в очереди, она предлагает ей поиграть.
- Хочешь узнать, что я буду покупать? – спрашивает мама и, получив утвердительный ответ дочери, продолжает. – Я буду загадывать тебе загадки – рассказывать про овощи, а ты по описанию их должна отгадать, что это. Слушай: растёт на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твёрдая, цветом тёмно-претёмно красная. Что это?
Дочка, наверное, отгадает, что это свекла. Если же нет, то мама подсказывает, что её кладут в борщ или винегрет, и та и другая еда становится от неё тёмно-красной.
- Слушай вторую загадку: растут они на грядке, но не в земле, а на кустике. Сначала они маленькие, зелёные и твёрдые, потом становятся крупными, мягкими, красного цвета. Едят с солью.
Девочка отгадает загадку, если неоднократно ела помидоры, видела их на огороде в зелёном и красном состоянии.
Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки-описания.
- Теперь ты придумай загадку, - говорит мама дочке в магазине. – Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай что-нибудь. Только не то, что я загадывала. Я же попробую отгадать.
Девочка начнёт рассказ про капусту или лук, и мама услышит, как ей это даётся. Хорошо знакомые, много раз виданные предметы с трудом поддаются описанию, потому что перед ребёнком никогда не стояла задача выделить их отдельные качества, признаки, особенности. Обнаружив это, мама предложит такую же игру дома во время ужина – загадать папе, который не в курсе хозяйственных дел, загадки про овощи, которые были куплены сегодня в магазине. Но описательный рассказ обе ведут уже вместе: дочка начинает, мама добавляет. Девочке интересно узнать, сумеет ли папа догадаться, о чём идёт речь, поэтому ей невдомёк, что мама исподволь обучает её искусству рассказывать.
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки – они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребёнку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы, в доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Вот некоторые из них.
«Когда это бывает?» - взрослый называет явление, ребёнок – время года, когда оно бывает. Например:
- Идёт снег…зимой;
- Радуга на небе…летом;
- Жёлтые и красные листья на деревьях…осенью;
- Скворец несёт веточки в скворечник…весной;
- Скворец несёт в клюве червяка…летом, и т.д.
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.).
«Что бывает жёлтое в природе?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, бабочка-лимонница и т.д.).
«Что это такое?» (взрослый называет растение или животное, ребёнок – общую группу, к которой они относятся). Например:
- Воробей…птица;
- Олень…зверь;
- Ёлка…дерево;
- Яблоко…фрукт и т.д.
«Что третье?» (взрослый называет два сходных предмета, ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:
Ромашка, колокольчик…клевер;
Ворона, голубь…сорока;
Берёза, липа…сосна;
Солнце, облако…радуга;
Цветок, лист…корень и т.д.
Хорошо влияет на гибкость мышления ребёнка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрёстно – в разных объединениях. Например, игра «Назови одним словом»:
Тигр, крокодил, собака…хищники;
Тигр, собака, кошка…звери, хищники;
Собака, кошка, корова…домашние животные, звери»
Корова, овца, олень…звери, копытные, растительноядные;
Олень, волк, заяц…звери, лесные животные.
Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребёнка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до 3-х – время, за которое надо ответить, или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.
С детьми 3-4-х лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Гуляя осенью в лесу или в парке, взрослый показывает ребёнку опавший лист и просит найти такой же, затем предлагает ему указать дерево, с которого упали эти листья, назвать его. Когда ребёнок будет различать 3-4 дерева, с ним можно поиграть.
- Я сосчитаю до трёх и назову дерево, а ты беги к нему поскорее, - говорит взрослый малышу. – Только смотри не перепутай, я буду называть деревья: раз, два, три – к берёзе беги (малыш бежит); раз, два, три – под ёлку беги (делает то же самое); раз, два, три – к клёну беги (бегом направляется к нему).
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, жёлуди, веточки, семена клёна, репейник. Всё это – материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и жёлудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), придумать свои – новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.
С.Н. Николаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра помогает воспитывать интерес детей к природе
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деят...
Методическая разроботка: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно п...
Консультация для родителей "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...
Консультация для родителей "Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе"
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ тема: «ИГРА ПОМОГАЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»
Консультация...
Консультация на тему: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"
Консультация о том, какое развивающее действие оказывает дидактическая игра для ребёнка дошкольного возраста....
Консультация на тему: «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе».
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...