сенсорное развитие детей 3-4 года жизни
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

учебно-методическое пособие - занятия по сенсорному развитию детей 3-4 года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы.

Введение.

По словам Венгера Александра Леонидовича, детского психолога, доктора психологических наук, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель, предлагаемого комплекса занятий, - формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Задача – усвоение детьми сенсорных эталонов. Это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В нашей работе собраны конспекты занятий, направленные на воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Предложенные занятия являются частью непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

Эталоны цвета.

(6 занятий)

Цель: научить ребенка узнавать и запоминать цвета. Все игры также направлены на развитие логики и мышления.

1. Игра «Цветные чашечки и блюдца».

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал. Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).

Ход игры. Педагог дает ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.

Можно немного изменить инструкцию«Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».

2. Игра «Цветные домики».

Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах.

Материал. Кубики цветные или аппликации.

Ход игры. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта). Подбираем предметы разных цветов.

Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.

3. Игра «Веселые бусины».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Ход игры. Педагог дает ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно сделать аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.

4. Игра «Покажи такой же шарик».

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать предметы по цвету.

Материал. Разноцветные шарики, ведерки.

Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример«Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

5. Игра «Цветная дорожка».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик».

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий)

Цель: научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру».

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами, спрашивает«Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводя его пальцем«А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме».

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Педагог раздает детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяет с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

3. Игра «Найди то, что я покажу».

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Педагог показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза.

4. Игра «Геометрическое лото».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта, треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).

Ход игры. В игре принимает участие пять детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

5. Игра «Назови геометрическую фигуру».

Дидактическая задача. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Педагог предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы.

6. Игра «Найди предмет такой же формы».

Дидактическая задача. Учить зрительно находить, называть и соотносить геометрические фигуры и предметы.

Материал. Нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т. д.

Ход игры. Педагог показывает ребенку одну из фигур, а ребенок должен назвать предметы такой же формы.

7. Игра «Сравни и заполни».

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) четырёх цветов, таблицы, с изображением цветных геометрических фигур.

Ход игры. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки.

8. Игра «Почини одеяло».

Дидактическая задача. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Материал. Геометрические фигуры.

Ход игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Помоги Буратино починить одеяло.

9. Игра «Составь геометрическую фигуру».

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти, мышления.

Ход игры. Детям предлагается составить из счётных палочек, ниток, фасоли, следующие геометрические фигуры:

1. Составь треугольник

2. Составь квадрат

3. Составь из ниток круг

И т. д. …

10. Игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, мячики, желуди, шишки, ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы (квадратной и треугольной фрмы).

Ход игры. Ребенок достает по одной фигуре, а взрослый ее называет. Если ребенок хочет, он может повторить название. Все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Эталоны величины.

(6 занятий)

Цель: научить детей различать предметы по величине.

1. Игра «Три квадрата».

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами«большой»«маленький»«средний»«больше»«меньше»«самый большой»«самый маленький».

Материал. Демонстрационный: три квадрата разной величины. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины.

Ход игры. Педагог показывает детям по очереди каждый квадрат и называет его величину. Детям предлагается показать свои самые большие квадраты и т. д. чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, педагог прикладывает их один к другому.

2. Игра «Башня».

Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Материал. Демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: три квадрата разной величины, фланелеграф.

Ход игры. Педагог собирает из кубов башню, беседуя с детьми о том, в какой последовательности это необходимо делать и почему. Далее детям предлагается собрать из квадратов башенку так же, как из кубов, от большого к маленькому.

3. Игра «Матрешка».

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал. Раздаточный: деревянные трехместные матрешки.

Ход игры. Педагог предлагает детям загадку: «ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игружка». Дети отгадывают загадку, далее выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку.

4. Игра «Соберем пирамидку».

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Материал. Пирамидка – образец из пяти равномерно уменьшающихся колец т такая же для каждого ребенка.

Ход игры. Педагог показывает пирамидку и последовательно снимает и сравнивает по величине все колечки. Детям предлагается разобрать и собрать свои пирамидки, проверить, правильно ли они выбрали колечко, прикладывая его к другим.

5. Игра «Найди такое же колечко».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Пирамидки из пяти съемных колец (по одной на каждого ребенка).

Ход игры. Педагог разбирает свою пирамидку, выбирает одно колечко и предлагает одному ребенку найти такое же. Когда ребенок найдет нужное колечко педагог говорит: «Теперь верни мне мое колечко, возьми какое-нибудь из своих и передай соседу, пусть он найдет такое же».

6. Игра «Сбор фруктов».

Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Яблоки-образцы (вырезанные из картона) трех величин, три корзины трех величин, дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин (по 8-10 яблок каждой величины).

Ход игры. Педагог показывает детям дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзину и т. д. дети выходят по очереди, берут яблоко-образец и срывают такое же по величине яблоко и кладут в соответствующую корзинку.

Комплексные занятия по сенсорному развитию.

(2 занятиявремя проведения: декабрь и май)

1. «Посылка с подарками от Деда Мороза».

ЦельРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1. Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме, ёлочке.

2. Совершенствовать умения закрашивания предметов, развивать глазомер и мелкую моторику рук.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Крупные зеленые геометрические фигуры (треугольники, ленты: широкая и узкая, письмо.

Раздаточный материал. Карточки с заданием для каждого ребенка, карандаши цветные.

Ход деятельности.

В«Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу письмо и посылку).

— «Посмотрите, здесь письмо! Пишет вам Дедушка Мороз: «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В: Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме или ёлочке (Прочтение одного или двух стихотворений хором, далее по желанию детей).

В:«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание».

Второе задание.

На полу 2 ручейка.

В: «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей) Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг). А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг).

— «Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире — уже).

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В«Посмотрите, ребята, на посылке какое - то изображение. Что это?»

Дети«Ёлочки».

В«Они одинаковые или разные?» (ответы детей).

В: «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети «Большие зелёные треугольники».

В «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети «Маленькие зеленый треугольники».

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети «Да».

В «А посылка не открывается».

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки».

В «Это что?»

Дети«Рукавички».

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет, нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д«Да!»

В «Давайте исправлять!»

В «Все справились?»

Д «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?» (Ответы детей).

Посылка открывается — дети находят подарки от Деда Мороза — сладости.

2. «Матрешки – соседки».

ЦельРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие.

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятияразвивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

В: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая - это Леля, старшая сестра, а другая маленькая - это Ляля, младшая. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая, а это матрешка маленькая (спросить у детей какая).

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».

В: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.

В: Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей : Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей.

Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.

В: Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!

Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.

Заключение

Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах.

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Согласно рекомендациям Л. А. Венгера, все предложенные нами упражнения можно разделить на следующие типы:

1. Задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2. Задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3. Задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

4. Задания на развитие глазомера.

В работе предложены два конспекта комплексных занятийпри выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет. Такие упражнения необходимы, так как в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.

Литература

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144с. : ил.

2. Методические рекомендации по использованию материалов и пособий для сенсорной комнаты : Учебное пособие для воспитателей, студентов, пед. учебн. заведений. – Тольятти. 2001. – 148 с.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М. : «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. - Ярославль «Академия развития», 1998.



Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы.

Введение.

По словам Венгера Александра Леонидовича, детского психолога, доктора психологических наук, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель, предлагаемого комплекса занятий, - формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Задача – усвоение детьми сенсорных эталонов. Это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В нашей работе собраны конспекты занятий, направленные на воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Предложенные занятия являются частью непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

Эталоны цвета.

(6 занятий)

Цель: научить ребенка узнавать и запоминать цвета. Все игры также направлены на развитие логики и мышления.

1. Игра «Цветные чашечки и блюдца».

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал. Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).

Ход игры. Педагог дает ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.

Можно немного изменить инструкцию«Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».

2. Игра «Цветные домики».

Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах.

Материал. Кубики цветные или аппликации.

Ход игры. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта). Подбираем предметы разных цветов.

Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.

3. Игра «Веселые бусины».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Ход игры. Педагог дает ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно сделать аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.

4. Игра «Покажи такой же шарик».

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать предметы по цвету.

Материал. Разноцветные шарики, ведерки.

Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример«Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

5. Игра «Цветная дорожка».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик».

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий)

Цель: научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру».

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами, спрашивает«Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводя его пальцем«А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме».

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Педагог раздает детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяет с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

3. Игра «Найди то, что я покажу».

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Педагог показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза.

4. Игра «Геометрическое лото».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта, треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).

Ход игры. В игре принимает участие пять детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

5. Игра «Назови геометрическую фигуру».

Дидактическая задача. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Педагог предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы.

6. Игра «Найди предмет такой же формы».

Дидактическая задача. Учить зрительно находить, называть и соотносить геометрические фигуры и предметы.

Материал. Нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т. д.

Ход игры. Педагог показывает ребенку одну из фигур, а ребенок должен назвать предметы такой же формы.

7. Игра «Сравни и заполни».

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) четырёх цветов, таблицы, с изображением цветных геометрических фигур.

Ход игры. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки.

8. Игра «Почини одеяло».

Дидактическая задача. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Материал. Геометрические фигуры.

Ход игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Помоги Буратино починить одеяло.

9. Игра «Составь геометрическую фигуру».

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти, мышления.

Ход игры. Детям предлагается составить из счётных палочек, ниток, фасоли, следующие геометрические фигуры:

1. Составь треугольник

2. Составь квадрат

3. Составь из ниток круг

И т. д. …

10. Игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, мячики, желуди, шишки, ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы (квадратной и треугольной фрмы).

Ход игры. Ребенок достает по одной фигуре, а взрослый ее называет. Если ребенок хочет, он может повторить название. Все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Эталоны величины.

(6 занятий)

Цель: научить детей различать предметы по величине.

1. Игра «Три квадрата».

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами«большой»«маленький»«средний»«больше»«меньше»«самый большой»«самый маленький».

Материал. Демонстрационный: три квадрата разной величины. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины.

Ход игры. Педагог показывает детям по очереди каждый квадрат и называет его величину. Детям предлагается показать свои самые большие квадраты и т. д. чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, педагог прикладывает их один к другому.

2. Игра «Башня».

Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Материал. Демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: три квадрата разной величины, фланелеграф.

Ход игры. Педагог собирает из кубов башню, беседуя с детьми о том, в какой последовательности это необходимо делать и почему. Далее детям предлагается собрать из квадратов башенку так же, как из кубов, от большого к маленькому.

3. Игра «Матрешка».

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал. Раздаточный: деревянные трехместные матрешки.

Ход игры. Педагог предлагает детям загадку: «ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игружка». Дети отгадывают загадку, далее выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку.

4. Игра «Соберем пирамидку».

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Материал. Пирамидка – образец из пяти равномерно уменьшающихся колец т такая же для каждого ребенка.

Ход игры. Педагог показывает пирамидку и последовательно снимает и сравнивает по величине все колечки. Детям предлагается разобрать и собрать свои пирамидки, проверить, правильно ли они выбрали колечко, прикладывая его к другим.

5. Игра «Найди такое же колечко».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Пирамидки из пяти съемных колец (по одной на каждого ребенка).

Ход игры. Педагог разбирает свою пирамидку, выбирает одно колечко и предлагает одному ребенку найти такое же. Когда ребенок найдет нужное колечко педагог говорит: «Теперь верни мне мое колечко, возьми какое-нибудь из своих и передай соседу, пусть он найдет такое же».

6. Игра «Сбор фруктов».

Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Яблоки-образцы (вырезанные из картона) трех величин, три корзины трех величин, дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин (по 8-10 яблок каждой величины).

Ход игры. Педагог показывает детям дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзину и т. д. дети выходят по очереди, берут яблоко-образец и срывают такое же по величине яблоко и кладут в соответствующую корзинку.

Комплексные занятия по сенсорному развитию.

(2 занятиявремя проведения: декабрь и май)

1. «Посылка с подарками от Деда Мороза».

ЦельРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1. Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме, ёлочке.

2. Совершенствовать умения закрашивания предметов, развивать глазомер и мелкую моторику рук.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Крупные зеленые геометрические фигуры (треугольники, ленты: широкая и узкая, письмо.

Раздаточный материал. Карточки с заданием для каждого ребенка, карандаши цветные.

Ход деятельности.

В«Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу письмо и посылку).

— «Посмотрите, здесь письмо! Пишет вам Дедушка Мороз: «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В: Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме или ёлочке (Прочтение одного или двух стихотворений хором, далее по желанию детей).

В:«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание».

Второе задание.

На полу 2 ручейка.

В: «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей) Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг). А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг).

— «Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире — уже).

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В«Посмотрите, ребята, на посылке какое - то изображение. Что это?»

Дети«Ёлочки».

В«Они одинаковые или разные?» (ответы детей).

В: «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети «Большие зелёные треугольники».

В «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети «Маленькие зеленый треугольники».

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети «Да».

В «А посылка не открывается».

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки».

В «Это что?»

Дети«Рукавички».

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет, нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д«Да!»

В «Давайте исправлять!»

В «Все справились?»

Д «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?» (Ответы детей).

Посылка открывается — дети находят подарки от Деда Мороза — сладости.

2. «Матрешки – соседки».

ЦельРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие.

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятияразвивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

В: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая - это Леля, старшая сестра, а другая маленькая - это Ляля, младшая. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая, а это матрешка маленькая (спросить у детей какая).

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».

В: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.

В: Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей : Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей.

Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.

В: Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!

Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.

Заключение

Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах.

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Согласно рекомендациям Л. А. Венгера, все предложенные нами упражнения можно разделить на следующие типы:

1. Задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2. Задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3. Задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

4. Задания на развитие глазомера.

В работе предложены два конспекта комплексных занятийпри выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет. Такие упражнения необходимы, так как в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.

Литература

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144с. : ил.

2. Методические рекомендации по использованию материалов и пособий для сенсорной комнаты : Учебное пособие для воспитателей, студентов, пед. учебн. заведений. – Тольятти. 2001. – 148 с.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М. : «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. - Ярославль «Академия развития», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме «Сенсорное воспитание детей 3-го года жизни»

Конспекты занятий по теме «Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ 3- ГО ГОДА ЖИЗНИ

Проанализировав свой опыт работы  по вопросу сенсорного воспитания, я вывила такие проблемы как: недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды группы по сенсорному развити...

Сенсорное развитие детей 3-го года жизни. Как ребенок познает мир?

Отечественные ученые педагоги и психологи ( Л.А.Венгер, Н. М. Шелованов) назвали ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, ко...

"Сенсорное развитие детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей....

Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зав...