План "Самообразование воспитателя"
презентация к уроку (старшая группа)

Кравченко Екатерина Владимировна

План "Самообразование воспитателя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад № 6-центр развития ребенка”

План

по самообразованию воспитателя старшей группы

на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Разработчик:

Кравченко Е.В.

Актуальность.


Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Цель:
научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение. Обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда и конструирование.
Задачи:
- учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества
из различных материалов, в том числе бросового.
- развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.
- побуждать создавать новое и оригинальное
- проявлять творчество и фантазию;
- развить интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе творческой деятельности;
- совершенствововать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
включаться в творческую активность.
- сформировать первичные представления о предметах и материалах;
- сформировать умение управлять своим поведением и планировать свои действия;

Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 год.
Дата окончания работы: май 2022 год.

Форма работы
1.Информационно – аналитический этап работы над темой самообразования.
Изучение методической литературы по теме:
2.Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.
3. Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц Е. Д. Закржевская, С.
4.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчества пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с.
5. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
6.Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112 с.
Срок: сентябрь – май
2. Внедрение в практику: - Консультация для родителей: «Поделки из бросового материала»
- Выставки детских рисунков для родителей.
- Консультация для родителей: «Аранжировки из природного и бросового материалов»
- Беседа с родителями: «Бросовые материалы, которые можно использовать в детском творчестве»
3. Представление опыта работы: - Мастер класс для родителей
- Консультация для родителей:
«Конструирование и ручной труд для детей» - Отчёт по теме самообразования (май)


Месяц Тема Название работы
Сентябрь «Осень» «Ёжик и осенние деревья» - коллективная работа из семечек подсолнуха и осенних листьев.
«Яблоко» (аппликация из цветной бумаги) - работа в паре
Октябрь «Фрукты и овощи» «Фрукты в вазе» - пластилинография Консультация «Как развить творческие способности детей»
«Овощи на тарелке» - ватными палочками
Ноябрь «Цветы» «Ромашка» - аппликация из макарон Памятка для родителей детей дошкольников «Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения»
«Ландыши» (коллективная работа) – из мятых салфеток, кофе
Декабрь «Игрушки и Новый год» «Елочная игрушка» из фетра и пуговиц, бусинок и др. Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников»
«Снеговик» (коллективная работа) – из ваты.
Январь «Животные» «Медвежонок» - из подручных материалов Презентация «поделки из бросового материала»
«Ёжик» - из пластилина и семечек
Февраль «Аквариум» «Морские звезда» - из картона и разноцветной соли Консультация «Сделай сами, своими руками»
«Веселые рыбки» - из целлофанового пакета и гофрированной бумаги
Март «Мамин день» «Открытка для мамы» - из цветной бумаги и картона Семейная выставка «Полюбуйся, весна наступает!»
«Ваза» - из ткани
Апрель «Весна» «Солнышко» (коллективная работа) - из компакт дисков и спагетти Консультация «Что таят детские рисунки»
«Гусеница» - из губок
Май «Весна» «Бабочка» - рисование ладошкой Консультация «Нетрадиционные техники рисования
«Радуга» - рисование губкой

Отчет по самообразованию
Моя тема по самообразованию в 2019-2020 учебном году «Развитие художественно творческих способностей у дошкольников».
Цель самообразования: повысить педагогическую компетентность в совершенствовании технических умений и навыков в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, лепке) у детей средней группы.
Задачи:
-изучить литературу по данной теме;
-расширить представления о многообразии нетрадиционных техниках рисования, аппликации, закрепить приёмы лепки из пластилина и солёного теста;
-внедрить в практику полученную информацию;
Работу над этой темой я начала с подбора литературы, за год работы по теме мною была изучена следующая литература:
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Интернет-источник статья «Развитие творческих способностей ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью»
«Рисование нетрадиционными методами» (Дошкольное воспитание 2004№5)
Комарова Т. С. «Обучение детей техническим навыкам в рисовании».
В результате изученной литературы я сделала следующие выводы об использовании нетрадиционных приемах в рисовании и аппликации. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использование нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав некоторую литературу, пришла к выводу – что можно облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Наличие множества техник нетрадиционного рисования, их необычность позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Поставила перед собой следующие задачи:
• Сформировать у детей элементарные технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования и аппликации.
• Научить ребят любоваться неповторимыми образами в рисунках, исполненных в различных техниках рисования.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом возраста детей.
Перспектива: продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования и аппликации и внедрению их в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...