ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(14.05.22)
консультация

Народные традиции воспитания детей дошкольного возраста. Народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.gendernoe_vospitanie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

   

 Когда -то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

   С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

      Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек».

     Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки. От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

   Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

    Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье.

  Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата.

  Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его.

  Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.    

 Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

   Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать  народный  фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

     При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

     Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

        Народный фольклор является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками. 

    Многие народные детские игры имитируют занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства.

  Например, в игре «Кострома» дети знакомятся с женской домашней работой, с ролью женщины в семье.
  По считалке выбирают «Кострому». Остальные ходят кругом и поют:
  Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема?
  Стук-бряк в ворота: Костромушка дома!
  Потом кто-нибудь из круга обращается к «Костроме»:
  – Здорово, Кострома!
  – Здорово.
  – Что дома поделываешь?
  – Кашу варю.
   «Кострома» показывает, как она это делает.

    Хоровод запевает песню и, двигаясь под песню, повторяет движения «Костромы»: все «варят кашу».    Когда песня кончается, кто-нибудь другой из круга снова спрашивает: «Кострому», что она дома поделывает. «Кострома» называет домашние дела и показывает, как она стирает, моет посуду, играет на разных инструментах, месит тесто, метет пол, нянчит ребенка… здесь все зависит от фантазии водящего.

  В конце концов, усыпив бдительность играющих, Кострома на очередной вопрос: «Что ты дома поделываешь?», неожиданно отвечает: – Вас ловлю! – и бросается всех ловить. Кого поймает, тот становится «Костромой» и все повторяется сначала.

   «Дедушка Мазай»
  Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т.п.).
Дети подходят к дедушке Мазаю и произносят:
Здравствуй, Дедушка Мазай,
Из коробки вылезай,
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем.

    После этих слов все изображают работу, о которой договорились. Если дедушку Мазай отгадает, дети разбегаются, он их ловит. Кого первого поймает, тот становится дедушкой Мазаем, игра повторяется. Если не отгадает, ему показывают другую работу.
  В игре могут быть исполнены другие песенки:
  «У дедушки Трифона было семеро детей,
  Семеро, семеро, семеро сыновей.
  Они пили, они ели,
  Друг на друга все глядели –
  Семеро, семеро, семеро сыновей.
  Разом делали вот так».

 

    Игры с каждым разом обогащаются новым содержанием, в зависимости от творчества и фантазии детей, вызывают у них положительные эмоции, желание учувствовать в общих действиях, подсказанных текстом.

   

    Мальчики играли в игры иного характера, они воспитывают в них такие необходимые мужские качества, как ум, силу, ловкость, смелость, выносливость, быстроту, упорство, волю к победе. В играх они называются «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет их пластику как более активную, резкую, наступательную.

   Примером такой игры является «Бой петухов»
  На земле чертится круг диаметром 3-4 м, выбираются по одному игроку – «петуху».

  Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает назад, руки кладет за спину.

   По сигналу «петухи», прыгают на одной ноге, и начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремится заставить своего противника встать на обе ноги.

   Победителем является тот, кто устоял на одной ноге в кругу.

   Рассмотрим еще одну из игр для мальчиков «Перетягивание палки».
 В перетягивании палки противники садятся друг против друга, ступнями упираются в доску упора, которая расположена по средней линии площадки.   Руками захватывают палку, которая должна находиться параллельно над доской упора.

   По сигналу судьи соперники начинают тянуть палку.

   Победа присуждается, если спортсмен перетянул соперника, и палка осталась в его руках.

   В текстах фольклорных игр девочек (девушек) они обычно определяются как: красивая (красная), приветливая (приветная), разумная.

   Называются «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.

   Одной из девичьих игр является «Заря-заряница»
 Дети идут по кругу, взявшись за руки. «Заря» двигается по кругу в другом направлении, держа в руках синюю ленту.
 Участники поют:
 Заря-заряница, Солнцева сестрица,
  По полю ходила, ключи обронила.
  Ключи золотые, ленты голубые.
  На последних словах «Заря» останавливается и вытягивает ленту над сцепленными руками двух рядом стоящих детей, «разделяя» их, но не отпуская ленту.

    Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.
  Участники хором командуют:
  «Раз-два, не воронь, беги как огонь!»

   Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга.    Кто первый добежит до своего места и выхватит ленту, тот становится новой «Зарей», и игра повторяется.

    Таким образом, русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а также являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...

Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность проекта     Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...

Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация "Народные традиции и музыкальное воспитание детей дошкольного возраста"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.  Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народн...