Проект "Мы- юные патриоты"
проект (старшая группа)

Фефелова Марина Васильевна

Формирование у детей основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к Родине,  к своей семье, уважение к истории родного края, родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным направлением социально – личностного направления развития воспитанников №20 «Алёнушка»

города Буденновска Буденовского района

Проект "Мы- юные патриоты "

 Старшая  группа

                           Подготовили : воспитатель высшей

                                                                     квалификационной категории

                                          М.В.Фефелова

                                                                 Муз. руководитель   высшей                                                        

                                                                                      Квалификационной категории

                                                                                      Демчук Г.М.

                                                   

                                                              2021-2022уч.год

Тип проекта: информационно-творческий, познавательный .

Возрастная группастаршая (5-6 лет)

Продолжительность проекта: долгосрочный( сентябрь –, май)

Вид проектагрупповой

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель,  родители,

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                            С. Михалков

                                            Актуальность проекта

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм. Воспитывать уважение к государственной символике, любовь к родному посёлку, краю, Родине. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Процветание Российского государства, его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, патриотических традиций нашей Родины, формирования у дошкольников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, родного посёлка, учит ценить мир. В основе проекта лежит идея познакомить детей с известными историческими фактами.

                                              Проблема:

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которой подвергается наше общество сегодня - не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытки отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно велико влияние на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, героизме, патриотизме.

Цель проекта :

Формирование у детей основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает и защищал Родину: воинам Российской армии, ветеранам;

2. Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

3. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность;

4. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

6. Организовать деятельность детей, направленную на создание праздничного развлечения;

7. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

                                           Принципы реализации

Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.

Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка, педагога, родителей.

Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

Методы реализации

1. Беседы

2. Экскурсии

3. Совместные игры

4. Анкетирование

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение нравственного уровня воспитанников.

2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны и родного края.

3. Развитие инициативы, самостоятельности.

4. Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, родного города, народу.

5. Ознакомление с родным городом продолжится в семье.

6. Расширение знаний детей об известных людях страны, родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.

Для педагогов:

1. Обобщение, распространение и внедрение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

2. Умение моделировать, составлять проекты, организовывать жизнедеятельность с применением современных технологий. Преобразование предметно-игровой среды группы.

Для родителей:

1. Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательно-воспитательный процесс;

2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми;

3. Совместное участие с детьми в конкурсах, праздниках.

                                Этапы реализации проекта :

1 этап Организационный

- Выявление первоначальных знаний детей о Российской Армии, о празднике «День защитника России» о войне, о празднике Победы.

- Информация родителей о предстоящем проекте.                                     Анкетирование родителей.

- Подбор и разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций по направлению работы.

- Подбор детской художественной литературы для чтения.

- Сбор и оформление наглядно-информационного материала по теме проекта : презентаций, фотоальбомов, альбомов для рассматривания, подбор дидактических игр по теме;

2 этап Практический

- Проведение НОД, бесед о Российской Армии,  бесед о ВОВ, праздники

- Привлечение родителей к участию в проекте.

- Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап Обобщающий

- Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).

- Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы, сделанных руками детей.

- Выпуск стенгазеты «Наши папы в армии».

-Экскурсия к  Вечному Огню. Возложение цветов.

- Литературно - музыкальный  квест  «Чтобы помнили».

План проведения мероприятий в старшей группе «Непоседы»

по проекту : «Мы -юные патриоты»

Тематический блок Тема Содержание

Сентябрь

«Моя семья»

1. Составление рассказов детьми по теме«Моя семья»(Речевое развитие)

2. Тематическое занятие «Мой город Будённовск»»

3. Презентация «Город Будённовск»

3. Выставка рисунков на тему «Я люблю тебя мой Будённовск»

(совместная работа  детей и родителей)

Пополнять знания детей о родном городе, прививать любовь к родному краю.  Формировать понимание выражения «Моя малая родина».

Дать представление детям о знаменитых людях, живших в Будённовске Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ноябрь

«Наша Родина-Россия»

1. «Моя страна». Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа. (Познавательное развитие)

2. «Символика России». Прослушивание гимна России, рассматривание герба, знакомство с президентом России

3. «Городецкая роспись» (художественно-эстетическое развитие)

4. «Москва-главный город нашей Родины»(познавательное развитие)

4. Знакомство с половицами и поговорками о Родине, родном крае. Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Знакомство с символикой России. 

Воспитывать любовь к своему Отечеству. Продолжать воспитывать патриотические чувства : гордость и уважение к Родине, к городу Москва.

Декабрь

1. Презентация «Экскурсия по красной площади»(Познавательное развитие)

2. Заучивание наизусть стихотворений о Москве (М. Цветаева «Золотая моя Москва!», Ф. Глинка «Москва»). (Речевое развитие)

Январь

«Сильные могучие богатыри славной Руси»

1. Рассматривание картины «Богатыри»

В. Васнецова. Составление рассказа по картине. (Познавательное развитие)

2. Слушание в записи былин- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. Беседа«О характере богатырей Руси» (Художественно-эстетическое развитие)

3. НОД. Лепка«Конь богатыря»(Художественно-эстетическое развитие) Раскрыть понятие «Богатырь». Познакомить детей с былинными защитниками Отечества.

Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях; изучить и выбрать характерные детали одежды, вооружения, доспехов.

Февраль

«Наши защитники»

1. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой). (Речевое развитие)

2.Спортивное  развлечение «Будем сильными и ловкими», посвящённое 23 февраля. 

3. НОД. Аппликация «Матрос с сигнальными флажками»   «Пароход» (Художественно-эстетическое развитие)       

Уточнять и расширять представления детей о Российской Армии,

познакомить с родами войск. Воспитывать уважение к армии, охраняющей нашу Родину. Воспитывать в детях чувство гордости за свою армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Март

«Они прославили Россию»

1. «Юные герои войны»(Леня Голиков, Марат Казей и т. д.) (Познавательное развитие)

2. Предложить родителям собрать информацию о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем, грамот). Создание альбома «Они прославили Россию»(Познавательное развитие)

3. Участие во всероссийском конкурсе «Сыны и дочери отечества»

4. Флешбом хоровой песни «Я гражданин России»

Продолжать знакомство  детей с  героями Великой Отечественной Войны.

Апрель

«Герои нашей Родины»

1. Рассматривание иллюстраций с историческими памятниками Великой Отечественной Войны. (Познавательное развитие)

2. Чтение произведений А. Митяева«Землянка»«Почему Армия всем родная»«Дедушкин орден». Беседы с детьми. (Речевое развитие)

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, продолжать воспитывать гордость за свой народ, прививать любовь к родине.

Май

«Этот День Победы»

1. Выставка рисунков «Война глазами детей»(Художественно-эстетическое развитие)

2. Экскурсия к  Вечному Огню. Возложение цветов.

3. Стена памяти  «Земляки-герои».

     4. Литературно - музыкальный досуг «День Победы – это праздник всей страны» - форма квест игра.(познавательное развитие)

 Обобщить и системати-зировать знания детей о подвиге наших соотечес-твенников в годы Великой Отечественной Войны. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Рассказы и стихи о войне.

Л. Кассиль «Главное войско»,

«Сегодня праздник»-сборник стихов

С. Баруздин «Шёл по улице солдат»

А. Барто «На заставе»

С. Георгиевская «Галина мама»

В. Фёдоров «Мишин колосок»

Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?»

А. Митяев «Землянка»«Почему Армия всем родная»«Дедушкин орден»

С. Алексеев «Последний штурм»

Ю. И. Коваль «Алый»

Ф. Н. Глинка «Город чудный, город древний»

Беседы

Великая Отечественная война.

Почему война называется Великой Отечественной?

Дети и война.

Дидактические игры

«Назови пословицу»

«Раньше и теперь»

«Защитники Отечества»

«Великие люди России»

Подвижная игры

«Кто быстрее?»

«Перетягушки»

«Кто дальше?»

«Попади в цель»

Сюжетно-ролевые игры

«Больница»

«Лётчики»,

«Российская армия»

«Строители»

 В завершении реализации данного проекта были получены следующие результаты:

1. Были созданы условия для формирования гражданской позиции детей, гордости за свой народ, воспитания патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родной страны, воспитания чувства сопричастности к истории своей Родины;

2. У детей расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне, сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;

3. Повысился интерес и вовлеченность родителей в педагогический процесс ДОУ;

4. Были получены следующие продукты проектной деятельности :

НОД по Познавательному развитию «Моя малая Родина- Будённовск»

Фотовыставка «Мой город - Будённовск».

Развлечение «Будем сильными и ловкими», посвящённое 23 февраля.

Выставка рисунков «Война глазами детей».

Создание папки «Земляки-герои».

Литературно - музыкальный досуг «День Победы – это праздник всей страны».

Список литературы

1.»Ребёнок в детском саду» №3 2004г., №3 2009г.

2. Г. Я. Затулина «Россия-Родина моя» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

3. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

4. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

5. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

6. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем юного патриота

Воспитываем юного патриота    Одна из задач патриотического воспитания - это ознакомление дошкольников с родным городом и страной, где мы знакомим детей с историей своего народа, ...

Воспитываем юного патриота

Статья посвещена воспитанию патриотического самосознания у старших дошкольников на основе программы "Мир в твоих руках" Кургановой М.Б., Басмановой Г.О., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л....

презентация "Юный патриот"

У детей недостаточно сформированы художественно-нравственные и патриотические  ценности: любовь к родине , родным и близким, уважение и гордость за свой народ,...

проект "Юные патриоты"

ВОСПИТАТЕЛЬСКО-ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» I. Характеристика проекта По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.По времени проведения: ...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно - патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированны...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно- патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизиро...

Проект "Юные патриоты"

проект по реализации задач нравственно-патриотического воспитания....