Технология "ТРИЗ" в ДОУ
консультация

Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ.

Ст.группа Земляничка МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» г.Якутска.

Воспитатель: Григорьева Яна Владимировна.

ТРИЗ - Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером, Михаилом Наумовичем Шустерман.

    Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

    Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения

Основные методы триз

Метод проб и ошибок – способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях;

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей;

Морфологический анализ – метод решения задач;

Мозговой штурм – способ коллективного поиска решений для самых разных задач;

Метод контрольных и наводящих вопросов – позволяет генерировать новые идеи и решения;

Синектика – система креативного мышления, основанная на аналогиях;

Системный анализ – научно- методологическая дисциплина;

Метод противоречий – ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования;

Ресурсы – ресурсов природы и техники и способов их использования.

Что нам дает использование технологии ТРИЗ?

Развитие творческого мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие воображения.

Развитие внимания.

Развитие речи.

ТРИЗ для дошкольников 

Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.

      Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ.

Познавательно-речевом развитии.

Коммуникативно-личностном развитии.

Художественно-эстетическом развитии.

 Физическом развитии.

Цель Триз

Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

     Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.  

     Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).     Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы.

Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора.     Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения).

       В условие творческого задания необходимо разные варианты решения. Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность.

Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.

Положительные стороны ТРИЗ

     У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;   ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику, способствует продолжению застенчивости, радости.        Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_dou.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ.

Ст.группа Земляничка МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» г.Якутска.

Воспитатель: Григорьева Яна Владимировна.

ТРИЗ - Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером, Михаилом Наумовичем Шустерман.

    Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

    Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения

Основные методы триз

Метод проб и ошибок – способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях;

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей;

Морфологический анализ – метод решения задач;

Мозговой штурм – способ коллективного поиска решений для самых разных задач;

Метод контрольных и наводящих вопросов – позволяет генерировать новые идеи и решения;

Синектика – система креативного мышления, основанная на аналогиях;

Системный анализ – научно- методологическая дисциплина;

Метод противоречий – ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования;

Ресурсы – ресурсов природы и техники и способов их использования.

Что нам дает использование технологии ТРИЗ?

Развитие творческого мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие воображения.

Развитие внимания.

Развитие речи.

ТРИЗ для дошкольников 

Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.

      Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ.

Познавательно-речевом развитии.

Коммуникативно-личностном развитии.

Художественно-эстетическом развитии.

 Физическом развитии.

Цель Триз

Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

     Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.  

     Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).     Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы.

Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора.     Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения).

       В условие творческого задания необходимо разные варианты решения. Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность.

Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.

Положительные стороны ТРИЗ

     У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;   ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику, способствует продолжению застенчивости, радости.        Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.