Проект "Семейные ценности современных детей"
проект (подготовительная группа)

Исследовательская работа посвящена изучению семьи и семейных ценностей. Помните притчу о старике, который позвал сыновей, дал им веник и попросил переломить его сначала целый, а потом по отдельному прутику? Целый веник сыновья не смогли переломить, как ни старались. А когда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько прутиков. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. А помните, что сказал им отец? Он сказал: «Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить». Человек не может быть силен, защищен, счастлив, если он одинок… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_tsennosti_sovremennyh_detey.docx603.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные ценности современных детей.

Цель проекта: формирование ценностного отношения современной молодежи к семье.

Задачи:

1) Ознакомиться с историей возникновением семьи.

2) Изучить семейный кодекс РФ.

3) Рассмотреть принципы, задачи, функции и ценности семьи.

4) Ознакомиться с семейными обрядами и традициями

5)  Провести практическое исследование семейных ценностей.

6) Обосновать рекомендации по созданию семьи для современной молодежи.

Объект: Семья

Предмет: Основные семейные ценности

Обоснование выбора темы:  

Исследовательская работа посвящена изучению семьи и семейных ценностей. Помните притчу о старике, который позвал сыновей, дал им веник и попросил переломить его сначала целый, а потом по отдельному прутику? Целый веник сыновья не смогли переломить, как ни старались. А когда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько прутиков. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. А помните, что сказал им отец? Он сказал: «Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить». Человек не может быть силен, защищен, счастлив, если он одинок…

Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества.             

В жизни каждого человека семья – один из важнейших факторов, определяющих его успешность. Что же такое «семья»?

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак. члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей (1).

А семейные ценности - это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Когда мы говорим о семейных ценностях, то подразумевается, что есть некий живой организм – семья и этот организм имеет некие свои ценности. Это вытекает из самого выражения «семейные ценности». Мы же не говорим «ценности различных членов семьи», правильно ведь? Но одной из проблем распада семей является проблема расхождения целей и ценностей супругов. Иногда это расхождение имеет место быть в самом начале и тогда брак недолговечен, а иногда изменения во взглядах на ценности возникают в процессе совместного проживания.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что в наш стремительный век, когда всем некогда, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где среди взрослых живёт одинокий ребёнок? Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания, не хватает общения, не хватает тех самых «семейных ценностей»! 

С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, её взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи (2). А какую модель видит этот ребенок? Какие семейные ценности он привнесет в свою будущую семью?

Человек создает семью для того, в чем видит её главное предназначение. Это любовь и взаимопонимание, это доверие и близость, это чувство общности и принадлежности, это уважение, это рост, личностный, духовный, это родительство, дети, это экономическая стабильность и безопасность, и это бытовая и жилищная обустроенность. Вряд ли кто-то создает семью ради криков, скандалов, неуважения, унижений, насилия, абортов, измен, равнодушия и т.д.

Почему же тогда получается так, что семейные ценности у нас вроде как одни, а ситуация во многих семьях совершенно иная, идущая вразрез с семейными ценностями?

Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье человек делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир (1).

Семья и общество взаимосвязаны между собой. С одной стороны в семью проникают проблемы общества. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена по отношению друг к другу и по отношению к родителям друг к друга, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к родителям (9).

С другой стороны семья воздействует на отношения в обществе, влияет на различные социальные процессы. Потому что каждый член семьи входит в различные социальные группы (учебные, профессиональные, группы по интересам, спортивные, политические и т.д.) и представляет в этих группах либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

Любая семья создаётся с целью удовлетворения каких-то значимых для её членов потребностей, которые впоследствии дополняются общесемейными потребностями и общественными. При этом в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определённых ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Именно ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу её развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье (6).

Система ценностей каждой семьи складывается из ценностных ориентаций каждого человека. Система ценностей человека – это центральный компонент направленности личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, интересов, убеждений. Система ценностей не просто придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность и организованность, но и определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, межличностных отношениях, семейной жизни. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений (5).

Совместимость ценностных ориентаций, мировоззрения людей, вступающих в брак, их убеждений и идеалов, является социально-духовным уровнем супружеской совместимости. Но помимо социально-духовного уровня, есть еще и психофизиологический уровень супружеской совместимости, под которым мы понимаем совместимость особенностей нервной системы, темперамента, сексуальности, - и психологический, под которым подразумевается совместимость когнитивных процессов, психических процессов, черт личности (5).

Актуальность темы данной работы определяется тем, что в настоящее время психологи и социологи ставят вопрос о кризисе института семьи, предсказывают даже её исчезновение. Причиной этого является отсутствие у супругов высокого уровня нравственно-этической и психологопедагогической культуры брака. Поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание, так как она содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический и хозяйственно-экономический.

https://happylady24.ru/wp-content/uploads/2018/11/1533320875.jpg

Рис.1

Как видно из рисунка 1, число разводов к 2020 году  составляет более 50%. https://cs11.pikabu.ru/post_img/2019/07/18/6/og_og_1563443433299424022.jpg

Рис.2

Как видно из рисунка  2, за последние 5 лет уменьшилось количество браков.

Общая численность населения России на 1 января 2020 года составила 146 748 590 человек (по данным Росстат).

http://www.acexpert.ru/public/content/files2/48-11.jpg

Рис.3

Как видно из рисунка 3, население России в возрасте от 20 до 25 лет в 2020 году уменьшилось по сравнению с 2011 годом.  

Для того, чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать, что сохранение и преподавание мира в семье и передача ценностей - это то, чем нужно занимаетесь каждый день. И готовить своих детей к вступлению в брак в моральном плане нужно начинать в детстве. И, в первую очередь, примером своей семьи (2).

Чтобы иметь счастливую семью, в семье должны верить друг другу. Чтобы донести до детей и укрепить семейные ценности, которые родители считают важными, важно в семье с уважением относится друг к другу.

Ценности нельзя передать, рассказывая о них. Знание ценностей, которые лелеет семья, помогает укрепить гармонию и мир среди всех членов семьи. Важной частью семейной жизни является размышление о том, что ценится в семье (3).

Глава 1. Семья и семейные ценности.

  1. История возникновения семьи.

История семьи в России, как, впрочем, и во всех других странах мира, тесно связана с историей общества в целом. Формы семейной жизни во всех сословных группах менялись постепенно. 

Семья как одна из наиболее давних форм общности людей, первая социальная ячейка возникла еще до появления классов, государств и прошла, постоянно видоизменяясь, через все формации. Семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общей системы (1).

Начиная с XIX века, появляются капитальные исследования, посвященные браку и семье, их историческим формам. Крупнейшим исследователем в этой области был Льюис Морган (1818- 1881гг.), крупный американский юрист и этнолог, изучавший формы семейных отношений в их историческом развитии на примере быта индейского союза племен ирокезов. Работы Льюиса Моргана «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» положили начало глубокому изучению древности вообще и истории развития семейно-брачных отношений, в частности. По мнению Л.Моргана, «семейно - брачные отношения прошли сложный путь развития через групповые браки к моногамии» (11).

Л.Морган разработал методы и формы изучения брака и семьи. Его работы широко использовал идеолог марксизма, уделивший особое внимание проблеме изучения брака и семьи,- Ф.Энгельс. Один из его главных трудов - «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованный в 1884 году.

Семья в своем развитии прошла следующие стадии: промискуитет, кровно - родственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая, или парная и моногамная (1).

Первой стадией развития семьи был промискуитет, т.е. период неупорядоченных и неограниченных никакими запретами половых отношений.

Для второй стадии развития семьи было характерно постепенное исключение из круга брачных партнеров родителей и детей. Появляется новый тип семьи: кровно - родственная семья, основанная на групповом браке. В этой семье мужчины живут в многоженстве, а женщины одновременно в многомужестве, почему и дети и тех и других считаются общими детьми их всех.

Дальнейшее развитие семьи шло в сторону сужения брачного круга и установления дальнейших ограничений. Постепенно из круга половых отношений исключаются братья и сестры и возникает следующая форма семьи, тоже основанная на групповом браке – пуналуальная семья. В такой семье группа сестер (родных, двоюродных, троюродных и т.д.) были общими женами своих общих мужей (но не своих братьев) и, наоборот, группа братьев имела в общем браке группу женщин (только не своих сестер).

При таких групповых брачных связях неизвестно, кто является отцом ребенка. Поэтому имеет значение лишь материнство, происхождение ведется по материнской линии.

Эпизодическое сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового брака, с развитием матриархата привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение). Позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного браков было равенство супругов в браке.

Парная семья – это слабый, неустойчивый брачный союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон.

Семья, основанная на групповом браке, и парная семья существуют в эпоху матриархата, т.е. периода, когда родство и наследование определялось по материнской линии и женщина играла решающую роль в первобытном хозяйстве, была главным добытчиком средств к существованию, а, следовательно, естественной главой рода.

Однако по мере дальнейшего развития общества (возникновения скотоводства, плужного земледелия) решающей производительной силой общества становится мужчина, а домашнее хозяйство, которым занимается женщина, утрачивает свое былое решающее значение.

В этот период начинается переход от матриархата к патриархату и появление патриархальной, а затем и моногамной семьи, призванной прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи.

С развитием производства и появлением возможности накоплений главной целью брачного союза стало увеличение богатства и обеспечение условий его наследования. Поскольку самым важным из них являлась бесспорность происхождения наследника от определенного отца, жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми была отдана под безусловную власть мужа.

Перед мужчинами же открылись новые возможности многоженства. С наибольшей полнотой это проявилось в странах мусульманского востока, где многоженство стало законной формой брака.

В Европе развитие данной тенденции остановилось на патриархальной семье, которую ученые определяют как промежуточную форму между многоженством и моногамией. Она включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов (11).

Для современного общества характерно появление нуклеарной семьи, которая включает лишь супругов и их детей (1).

  1. Законодательные документы о семье

Общество заинтересовано, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого государство выстраивает систему отношений между семьей и обществом, определяя задачи воспитания и стратегии их решения, разрабатывая законодательство и выделяя ресурсы.

https://image1.slideserve.com/3162251/slide2-l.jpg

Рис. 4

Как видно из рисунка 4, существует социальная субсидированная поддержка семей на государственном уровне.

В совокупности создаются условия, необходимые для благополучия семьи, защиты ее институциональных интересов. Иначе говоря, государство осуществляет семейную политику, которая рассматривается как система мер, где в центр ставиться семья с ее проблемами жизнедеятельности и прежде всего с культурой в отношении воспитания детей в самых разных случаях, включая разводы, усыновления, рождение вне брака.

Одним из документов, призванным защищать семью, является Конституция Российской Федерации:

 «Статья 38.

1. Материнство и  детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться  о нетрудоспособных родителях.

В декабре 1995 г в России введен в действие "Семейный кодекс Российской Федерации", в котором принципы семейного законодательства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Документ устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи, другими родственниками и иными лицами и определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей:

«Статья 1. Основные начала семейного законодательства

 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24 июля 1998 г. устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

  1. Принципы, задачи, функции и ценности семьи.

Семья – это один из социальных институтов, в рамках которого человек реализует особые роли: супруга, родителя, ребенка. Семья как форма организации жизни возникла давно и продолжает существовать сейчас, хотя ее формы и признаки постоянно меняются.

Главная функция семьи – реализация потребностей людей. Тесную связь имеет семья с институтом брака, так как государством в качестве семейных признаются только те отношения, которые официально зарегистрированы в специальных органах (ЗАГС). Глобальные изменения в обществе отражаются на семейных отношениях и часто порождают некоторые проблемы. К примеру, в настоящее время существует тенденция к падению ценности семьи и увеличению неполных семей. Государству важно сохранить институт семьи, так как он является самой устойчивой формой (семейные роли сохраняются всю жизнь человека). Оно оказывает социальную поддержку семей, создает благоприятные условия для заключения браков.

Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.

Функции семьи  делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.

Основными функциями семьи являются  репродуктивная,  воспитательная и хозяйственно-экономическая функции (4).

Репродуктивная функция отвечает за  биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы  и права каждого из супругов. 

Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку  родительства  как цели создания семьи.
По данным статистики, сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами: «непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения; старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан; абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения» (4).

В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.

На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых - нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материнства. 

Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

Социолог Т. Парсонс отмечал, что «Первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни».

В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в Корее, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность (6).

Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.

Хозяйственно-экономическая функция  семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления,  формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому.

В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни.  С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья  превращается из производительной ячейки общества в потребительскую. Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг. 

Хочется отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других).  В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.

Функция эмоционального и духовного общения  является одной из основных функций, так как в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании.  Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.

Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга. Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей (4). 

Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)

К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию (10)

Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.

Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи  общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.

Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.

Определенные семейные ценности и традиции для каждой семьи дают возможность сплотить всех ее членов. Зачастую, когда отношения продолжаются достаточно продолжительное время, в них появляются слабые места. Особенно, если что-то в жизни пошло не по четко определенному плану. Некоторые семейные ценности играют важную роль в укреплении доверия и уверенности.

Любовь в семье. Как известно, любовь — это наиболее важная ценность. Для того чтобы сохранить это чувство, необходимо чаще говорить друг другу о своих искренних чувствах. Родители должны прививать своему чаду это чувство с самого рождения. Это большой шаг к саморазвитию малыша.

Взаимопонимание между мужем и женой. Это основа крепких отношений между супругами. Они должны слушать друг друга, делиться своими переживаниями, выражать собственные эмоции. Только это является основой каждой семьи. Если нет диалога, то постепенно муж и жена отдаляются друг от друга, что позднее приводит к разводу.

Уважение друг к другу. Супругам следует принимать мысли, чувства и увлечения друг друга. Каждая из сторон должна принимать своего партнера таким, какой он есть. Необходимо слушать своего мужа или жену, идти на компромисс в сложных ситуациях. У каждой из сторон должна быть свобода выбора, возможность выражать собственное мнение.

Верность партнеров. Для того чтобы муж или жена не заводили отношения на стороне и хранили верность своим возлюбленным, необходимо проявлять внимательность, заинтересованность партнером. Верность представляет собой норму отношений, создающую крепкую семью. Она закаляет дух и помогает противостоять искушениям.

Внимательность в паре. Умение слушать и слышать, уступать — это ценности в семье, которые занимают важное место. Внимательный партнер должен замечать изменения в настроении своего возлюбленного, другие мелочи, которые имеют значение для второй половинки. Если человек не обращает внимания на своего мужа или жену, то это рано или поздно приведет к краху отношений.

Принадлежность. Во многих семьях крайне важна сплоченность. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал себя частью семьи. Дочь или сын, муж или жена — всем необходимо ощущать себя нужными, неотъемлемой частью семьи. Человек должен иметь свободу выбора. Он должен заниматься любимым делом. Важно, чтобы член семьи знал, что у него есть одно безопасное место, где его всегда ждут и любят.

Гибкость. У некоторых именно это основная ценность в семье. Невзирая на уже сформированные определенные порядки и устои, не стоит забывать о том, что иногда полезно проявлять гибкость в собственных решениях. Важно уметь находить компромисс в непростых ситуациях. Необходимо учитывать мнение каждой стороны.

Честность. Если родители честны со своими детьми и наоборот, а также муж и жена не обманывают друг друга — то в такой семье всегда будет царить гармония. В таком доме никогда не будет ссор, недопонимания, размолвок. Важно также, чтобы честность проявлялась не только между членами одной семьи, но и с окружающими.

Доброта. Человек должен уметь отличать добро от зла. Этому обычно учат родители своих подрастающих детей. Естественное желание быть добрым и чутким человеком является основой нравственности. Добрым можно назвать поступок, который способен сделать окружающий мир лучше, чище. Ценности семейной жизни помогают обществу стать гармоничным.

Любопытство. Необходимо интересоваться жизнью каждого члена семьи и не быть безразличным. Это одна из важных семейных ценностей, которая поможет поддержать близкого человека в трудную минуту, если любопытство поможет узнать, что у него произошло. Это одна из составляющих характера человека, которая позволяет проявлять сочувствие и предлагать помощь, когда близкий человек в ней нуждается.

  1. Семейные обряды и традиции.

Благодаря информации поколений, мы знаем, как устроить свой быт - и сами, порой, вносим улучшения в семейные традиции. Мы помним о грехе и чтим память ушедших. Мы радуемся рождению новой жизни и учим радоваться этому младших. Так создается крепкая семья, а следовательно и крепкое общество. Уважение и почтение становятся не просто словами, а определенным ритуалом, стержнем поведения человека. Любовь к родине и своей семье в сознании людей обретают смысл церемонии, то есть традиции.

О каких традициях мы говорим? Как определить истинную семейную традицию, которая будет работать во благо, процветание семьи и общности, которой она принадлежит?

Традиция должна быть актуальной именно в это время и сейчас. Нет прока от устаревших и никому не нужных обычаев. Традиция не должна мешать прогрессу. В этом случае, как писал Салтыков-Щедрин, традиция становится невежеством.

Семейные традиции можно условно разделить на два вида (7). Это

традиции, касающиеся общих норм поведения в обществе:
уважение к старшему поколению, помощь младшему поколению,
любовь к Родине, рождение и воспитание своих детей,
образование и саморазвитие, традиции гостеприимства,
понимание семьи как основы данного общества. И т
радиции семьи: совместная встреча праздников, ежедневный семейный ужин (обед),
культурные походы, семейные советы, чтение книг всей семьей,
семейное хобби, изучение и сохранение семейных реликвий, родословной (генеалогическое древо).

В чем же смысл семейных традиций? Представьте себе, что у народа, у нации мы отнимем культуру, сотрем ее историю. Значит, по сути, мы уничтожим ее традицию.  Но отказавшись от истории своего народа, мы невольно заставляем молодое поколение изучать культуру и историю других народов. Например, какого-то арабского государства или той же Америки. Согласитесь – это неправильно.

Это не запрет на изучение истории других стран, а даже наоборот: знание мировой истории, истории других государств расширяет наш кругозор). Здесь имеется ввиду утрата своей национальности, национальной гордости и, как следствие, утрата любви к Родине, к семье, своему родному языку! Так что в любом обществе существование семейных традиций имеет колоссальное значение.

         Ритуал – одна из разновидностей семейных традиций. А вы знаете, что именно соблюдение простых незначительных ритуалов в семье ведет к укреплению семейных традиций? Ритуала придерживаются ежедневно – от  пожеланий удачи на работе и в школе, до поддержания простой гигиены.

Если в семье нет добрых отношений – элементарных пожеланий доброго дня или спокойной ночи перед сном, совместного вечернего общения за чашкой чая или семейного завтрака – то появляются проблемы, так как отсутствие ежедневного общения, эмоционального контакта между родными людьми, приводит часто к распаду семьи.

Какие же семейные традиции существовали на Руси? Рассмотрим несколько интересных – и порой удивительных – древнерусских семейных традиций (8).

На Руси несколько семей жили под одной крышей: дети выросли, поженились и остались жить под одной крышей с родителями, ведя при этом совместное хозяйство. Такая семья пользовалась всеобщим почтением  во всей округе. Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «родина», «мать и отец». Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи. Простая ругань в доме, а также зависть  считались большим грехом. Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.

Очень трепетно относились на Руси к рождению детей. Начиналось все еще с ожидания рождения. Будущая роженица пряталась от всех. Боялась взгляда недоброго человека. Семья ее защищала и помогала во всем. Все боялись «сглаза», так как в старину вера в порчу была сильной. В честь рождения ребенка отец сажал дерево: липу или березу. Сильная семейная традиция. Дерево и человек «опекали» друг друга.

В моде были полные невесты, так как раньше верили, что такой женщине легче рожать и ребенок должен родиться здоровым. Худая невеста вызывала у всех подозрение на ее плохое здоровье.

Если женщина хотела выйти в свет, то должна была получить одобрение мужа.

Мужчина, перед гостями, обязательно должен был хвастаться своей красавицей женой.

Строго наказывалось обществом и мужем прелюбодеяние жены – кнут и монастырь.

         Как видим, все древнерусские традиции были призваны укрепить семью, семейные отношения, сберечь потомство.
        Русский народ всегда чтил и чтит память своих предков. Для русского человека семья и Родина всегда остаются главной ценностью. Правда, последние два десятилетия, именно русские стали утрачивать свои  семейные традиции, терять свою самобытность. Стали забываться русские обычаи и русские забавы. И здесь есть две причины, которые способствуют этому: резкое разделение общества на богатых и бедных и сильная глобализация общества (появление большого количества иностранных слов в русском языке; внесение в сознание россиян «забугорных» праздников и традиций;  заваливание прилавков магазинов дешевым товаром с тематикой иностранных привычек и обычаев; стирание границ между национальностями, смешение рас, языков; большая миграция населения по всему земному шару; общение и примирение религий между собой; устаревание некоторых традиций в современном мире (11).

Но хочется верить, что исконно русские традиции всегда будут с нами. Сегодня мы возвращаем русские традиции и обычаи народа в общество, в русскую семью. Мы исполняем русские песни и читаем произведения русских писателей и поэтов. Мы начинаем знакомиться и вспоминать своё, русское, благодаря культурным фондам, различным творческим коллективам, музеям, документальным и историческим кинофильмам.

Молодежь стала активнее тянуться к русскому фольклору и им небезразличны традиции  дедушек и бабушек. Все встает на «круги своя». Это успокаивает и вселяет надежду.

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину (10).

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Семья является ценностью, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.

В семейных отношениях, должно быть ценно взаимное уважение и доверие, чувствовать любовь и заботу друг о друге, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, общение, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.

Выводы:

Значимость семейных ценностей, вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений. Брак перестал быть важным для молодежи: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к новым экономическим  отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Глава 2. Практическое исследование семейных ценностей.

2.1.   Решение задачи подготовки молодежи к семейной жизни требует изучения особенностей представлений о семье у молодых людей из разных возрастных, гендерных и культурных групп. 

В опросе принимали участие 25 юношей и 25 девушек от 20 до 25 лет, выбранных случайным образом.  

Таблица 1. Результаты опроса. 

Вопросы

Ответы  

Юноши

Девушки

1

Планируете ли Вы вступать в официальный брак?

1.  Да, конечно

2.  Да, скорее всего

3.  Затрудняюсь ответить

 4. Нет, скорее всего

5.  Нет, определенно

Да, конечно – 11

Да, скорее всего – 7  Затрудняюсь ответить – 6

Нет, скорее всего –1

Нет, определенно – 0

Да, конечно – 20

Да, скорее всего – 5

Затрудняюсь ответить – 0

Нет, скорее всего – 0

Нет, определенно – 0

2

Как Вы относитесь к незарегистрированному браку?

1. Положительно

2.  Нейтрально

3.  Отрицательно

Положительно  – 8

Нейтрально – 12

Отрицательно - 5

Положительно –15

Нейтрально  – 9

Отрицательно - 1

3

Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак?

1. до 20

 2. с 21 до 25

3. с 26 до 30

4. свыше 30

5. возраст не имеет значения

до 20 – 0

с 21 до 25 – 0

с 26 до 30 – 18

свыше 30 – 4

возраст не имеет значения – 3

до 20 – 0

с 21 до 25 – 22

с 26 до 30  – 3

свыше 30 – 0

возраст не имеет значения  – 0

4

Причина вступления в брак?

1.  Любовь

2.  Желание создать семью

3.  Расчет

4.  Рождение ребенка

5.  Независимость от родителей

Любовь – 22

Желание создать семью          – 3

Расчет – 0

Рождение ребенка – 0  

Независимость от родителей – 0

Любовь – 22

Желание создать семью          – 3

Расчет – 0

Рождение ребенка – 0  

Независимость от родителей – 0

5

Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное

1.  Любовь

2.  Образование

3.  Дети

4.  Семья

 5. Работа

6.  Творчество

7.  Здоровье

8.  Друзья

Любовь  – 1

Образование – 5  

Дети – 7

Семья – 4

Работа – 2

Творчество – 6  

Здоровье – 8  

Друзья – 3

Любовь  – 1

Образование – 6  

Дети – 2

Семья – 3

Работа – 8

Творчество – 7  

Здоровье – 4

Друзья  – 5

6

Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

1.  Да

2.  Скорее да, чем нет

3.  Затрудняюсь ответить

4.  Скорее нет, чем да

5.  Нет

Да  – 4

Скорее да, чем нет – 11

Затрудняюсь ответить – 6  

Скорее нет, чем да – 4

Нет – 0

Да  – 13

Скорее да, чем нет – 2

Затрудняюсь ответить – 9  

Скорее нет, чем да – 1

Нет – 0

7

Какая форма организации семьи Вам ближе?

1.  Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

2.  Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

3.  Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

Главой семьи является мужчина – 23  

Главой семьи является женщина – 0

 Супруги являются равноправными членами семьи  – 2

Главой семьи является мужчина – 9  

Главой семьи является женщина – 2

 Супруги являются равноправными членами семьи  – 14

8

Что необходимо для создания семьи?

 1.  Достаточно только желания создать семью

 2.  Высшее образование

3.  Собственное жилье

4.  Работа и постоянный доход

5.  Не задумывался (ась)

Достаточно только желания создать семью            – 10

Высшее образование – 0

Собственное жилье – 2

Работа и постоянный доход – 12

Не задумывался  – 1

Достаточно только желания создать семью – 4

Высшее образование – 0

Собственное жилье – 4

Работа и постоянный доход – 17

Не задумывался  – 0

9

Кто должен материально обеспечивать семью?

1.  Муж

2.  Жена

3.  Вместе

Муж – 15

Жена – 0  

Вместе – 5

Муж – 17

Жена – 0  

Вместе – 3

10

Какие ценности семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное)

1.  Любовь

2.  Дети

3.  Поддержка, забота, взаимопонимание

4.  Совместное времяпровождение, досуг

5.  Эмоционально-психологический комфорт

6.  Материальная обеспеченность

7.  Преемственность поколений

8.  Постоянные сексуальные отношения

9.  Стабильность

10.  Социальная защита

Любовь – 1, 2 место

Дети – 4 место

Поддержка, забота, взаимопонимание – 8 место

Совместное времяпровождение, досуг – 5 место

Эмоционально-психологический комфорт – 7 место

Материальная обеспеченность – 3 место

Преемственность поколений – 9 место

Постоянные сексуальные отношения – 6  место

Стабильность – 1, 2 место

Социальная защита – 10 место

Любовь – 1, 2 место

Дети – 1, 2 место

Поддержка, забота, взаимопонимание – 5 место  

Совместное времяпровождение, досуг – 7 место

Эмоционально-психологический комфорт – 4  место

Материальная обеспеченность – 3 место

Преемственность поколений – 9 место

Постоянные сексуальные отношения – 8 место

Стабильность – 6  место

Социальная защита – 10 место

11

Как, по Вашему мнению, члены семьи должны проводить свой досуг?

1.  Обязательно вместе

2.  По возможности вместе

3.  Нужно обязательно отдыхать друг от друга иногда

Обязательно вместе – 7

По возможности вместе         –11  

Нужно обязательно отдыхать друг от друга иногда – 6

Обязательно вместе – 12

По возможности вместе         –12

Нужно обязательно отдыхать друг от друга иногда – 1

12

Какие семейные традиции имеют для Вас первостепенное значение?

1. Семейные праздники.

2. Календарные праздники.

3. Затрудняюсь ответить.

Семейные праздники – 11

Календарные праздники – 7

Затрудняюсь ответить – 7

Семейные праздники – 15

Календарные праздники – 8

Затрудняюсь ответить – 2

13

Сколько детей Вы хотели бы иметь?

1.  Укажите, сколько именно ______

2.  Не планирую иметь детей

1 ребенок – 8

2 ребенка – 12

3 и более – 4

Не планирую  – 1  

1 ребенок – 8

2 ребенка – 12

3 и более – 4

Не планирую  – 1  

14

Хотели бы вы поддерживать близкие отношения с родителями после вступления в брак?

1.  Да, и хотел (а) бы продолжать жить вместе с ними

 2.  Да, но жить отдельно

 3.  Нет

Да, и хотел бы продолжать жить вместе с ними – 0

Да, но жить отдельно – 25

Нет – 0

Да и хотела бы продолжать жить вместе с ними – 4

Да, но жить отдельно – 21

Нет – 0

15

Хотели бы Вы венчаться в церкви?

1.  Да, обязательно

 2.  Возможно

3.  Нет

4.  Не задумывался (ась) об этом

Да, обязательно – 2

Возможно – 7

Нет – 0  

Не задумывался об этом          – 16

Да, обязательно – 9

Возможно – 11

Нет – 0  

Не задумывалась об этом          – 5

16

В какой семье Вы выросли?

1.  Полная (оба родителя)

2.  Неполная (один родитель)

3.  Другое

Полная – 19  

Неполная – 6  

Другое – 0

Полная – 14  

Неполная – 8  

Другое – 3

Итак, по результатам проведенного исследования, зафиксированного в таблице 1, можно выявить следующие ценностные приоритеты современной молодежи:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/10ca/00046a11-0256249b/img17.jpg

Рис.5

Из рисунка 5 следует, что на первое место современная молодежь ставит карьеру, а семья находится на втором. На третьем месте – здоровье, на четвертом – свобода, на пятом – счастье, любовь и материальное благополучие. И очень небольшой процент ценности для молодежи представляют учеба и друзья.

В чем же причина занижения семейных ценностей? На мой взгляд, их даже несколько. Например, партнеры вступают в брак, довольствуясь психофизиологической и психологической совместимостью, игнорируя отсутствие социально-духовной совместимости. Или партнёры вступают в брак, несмотря на то, что представление о семейных ценностях у них совпадает частично. Вплоть до утаивания своих истинных ценностей (8).

Очень много молодых людей женятся и выходят замуж, беря за основу для будущей семьи свое чувство влюблённости. Влюбляются люди всегда во что-то. Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть некая особая чёрточка, которая зацепляет, или сочетание этих чёрточек. Для влюблённости всегда достаточно психофизиологической и психологической совместимости, а иногда даже только психофизиологической. А вот ценностные ориентации у партнёров может и не совпадать, но они либо игнорируют этот факт, либо вообще из-за пылкости чувств, даже и не думают о каком-то там совпадении своих взглядов на жизнь, убеждений и идей (7).

Из всего этого следует, что брак не должен заключаться до тех пор, пока не возникла между партнёрами социально-духовная совместимость. И если она так и не возникает, то лучше проявить мудрость и не создавать семью, а дать друг другу возможность встретить того человека, с кем эта духовная совместимость проявится.

Выводы:

Если будущие партнеры или даже один из них выросли в неблагополучной семье, то где им взять пример благополучной? Такой, где супруги совпадают своими взглядами на семейные ценности и заботливо взращивают их? В образовательных учреждениях мало говорят об отношениях в семье и семейных ценностях. Остаётся литература и телевидение. А на телевидении мы видим то, что создаст рейтинг программы: развелись, изменили, драка, скандал, детей не признаю, не буду участвовать в их воспитании и т.д. В популярных песнях, в современной литературе, в ежедневных телесериалах, и в кинолентах постоянно транслируются примеры безответственных и незрелых отношений.

К сожалению, в нашей культуре романтизируются страдания ради любви и одержимая увлечённость любимым человеком, а никак не спокойное семейное счастье. Семейные ценности активно культивировались в литературе прошлых столетий, но не сейчас. И к влюблённости было отношение как чему-то нездоровому, не сочетаемому с семейными ценностями. Например, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. Чем закончилась ее любовь или влюбленность? А «Вечный муж» — маленький шедевр Ф.М.Достоевского, где психология семьи (изменяющей жены, ее любовников и знающего об изменах мужа) показана как нигде более. А «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина — один из великих русских романов: может быть, самое сильное произведение о разрушении семьи того времени, особо прекрасное, ибо подчеркивает, что это разрушение совершенно спокойно сопровождается декларациями о «семейных ценностях». Одно из тех русских творений, где так блестяще страшно показывается беспросветная пошлость жизни от банальной нелюбви до окончательного разврата и пьянства, поразительная метафизика борьбы смерти и жизни, «умертвий».

Еще одна причина упадка семейных ценностей в инфантильности партнёров или одного из партнёров, которая выражается в недостаточном понимании сути каждой ценности, и в неумении брать на себя ответственность за созидание семейных ценностей, за их передачу следующему поколению. Любовь путают со страстью и с созависимостью, верность рассматривают только в контексте физической измены или в контексте любовного треугольника, а про такое, что такое уважение вообще большинство затруднится ответить.

Тогда как можно культивировать подобные ценности в своей семье, если человек просто не знает сути этих ценностей. Все равно, что хотеть вырастить овес и бросать в землю все семена подряд и надеяться, что какое то из них окажется подходящим и прорастет.

И очень важный вопрос – это вопрос ответственности в отношениях. Ответственности за удовлетворение своих потребностей в семье, ответственности за семейные ценности, семейное счастье. Крепка та семья, где один помогает другому и каждый несет ответственность.

Следующая проблема - игнорирование важности семейных ценностей, невысокое место семейных ценностей в иерархии других ценностей.

Человек из неблагополучной семьи, зачастую игнорирует важность семейных ценностей, потому что когда то, когда он был ребенком, он был психологически травмирован теми отношениями, которые существовали в его семье. И тогда возникает страх эмоциональной близости. Он, как ему кажется, компенсирует это близостью сексуальной, телесной, близостью социальной (совместные отпуска), но он не готов делиться своим переживаниями, выслушать переживания партнёра, детей. В семье нет доверия, искренности, близости.

         Иногда родители заявляют детям одни семейные ценности, а демонстрируют совсем другие. Часто случается так, что родители говорят детям об уважении к людям и требуют уважения к себе, а сами не уважают друг друга, не уважают своих родителей, не уважают своих детей. Не уважают себя. Родители говорят детям о любви, а демонстрируют эгоизм и манипуляции. Говорят о нравственных нормах, а сам же их не соблюдают.

Заключение.

Все вышесказанное дает нам возможность говорить о том, что разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Именно в семье мальчик учится быть мужественным, защищать правду, подражая отцу, а девочка учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, подражая матери. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания.

Актуальность раскрываемого в данной работе вопроса позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций семейного воспитания в современном мире. Религиозное мировоззрение, ориентированное на высшие ценности человечества, было и есть стержневая идея в воспитании подрастающего поколения. Обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни. Обычаи и традиции – это два рядом идущих канала, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственно-политические убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Важно помнить только одно: каждое поколение семьи имеет свою неповторимую и уникальную историю, дорожит своими ценностями и опирается на них. Мы, как их носители, можем этих ценностей и не замечать, но они определяют наше поведение и стиль жизни.

Список использованных источников.

1. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы - Н.Новгород: НГПУ, 2009.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации развития образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//Вопросы образования, 2008, № 1. Стр. 65-86.

3. Волжина О.И. Воспитательный потенциал современной семьи // Дополнительное образование и воспитание. 2001. № 8. С. 8.

4. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1985. № 4. С. 10 - 20.

5. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 83 - 89.

6. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. №6. 2000.

7. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян (по данным социологических опросов)// Воспитание школьников. 2008. № 10. С. 9 - 14.

8. Сунгатулина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности // Вестник Московского университета, М., 2002. № 3. С. 67.

9. Шотина А.Э. Ценностные ориентации современной молодёжи // Открытая школа. 2001. № 4. С. 43 - 45.

10. Ильиных Светлана Анатольевна. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации. Официальный сайт: cyberleninka.ru

11. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи. Электронный научный журнал «Соврременные проблемы науки и образования. Официальный сайт: science-educalion.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников нас  часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...

Статья «Ценность игрушек у современных детей»

Раньше у девочек было 8 кукол. Или 5. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как ...

Консультация для родителей "Ценность игрушек для современных детей"

Консультация для родителей "Ценность игрушек для современных детей"...

"Ценность игрушек у современных детей"

Все чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой любимую игрушку» - психологи слышат от родителей: «У нашего ребенка нет любимой игрушки». Сложно иметь ...

Консультация для родителей дошкольников "Ценность игрушек у современных детей"

Материал расскажет об отношении современных детей к игрушкам....

Ценность игрушек у современных детей

Консультация для родителей  «Ценность игрушек у современных детей»Раньше у девочек было 8 кукол. Или 5. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка ...