НОД по познавательному развитию в средней группе "Осенняя пора"
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: расширить знания детей обизменениях природы осенью, характерных признаках и осенних явлениях, о поведении птиц и животных.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей элементарные представления о погодных условия, соответствующие каждому месяцу; изменения поведения в жизни животных и птиц осенью.

Развивающие:развивать познавательный интерес,внимание, наблюдательность, умение анализировать; развиватьиспользование образных слов и выражений; закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и восхищаться ее красотой.

Словарная работа: пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.

Материал и оборудование: иллюстрации и картинки с изображением осени, мяч, иллюстрации и картинки с изображением животных в лесу осенью, птиц (зимующих и перелетных).

Ход занятия

Вступительная часть

Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель по ходу занятия, показывает иллюстрации и картинки, соответственно произнесенного текста

 

Воспитатель: Скажите, ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

Воспитатель:Назовите месяцы осени! (ответы детей)

Воспитатель:Что происходит с природной осенью? (ответы детей)

Воспитатель:Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? (ответы детей)

Ребята, мы с вами говорили, что погода осенью очень переменчивая,разная: часто идет дождь, бывает и град, и даже снег,очень часто туманно, холодно, дует ветер, бывает пасмурно, хмуро, сыро, мало светит солнышко.Но бывают и хорошие, теплые деньки. Сейчас я хочу с вами поиграть, и знаю все ли вы знаете про осень, про ее погоду?

Воспитатель проводит дидактическую игру «Погодушка»

(задавая вопрос воспитатель кидает в руки мяч ребенку, отвечая, ребенок кидает мяч обратно воспитателю)

Воспитатель: Скажите, когда идет дождь, как можно сказать про погоду, она - какая? (ответы детей)

Воспитатель: Когда дует ветер, какая погода? (ответы детей)

Воспитатель: Когда на улице сыро? (ответы детей)

Воспитатель: Когда хмуро? (ответы детей)

Воспитатель: Когда иногда солнце светит? (ответы детей)

Воспитатель:Когда туман? (ответы детей)

Воспитатель: Когда холодно? (ответы детей)

Воспитатель: Когда пасмурно? (ответы детей)

Воспитатель: Когда ясно и на небе нет ни одной тучки? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы,мы поиграли с вами.Про осеннюю погоду, какая она бывает! Молодцы!

Воспитатель:А, теперь поговорим про каждый месяц осенний месяц. Мы с вами знаем, что их три. Начало осени, первый месяц – сентябрь. Еще тепло, почти лето, на деревьях еще зеленые листья, солнышко еще греет, люди ходят в легкой одежде. Начинается сбор урожая. Это какая осень? (ответы детей)

Послушайте, ребята, стихотворение.

 

Зарядили дожди в сентябре,

Не успел он начаться — полили.

И зелёные листья в воде

Отражаясь, куда-то поплыли.

 

Кто же, осень, придумал тебя?

Ты пришла незаметно и быстро.

В серых тучах твоих, сентября,

Ни просвета, ни солнца не видно.

Воспитатель: Вот так автор описывает сентябрь, первый осенний месяц.

Наступает второй месяц - октябрь - середина осени. Деревья начинают свои зеленые листья менять на бордовые, коричневые, красно-желтые цвета. Красивая, с листопадом, и переменчивой погодой. Прозрачное, с синевой небо, в котором мы видимптиц, улетающих в теплые края.Какая это осень? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте стихотворение про осенний месяц – октябрь.

Октябрь — это время листопада.

Уже прохладней и короче дни.

Для ветра настоящая награда,

Когда с листвою кружатся они.

 

Птиц перелётных стаи улетают,

Видна всё реже синева небес.

И дождики всё чаще поливают,

Ко сну готовя, поредевший лес.

 

Воспитатель: Последний месяц осени,третий– ноябрь. Становится холоднее, бываю даже заморозки и снег.Деревья стоят без листьев, дует ветер, часто идут дожди, люди одевают теплую одежду.Как мы называем такую осень?(ответы детей)

Воспитатель:Вот какое стихотворение написал поэт про последний месяц осени - ноябрь.

 

Мокрые деревья голые стоят,

И прибит дождями наш осенний сад.

За окном то дождик, то холодный снег.

Мрачно, неуютно на душе у всех.

 

Только ты не хмурься, на ноябрь не злись,

Ты своей улыбкой с другом поделись.

Он тебе ответит, станет вам тепло.

Будет в душах ваших мирно и светло.

Воспитатель проводит физминутку

Физминутка

Мы — осенние листочки. (качаем головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели. (медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой (дети друг за другом бегут по кругу на носочках)

Друг за другом полетели.

Полетели, полетели,

И на землю сели. (присаживаются на корточки)

Ветер снова набежал (встают на носочки, тянут вверх руки)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (кружатся вокруг себя на месте)

И на землю опустил. (снова садятся на корточки)

Воспитатель: Садимся, ребятки на свои места!

 

Основная часть

Воспитатель:Осень наступает, и в лесу холодает. Жители леса - звери и птицы, готовятся к приходу зимы.

Некоторые животные меняют свои шубки, делают уютные и теплые норки, запасают себе корм, чтобы пережить долгую холодную зиму.

Птицы осенью собираются в стаи, и готовятся к перелету потому что, не могут остаться на зиму из-за холодной погоды. Их называют перелетными. Но не все птицы улетают в теплые края, некоторые из них остаются зимовать, потому что не боятся холода. Их называют зимующими.Вот так проходит осень в лесу.И животные, и птицы – все готовятся к длинной, холодной зиме.

Мы сегодня с вами поговорили об осени. О том, что она бывает разная, переменчивая: когда-то красивая, яркая, а когда-то не очень – хмурая дождливая, грустная. Поговорили о животных и птицах в осеннюю пору. Вы молодцы, внимательно слушали, и узнали много интересного.

Рефлексия

Скажите мне пожалуйста,

  1. Какие месяцы осени вы знаете?
  2. Что происходит в природе в сентябре, октябре, ноябре?
  3. Как себя ведут животные в лесу осенью?
  4. Что делают осенью птицы? Почему они улетают? Как их называют?
  5. Какие птицы остаются? Как их называют?
  6. Какими словами мы с вами можем описать осень, если будем говорить про все три месяца? Осень какая?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Воспитатель: Я рада, что вы так внимательно слушали, много запомнили об осени, и ответили на мои вопросы! Спасибо за занятие!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в средней группе

«Осенняя пора»

Составила воспитатель

 Колесова Ирина Анатольевна

воспитатель ГБДОУ д/с № 92

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Цель: расширить знания детей обизменениях природы осенью, характерных признаках и осенних явлениях, о поведении птиц и животных.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей элементарные представления о погодных условия, соответствующие каждому месяцу; изменения поведения в жизни животных и птиц осенью.

Развивающие:развивать познавательный интерес,внимание, наблюдательность, умение анализировать; развиватьиспользование образных слов и выражений; закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и восхищаться ее красотой.

Словарная работа: пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.

Материал и оборудование: иллюстрации и картинки с изображением осени, мяч, иллюстрации и картинки с изображением животных в лесу осенью, птиц (зимующих и перелетных).

Ход занятия

Вступительная часть

Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель по ходу занятия, показывает иллюстрации и картинки, соответственно произнесенного текста

Воспитатель: Скажите, ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

Воспитатель:Назовите месяцы осени! (ответы детей)

Воспитатель:Что происходит с природной осенью? (ответы детей)

Воспитатель:Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? (ответы детей)

Ребята, мы с вами говорили, что погода осенью очень переменчивая,разная: часто идет дождь, бывает и град, и даже снег,очень часто туманно, холодно, дует ветер, бывает пасмурно, хмуро, сыро, мало светит солнышко.Но бывают и хорошие, теплые деньки. Сейчас я хочу с вами поиграть, и знаю все ли вы знаете про осень, про ее погоду?

Воспитатель проводит дидактическую игру «Погодушка»

(задавая вопрос воспитатель кидает в руки мяч ребенку, отвечая, ребенок кидает мяч обратно воспитателю)

Воспитатель: Скажите, когда идет дождь, как можно сказать про погоду, она - какая? (ответы детей)

Воспитатель: Когда дует ветер, какая погода? (ответы детей)

Воспитатель: Когда на улице сыро? (ответы детей)

Воспитатель: Когда хмуро? (ответы детей)

Воспитатель: Когда иногда солнце светит? (ответы детей)

Воспитатель:Когда туман? (ответы детей)

Воспитатель: Когда холодно? (ответы детей)

Воспитатель: Когда пасмурно? (ответы детей)

Воспитатель: Когда ясно и на небе нет ни одной тучки? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы,мы поиграли с вами.Про осеннюю погоду, какая она бывает! Молодцы!

Воспитатель:А, теперь поговорим про каждый месяц осенний месяц. Мы с вами знаем, что их три. Начало осени, первый месяц – сентябрь. Еще тепло, почти лето, на деревьях еще зеленые листья, солнышко еще греет, люди ходят в легкой одежде. Начинается сбор урожая. Это какая осень? (ответы детей)

Послушайте, ребята, стихотворение.

Зарядили дожди в сентябре,

Не успел он начаться — полили.

И зелёные листья в воде

Отражаясь, куда-то поплыли.

Кто же, осень, придумал тебя?

Ты пришла незаметно и быстро.

В серых тучах твоих, сентября,

Ни просвета, ни солнца не видно.

Воспитатель: Вот так автор описывает сентябрь, первый осенний месяц.

Наступает второй месяц - октябрь - середина осени. Деревья начинают свои зеленые листья менять на бордовые, коричневые, красно-желтые цвета. Красивая, с листопадом, и переменчивой погодой. Прозрачное, с синевой небо, в котором мы видимптиц, улетающих в теплые края.Какая это осень? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте стихотворение про осенний месяц – октябрь.

Октябрь — это время листопада.

Уже прохладней и короче дни.

Для ветра настоящая награда,

Когда с листвою кружатся они.

Птиц перелётных стаи улетают,

Видна всё реже синева небес.

И дождики всё чаще поливают,

Ко сну готовя, поредевший лес.

Воспитатель: Последний месяц осени,третий– ноябрь. Становится холоднее, бываю даже заморозки и снег.Деревья стоят без листьев, дует ветер, часто идут дожди, люди одевают теплую одежду.Как мы называем такую осень?(ответы детей)

Воспитатель:Вот какое стихотворение написал поэт про последний месяц осени - ноябрь.

Мокрые деревья голые стоят,

И прибит дождями наш осенний сад.

За окном то дождик, то холодный снег.

Мрачно, неуютно на душе у всех.

Только ты не хмурься, на ноябрь не злись,

Ты своей улыбкой с другом поделись.

Он тебе ответит, станет вам тепло.

Будет в душах ваших мирно и светло.

Воспитатель проводит физминутку

Физминутка

Мы — осенние листочки. (качаем головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели. (медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой (дети друг за другом бегут по кругу на носочках)

Друг за другом полетели.

Полетели, полетели,

И на землю сели. (присаживаются на корточки)

Ветер снова набежал (встают на носочки, тянут вверх руки)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (кружатся вокруг себя на месте)

И на землю опустил. (снова садятся на корточки)

Воспитатель: Садимся, ребятки на свои места!

Основная часть

Воспитатель:Осень наступает, и в лесу холодает. Жители леса - звери и птицы, готовятся к приходу зимы.

Некоторые животные меняют свои шубки, делают уютные и теплые норки, запасают себе корм, чтобы пережить долгую холодную зиму.

Птицы осенью собираются в стаи, и готовятся к перелету потому что, не могут остаться на зиму из-за холодной погоды. Их называют перелетными. Но не все птицы улетают в теплые края, некоторые из них остаются зимовать, потому что не боятся холода. Их называют зимующими.Вот так проходит осень в лесу.И животные, и птицы – все готовятся к длинной, холодной зиме.

Мы сегодня с вами поговорили об осени. О том, что она бывает разная, переменчивая: когда-то красивая, яркая, а когда-то не очень – хмурая дождливая, грустная. Поговорили о животных и птицах в осеннюю пору. Вы молодцы, внимательно слушали, и узнали много интересного.

Рефлексия

Скажите мне пожалуйста,

  1. Какие месяцы осени вы знаете?
  2. Что происходит в природе в сентябре, октябре, ноябре?
  3. Как себя ведут животные в лесу осенью?
  4. Что делают осенью птицы? Почему они улетают? Как их называют?
  5. Какие птицы остаются? Как их называют?
  6. Какими словами мы с вами можем описать осень, если будем говорить про все три месяца? Осень какая?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Воспитатель: Я рада, что вы так внимательно слушали, много запомнили об осени, и ответили на мои вопросы! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по образовательной области "познавательное развитие" на тему "Осенняя пора, очей очарованье"

Данная презентация поможет обогатить знания детей об осени и её признаках....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Унылая пора! Очей очарованье!"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Унылая пора! Очей очарованье!"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по О.О. «Познавательное развитие» на тему: «Осенняя пора»

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо О.О. «Познавательное развитие» на тему: «Осенняя пора»...

Проект по познавательному развитию Тема: «Лето чудная пора»

Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была сод...

: познавательное развитие Тема занятия: «Весенняя пора» Возрастная группа: подготовительная

: познавательное развитиеТема занятия: «Весенняя пора»Возрастная группа: подготовительная...