Картотека пальчиковой гимнастики
картотека (младшая группа)

Ниденс Наталья Викторовна

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx159.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

пальчиковой гимнастики для детей

C:\Users\USER\Downloads\Zabavnye-detskie-ruki.jpg

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).

2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Цель пальчиковых упражнений - Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания.

Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
  • Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.

 

«Мяч»

«Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,

показываем мяч.)

В ручках покатаю!»               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

 

«Ягоды»

«С ветки ягодки снимаю,    (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами

другой руки погладить  каждый пальчик от основания до самого кончика, как

будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть

другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,

другой рукой,          достать воображаемые ягодки

Я поем ещё чуть-чуть,          и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!»  (Имитируя ножки, средний и указательный

пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

 

«Грибы»

«Красный-красный мухомор -  (Соединяем кончики пальцев – изображаем

шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным

пальцем другой руки   показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!»          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

 

«Осень»

«Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной

руки.)

Стала листья собирать».   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в

другую.)

 

«Деревья»

«Здравствуй, лес,           (Поднять обе руки ладонями к себе, широко

расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!»

 

 «Овощи»

«Я – зелёная капуста,      (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!»

«Фрукты»

«Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются

подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим        (Соединяем большой, указательный и средний пальцы

одной руки и  «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей».        (Пальцы в том же положении, делаем

вращательные движения – «помешиваем чай».)

 

«Овощи - фрукты»

«В огороде много гряд,  (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,             (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Одежда»

«Я надену сапоги,  (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру  ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку».      (Смена рук.)

 

«Обувь»

«Обуваем ножки

бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!   (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают    (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –             (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.     («Шагают» пальцами по столу.)

«Посуда»

«Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты».    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

 

«Продукты питания»

«Муку в тесто замесили,   (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –      (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

 

«Зима» 

«Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…»         (Рука за ухом.)

 

«Зимние забавы»

«Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться».

 

«Новогодний праздник»

«-Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки».                     (Вертим кистями.)

 

«Части тела»

«У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть».

 

«Домашние животные»

«Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки     (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке».      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

 

«Детёныши домашних животных»

«Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки».

 

«Дикие животные наших лесов»

«Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих

рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.     (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!»          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

 

«Детёныши диких животных»

«Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с

мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок».

 

«Дикие животные жарких стран»

«Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой –

изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон».          (Приставляем руки к ушам.)

 

«Домашние и дикие животные»

«Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы

выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,      (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –      (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса».

 

«День Защитника Отечества»

«Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит».         («Бросить копьё».)

 

«Мамин праздник»

«Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!»      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

 

«Домашние птицы»

«Зёрна курочка клюёт,     (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,           (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут».                  (Погрозили пальчиком.)

 

«Домашние птицы и их детёныши»

«Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –       (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши».

 

 

«Дикие птицы»

«Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –

«дятел» - кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук».

«Наш дом»

«Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с

мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный».

 

«Мебель»

«На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели».                (Вращательные движения рукой с

воображаемой ложкой.)

 

 

«Транспорт»

«По шоссе идут машины,     (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 

«Весна»

«Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает».         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

 

«Насекомые»

«Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!»           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

 

«Лето»

«Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от

груди вперёд.)

И цветочки собирать».               («Срываем» одной рукой и «собираем» в

другую.)

 

«Цветы»

«Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это

«ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по

одному.)

Считать ромашки лепестки».

 

«Автобус»

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.            (вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль   (изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик      (параллельно двумя руками влево

Вправо

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются.         (ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит «би-и-и-и-и-и-п»     (нажимаем себе на нос)

 

 

«Велосипед»

У него два колеса                               (показываем два колеса)

И седло на раме,            (кулачок сверху накрываем ладонью)

Две педали есть внизу         (хлопаем ладошками по воздуху)

Крутят их ногами.                                      (топаем ножками)

 

 

 

«Кораблик»

Вот плывет кораблик мой,                       (руки — «полочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой.      (руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя

нос корабля)

Крепко я держу штурвал,                   («держать штурвал»)

Я ведь главный капитан.              (четыре хлопка в ладоши)

 

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,        (прижимаем нижние части ладошек друг другу,

верхние открыты: показываем «кораблик»)

Он плывет издалека,     (приставляем горизонтально левую руку к глазам)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.    (показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,          (приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,                (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе

и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,  (показываем две открытые от себя ладошки)

Только кошки да коты!             (пальчики слегка сгибаем — получаются

«коготки»)

 

«Машина»

Заведу мою машину      (повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто

заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.     (три раза хлопнуть в ладоши и одновременно

топать)

Крепко-крепко руль держу            (имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.                         (топать правой ногой)

«Паровоз»

Ехал, ехал паровоз              (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.       (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз              (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.       (сцепить указательные пальцы)

«Поезд»

Дети сели на бревно:

Будет поездом оно.                        (присаживаемся и встаем)

Загудели: «У-У-У-У!!!

Мы поехали в Москву!»                      (играем на «дудочке»)

Дети едут и гудят,

Точно паровозы,                           (топаем ногами и «гудим»)

А вверху грачи кричат

На ветвях березы.                               (поднимаем руки вверх)

 

 «Самолет»

Я построю самолет,         (разводим руки широко в стороны)

Шлем надену — и в полет.             (показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,                     (шевелим пальчиками)

Над морями и лесами,

Над горами и полями,      (делаем «брызгающие» движения пальцами)

Облечу весь шар земной.       (обхватываем воображаемый шар)

А потом вернусь домой.                 (взмахивающие движения ладонями)

 

 

 «Светофор»

Помогает с давних пор

Верный друг наш — светофор.             (хлопают три раза в ладоши, на

каждый слог слова «светофор»)

У него больших три глаза,

Не горят они все разом.                 (показывают три пальца)

Если красный загорелся,                (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе

круг)

То нельзя переходить,

Надо ждать на тротуаре                               (качают головой)

И машины пропустить.             (имитируют кручение руля)

Если жёлтый загорелся,

Значит, скоро мы пойдём.              (поднимают руки вверх и «рисуют» в

воздухе второй круг)

Глаз зелёный загорелся —

Стоп, машины, мы идём!               (поднимают руки вверх и «рисуют» в

воздухе третий круг под вторым)

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли.            (маршируют по помещению)

Помогает с давних пор

Верный друг наш — светофор.             (хлопают три раза в ладоши, на

каждый слог слова «светофор»)

 

 «Бабочка»

Бабочка-коробочка, улетай на облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые,

имитируем полет бабочки)

 «Божья коровка»

По цветку ползет букашка,

(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы»

божьей коровки)

На ней красная рубашка.

(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)

Маленькая крошка,

(правой рукой погладить божью коровку)

На спине горошки.

(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей

коровки).

«Жук»

Я веселый майский жук.

(сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу,

(развести в стороны — «усы»)

А зовут меня Жу-Жу.

(шевелить пальцами-усами).

 «Гусеница»

Гусеница, гусеница,

(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по

внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)

Бабочкина дочка,

(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,

(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)

Кушает листочки:  (и по другой стороне обратно)

Ам! Ам! Ам! Ам!   (ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони

меняются ролями)

Поела - (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)

Спать захотела.

(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)

Проснулась —

(постепенно расправляем ладони)

Бабочкой обернулась!

(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)

\Полетела, полетела, полетела!

(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь

машет возле правого плеча и наоборот).

 «Комар»

Летит муха вокруг уха: жжж

(водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс

(водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб — оп!

(пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его — хлоп!

(ладошкой дотрагиваемся до лба)

И к уху: зззз

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

 «Муха»

Вот летела муха,

(правая рука машет четырьмя пальцами)

На варенье села,

(правая ладонь шлепается на левую)

Вымазала брюхо,

(ладони вращаются относительно друг друга)

Дальше полетела.

(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте).


«Оса»

Оса села на цветок, (вытянуть указательный палец руки)
Пьет она душистый сок (и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...