Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Старшая группа (5-6лет)
учебно-методический материал

Попова Олеся Николаевна

                «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования и методик по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать детей к усидчивости, аккуратности, доброжелательности, умению работать в коллективе и индивидуально.

3.  Способствовать развитию ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.

4.  Способствовать развитию технических умений и навыков в рисовании.

5.  Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

6. Приобщать к правильному обращению с карандашом, ручкой и кисточкой; способствовать развитию навыков правильного захвата карандаша, ручки и кисточки, тренировать мышцы рук детей.

Актуальность темы                 

                «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

         Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребеноксвидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

               Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

                 Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

            Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).

Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я  еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкостиразвития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения  собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативысамостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

        

        Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение  координации и точность движений руки и глаза ребенка;
  • улучшение  мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • улучшение  общей  двигательной  активности;
  • развитие  речевой  функции;
  • развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного  и слухового  восприятия;
  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения.

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1 этап Научно-исследовательский

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2 этап Практический

Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками

Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3 этап Аналитический

Подведение итогов

Оформление результатов работы по теме самообразования

План работы на

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

1

В течение года

Изучение литературы по данной теме

Список литературы

2

В течение года

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Картотека нетрадиционных техник рисования

3

В течение года

Составление конспектов занятий  и игр по данной теме

Конспекты занятий

4

Май

Анкетирование родителей «Мой талантливый малыш»

Мониторинг запроса родителей в предоставлении образовательных услуг в ДОУ

5

Май

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

План работы на

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

1

Ноябрь, март, май.

Подготовка и организация совместных тематических  проектов.

Выставка совместных творческих работ детей

2

В течение года

Оформление  и обновление информации  на информационном стенде «Юный художник»  для родителей .

Информационное просвещение родителей

3

В течение года

Размещение рекомендаций для родителей в сети интернет

Информационное просвещение родителей

4

Июнь

Совместное творчество детей и родителей: семейный конкурс на тему «Счастливое детство»

Выставка совместных творческих работ детей

5

В течение года

Участие в конкурсах и выставках  детских работ различного уровня

Сертификаты и дипломы

План работы

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

1

Октябрь

Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для   молодых педагогов ДОУ.

Показ

2

В течение года

Обобщение педагогического опыта работы по теме

Выступление на педсовете, семинаре, конференциях.

3

В течение года

Оформление рекомендаций  для педагогов и родителей на основе методического и практического материала из личного опыта работы.

Картотека

4

Май

Оформление аналитического  материала о проделанной работе

Отчет

Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  6.  «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  10. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  11. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  15. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  17. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
  18. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
  19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» в старшей группе «Теремок»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»в старшей группе «Теремок»...

План работы по теме самообразования в старшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» 2 младшая группа

План самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»                    ...