Самообразование на тему Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры
проект (младшая группа)

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Город Саратов»

Администрация Ленинского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 135»

ОГРН 1206400020144 ИНН/КПП 6453165467/645301001

Российская Федерация, Саратовская обл.,

Городской округ город Саратов,

410065 г.Саратов, ул. Лесная Республика, зд. 3А

тел/факс: (845-2) 37-29-20; (845-2) 37-28-41; E-mail: doucrr135@mail.ru

Отчёт  по самообразованию воспитателя группы раннего возраста

Бачуриной Ксении Павловны

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

2021 – 2022 уч.год

Тема самообразования: «Сенсорное развитие   у детей раннего возраста через дидактические игры»

2021-2022 учебный год

Этап работы над темой: 1 год

Дата нала работы: ноябрь 2021 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

1) расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

2) обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

3) повысить заинтересованность  родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед).

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Выход темы: 

- консультация для родителей

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

-оформление уголка

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации  я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Ноябрь 2021 г

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2022г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март 2022г.

Анкета

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

       Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Ноябрь - декабрь 20212г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Январь 2022г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -  

Февраль 2022 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март 2022г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2022г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2022г.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».

Январь 2022г.

консультация

Анкетирование родителей.

Апрель 2022 г.

Анкета

Отчет по самообразованию за 2021 - 2022 учебный год по теме: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

      В ходе реализации плана самообразования мною была проведена работа с детьми:

-специальные занятия по сенсорному воспитанию;

-занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки);

-дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»; «Определи на ощупь»; «Узнай фигуру» ; «Найди пару».

- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Найди предмет указанной формы»;  «Найди предмет такой же формы»; «Какая фигура лишняя?».

-дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Сравни предметы по высоте»; «Самая длинная, самая короткая»; «Разноцветные кружки»;  «В какую коробку?»;  «Дальше – ближе».

- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?»; «Какого цвета предмет?»; «Собери  гирлянду»; «Какие цвета использованы?»;  «Уточним цвет».

Использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Реализация данной темы не обошлась без участия родителей. С родителями проводились:

- индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»;

 - консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей»;

Были оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Исходя из этого  родители  узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Список использованной литератур:

1. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

2. Губанова. Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

4. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;


5. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

7. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создан...

Моё самообразование на тему: " Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактическую игру"

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования дея...

План по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через дидактические игры»

План для работы на учебный год на тему "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"...

план самообразования по теме "Сенсорное развитие детей 3- 4 лет через дидактические игры"

прописаны цель, задачи, актуальность  темы по самообразованию. Указаны ссылки презентаций и вебинаров по данной литературе....

План по самообразованию на тему : "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через, дидактические игры"

План по самообразованию : " Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через дидактические игры"...

План самообразования на тему «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

План самообразования на тему «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Самообразование на тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Самообразование на тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...