консультация для родителей. "Речь ребенка" 6-7 лет
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шатрова Кристина Артуровна

консультация для родителей. "Речь ребенка" 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rech_rebenka_6-7_let.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Речь ребёнка 6–7 лет».

Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь еще отстает от возрастной нормы. Сможет ли он справиться со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов.

К концу учебного года в старшей группе звукопроизношение ребенка мало чем отличается от произношения взрослого. Затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые произносят они еще недостаточно четко. Задержки в развитии произносительной стороне речи выражаются в том, что некоторые дети еще недостаточно четко различают или дифференцируют группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как С-Ц. звонких — глухих, мягких- твердых, звуков Л-Р, С-Ш, З-Ж, Ц-Ч. («Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Саша любит сушки, а Соня ватрушки», «Шесть мышат в шалаше шуршат».)

Нечеткое или невнятное произнесение слов особенно часто наблюдается при ускоренной речи. Неточное употребление в словах ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности сопутствуют нарушениям речи. Поскольку между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов, овладение которым необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Необходимо еще в старшем дошкольном возрасте уделять достаточно внимания фонематическому восприятию, чтобы дети приобрели навык звукового анализа, умели выделить заданный звук в словах («С» сумка, маска, нос, умели подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой слуховой дифференциации (звонкие -глухие: бочка-почка, дочка-точка; твердые –мягкие: кот- кит, воз- вес). Также дети должны к этому времени научиться членить слова на слоги, а предложения на слова (Сапоги — уточняем, сколько гласных, столько и слогов). Все эти знания имеют исключительное значение в дальнейшем при усвоении грамоты в школе.

В подготовительной к школе группе слоговая структура и звуконаполняемость речи детей чаще искажается только в словах, содержащих 4-5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик, магнитофон, пограничники и др.) В этом возрасте словарь уже достаточно пополняется, хотя дети могут испытывать затруднения в подборе антонимов (высокий – низкий, глубокий – мелкий, мягкий – черствый, твердый); синонимов (смелый, отважный, бесстрашный, храбрый). Трудности могут испытывать: и при подборе родственных слов (рыба – рыбка, рыбешка, рыбак, рыболов, рыболовство, рыболовецкий, рыбный); и при произношении существительных, обозначающих профессии (дирижер, комбайнер, директор, балерина) или спортсменов по видам спорта (гимнастка, пловчиха, конькобежец). Очень часто в словаре детей отсутствуют: сложные существительные (ледоход, соковыжималка, тестомесилка); сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая); притяжательные прилагательные (лисий, волчий, обезьянья, слоновий). Дети не всегда могут точно и полно объяснить значение знакомого слова, подобрать более 2-х прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать собака). В этом возрасте нужно постоянно обращать внимание на то, как грамматически правильно оформлена речь ребенка. Дети способны строить простые нераспостраненные и распостраненные предложения, включая фразы с несколькими определениями. И у них, также, отмечаются нарушения согласования слов в предложении (пять грушей, две ведры, много деревов); встречаются пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, над). Даже к моменту поступления в школу речь ребенка не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии исключений из общих правил, которые дети в дошкольном возрасте не в состоянии усвоить.

Большое внимание следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. Эти рассказы недостаточно полны, часто непоследовательны, недостаточно развернуты. Детские рассказы состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами. Часто при составлении рассказов по картине, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе изложения рассказа появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. Отмечается нарушение модели предложения, пропуск главного или второстепенного члена предложения, опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

Следовательно, в подготовительной к школе группе обязательны занятия по подготовке к обучению грамоте. На них дети должны получить отчетливые представления о том, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, а слоги из звуков. А также то, что звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности. У детей должен быть развит стойкий навык определения последовательности звуков в словах, при этом, целесообразно учить буквы.

У детей 7 лет при подготовке к школе существенная роль принадлежит психическим процессам, которые тесно связны с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление. Почти всегда задания, сопровождаемые рассуждениями, умозаключениями, опосредованными выводами, вызывают у детей серьезные затруднения (Мальчик без головного убора среди по- зимнему одетых детей.) Объяснить пословицу, проанализировать непривычную загадку под силу далеко не всем дошкольникам без продолжительного специального обучения. В тоже время, совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения – т. е. основных операций мышления. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте обязательно включают в себя: обучение правильному звуковому оформлению слов, расширение словарного запаса, обучение правильному грамматическому конструированию предложений, развитие связной речи в целом. Такое всестороннее речевое развитие даст возможность детям при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Процесс овладения речью в дошкольном детстве, естественно, не заканчивается. Да и речь в целом еще не всегда у старших дошкольников бывает интересной и содержательной, правильно грамматически оформленной.

Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественных произведений будет продолжаться и в школьные годы и на протяжении всей жизни.

К 6 годам дошкольник должен:

1) владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты,

2) ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или                 приборы, домашние и дикие животные, птицы, насекомые);

3)  различать предметы, похожие по звучанию или по назначению: кувшин –ковшик; миска - чашка,                     тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер … А смешение подобных понятий у детей  нередко встречается: кресло ребенок может назвать стулом, а стакан – чашкой…;

4)  знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье,                  ножки;

5) владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть- зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знать, что делают различным инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут);

6) уметь подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой,                      молодой - пожилой.

7)  правильно употреблять предлоги времени и пространства: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.

8) хорошо ориентироваться во времени: - знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Грамматический строй, связная речь

К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и                сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом, все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Проверьте:

- умеет ли ребёнок образовывать множественное число существительных (стул – стулья, окно – окна,              ведро – ведра, пень –пни…);

- уменьшительные и увеличительные формы слов (стульчик, платьице, креслице, камушек, домище,                волчище, хвостище…);

- не нарушена ли структура длинных слов (электричество, милиционер, конструктор, строительный                  материал);

- сможет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.

Родителям рекомендуется использовать и специальные игровые упражнения для развития связной  речи детей:

1. учить подбирать определения и эпитеты (собака – какая? – большая, длинношерстная, служебная …);

2. узнавать предметы по описанию (кудрявая, белоствольная, зеленая, с серёжками – это...);

3. подбирать действия к предмету и наоборот;

4.подбирать синонимы, антонимы;

5. называть слова с определенным слогом, звуком (н-р, игра «Найди словечко на заданный звук» на                     кухне, на улице и т. д.);

6.  составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

7.  придумать, проговорить и сравнить короткие и длинные слова (пол – потолок, кофе – кофейник, соль  – солонка, солнце – подсолнух …);

8. назвать по – новому стихотворение, сказку, рассказ;

9. помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр – самолёт, шапка –невидимка...»;

10. придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

11. придумать название замку, фантастическому животному и т. д.; придумать продолжение сказки;

12. рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая ...)

Звукопроизношение

При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести              годам        дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Фонематическое восприятие

У детей 6 – 7 лет должно быть развито не только правильное звукопроизношение, но и                              сформировано фонематическое восприятие. Они должны уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л ...). Недоразвитие слухового восприятия звуков может стать причиной неуспеваемости в школе.

Фонематический слух

Для развития фонематического слуха есть много способов, но лучше всего начинать с самого               простого. Можно поиграть в «Молчанку»: закройте глаза и послушайте какое-то время звуки квартиры  или  улицы, затем откройте глаза и расскажите, что слышали. Для того, чтобы научить ребенка различать звуки природы, совсем не обязательно выезжать в лес – можно

использовать разнообразные аудиозаписи. Кругозор шести или семилетнего ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада, и шелест листьев, и пение птиц…

Следующая игра – «Какая крупа как звучит?». В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпьте горох, фасоль, гречку и манку.

Сначала необходимо познакомить ребенка со звучанием крупы в каждой баночке, затем предложить определить на слух «вслепую». Манку, кстати, услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, физический слух его понижен.

После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с речевыми звуками. Есть игра «Послушай и хлопни». Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт среди цепочки звуков какой-то заданный. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что

гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, при произношении каждой из них слышится два звука (гласный + й) - их лучше не брать.

Если ребенок легко определяет заданный звук среди других звуков или слогов, переходите на нахождение звука в словах. Можно предложить игру «Хитрый фотограф». Нужно «сфотографировать» предмет, в названии которого слышится, например, [С]. А взрослый говорит, правильно ребёнок «сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше

сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, попросить их заменить.

Можно усложнить задание, предлагая найти предметы, в названии которых заданный звук встречается в определенной позиции (в начале, в середине или в конце слова).

Речевое дыхание

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе — поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными — ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании — 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом — носом неудобно вдыхать быстро и глубоко — носовые ходы узкие и достаточно протяженные.

Наблюдая, как наши дети дышат при речи, замечаем что они делают быстрые короткие «задыхивания» посередине фразы или слова, или слишком частят при дыхании, прерывают речь частыми вдохами.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребенок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2-3 раз.

Дыхательные упражнения

•        Надуть щеки и удержать набранный воздух.

•        Втянуть щеки и расслабить их.

•        Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

•        «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.

•        Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.

•        Легко дуть на перо, лежащее на столе.

•        Дуть  на  ватку,  лежащую  на  гладкой  поверхности,   чтобы  ватка двигалась.

•        Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.

•        Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

•        Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.

•        На выдохе медленно произносить гласные.

•        Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.

•        Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

•        Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.

•        Пускать мыльные пузыри.

•        Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.

•        Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.

•        Дуть на бутылочку с высунутым языком.

Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с развитием речи и с будущим обучением.

Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями.

Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, основной источник речевых

образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно – бытовом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей « РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

Консультация для родителей "Речь родителей - образец для ребенка"

Очень большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он растет. Ребѐнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и ...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...

Советы для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Консультация для родителей речь детей раннего возраста

Советы и рекомендации для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Речь ребенка в раннем возрасте. Игры для детей раннего возраста....

Тематическая консультация для родителей "Речь родителей - образец для ребёнка"

В материале рассматривается влияние речи родителей на формирование речи ребёнка. Даны рекомендации о том, как следует развивать речь ребёнка, на что обратить особое внимание....

Консультация для родителей "Речь родителей – образец для ребёнка"

laquo;Речь - это живая ступенька человеческого духа, его богатая казна, в которую народ укладывает свою жизнь и свою надежду, свой ум, опыт, ощущение» К. Д. Ушинский...

Консультация для родителей «Речь родителей – образец для ребёнка»

Очень большое значение для развития речи ребёнка имеет речевая среда, в которой он растёт. Ребёнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и...