Консультация для педагогов Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники
консультация

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_mnemotehnike_i_folklore.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники

Подготовили педагоги: Красникова О. А., Короткова Н. К.

 (Слайд 1) Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники.

(Слайд 2) Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

(Слайд 3) Цель: создание условий для решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

  • организовать интегрированный подход к обучению и развитию детей;
  • развивать коммуникативные и познавательные способности дошкольников;
  • способствовать поддержанию устойчивого интереса к народному слову;
  • обогащать и корректировать речь детей;
  • побуждать к эмоциональной отзывчивости;
  • формировать основы художественно-эстетического воспитания.

(Слайд 4) Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

  • высказывания короткие;
  • состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
  • отличаются непоследовательностью;
  • содержат низкий уровень информативности.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

(Слайд 5) Фольклор – незаменимый помощник в развитии речи детей.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

(Слайд 6) В работе с детьми наиболее часто используются следующие формы народного фольклора:

Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки уместно использовать после работы с рассказом, сказкой, как итог.

Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.

Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Чистоговорка – упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.

Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.

Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости. Преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.

Сказка – возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

(Слайд 7) Педагоги в работе используют огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.  

Помогает решению этой проблемы применение мнемотехнических приемов анализа и сохранения речевой информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Работа состоит из 5-ти этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Идет перекодирование информации.
  3. Идет пересказ с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  5. Каждая таблица воспроизводится при ее показе ребенку.

Основной упор делается на изображение главных героев.

(Слайд 8) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

(Слайд 9) Пословица – «Под лежачий камень вода не течет».

(Слайд 10) Поговорка – «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

(Слайд 11) Скороговорка – «В миске у киски колбаса и сосиски. Из кискиной миски сегодня пес колбасу унес, а киска у пса из миски ест с аппетитом сосиски».

(Слайд 12) Загадка – «Под елками, под соснами лежит мешок с иголками (ежик)».

(Слайд 13) Чистоговорка – «Кошка на окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».

(Слайд 14) Потешка – «Водичка, водичка! Умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, улыбался роток, и кусался зубок!».

(Слайд 15) Песни и колыбельные:

Песенка шмеля

Я большой мохнатый шмель,

Разбудил меня апрель.

Звонкими ручьями,

Жаркими лучами.

Я летаю жужжу,

Над поляною кружу.

Яркий выберу цветок

Буду пить душистый сок.

(Слайд 16) Считалки:

«На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят.

Два медведя, Буратино и веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

1, 2, 3, 4, 5 –

Помогаем нашей Кати мы игрушки сосчитать.

(Слайд 17) Сказка – «Гуси-лебеди».

(Слайд 18) Таким образом, усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:

  • лучшего усвоения родного языка;
  • активизации познавательной и речевой деятельности;
  • обогащения речи детей;
  • расширения круга знаний об окружающем мире,
  • развития зрительно-слухового навыка;
  • формирования устойчивого интереса к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания.

(Слайд 19) Интерактив:

Загадка – «Сидит дет, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)».

Чистоговорка – «Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить и конфетку положить».

(Слайд 20) Интерактив: сказка «Курочка Ряба».

(Слайд 21) Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...

Развитие речи у дошкольников посредством мнемотехники .

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....

«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Введение 31.     Особенности развития речи старших дошкольников 42.     Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 63....

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подр...