Рабочая программа 2021 - 2022г
рабочая программа (младшая группа)

Рымша Наталья Витальевна

Рабочая программа  2021 - 2022г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2021_-_2022g.docx102.16 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 161

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2021

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ЧДОУ

«Детский сад № 161 ОАО «РЖД»

____________О. Б. Михальская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

воспитателей группы раннего возраста

«Черепашки»

на 2021-2022учебный год

Составила:

Погуляева Екатерина Александровна

                                                                 Рымша Наталья Витальевна

Содержание рабочей программы:

I. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка:

1.1. 1. Цели и задачи реализации рабочей программы   _____________5 стр.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы____6 стр.

1.1.3. Возрастные особенности развития детей 1.6-2 года____________7 стр.                                                      

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы

1.2.1. Целевые ориентиры ____________________________________12 стр.  

1.2.2. Система оценки результатов освоения рабочей программы____13 стр.                                      

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии

с направлениями развития ребенка:

2.1.1. Образовательная область

 «Социально-коммуникативное развитие» _______________________14 стр.                            

2.1.2.  Образовательная область

«Познавательное развитие» ___________________________________16 стр.                                                  

2.1.3. Образовательная область

«Речевое развитие» __________________________________________16 стр.                                                                

2.1.4. Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» _______________________17 стр.                            

2.1.5. Образовательная область

 «Физическое развитие» ______________________________________18 стр.                                                        

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

 реализации рабочей программы _______________________________19 стр.                                                                                              

2.3.  Способы и направления поддержки детской инициативы _____   22 стр.      

2.4.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников       23                                                                

III. Организационный раздел  

3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы____24 стр.                                        

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания   ________________________________________________25 стр.        

3.3. Организация режима пребывания детей в образовательном

Учреждении________________________________________________27 стр.                        

3.4. Особенности традиционных событий, праздников,

Мероприятий_______________________________________________29 стр.                                    

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды______________________________________________________32 стр.        

IV.  Приложения

                                            I. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и доработана с учетом майских указов Президента (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей группы раннего возраста, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому развитию.

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы.

Ведущей целью рабочей программы является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Также целью рабочей программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:

Поддержка разнообразия детства;  

Сохранение уникальности и само ценности детства;  

Позитивная социализация ребенка;  

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;  

Сотрудничество ДОУ с семьей;  

Взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей;

Индивидуализация дошкольного образования;  

Возрастная адекватность образования;  

Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;  

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;  

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Подходы к формированию программы:

     Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.  

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;  

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).  

1.1.3 Возрастные особенности развития детей 1.5-2 года

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативное деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа. На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек). В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: по - гуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «много звеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого 50 51 на втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним. На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата. Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания. В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник. Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку». Активный словарь напротяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги. Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д,н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко. Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?» Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).

Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый». Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно, есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми. На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру. Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но, не зная, что делать дальше, малыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться. Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно- игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др. На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого. Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым. С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Информация о контингенте детей

Особенности контингента группы

Количество

Процентное отношение

Общее количество детей

14

мальчики

8

%

девочки

6

%

Имеют

1группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

%

-

Живут в полной семье

14

%

Живут в неполной семье

 

%

1.1.Планируемые результаты освоения рабочей программы.

         Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, вариативность его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка группы раннего возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения развития детей, реализующей программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

          К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

1.2.1 Целевые ориентиры.

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действие с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использовать специфические, культурно фиксированные   предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими.

- владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявить самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общении; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;

- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движении и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.2.2. Система оценки результатов освоения рабочей программы.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности и фиксируется в картах индивидуального развития воспитанников.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии

с направлениями развития ребенка.

С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по два занятия в день: с каждой подгруппой по десять занятий в неделю. Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.

2.1.1. Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие».

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:  

  • дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;  
  • дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;  
  • дальнейшего развития игры;
  •  дальнейшего развития навыков самообслуживания. 

В сфере развития общения с взрослыми 

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно - манипулятивной активности, поощряет его действия.  Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подводит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.  Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т.п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.  

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками 

Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду. В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.  

В сфере развития игры 

Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организует несложные сюжетные игры с несколькими детьми.  

В сфере социального и эмоционального развития 

Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к ДОУ, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Воспитатель, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим ДОУ, не предъявляя ребенку излишних требований. Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой. Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством группы, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

2.1.2. Образовательная область

«Познавательное развитие».

Основные задачи образовательной деятельности:  

  • создание условий для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;  
  • создание условий для развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.  

В сфере ознакомления с окружающим миром 

Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей 

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

2.1.3. Образовательная область

«Речевое развитие».

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов. Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года), слова, обозначающие части тела ребенка и его лица (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши, нос). Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету. Учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.). Учить понимать предложения с предлогами в, на. Учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.). Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту. Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.). Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию. Продолжать расширять и обогащать словарный запас: ‹‹ существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; ‹‹ глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.); ‹‹ прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; ‹‹ наречиями (высоко, низко, тихо). Учить детей составлять фразы из 2–3 слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Учить интонационной выразительности речи. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т. д.).

2.1.4. Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек, действий. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей. примерный Перечень Произведений для чтения и рассказывания детям русский фольклор русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...». русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обраб. М. Булатова). Произведения поэтов и писателей России Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; а. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «игрушки»); в. Берестов. «Курица с цыплятами»; в. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); и. Токмакова. «Баиньки». Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; в. Сутеев. «цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «цыпленок».

Музыкальное воспитание.

Дети второго года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку. Взрослым следует стремиться вызвать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения. Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года). Начинать развивать у детей музыкальную память. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию. При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно. Учить вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

Музыкальные игры, развлечения, праздники.

 Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Учить перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий. Показывать простейшие по содержанию спектакли.

2.1.5. Образовательная область

«Физическое развитие»

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5–2 м), приподнятой одним концом от пола на 15–20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 × 50 × 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12–18 см. Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15–20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35–40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м). Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20–25 см) в паре со взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6–8 см) правой и левой рукой на расстояние 50–70 см. Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину. В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с  передачей предмета. В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого наклоны вперед, перегибаясь через палку (40–45 см от пола). Приседания с поддержкой взрослого.

Подвижные игры.

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее. С детьми от 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2–3 человека). Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча). Учить детей двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Учить внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми 1,3 -2 лет

Тема недели

Развернутое содержание работы

Итоговые мероприятия

1-2 неделя  сентября

«Здравствуй детский сад!»

3-4 неделя сентября

«Мы осваиваемся»

Адаптировать детей к условиям детского сада; познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и т.д.);

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

Экскурсия «Знакомство с группой»

Дид. игра «Встречай новичка»

1-2  неделя октября

«Осень золотая»

3-4 неделя октября

«Что нам осень принесла»

(Овощи и Фрукты)

1 - 2 неделя ноября

 «Знакомство с домашними животными»

3-4  неделя ноября

 «Знакомство с домашними животными»

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Дать первичное представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах.

Расширять знания о домашних животных. Знакомить с особенностями поведения   домашних животных .

Знакомить с особенностями поведения лесных зверей.

Украшение группы «Осень»

Выставка детского творчества «Чудо овощи и фрукты»

Показ сказки «Стоит в поле теремок»

1-2 неделя декабря

«Зима пришла»

3-4 неделя декабря

«Новый год к нам идет»

 

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника

Игра – ситуация «Метели зашумели»

Украшение группы

Новогодний утренник

1-2  неделя января

«Зимние забавы»

3-4 неделя января

«Любимые игрушки»

1-2 неделя февраля

«Транспорт»

3-4 неделя февраля

Я и мой дом» (мебель, посуда, безопасность)

Знакомить с зимними забавами, привлекать к участию в них (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.д.)

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками, сравнивать пластмассовые, резиновые, деревянные игрушки на ощупь.

 

Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения

Формировать знание о своем доме, квартире. Знакомить с предметами домашнего обихода, мебелью. Дать   представление о посуде; воспитывать бережное положительное отношение.

Игра - ситуация «Катание на санках»

Оформление выставки рисунков «Моя любимая игрушка»

Игра-ситуация «Весёлый автобус»

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

 

 1-2 неделя марта

« Я и Моя семья»

(мамин праздник)

 

 

 

3-4 неделя марта

«Весна красна»

 

Формировать знание о своем доме, квартире, развивать умение называть свое имя и имена членов семьи. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке

     

Расширять представление о весне; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы; расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – растаял снег, побежали ручьи, появилась травка и т.д.

Фотовыставка «Моя мама лучше всех»

Папка – передвижка

«Мамин праздник»

 

 

 Игра – ситуация «Капают капели»

 

1 -2  неделя апреля

«Солнышко- ведрышко»

3 -4  неделя апреля

«Водичка, водичка»

1-2 неделя мая

«Насекомые»

3-4 неделя мая

Закрепление

 

Формировать интерес к явлениям природы. Показать, что весной солнце светит и греет.

 Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком; способствовать строительным играм с использованием природного материала.

Формировать представления о разнообразии мира насекомых; воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым

Закреплять знания  стихотворений А. Барто, потешек, цвета спектра, сезонные признаки, перемены, происходящие   в природе.

Показ сказки «В гости к солнышку»

Игра - ситуация

«Плывут кораблики»

Игра-ситуация «Цветочная полянка»

Оформление группы «Встречаем лето»

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации рабочей программы.

Определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

При определении структуры образовательного процесса опираемся на положения концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка», и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности».

Структура образовательного процесса:

В структуру образовательного процесса включены такие компоненты как: непосредственно образовательная деятельность;

 образовательная деятельность в режимных моментах;

самостоятельная деятельность детей;

образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:

– Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

– Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

– Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

– Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

 Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию.

Совместная  образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющийся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.  

Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

 Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют.  

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов. Продуктивная деятельность направлена на воспитание у детей интереса к эстетике окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.  

Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.  

Чтение детям раннего возраста художественной литературы направлено на формирование интереса к восприятию книг. При этом решаются следующие задачи: создание целостной картины мира, формирование разговорной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.  Ежедневный объём непрерывной непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности.

2.3  Способы и направления поддержки детской инициативы

 Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).

В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.

Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

        С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:

  • при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
  • совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
  • предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
  • планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
  • оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
  • Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьёй, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.    

        В основу совместной деятельности с семьёй заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Задачи:

  • формирование психолого-педагогических знаний родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни группы;
  • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  • изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка;
  • участие в совместных проектах, культурно-массовых мероприятиях, работы родительского комитета;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

В группе создана единое образовательное пространство и условия для реализации цели и задач программы. Материально-технические условия по реализации образовательной программы соответствуют:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- правилам пожарной безопасности

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- требованиям к материально-техническому обеспечению программы.

Группа раннего возраста  

Развивающая предметно-пространственная среда группы оборудована в соответствии с возрастными

особенностями воспитанников и дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В группе имеется: удобная мебель, развивающие пособия, детская литература, музыкальные инструменты, информационные стенды, центр развития мелкой моторики.

Музыкальный зал(спортивный зал)

 Музыкальный зал (совмещенный со спортивны залом) учреждения предназначен для проведения занятий, гимнастики, досугов, и других мероприятий.

Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий, зал функционирует по специальному графику. Имеется оборудования для занятий спортом: мягкий модуль, мягкая гимнастическая дорожка, мячи, обручи, кегли и т.д.

Для занятий музыки имеются различные музыкальные инструменты: бубны, погремушки, маракасы, барабаны, ложки, колокольчики, инвентарь для праздников, музыкальный треугольник и т.д.

Имеется выдвижной экран, проектор, ноутбук.

Спортивная площадка (участок)

Площадка оснащена необходимым спортивным оборудование для физического развития воспитанников.

Имеются переносные деревянные качели.

Установлен детский комплекс «Горка».

Установлена и оборудована с защитной крышкой песочница, имеется инвентарь ля игр с песком.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группе раннего возраста приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
Развивающая среда дошкольного учреждения строится в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

  • адекватность среды, т.е. ее соответствие вводимым в образовательный процесс программно-методическим комплексам;
  • полнота среды, что предусматривает обеспечение ее содержания для всех видов деятельности ребенка и в частности речевой;
  • деятельностно - возрастная организация среды, что подразумевает постепенное ее обогащение и развертывание соответственно развитию возможностей детей;
  • динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия  доступны детям.
 Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группе раннего возраста меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группе раннего возраста созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группе раннего возраста есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).

Средства обучения и воспитания, используемые в ГБДОУ:

  • печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
  • тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).

Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» М., Баллас , 2014г Методические пособия и технологии Раннее детство: Познавательное развитие. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. М.: Мозаика-синтез, 2000 Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Кн. для воспитателя детсада / С.Я. Лайзане. М.: Просвещение, 1987 Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет М.: Мозаика-синтез, 2006 Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М.:«Карапуз»,1999 Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры М., Просвещение, 2007. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой Л.И. «Цветные ладошки». М.: Карапуз-Дидактика, 2007 Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., Просвещение, 1985. В.М. Сотникова «Действия с предметами и предметные игры для детей». М., Москва. «Мипкро». 2000.. Теплюк С. И. Организация прогулок с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2005. Н.А. Ноткина и др. «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста». С.-Пб. «Акцидент». 1999. О

3.3 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

Режим дня для группы раннего возраста с 12-часовым пребыванием на теплый период года

7.30

Прием детей. Осмотр.

8.20

Гимнастика на свежем воздухе

8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

9.00

Организованная образовательная деятельность на свежем воздухе

10.00

Второй завтрак(сок)

10.05

Прогулка

11.30

Подготовка к обеду, обед

12.00-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.15

Полдник

15.30-16.00

Свободная игровая деятельность

16.00-16.15

Совместная деятельность взрослого и детей

16.30

Ужин

17.00

Прогулка

18.00-19.30

Игры на свежем воздухе, уход детей домой

Режим дня для группы раннего возраста с 12-часовым пребыванием на холодный период года

7.30

Прием детей. Осмотр

8.20

Гимнастика

8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

9.00

Организованная образовательная деятельность

10.00

Второй завтрак(сок)

10.05

Прогулка

11.30

Подготовка к обеду, обед

12.00-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.15

Полдник

15.30-16.00

Свободная игровая деятельность

16.00-16.15

Совместная деятельность взрослого и детей

16.30

Ужин

17.00

Прогулка

18.00-19.30

Игры, уход детей домой

Режим дня составлен с расчетом 12-часового пребывания ребенка в детском саду и учетом требований СаНПиН.

В целях планирования текущей педагогической деятельности и проектирования педагогического процесса в группах составляется гибкий режим дня.

В течение дня педагоги проводят с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, комплекс гимнастических упражнений.

Режимные моменты.

1. Режим детского сада направлен на использование максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей.

2. Организация оздоровительного режима, стереотипно повторяющиеся режимные моменты:

- время приема пищи;

- укладывание на дневной сон;

- время прогулки на открытом воздухе.

Все остальные компоненты режима носят динамичный характер.    

Максимальный объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.

При организации учебных занятий в дошкольном учреждении  руководствуются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (САН ПИН 2.41. 1249-03), инструктивно-методическим письмом «О Гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах общения» (№ 65/23-16 от 14.03.2000 года).

При организации познавательного процесса с детьми устанавливается учебная нагрузка:

-максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в группе не превышает 2-х занятий;

-максимально допустимая продолжительность занятий: 10-15 мин.

-в середине занятий организуются динамические паузы, физкультминутки;

-перерывы между занятиями –10 мин;

-во второй половине дня занятия проводятся после дневного сна.

Примерный перечень организованной образовательной деятельности в течение недели

Базовый вид деятельности

Периодичность

Первая младшая группа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие

1 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в  неделю

Музыка

2 раза в неделю

Итого:

10 занятий в неделю

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел посвященный особенностям традиционных событий, праздников и мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности детей раннего возраста по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие способствует формированию умения занимать себя.

В разделе обозначены задачи и перечни возможных событий, праздников, мероприятий для данной возрастной группы.

Задачи:

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечивать детям чувство комфорта и защищенности.

Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.

Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.

Перечень событий, праздников, мероприятий

Праздники. Новый год, «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник».

Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки».

Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т. Караманенко; инсценирование рус. нар. сказок: «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева.

Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова.

Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз.А. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня.

Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца.

Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые».

Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.

Виды
мероприятия

Названия

Цели

Праздники

Осень

Дать представление о приметах и явлениях природы осенью; вызвать у детей чувство радости от красоты осеннего пейзажа, праздничное настроение, желание исполнять песни об осени, плясать под веселую музыку

Новый год

Вызвать чувство радости от приближения новогоднего праздника; воспитывать желание участвовать в исполнении праздничных песен и танцев; дать представление о зимних явлениях и приметах

Весна

Дать представление о приметах и явлениях природы весной; вызвать радостное настроение от наступления теплого времени года

Мамин день

Воспитывать доброе и заботливое отношение к маме, желание радовать ее в праздничный день песнями, танцами, подарками.

Лето

Дать представление о приметах и явлениях природы летом; вызвать радостные чувства от наступления лета

Тематические праздники и развлечения

Солнышко-ведрышко

Дать представление о том, что солнце светит, греет; вызвать радостные чувства от солнечной ясной погоды

Мишкин день рождения

Учить элементарным правилам поведения, общения друг с другом

Мои любимые игрушки

Развивать умение аккуратно обращаться с игрушками, сенсорные и моторные навыки, интерес к совместным играм

Зайчата в лесу

Накапливать опыт детей в передаче музыкально-игровых образов в пении, движении, элементарном музицировании (создавая образ

зайчат)

Игры-забавы

Вызвать у детей чувство радости от совместной игровой деятельности

Зимняя сказка

Пополнить представления о зиме с помощью музыкальных средств выразительности.

Музыкальные игрушки

Дать представление о музыкальных игрушках, их назначении, развивать интерес к манипуляциям с ними.

Театрализованные представления

Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья»

(Т. Караманенко).

Инсценирование

 рус. нар. сказок: «Веселые зайчата»

(Л. Феоктистова); «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе» (Л. Исаева)

Развивать у детей интерес к кукольному театру, действиям кукол по ходу спектакля; учить внимательно слушать и смотреть спектакль.

Развивать интерес к театрализованной игровой деятельности; помочь детям понять содержание сказок через инсценировку

Рассказы с музыкальными иллюстрациями

Птички» (муз. Г. Фрида

Праздничная прогулка»
(муз. А. Александрова

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе; развивать интерес к средствам музыкальной выразительности

Игры с пением

«Игра с мишкой» (муз.

Г. Финаровского)

«Кошка» (муз.

Ан. Александрова, сл. Н. Френкель)

«Кто у нас хороший?»

(рус. нар. песня

Привлекать детей к посильному участию в играх с пением; вызвать желание исполнять песенные отрывки во время игры

Инсценирование песен

«Кошка и котенок» (муз.

М. Красева, сл. О. Высотской)

Неваляшки»

(муз. З. Левиной)

«Посреди двора ледяная

гора» (муз. Е. Соковниной)

«Веселый поезд»

(муз. Э. Компанейца)

Учить инсценировать содержание песни с помощью ритмических движений, мимики, жестов

Спортивные развлечения

Забавы

«Мы смелые и умелые»

«Из-за леса, из-за гор»

(Т. Казакова)

«Лягушка» (рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова)

«Котик и козлик»

(муз. Ц. Кюи)

Развивать двигательные навыки, интерес к спортивным развлечениям

Развивать интерес к игровой совместной деятельности с использованием музыкальных и литературных средств

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок его жизни. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира.

Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда.

Предметно-пространственная развивающая среда (ППР среда) – это составная часть образовательной среды дошкольного учреждения, все компоненты которой  взаимообусловлены, и выступают в  единстве и взаимосвязи. ППР среда представлена специально организованным пространством: образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

Очень важно, чтобы ППР среда выполняла свое основное назначение – создавать условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.

ППР среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей и возможность для уединения.

Психолого-педагогические  требования  к  созданию  ППР среды:

  • Содержательно-насыщенной
  • Полифункциональной
  • Трансформируемой
  • Доступной
  • Безопасной
  • Вариативной

Насыщенность ППР среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и соответствовать возрастным особенностям и содержанию образовательной программы.

Анализируя особенности детей раннего возраста, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей ППР среду с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию и накоплению опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности и сенсорных навыков.

Таким образом, ППР среда выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, должна вовлекать его в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

ППР среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Игровая комната оформляется в одной цветовой гамме. Пространственная организация среды в группах для детей от 1,5-2 лет должна быть рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых переходов от опоры до опоры.

В группах для детей от 1,5-2 лет также необходимо предусмотреть:

- горку с 3-4 пологими ступеньками и скатом, предусматривающую ограждения, исключающие падение с высоты (обычно у окна). Под горкой располагают игрушки-двигатели (набор крупных машин);

- ленточный дидактический стол (может быть прямоугольным, овальным, крестообразным) – подход к нему должен быть со всех сторон;

- шарнирное устройство на потолке для подвешивания крупных игрушек, цветных ленточек, колокольчика, карусели и т.п., развивающее координацию и устойчивость в пространстве;

- невысокие овальные воротца (можно поролоновые модули), низенькие банкеточки.

Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В группах для детей от 1,5-2 лет педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову.

Игрушки крупные, в рост ребенка. Однотипные: 5-6 одинаковых утят, матрешек и т.д.; средних размеров. Разные по величине, форме, цвету: мишка большой, мишка маленький, кошка белая, кошка черная; игрушки-забавы.

В конце года вносятся:

«Кухня»: на плите чайник, кастрюля; «Ванна»: для купания голыша; уголок «ряженья» (платочки, фартучки, ленточки) с зеркалом во весь рост; рядом располагают музыкальные игрушки: металлофон, маленький бубен, барабанчик, колокольчики, балалаечка; уголок природы: 2-3 крупнолистных растения (бегония, фикус).

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир), психика -  как отражательная способность мозга.  Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, а так же активизирующий слух, зрение, тактильную чувствительность, т.е. все виды восприятий.

При оформлении предметно-развивающей среды в нашей группе мы учитывали возрастные особенности и задачи воспитания, так же учитывали принципы гигиеничности, безопасности (отсутствие острых углов) и поло-ролевой принцип.

Хотя ведущей деятельностью в  раннем возрасте является предметная, однако именно в это период  зарождается сюжетно-ролевая игра.  Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

В группе имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.

Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, диван, кровать, набор столовой и чайной посуды, предметы домашнего обихода

Набор кукол имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Коляски для кукол.

        Центр сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители  для  игр. Наборы «парикмахерская», «магазин», больница» размещены в специальных контейнерах. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, мы способствуем  развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формируем начальные навыки ролевого поведения( понимать роль в игре).

        Уголок  ряженья с зеркалом (в рост ребёнка) напоминает театральные кулисы, где можно наряжаться - это развивает творчество малышей . Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Все вещи сшиты руками родителей.  Содержимое наполняем и обновляем в течение года.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и  желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т.д.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой.

Зона двигательной активности.

 Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.

Центр «Песок-вода»

В центре «Песок-вода»  дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

В уголке природы  есть настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки  различных серий.

Так как развитие активной речи является основной задачей  раннего возраста, то в книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному  и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Уголок ИЗО

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки.

 Центр развивающих игр

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор  цветных палочек, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, настенное панно с геометрическими фигурами.

Музыкальный  центр

Дети в восторге от нашего музыкального центра. Здесь есть такие музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, трещотка. Создана  картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные  и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Театральный уголок

Наших воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.  Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок. Встреча с героями из сказок помогают  ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для старшей группы 2021-2022г

Перспективное планирование. Календарное комплексно-тематическое планирование на каждый день....

Рабочая программа,младшая группа 2021-2022г

Рабочая программа дошкольного образования группы младшего возраста разработана в соответствии с ООП ДО МАДОУ детский сад с. Нижнетроицкий в соответствии с ФГОС ДО. Рабочая программа группы младшего во...

Рабочая программа воспитания МАДОУ "Малиновский д\с" на 2021-2022г

Рабочая программа воспитания МАДОУ "Малиновский д\с" на 2021-2022г...

Рабочая программа старшей группы на 2021-2022г

Рабочая программа старшей группы МДОУ «Детский сад №18» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлени...

Рабочая программа 2021-2022г

Рабочая программаПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (приложение к общеобразовательной программедошкольного образованияМБДОУ  «Детский сад №15»...

Рабочая программа 2021-2022г

Рабочая программаПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (приложение к общеобразовательной программедошкольного образованияМБДОУ  «Детский сад №15»...