Картотека дидактических игр по конструированию
методическая разработка

Маркина Анна Ивановна

Картотека дидактических игр по конструированию от 1,5 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_konstruirovaniyu.docx801.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по конструированию

Конструирование в подготовительной группе

Первая младшая группа

  1. «Разноцветные башенки из кубиков»

 Цель: познакомить детей с новым строительной деталью (кубик) способствовать названию и называнию красного, желтого цвета, рассмотреть образец постройки.

Материал: кубики

Ход игры: - Посмотрите как я строю башню. Я беру красный кубик и кладу его на стол, беру еще красный кубик и кладу его на кубик и еще один красный кубик кладу еще на кубик. Высокая башня получилась. Это башня красного цвета. Также воспитатель строит башню желтого цвета. При необходимости воспитатель помогает детям, показывает, оказывает помощь.

  1. «Кроватка для котенка»

Цель: продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: мебель (кровать).

Материал: кубики

Ход игры: В гости к детям приходит котенок, здоровается знакомиться с детьми. Малыши приветствуют котенка, называют ему свои имена. Котенок: «Ой, я устал! Мне бы полежать отдохнуть» Ребята у нас в группе две кроватки и в них спят наши куклы, давайте сделаем кроватку из строительного материала! Рассматривание образца воспитатель показывает кроватку которую сделала сама и задает детям вопрос что ест у кроватки? (спинка и матрас) из чего сделана матрас? (из кубиков) посмотрите, как расположены кубики. Они стоят рядышком друг около друга. Из чего сделаны спинки кровати? (из «кирпичиков») Сначала мы сделаем матрас из кубиков, а затем - спинку из «кирпичиков».

  1. «Дорожки широкая и узкая. Расставь машины на дорожках»

Цель: формировать представления о пространственных соотношениях (выкладывать «кирпичики» плашмя, располагая «кирпичики» узкой длинной или короткой стороной друг к другу).

Материал: кирпичики

Ход игры:  У нас есть машины. Посмотрите, как много машин в нашем гараже. Есть машины большие и маленькие что сделать, чтоб машины не болели? ( С машинками надо играть, возить их по дорожкам.) Давайте построим дорожки для машин. Из чего мы строили дорожку (из «кирпичиков».) Воспитатель предлагает малышам выбрать машину (большую или маленькую), для которой ребенок будет строить дорожку, помогает определить способ расположения кирпичиков, учитывая величину машины.

  1. «Забор для петушка»

 Цель: Научить детей строить заборчики, устанавливая кирпичи в ряд, комбинируя их положения и чередуя по цвету.

Материал: кирпичики

Ход игры: Воспитатель приносит игрушку - петушка и рассматривает ее с детьми, выделяя характерные особенности: Чтения сказки Петушок с семьей, «Песня петушка» Давайте сделаем забор для петушка. Из чего сделан забор? (Из «кирпичиков и кубиков.) Посмотрите, как расположены «кирпичики» и кубики. Сначала лежит кубик, затем стоит «кирпичик», потом опять кубик и еще «кирпичик». «Кирпичики» стоят на узкой короткой стороне.

  1. «Высокая башенка из кубиков»

 Цель: Формировать умения выделять предметы по цвету (красный, синий), отвечать на простейшие вопросы.

Материал: кирпичики

Ход игры: Давайте построим высокую башенку из кубиков. (Рассматривает с детьми образец). Вот какую башенку я сделала. Из чего сделал башенку? (Из кубиков). Кубик лежит на кубике. Сколько кубиков в башне? (много кубиков) Показывает детям, как строить башню. Я беру кубик и кладу его на стол, беру еще кубик и кладу его на стол, (выкладывает 2 кубика красного и синего цвета) Вот и получилась высокая башня.

  1. «Стульчик для Кати»

 Цель: Продолжать знакомит с деталями строительного материала (кубик, «кирпичик»), вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр.

Материал: кирпичики

Ход игры: Воспитатель: (показывает картинку стула). Что это? правильно это стул. У стула есть сиденье, спинка и ножки (называет и показывает части стула). Ребята к нам в гости пришла кукла Катя и ей          некуда сесть давайте построим стул для Кати. Сначала я возьму кубик и положу его на стол, потом возьму «кирпичик» и поставлю на узкую короткую сторону. В ходе выполнения работы воспитатель при необходимости помогает и подсказывает.

  1. «Мебель для куклы Кати»

 Цель: закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать стул, диван, кресло, используя полученные ранее умения (приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета.

Материал: кирпичики, кубики, пластины

Ход игры: В гости к детям приходит кукла Катя. Воспитатель предлагает детям построить кукле Кате комнату, построим мебель из строительного материала. Задает вопрос, какую мебель можно построить для куклы? ( Стол, стул, кресло, кровать.) Воспитатель с куклой Катей выбирают, кто, что будет строить, выбрать необходимый материал строительный материал (если ребенок затрудняется с выбором, взрослый предлагает построить тот или иной предмет мебели), выполнить работу, оказывает помощь в выборе строительного материала и при конструировании, подсказывает, советует.

  1. «Ворота»

 Цель: знакомить детей с деталями строительного материала («кирпичик» (пластина), цилиндр).

Материал: кирпичики, пластины, цилиндр

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение Железновой и отбивает от пола мяч. Вот как интересно играть с мячом! Как можно играть с мячом? Мяч можно бросать и ловить, бить об пол, Катать по полу. (Выполняет, называемые действия.) А еще можно прокатывать мяч в ворота. Давайте построим ворота, чтобы катать мяч. Рассматривание образца. Воспитатель: посмотрите, какие ворота я сделала. У ворот есть стойка и перекладина. Стойки сделаны из столбиков. Из чего сделана перекладина? (Из «кирпичика».) Обращает внимание детей на то, что столбики стоят не далеко друг от друга, а «кирпичик» лежит на столбиках. Воспитатель показывает способ выполнения действия, сопровождая словами.

  1. «Разноцветны горки»

 Цель: Упражнять в умении различать кубики друг к другу, накладывать кубик на кубик, приставлять призму к лестнице.

Материал: кубики, пластины, призма

Ход игры: Воспитатель ставит на стол матрешку. Кто же пришел к нам в гости? (ответ детей.). Матрешка улыбается вам, она рада видеть деток. Матрешки приглашают вас играть. Они будут прятаться, а вы их искать. Сейчас вы закроете глаза, а матрешка спрячется. А когда вы откроете глаза и найдете матрешку, То скажите, где она спряталась. Малыши закрывают глаза, а воспитатель ставит матрешку на книжную полку (шкаф с игрушками, стол, подоконник и т.д.) Дети ищите, где спряталась матрешка. А еще Они любят играть, кататься с горки. Воспитатель предлагает детям построить горки для матрешек. Но не простые, а разноцветные. Посмотрите, какую горку я построила. Что есть у горки? (Лесенка со ступеньками, скат.) Из чего сделаны ступеньки? (Из кубиков).

10. «Постройка домика для животных»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры:  - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бим промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

11. «Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик.

Материал: кирпичики.

Ход игры:  Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

 12.«Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры: Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

13.«Ворота для машины»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.

 Материал: кирпичики

Ход игры: Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор едет на машине, чтобы вылечить больного. Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше, нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

14. «У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики, призмы, пластины, цилиндры.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

15.«Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету.

Материал: кубики и кирпичики призмы, пластины, цилиндры.

Ход игры: - Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам, построим свои дома, придумаем свои постройки.

 16.«Складываем фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры:  Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

17. «Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры:  Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

18. «Скамеечки для Зайки и Мишутки»

Цель: Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры:  В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.

19. «Собери круги»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.

Материал: плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры:  Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.

20.«Мост для пешеходов»

Цель: Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой). Словарь: лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.

Материал: кубики и кирпичики, пластина

Ход игры:  Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно, построить мост. (Воспитатель строит образец)

Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.

 21.«Разные машины»

Цель: Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры:  Мы с вами уже строили дорогу и машину, а теперь вы придумаете свои машины, и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки. Называют свои автомобили.

22.«Строим дом»

Цель: Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один – много).

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара». Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.) Снова спрашивает, когда кубики выгрузили, и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.) Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

23.«Мебель для кукол»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал и поселить кукол в новый дом.

24. «Лесенка для черепашки»

Цель: продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры: в группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

25. «Складываем фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. 

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры: Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

26.«Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры: Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

27. «Обведи контур»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. 

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

 Ход игры: В наборе имеются рамки. Если ребенок любит рисовать и раскрашивать, то он довольно легко сможет сам нарисовать фигурку, обводя рамку изнутри карандашом. Потом этот рисунок можно заштриховать или закрасить; вырезать

28. «Собери круги»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.

Материал: плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры: Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.

Вторая младшая группа

1.«Геометрические фигуры»

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. д. из геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры: После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное...". Затем попросите ребенка сложить из плоскостных геометрических фигур формы с картинки.

2.«Найди и назови фигуру»

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры : Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания. Затем используя плоскостные геометрические фигуры, попросите ребенка пофантазировать и построить из них какую либо постройку.

3.«Флажки и гирлянды»

Цель : развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры : Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил. Затем используя плоскостные фигуры составить гирлянду из них.

4.«Паруса»

Цель: познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.

Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами,  плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге. Затем, предложите детям используя плоскостные фигуры, составить из них паруса, как на картинке.

5.«Куриное семейство»

Цель: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.

Материал: сюжетная картинка с изображением куриного семейства, карточка с изображением геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры: Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку использовать плоскостные фигуры. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы.

6. «Выкладывание картинок»

Цель: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.

Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету. Можно предложить выкладывать образцы из плоскостных геометрических фигур.

7.«Конструирование по схеме»

Цель: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных  деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

           8. «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Ход игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

        9. «Найди фигуру»

Цель: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.

Материал: набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, за тем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.

10.«Найди пару»

Цель: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих

Ход игры: Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

11. «Построй по схеме»

Цель: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

12. «Накладываем детали»

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

13. «Построим забор»

Цель: Учить детей анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов; закреплять умение располагать строительный материал (пластины) вертикально и плотно друг к другу; учить соизмерять высоту и ширину ворот с размерами игрушки.

Материал: кубики, пластины

Ход игры: Воспитатель показывает на построенный им из кубиков домик и говорит детям, что Пятачок построил новый дом и решил сделать вокруг него забор, чтобы было красиво. Во дворе он посадит сад, и все, кто будет приезжать в гости к Пятачку, будут радоваться яблоням и грушам. Домик у Пятачка красного цвета с зеленой крышей, поэтому Пятачок хочет, чтобы забор был двух цветов — красного и зеленого. Кроме того, в гости к Пятачку обязательно приедет Винни Пух, и надо, чтобы он смог свободно проехать в ворота.

Воспитатель предлагает детям подумать, как сделать такие ворота, в которые проедет такой большой медвежонок (показывает игрушку и сажает ее в грузовик). Дети должны примерить, какой высоты и ширины должны быть ворота.

14. «Построим курятник»

Цель: Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.

Материал: кубики

Ход игры: Воспитатель приносит желтеньких цыплят (настольные игрушки). Цыплята пищат.

Воспитатель.

Комочки желтые не спят,

Комочки желтые пищат.

Они родились лишь вчера,

А нынче бегают с утра.

Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет.

Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку-образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу) и как его укладывать (горизонтально, вертикально). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплятки довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.

Вот мама курочка (игрушка) решила заглянуть к цыплятам и удивилась, почему возле сарая не устроено место для прогулок. Что делать? Дети предлагают сделать открытый вольер и сооружают забор. Курочка напоминает детям, что она хочет, чтобы в вольере было красиво. Дети по-своему украшают в вольер — сажают цветы, деревья. Курочка квохчет, зовет цыплят играть.

Курочка. Ко-ко-ко, квох-квох, цыплятки, ко мне!

Цыплята (дети машут крылышками, прыгают). Пи-пи-пи! Мама, мы здесь.

Воспитатель при помощи игрушек показывает детям, как курочка-мама ждет в вольере своих цыплят, как цыплята пробегают к ней в воротца, как бегают по вольеру.

15. «Построим дом»

Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход игры: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.

16. «Чего не хватает?»

Цель: Развивать у детей внимание, наблюдательность. Развивать логику и доказательную речь.

Материал: Карты с изображением различных построек, в которых отсутствует какая – либо деталь. Геометрические фигуры для «починки» построек.

Ход игры: Ребенку предлагается изображение предмета или строения (дом, машина…), у которой отсутствует та или иная деталь. Ребенок старается догадаться, какой детали не хватает, и объяснить, почему она необходима. Затем «починить» предмет.

17. «Собери и построй»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход игры:

Вариант 1.

Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

Вариант 2.

Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

18. «Какая постройка рассыпалась?»

Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.

19. «Мастерская форм»

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход игры: Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

20. «Есть у тебя или нет?»

Цель: Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь.

Материал: Две муфточки; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.

Ход игры: Воспитатель показывает детям две муфточки и демонстрирует, как вставляются в муфточку две руки и дает детям попробовать самим, как это делается.

Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит ее на столик. Дети называют предметы и рассматривают со всех сторон. Затем воспитатель складывает один комплект игрушек в одну муфточку, а вызванный ребенок складывает второй комплект в другую.

В. – Спрятались от наши игрушки. Ничего, сейчас мы их будем искать и найдем.

Педагог подзывает к себе двух детей, усаживает их друг напротив друга за столом. Каждый ребенок получает муфточку с игрушками. Кто первый будет искать игрушку определяется считалочкой:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три,

Первый – ты.

Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке, то что ему понравится. (Напомнить ребенку прием обследования предмета руками, ощупывая его с разных сторон).

В. – Выбрал? Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Паши. Нужно сказать: «У меня есть шарик. А у тебя есть или нет?» - и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения.

Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух других детей, и игра продолжается.

Картотека дидактических игр

по конструированию

Средняя группа

  1. « Выкладывание фигур»

 Цель: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

 Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке ты? Сколько здесь одинаковых фигур?"

  1. «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

 Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

  1. «На что похоже?»

Цель: развивать наглядно- образное мышление детей.

 Материал: набор плоскостных геометрических фигур.

Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

  1. «Конструируем из палочек»

Цель : развитие логического умения детей.

 Материал: палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок.

Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

  1. «Сопоставь»

Цель: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов (плоскостные геометрические фигуры), хорошо знакомых дошкольникам.

 Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке

  1. «Вспомни, на что похоже»

Цель: упражнять детей в назывании геометрических фигур.

 Материал: карточки с изображением геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры.

 Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает, затем воспитатель предлагает из плоскостных геометрических фигур сделать постройку.

  1. «Посчитай и сконструируй»

 Цель: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.

 Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

  1. «Обустрой комнату»

Цель: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры

Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.

  1. «Соотношение геометрических тел и фигур»

Цель: учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор.

Ход игры. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой. Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали.

  1. «Накладываем детали»

Цель: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки схемы, строительные детали.

Ход игры. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные де тали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребе нок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.

  1. «Архитектор»

Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал: Полоски разной длины; лист бумаги, простой карандаш.

Ход игры: Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

  1. «Узнай предмет»

Цель: Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур.

Материал: Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали.

Ход игры: Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет его.

  1. «Разные машины»

Цель: Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, способы конструирования. Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Мы с вами уже строили дорогу и машину. а теперь вы придумаете свои машины и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки. Называют свои автомобили.

  1.  «Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»

Цель: Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Наши игрушки очень любят путешествовать, но чтобы плавать по морю необходимо построить корабль. Давайте поможем нашим игрушкам и построим корабль и назовем его «Дружба.»

15.«Находим геометрические фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры: Рассыпьте игру и предложите ребенку найти треугольники, круги, прямоугольники. Попросите перечислить геометрические фигуры, сосчитать их количество, сравнить по основным признакам (угол, стороны, их количество)

16. «Сделай орнамент»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры: В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга

17. «Построим дом»

Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход игры: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.

18. «Чего не хватает?» 

Цель: Развивать у детей внимание, наблюдательность. Развивать логику и доказательную речь.

Материал: Карты с изображением различных построек, в которых отсутствует какая – либо деталь. Геометрические фигуры для «починки» построек.

Ход игры: Ребенку предлагается изображение предмета или строения (дом, машина…), у которой отсутствует та или иная деталь. Ребенок старается догадаться, какой детали не хватает, и объяснить, почему она необходима. Затем «починить» предмет.

 19. «Собери и построй» 

 Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

 Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход игры: 

Вариант 1. Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение. Вариант 2. Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

20. «Какая постройка рассыпалась?»

Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.

Старшая группа

1.«Построй по модели»

Цель : учить детей строить конструкции по готовой модели.

 Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

2.«Создай схему»

Цель: развитие логического мышления дошкольников.

 Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разобрать данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

3.«Моделирование по схеме»

Цель: Обучение детей моделированию по схеме.

 Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.

Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.

4.«Ошибки в узоре»

Цель: развитие логического мышления детей.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»  Затем воспитатель предлагает детям составить свой узор из плоскостных фигур.

5.«Составь из палочек»

Цель: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Материал: счетные палочки.

Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек. 1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек». 2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек». 3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

6.«Найди ошибку»

Цель: развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

 Ход игры. Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении. 

7.«Что изменилось»

Цель: развитие логического мышления детей.

Материал: строительные детали.

Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

 8.«Меняясь местами»

Цель: развитие памяти и логического мышления детей.

 Материал: листы бумаги, строительные детали, фломастеры.

Ход игры. Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается. 

9.«Роботы»

 Цель: развитие логического мышления детей.

 Материал: карты с изображением роботов.

Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы. 1. «Сколько роботов изображено''. 2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей». 3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других». 4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»       10.«Разрежь и сложи» 

Цель: развитие воображения и логического мышления детей. Материал: плотная бумага, ножницы.

Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.

11. «Моделирование»

Цель :развитие воображения и логического мышления детей. Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши. Ход игры. Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.

12. «Узнай, что изменилось?»

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать наблюдательность, активное запоминание. Закреплять название геометрических фигур или строительных деталей.

МатериалГеометрические фигуры или детали деревянного конструктора; Петрушка; ширма.

Ход игрыДети помогают Петрушке разобраться, где стоят предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Усложнение: Увеличивается количество деталей; меняется местами более двух предметов.

13. «Что такой длины? Ширины? Высоты?»

ЦельУчить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Материал: Полоски разной длины.

Ход игрыВзрослый загадывает любой предмет (например: стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту и следующий, измерив его ширину.

14.«Горячо – холодно»

Цель: Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь.

Материал: Детали конструктора; матрешка.

Ход игры: Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти.

В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит, за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо».

Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени подготовленности детей.

  1. «Счастливый остров»

Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.

МатериалРазноцветные геометрические фигуры и их части.

Ход игрыПедагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.

  1.  «Найди постройку по описанию»

Цель: Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.

Материал: Готовые постройки (в подг.гр. можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино.

Ход игры: Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание, из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.

В. – Сейчас мы  с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку – дети угадывают.

Вариант.

Ребенок описывает постройку. Буратино угадывает. Игра продолжается до тех пор, пока все постройки не будут угаданы. Затем Буратино предлагает детям мелкие игрушки, чтобы обыграть постройки.

  1. « Разные дома»

Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.

Ход игрыВзрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.

  1.  «Угадай – ка»

Цель: Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затее более конкретных – о частях предмета, их особенностях и строении.

МатериалНабор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.), строительный набор.

Ход игры: Картинки расположены перед детьми. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай – ка». Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? – Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба бабы Яги? – Да». Затем воспитатель предлагает детям построить из строительного набора дом для бабы Яги.

19.«Гараж».

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Материал: строительный материал (кубики)

Ход игры: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

20.«Осень в лесу».

Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.

Материал: набор геометрических плоскостных фигур

Ход игры : из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.

Подготовительная группа

1.«Чья команда быстрее построит?»

Цель: учить строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;

Материал: набор лего-конструктора «Дупло», образец.

Ход игры: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

2. «Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Материал: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход игры: педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

3. «Разложи детали по местам»

Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора.

Материал: коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).

Ход игры: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

4. «Светофор»

Цель: закреплять значения сигналов светофора, развивать внимание, память;

Материал: кирпичики- лего: красного, зеленого, желтого цвета.

Ход игры:

1-й вариант:

Педагог-«светофор», остальные дети-«автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

2-й вариант:

Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

3-й вариант: 

На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.

5. «Найди такую же деталь, как на карточке»

Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло».

Материал: карточки, детали лего-конструктора «Дупло», плата.

Ход игры: дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр-развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

6. «Назови и построй»

Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта»,учить работать в коллективе;

Материал: набор лего-конструктора «Дакта».

Ход игры: педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

7. «Лего-подарки»

Цель: развивать интерес к игре и внимание.

Материал: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход)), лего-подарки.

Ход игры: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

8.«Не бери последний кубик»

Цель: развивать внимание, мышление.

Материал: плата с башней.

Ход игры: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

9.«Запомни расположение»

Цель: развивать внимание, память.

Материал: набор лего-конструктора «Дакта», платы у всех игроков.

Ход игры: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

10.«Построй, не открывая глаз»

Цель: учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку;

Материал: плата, наборы конструктора.

Ход игры: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

11. «Рыба, зверь, птица»

Цель: развивать память, внимание.

Материал: кирпичик лего.

Ход игры: педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

12. «Мастерская форм»

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход игры: Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

13. «Есть у тебя или нет?»

Цель: Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь. Материал: Две муфточки (два мешочка); два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.

Ход игры: Взрослый показывает детям две муфточки и демонстрирует, как вставляются в муфточку две руки и дает детям попробовать самим, как это делается. Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, взрослый показывает ее детям и ставит ее на столик. Дети называют предметы и рассматривают со всех сторон. Затем взрослый складывает один комплект игрушек в одну муфточку, а вызванный ребенок складывает второй комплект в другую. В. – Спрятались от наши игрушки. Ничего, сейчас мы их будем искать и найдем. Взрослый подзывает к себе двух детей, усаживает их друг напротив друга за столом. Каждый ребенок получает муфточку с игрушками. Кто первый будет искать игрушку, определяется считалочкой: Чтобы весело играть, Надо всех пересчитать. Раз, два, три, Первый – ты. Обращаясь к первому ребенку, взрослый предлагает ему выбрать в муфточке, то что ему понравится. (Напомнить ребенку прием обследования предмета руками, ощупывая его с разных сторон). В. – Выбрал? Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Паши. Нужно сказать: «У меня есть шарик. А у тебя есть или нет?» - и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения. Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух других детей, и игра продолжается.

14. «Где твой дом?»

Цель: Развитие осмысленного восприятия формы геометрически фигур; узнавание формы фигуры только с помощью зрительного анализатора.

Материал: Маленькие карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник на каждого ребенка; пять больших карт с изображением тех же фигур.

Ход игры: Взрослый подзывает к себе четверых детей и дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в начерченные круги). Остальные участники игры получают маленькие карточки – это приглашение переехать в новый дом. В. – На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти новый дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке. Они еще не знают, где, чей дом, т.к. большие карты им еще не показывали. По сигналу взрослый «Стоп» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах. После небольшой паузы педагог спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечает победителей. Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых «хозяев», раздает новые приглашения и игра повторяется.

15.«Детский городок».

Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.

Материал: строительный набор кубиков

Ход игры: детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.

16. «Где твой дом?»

Цель: Развитие осмысленного восприятия формы геометрически фигур; узнавание формы фигуры только с помощью зрительного анализатора.

Материал: Маленькие карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник на каждого ребенка; пять больших карт с изображением тех же фигур.

Ход игры: Воспитатель подзывает к себе четверых детей и дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в начерченные круги).

Остальные участники игры получают маленькие карточки – это приглашение переехать в новый дом.

В. – На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти новый дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке. Они еще не знают, где чей дом, т.к. большие карты им еще не показывали. По сигналу воспитателя «Стоп» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах.

После небольшой паузы педагог спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечает победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых «хозяев», раздает новые приглашения и игра повторяется.

17. «Обводилки»

Цель: Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы. Развитие воображения. Развития словаря. Подготовка руки к письму.

Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и заданий по конструированию

Дидактические игры и задания по плоскостному и объемному конструированию...

Картотека дидактических игр по конструированию

Картотека дидактических игр по конструированию для детей  дошкольного возраста предназначена для использования в работе воспитателем как  в совместной деятельности с детьми, так и в процессе...

Картотека дидактических игр по конструированию

Сконструктивные способности детей дошкольного возраста будут развиваться более эффективно, если создать определённые условия для игровой и познавательной деятельности...

Картотека дидактических игр по конструированию для старшей группы.

Конструирование из счетных палочек, строительных наборов...

Картотека дидактических игр по конструированию.

Картотека дидактических игр по конструированию....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре.Для детей младшего дошкольного возраста педагог выбирает самые простые игры с целью...