Консультация для воспитателей "Технологии сохранения и стимулирования здоровья"
материал (средняя группа)

Консультация для воспитателей "Технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Подготовила: Ерицян Н.В.

1. Одной из эффективных здоровьесберегающей технологий является стретчинг. Стретчинг (растягивание) - это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей, содержат в себе основу лечебной физкультуры. Рекомендуются детям с вялой осанкой и плоскостопием. Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий - человек молод, но как только исчезнет гибкость - человек стареет».

Упражнения для мышц спины

Упражнение 1.

Примите исходное положение: встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты наружу, руки прямые и соединены в замок перед собой.

Из исходного положения, округляя спину, выполните наклон корпуса и головы вперёд. Руками потянитесь как можно дальше вперёд. Почувствуйте растягивание мышц спины и задержитесь в этом положении на 30 секунд.

Расслабьтесь и медленно вернитесь в исходное положение.

Важные моменты: угол наклона корпуса должен составить 90градусов; во время наклона старайтесь максимально потянуть руки вперёд; голову не поднимать; дыхание равномерное.

2. Динамические паузы – это  кратковременные физические упражнения, организованные в течение всего дня, для снятия напряжения мышц, вызванное неподвижным состоянием и переключение внимания с одной деятельности на другую.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Если дети дошкольного возраста будут играть в подвижные игры, то процесс укрепления здоровья  будет протекать более эффективно. Игра вызывает положительные эмоции, а это один из важнейших факторов оздоровления. Ещё 2,5 тысячи лет тому назад, в древней Элладе на скале было высечено:

«Хочешь быть сильным — играй,

хочешь быть красивым — играй,

хочешь быть здоровым — играй».

4. Релаксация. Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. Можно для всех возрастных групп.

Релаксация – это самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения – расслабиться.

Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке. Расслабляться лучше с закрытыми глазами. Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

5. Гимнастика пальчиковая  – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Друзья – садоводы.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем".

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы.

Безымянный подбирает,

Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками.

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

Отгибаем мизинчик.

"Пальчиковые игры"

6. Гимнастика для глаз – Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Зрительная гимнастика в ДОУ может проводиться в различных формах: это может быть игровая пятиминутка с разными предметами или использование зрительных тренажеров (индивидуальные, потолочные, настенные); гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями; опора на схему и зрительные метки; электронная гимнастика.

«Весёлая неделька» для глаз. 

Понедельник.

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 

Вторник. 

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 

Среда.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). 

Четверг. 

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). 

Пятница. 

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). 

Суббота. 

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). Воскресенье.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). 

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

7. Гимнастика дыхательная  это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

8.Корригирующая гимнастика – одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом.

9. Гимнастика ортопедическая – рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве  профилактики болезней опорного свода стопы. Целью ортопедической гимнастики - является укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений. Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы  которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма.

В проведении ортопедической гимнастики существуют свои  особенности.  Гимнастика

должна проходить регулярно и последовательно. Дети выполняют упражнения босиком. Также необходимо помнить, что взрослый является  активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики;  Для детей старшего возраста

занятие не должно  превышать 25 минут. И заканчивается  ортопедическая гимнастика закаливающими  процедурами.   Для укрепления свода стопы полезно лазанье по

гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну, которая развивает не

только свод стопы, но и является хорошим   средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей. Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими свод стопы, с использованием природного материала. 

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей  мы предлагаем  следующий комплекс упражнений:

1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место  разбросанные на полу предметы.

4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

8. Перекатывание с пятки на носок.

9. Ходьба по бревну, лазанье по канату.

Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

В последнее время вопрос о состояние здоровья наших детей,  к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами.  Если  обратиться на несколько десятилетий, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими.

Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.

Здоровьесберегающие технологии 5 групп:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии;
  • Закаливание;
  • Лечебное оздоровление.

Цели корректирующих  технологий в детском саду:

  • Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников  на высоком уровне.
  • Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
  • Формирование умения поддерживать свое здоровье.
  • Поддержание связи с родителями в работе валеологической  направленности.
  • Посвящение взрослых в плане культуры здоровье.

Кто знает,  что такое закаливание? Закаливание-это процесс повышения устойчивости организма человека к холоду, эта система закаливающих мероприятий в режиме дня, а  не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Виды закаливания - местные – общее – активное – пассивное.

Формы – СОЛНЦЕ – ВОЗДУХ- ВОДА.

Солнечные ванны – Воздушные  ванны – Водные процедуры – Закаливание  носоглотки – Обливание стоп – Ножные ванны - Хождение  босиком –Обтирание – Обливание  туловища - Купание в открытых водоемах.

Что такое закаливание?

- Отгадайте загадки и вы узнаете средства закаливания.

Если руки наши в ваксе,      

Если на нас сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет  грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без …воды.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он  невидимый, но все же

Без него мы жить не можем…воздух.

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце и зовут тебе все …солнце.

Метод хохочущих фотографии.

Если повесить фотографию на стену, где ты смеющийся и смотреть на нее  ежедневно то постепенно в подсознании, хоть и медленно, но проникает представления о самом себе: вот я, оказывается, какой веселый и жизнерадостный!

Хромотерапия и аромотерапия.

После вкусного обеда сон приходит не простой а волшебный, ароматный, с летним запахов лугов.

Интеллектуальная разминка - проводится во время образовательной деятельности которые выполняются сидя на стуле.

Утренняя гимнастика.

Начинаем день с зарядки, чтобы быть здоровыми, бодрыми, веселыми.

Гимнастика  после сна. Занятия по валеологии.

Детям мы даем советы:

Как здоровье сохранять,

Как себя оберегать.

Витамины принимать,

Режим дня не нарушать,

Правильно питаться,

Руки мыть водой холодной,

На ночь окна открывать.

Нетрадиционная технология оздоровления «Мама-терапия» - лечение маминой  любовью.

Фразы, которые надо произносить - неслучайные.  Каждое слова - продуманное и проверенное, менять нельзя. Базовая  часть  внушения,  состоит из 4 блоков и полезные любому ребенку, даже самому здоровому  и счастливому.

Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная  кровинушка.  Я  без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим.  Говорить эти  слова нужно   детям и  они  обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Технологии сохранения и стимулирования здоровья".

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существуетнеобходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания....

Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"

Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....

Консультация для педагогов "Технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Автром представлен теоретичсеский материал по здоровьесбережению....

Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирования здоровья детей"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования. Для достижения этой зада...

Консультация родителям «Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулированияздоровья детей дошкольного возраста»Здоровьесберегающая технология – это система мер, включа...