Проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
проект

Мадаминова Альбина Николаевна

проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                ПРОЕКТ

Развитие коммуникативных

умений детей старшего дошкольного возраста.

«Волшебный мир общения».

                                                                                                                                 

                                                                                                                         

                                                                                                                       

                                                                                                                         Мадаминова А.Н.

Воспитатель

МАДОУ МО г. Нягань

Д/с №10 «Дубравушка»

     

http://ppt4web.ru/images/581/18366/640/img15.jpg

       

       

Введение 

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цельоптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Проблема:  анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Задачи:

  • Выявить причины нарушения общения
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы ТНР.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы «Речецветик».

Срок реализации: 2019– 2020год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Выбор темы и разработка педагогического проекта.

- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

Организация развивающей среды.

Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения

- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей  на основании диагностических данных.

- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

- Апробирование методики  игры

- Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

- Подведение итогов  работы с детьми (диагностики)

 Диагностический инструментарий.

Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».

Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

 Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

 КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

                                       

                                    Перспективное планирование работы

Месяц

            Игровая деятельность

                            Задачи

      Сентябрь.

Коммуникативные игры

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево»,

 Горная тропинка», « Глаза», « Замри!»,  «Обыграй превращения»,

 «Звери на болоте»,

«Как тебя зовут?  «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку»,

«Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо»,

 «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!»,

«Задуманное действие», «Что на что похоже»,

«Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство»,

«Построим город», «Азбука почемучек»,

«Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала»,

Через стекло»,

«Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок»

Игра на развитие умение сотрудничать,

активно слушать, перерабатывать информацию,

конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)   и подчиняться правилам.

   октябрь

Интерактивные игры

 (игры на взаимодействие)

 «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник». 

Игры на развитие отношений построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

   ноябрь

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения.

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки» 

Формировать у детей дошкольного возраста культуру общения со сверстниками, взрослыми.

   декабрь

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности.

«Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь»,

 « Не поделили игрушку»,

« Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Этюды с содержанием проблемной ситуации:

«Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы».

Переориентация поведения с помощью игр, формирование форм  адекватных  поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

    январь

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Организованные игры:

«Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом:

«Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Режиссерские игры: 

«Незнайка и Знайка», «Красная Шапочкаи Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения

   февраль

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

   март

Моделирование проблемных ситуаций.

Анализ поведения сказочных героев

- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

- Обсуждение ситуации из жизни группы:

«Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

Формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

   апрель

1 .Прослушивание рассказа  «Лучший друг»
2.Беседа по содержанию.
3.Игра «Угадай настроение»
4. «Падающая башня»
5.Рисование «Дерево радости». 6 Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики: «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов»,

Учить детей управлять  своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.
 

май

1 игровая ситуация «Волшебные слова»

 Дидактическая игра «Приветствие»

3 Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова»

4Дидактическая игра «Вспомни слово»

5  Составление творческих рассказов: «Город вежливости»,

6Экскурсия в библиотеку «Ежели вы вежливы»

Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время  знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого

                                                                  Работа с родителями:

1.Родительское собрание «О детской дружбе» -

  • Познакомить родителей с особенностями общения ребенка- дошкольника со сверстниками.
  • Познакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений.
  • Ознакомить с деятельностью детей старшей группы.

2.Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей.

3.Консультация для родителей «Психология контактов детей дошкольного возраста со сверстниками»

- познакомить родителей с особенностями общения дошкольников со сверстниками.

4. Памятка для родителей: «ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ» 

5.Рекомендации для родителей: «У ребенка конфликты со сверстниками». 

6.Презентация для родителей "Особенности общения дошкольников со сверстниками"

7.Консультация для родителей «Развитие игровой деятельности» - формировать у детей навыки культуры межличностного общения на основе применения технологии коммуникативных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре

в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь....

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания...

Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...