Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»
план-конспект занятия

Рузанова Ольга Михайловна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53

 

 

 

 

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»

 

 

 

 

Составила:

Воспитатель МБОУ

Жаворонковская СОШ

Рузанова О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ликино 2020г.

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

• Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование:

• Предметы домашнего обихода

• Пластилин, дощечки для лепки, стейки

Интеграция с другими образовательными областями:

• Коммуникация.

• Музыка.

• Художественная литература.

• Художественное творчество.

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание экскурсии

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол - избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы.

- О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

- В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка:

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

- Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия: - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

- Вам понравилось? (Ответ детей).

- Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Используемая литература: Вахрушев А. А «здравствуй мир»

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»

Составила:

Воспитатель МБОУ

Жаворонковская СОШ

Рузанова О.М.

Д. Ликино 2020г.

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

• Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование:

• Предметы домашнего обихода

• Пластилин, дощечки для лепки, стейки

Интеграция с другими образовательными областями:

• Коммуникация.

• Музыка.

• Художественная литература.

• Художественное творчество.

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание экскурсии

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол - избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы.

- О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

- В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка:

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

- Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия: - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

- Вам понравилось? (Ответ детей).

- Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Используемая литература: Вахрушев А. А «здравствуй мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2

Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак...

Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"

Конспект  экскурсии мини -музей "Русская изба"...

Экскурсия в музей "Русская изба"

Цель: познакомить  детей с бытом русского народа....

Экскурсия в музей "Русская изба"

Конспект экскурсии в музей "Русская изба". О быте наших предков....

Конспект занятия "Экскурсия в музей "Русская изба"

Цель:Знакомство детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.Задачи:1.Обучающие:Формировать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать...

Экскурсия по музею Русской избы: знакомство с Русской печью

Конспект содержит материал для знакомства с мини-музеем крестьянского быта....