Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников через русское народное творчество.
статья (младшая группа)
В настоящей статье рассматривается проблемы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, представляется собственный опыт автора по реализации данной темы через различные формы и методы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Плоскова Ирина Николаевна
Воспитатель МАОУ ДОД детский сад «Сказка»
корпус «Звёздочка»
село Омутинское, Тюменской области
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников через русское народное творчество.
Краткая аннотация: в настоящей статье рассматривается проблемы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, представляется собственный опыт автора по реализации данной темы через различные формы и методы работы.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, дошкольное учреждение, фольклор, народные традиции, потешки, сказки, досуг, народные промыслы.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость «активизации процесса воспитания патриотизма детей дошкольного возраста»[3, c. 12]. Все больше времени нас отделяет от Победы в Великой Отечественной войне, уходят ветераны и очевидцы тех событий. Стираются ужасы войны и в современных поколениях. Во многих семьях утеряна связь поколений. В условиях информатизации общества забываются старые традиции. В этих условиях большое значение придается воспитанию детей в образовательном учреждении. Я работаю с малышами, поэтому я решила взять за основу именно русское народное творчество, как могучее, действенное средство нравственного - патриотического воспитания детей. Народное творчество – сказки, пословицы, поговорки, потешки, песни, народные промыслы, – это источник народной мудрости. В них и радость, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к своему Отечеству. Патриотическое воспитание я реализую через различные формы и методы:
- чтение фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок;
- организация тематических досугов,
- знакомство с русским народным творчеством (заучивание стихотворений, прослушивание аудиозаписей, показ иллюстраций);
-организация выставок рисунков детей.
Я считаю, что воспитание возможно только через вовлечение ребенка в культуру своего народа. Это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. «В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности»[2, с.34 ]. Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, загадки. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря красоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Используя фольклор ежедневно в работе с малышами, мы приобщаем их к ценностям Руси, культуре языка. Особое место в нравственном воспитании отводится русским народным сказкам. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Сказки – это источник народной мудрости. В них и радость, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к родному краю. Сказки волнуют и увлекают, передают то, что народ считает самым главным богатством: трудолюбие, дружбу, бескорыстную помощь. Так, читая детям сказки «Репка» и «Теремок», они учатся трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» учит ребят слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым - на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает малышам понять хитрость и обман, учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка»[ 3, с.14]
Наиболее активными формами работы являются тематические досуги. В течение года организуются небольшие спектакли для детей и родителей. Например: «Вышла курочка гулять», «Два веселых гуля», «Мы-матрешки», «Репка», «Теремок». А еще ребята любят участвовать в больших праздниках «Пришла Коляда» и «Масленица». Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Для этого в группе создан Центр Театра и Костюмов. Одним из направлений работы является знакомство с народными традициями и промыслами. Прежде всего - это народные игрушки: матрешки, городецкие и дымковские игрушки. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Для этого в группе создан Центр творчества и выставка «Наше творчество. Рисунки детей «Русская матрешка», поделки из соленого теста «Дымковская курочка» и «Городецкая лошадка» радуют и детей и родителей. Считаю, что именно в младшем дошкольном возрасте, важное значение имеет работа по формированию патриотизма, любви к своему народу, его языку и обычаям, любви к своей Малой Родине. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение. Воспитанный на русском фольклоре и литературе, народных традициях, человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он ни родился.
Литература и источники
1. Аршинова, А. И. Всероссийская акция "Рисуем Победу" : Методические рекомендации / А. И. Аршинова, В. С. Головачев ; А.И. Аршинова, В.С. Головачев; БОУ ВО "ЧГИКИ" Минкультуры Чувашии. – Чебоксары : Плакат, 2019. – 65 с.
2. Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13–15 мая 2019 года / Под редакцией В.С. Головачева, редколлегия: А.И. Аршинова [и др.]. – Москва: Плакат, 2019. – 102 с.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие трудолюбия и экологического самосознания у младших дошкольников через устное народное творчество
жизненый путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому. Народные произведения, адресованные малышам, обе...
Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество
Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество»
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна....
Презентация. «Современные подходы к нравственно патриотическому воспитанию младших дошкольников через познавательное развитие»
Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста: – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему,...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через русские народные игры "
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век технического прогресса. ...
Проект «Роль русских народных сказок в нравственно–патриотическом воспитании младших дошкольников через Лего – конструирования.
В дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Познакомив детей с волшебным миром сказок, начинается его знакомство с миром литературы,...
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"
Сказки - это самый доступный пример для детей. Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...