Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников через русское народное творчество.
статья (младшая группа)

Плоскова Ирина Николаевна

В  настоящей статье рассматривается проблемы  нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях  дошкольного образовательного учреждения, представляется собственный опыт автора по реализации  данной темы через различные формы и методы работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плоскова Ирина Николаевна

Воспитатель МАОУ ДОД детский сад «Сказка»

корпус «Звёздочка»

село Омутинское, Тюменской области

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников через русское народное творчество.

Краткая аннотация: в  настоящей статье рассматривается проблемы  нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях  дошкольного образовательного учреждения, представляется собственный опыт автора по реализации  данной темы через различные формы и методы работы.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, дошкольное учреждение, фольклор, народные традиции, потешки, сказки, досуг, народные промыслы.  

       В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость «активизации процесса воспитания патриотизма детей дошкольного возраста»[3, c. 12].  Все больше времени нас отделяет от Победы в Великой Отечественной войне, уходят ветераны и очевидцы тех событий. Стираются ужасы войны и в современных поколениях. Во многих семьях утеряна связь поколений. В условиях информатизации общества забываются старые традиции. В этих условиях большое значение придается воспитанию детей в образовательном учреждении. Я работаю с малышами, поэтому я решила взять за основу  именно русское народное творчество, как могучее, действенное средство нравственного - патриотического воспитания детей. Народное творчество –    сказки, пословицы, поговорки, потешки, песни, народные промыслы,  – это источник народной мудрости. В них и радость, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к своему  Отечеству. Патриотическое воспитание я реализую  через различные  формы и методы:

 - чтение фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок;

 - организация тематических досугов,

- знакомство  с русским народным творчеством (заучивание стихотворений, прослушивание аудиозаписей, показ иллюстраций);

-организация выставок рисунков детей.

Я  считаю, что воспитание  возможно только  через вовлечение ребенка в культуру своего народа. Это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. «В устном народном творчестве как нигде  сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности»[2, с.34 ].   Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки,  загадки. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря красоте и  мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Используя фольклор ежедневно в работе с малышами, мы приобщаем их к ценностям Руси, культуре языка. Особое место в нравственном воспитании отводится русским народным сказкам.  Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Сказки  – это источник народной мудрости. В них и радость, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к родному краю. Сказки волнуют и увлекают, передают то, что народ считает самым главным богатством: трудолюбие, дружбу, бескорыстную помощь. Так, читая детям  сказки  «Репка» и «Теремок», они учатся  трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена  мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди»  учит ребят  слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым - на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает малышам понять хитрость и обман,  учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка»[ 3, с.14]

         Наиболее активными формами  работы являются тематические досуги. В течение года  организуются  небольшие спектакли для детей и родителей. Например: «Вышла курочка гулять»,  «Два веселых гуля», «Мы-матрешки», «Репка», «Теремок». А еще ребята любят участвовать в больших праздниках «Пришла Коляда» и «Масленица».   Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Для этого в группе создан Центр Театра и Костюмов.  Одним из направлений работы является знакомство с народными традициями и промыслами. Прежде всего - это народные игрушки: матрешки, городецкие и  дымковские игрушки. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Для этого в группе создан Центр творчества и выставка  «Наше творчество. Рисунки детей «Русская матрешка», поделки из соленого теста «Дымковская курочка» и «Городецкая лошадка» радуют и детей и родителей.  Считаю, что именно в младшем дошкольном возрасте,  важное значение имеет работа по формированию патриотизма, любви к своему народу, его языку и обычаям, любви к своей Малой Родине. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение.  Воспитанный  на русском фольклоре и литературе, народных традициях,   человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он ни родился.

Литература и источники

1. Аршинова, А. И. Всероссийская акция "Рисуем Победу" : Методические рекомендации / А. И. Аршинова, В. С. Головачев ; А.И. Аршинова, В.С. Головачев; БОУ ВО "ЧГИКИ" Минкультуры Чувашии. – Чебоксары : Плакат, 2019. – 65 с.

2. Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13–15 мая 2019 года / Под редакцией В.С. Головачева, редколлегия: А.И. Аршинова [и др.]. – Москва: Плакат, 2019. – 102 с.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие трудолюбия и экологического самосознания у младших дошкольников через устное народное творчество

жизненый путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому. Народные произведения, адресованные малышам, обе...

Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество

Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....

Презентация. «Современные подходы к нравственно патриотическому воспитанию младших дошкольников через познавательное развитие»

Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста: – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему,...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через русские народные игры "

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век технического прогресса. ...

Проект «Роль русских народных сказок в нравственно–патриотическом воспитании младших дошкольников через Лего – конструирования.

В дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Познакомив детей с волшебным миром сказок, начинается его знакомство с миром литературы,...

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"

Сказки -  это самый доступный пример для детей.  Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...