Перспективный план по развитию речи во 2 младшей группе детского сада
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Игнатьева Наталья Васильевна

Перспективный план предназначен для работы с детьми3-4 лет. Обеспечивет обязательный объем знаний, умений, навыков дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение D:\Users\Вячеслав\Desktop\1611385730_7-p-fon-so-svetlyachkami-v-detskii-sad-7.jpg

«Детский сад комбинированного вида №5»

г.Сорочинска Оренбургской области

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Реализация задач данной образовательной области происходит в следующих видах образовательной деятельности:

«Развитие речи» – через занятия;

Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть..."», «Спросите: Понравились ли наши рисунки?"»).

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: Стыдно драться! Ты уже большой"»).

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. 

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем кружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка -блюдце, стул-табурет скамеечка, шуба -пальто-дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п -б-т- д -к - г; ф - в; т - с-з - ц.

Развивать моторику рече-двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). 

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Месяц

сентябрь

Планируемые (ожидаемые результаты)

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы  с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения

занятия              развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. До свидания, лето, здравствуй детский сад

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка». Игра «Осенние листья», муз. Н.Лысенко.

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок и взрослые их любят.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 28

2. До свидания, лето, здравствуй, детский сад

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Знакомство детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр31

3. До свидания, лето, здравствуй, детский сад

Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись».

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 32

4. Осень

Звуковая культура речи: звук у.

Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр33

Месяц

октябрь

Планируемые (ожидаемые результаты)

Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; выучить небольшое стихотворение; в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей

занятия              развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. Осень

Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 36

2. Осень

Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Познакомить со сказкой «Колобок» (обр. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 38

3. Мой дом, мой город

Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр  39

4. Мой дом, мой город

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…».

Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 40

Месяц

ноябрь

Планируемые (ожидаемые результаты)

Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр


занятия             развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. Я в мире человек

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 41

2. Азбука дорожного движения

Звуковая культура речи: звук и.

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 42

3. Неделя игры и игрушки

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 43

4. Что такое хорошо и что такое плохо

Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 46

Месяц

декабрь

Планируемые (ожидаемые результаты)

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом;
может выучить небольшое стихотворение

занятия             развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. Безопасность

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 50

2. Безопасность

Повторение сказки «Снегурушка и лиса»

Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Помочь детям вспомнить русскую народную сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 51

3. Новогодний праздник - Рождество

Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет» , стихотворения А. Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг.В. Викторова).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 52

4. Новогодний праздник - Рождество

Игра – инсценировка  «

У МАТРЕШКИ – НОВОСЕЛЬЕ»

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 53

Месяц

январь

Планируемые (ожидаемые результаты)

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр

занятия             развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. Новогодний праздник - Рождество

Чтение русской народной  сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр  54

2. Новогодний праздник - Рождество

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога).

Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предложения.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр  55

3.Зима

Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».

Упражнять в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; продолжать учить образовывать слова по аналогии.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 57

4.Зима

Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка».

Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 58

Месяц

февраль

Планируемые (ожидаемые результаты)

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить небольшое стихотворение

занятия             развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. Народное искусство

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».

Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 59

2. Народное искусство

Звуковая культура речи: звуки б, бь.

Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 60

3. Наша Армия родная

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились».

Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 62

4. Наша Армия родная

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».

Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывыть суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 63

Месяц

март

Планируемые (ожидаемые результаты)

Умеет использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему

занятия            развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

       Цель, задачи

Литература

  1. Женский праздник

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…».

Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 64

2. Женский праздник

Звуковая культура речи: звуки т, п, к.

Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к: упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 66

3. Неделя детской книги

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой). Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр  68

4. Ранняя весна

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»).

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 69

Месяц

апрель

Планируемые (ожидаемые результаты)

Умеет четко произносить и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом

занятия             развитие  речи

Тема недели

Тема занятия

Цель, задачи

Литература

  1. Знакомимся с театром

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 71

2. Я вырасту здоровым

Звуковая культура речи: звук ф.

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 72

3. Весна

Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).

Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 73

4. Весна

Звуковая культура речи: звук с.

Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр  75

Месяц

май

Планируемые (ожидаемые результаты)

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет)

НОД              развитие  речи

Тема недели

Тема НОД

Цель, задачи

Литература

  1. Праздник Победы

Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.

Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 76

2. Праздник Победы

Звуковая культура речи: звук з.

Упражнять детей в четком произношении звука

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 78

3. Цветущая весна

Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 79

4.Счастливое детство

Звуковая культура речи: звук ц.

Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду

Стр 80

Использованная литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» МОЗАИКА –СИНТЕЗ г. Москва 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в младшей группе детского сада.

Привыкание к детскому саду  является не простым временем, как для детей, так и для взрослых, родителей и педагогов. При составлении перспективного плана нужно нацелить родителе...

Перспективный план работы на год в младшей группе детского сада по фгт

Перспективный план в табличной форме по программе "От рождения до школы" по фгт...

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада

Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи  в старшей группе детского сада...

Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада.

Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада....

Перспективный план по драматизации во II младшей группе детского сада

Перспективный план по драматизации во II младшей группе детского сада...

Перспективный план по ФЦКМ во 2 младшей группе детского сада

Перспективный план предназначен для работы с детьми 3-4 лет. Составлен на основе комплексной программы "Программа воспитания и обучения дошкольников детского сада", которая обеспечивает обяз...