Консультация для родителей "Почему детям необходимо читать?"
консультация (младшая группа)

Федякова Елена Германовна

Чтение - самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx487.89 КБ

Предварительный просмотр:

          ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ?

В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас.

Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение, пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор.

 Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других.

Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей.

 Чтение - самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности.

 Помогите ребенку распахнуть дверь в мир умных и добрых, интересных и познавательных книг. Он сможет там найти друзей, познать добро и зло, открыть для себя новые чувства и знания.

А еще ваши совместные теплые литературные вечера останутся добрым и светлым воспоминанием в его сердце. В этом и заключается главное волшебство книг.

Как читать? 
• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время. 
• Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть. 
• Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать? 
• Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим. 
• Небольшие стихотворения. 
• Стихотворные загадки. 
• Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.


          Что покупать?

• Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями. 
• Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, – наклеивать стикеры, раскрашивать картинки. 
• Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже. 

Важно! Читайте по 10-15 минут пару раз в день. Самостоятельное чтение, а точнее рассматривание ребенком картинок, в идеале должно проходить под вашим присмотром и занимать не меньше 5 минут.

Приучайте детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождайте чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учите слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. 

Сопровождайте чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставляйте детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений. 

Поощряйте попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогайте детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Приобщайте детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждайте их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе, приучайте задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Пересказывайте детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагайте воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»). 

Если ребенку от трех до четырех лет

Продолжайте формировать интерес и потребность в чтении.
Воспитывайте умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объясняйте детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Развивайте умение инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Повторяйте наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. 
Учите детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Примерный список литературы для чтения

детям от трех до четырех лет

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...»,

«Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...»,

«Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...»,

«Заинька, попляши...», «Чики-чики-чикалочки...»,

«Ночь пришла...», «Сорока, сорока...»,

«Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...»,

«Божья коровка...», «На улице три курицы...»,

«Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...»,

«Курочка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька...»,

«Жили у бабуси...», «Заря-заряница».

Русские народные сказки

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;

«Бычок —черный бочок, белые копытца»,

«Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;

«Лиса и Заяц», обр. В. Даля;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира

Песенки.

«Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака;  «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака;

«Две фасольки, три боба», лит.пер. Е. Юдина;

«Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера;

«Купите лук...», шотл., пер. И. Токмаковой.

Сказки.

«Пых», белорус, обр. Н. Мялика;

«Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш, обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова;

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

«Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

«Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука;

А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина,

А. Босев «Трое», пер. с болг. В. Викторова,

«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;

Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;

П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;

С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой;

М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;

Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;

А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Проза.

О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;

Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;

А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой;

Л. Муур. «Крошка Енот», пер. с англ. О. Образцовой;

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева,

«Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой;

Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;

К. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина;

Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Произведения поэтов и писателей России

К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;

А. Блок. «Зайчик»;

С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;

А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);

И. Косяков. «Все она»;

А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...»;

Л. Модзалевский. «Мотылек»;

В. Даль. «Ворона»;

Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;

Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы..», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;

К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце».

Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;

Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;

В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;

Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет»;

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);

М. Зощенко. «Умная птичка»;

Н. Носов. «Ступеньки»;

Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»;

Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»;

М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»;

С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);

Н. Романова. «Умная ворона»;

В. Сутеев. «Три котенка»;

А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»;

Д. Хармс. «Храбрый еж»;

Г. Цыферов. «Про чудака лягушонка», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

Е. Чарушин. «Утка с утятами» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Так и не так».

А. Плещеев. «Осень наступила...», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.);

А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

А. К. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок);

С. Черный. «Концерт», «Приставалка», «Про Катюшу».

З. Александрова. «Кролики», «Купанье»;

А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;

Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;

Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;

В. Катаев. «Ежик»;

А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;

А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;

С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

С. Михалков. «Песенка друзей»;

Э. Мошковская. «Митя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»;

Р. Сеф. «На свете все на все похоже...»;

И. Токмакова, «Где спит рыбка», «Медведь»;

Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»;

Д. Хармс, Н. Радлов. «Рассказы в картинках»: «Упрямые козлы», «Где же дети?», «Добрая утка», «Не качались бы...», «Где клубок?»;

Е. Чарушин, Е. Шумская. «Трус», «Конь»;

К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ДЕСЯТЬ "ПОЧЕМУ" ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ"

Консультация для родителей о необходимости чтения....

Консультация для родителей детей младшего возраста "Какие игрушки необходимы детям"

В данной консультации для родителей изложена информация какие игрушки необходимы детям в каждый год его жизни....

Консультация для родителей детей раннего возраста: «Какие игрушки необходимы детям»

Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Какие игрушки необходимы детям»

Сегодня мы хотели бы поговорить о том, какие игрушки необходимы для детей раннего возраста.Игрушки для детей раннего возраста должны быть яркими, красочными и интересными. Они должны развивать мелкую ...