«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников»
статья

Тарнова Ольга Игоревна

 

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В нашем детском саду дети любят шахматы. Игра в шахматы дает ребенку огромный потенциал развития умственных, интеллектуальных, творческих способностей. В детском саду уже много лет (с 1992 года) функционирует шахматный кружок «Юный шахматист», руководителем которого является воспитатель детского сада Тарнова О.И., в прошлом чемпион по шахматам города Воронежа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников» (на примере обучения дошкольников игре в шахматы в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 65»)

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Для развития интеллектуальных способностей дошкольников в нашем учреждении активно используются следующие современные педагогические технологии:

1.    Личностно-ориентированная.

2.    Игровая технология.

3.    Проблемная технология.

4.    Технология проектной деятельности.

5.    Исследовательские технологии.

6.    Технология организации совместной деятельности.

7.    Технология интегрированного обучения

8.    Информационно-коммуникационные технологии.

9.    Здоровьесберегающие технологии.

10. Технология развития критического мышления

11. Технология проблемного обучения

12. Технология развивающего обучения

Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательный интерес формирует  познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания. Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. А это и является интеллектуальной деятельностью. Успех познавательной деятельности обеспечивает совокупность умственных способностей (интеллект).

Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления

В современной психологии существуют различные направления исследования становления логических структур мышления (Л.С. Выготский, Н.А. Мечинская, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном детстве. Основные логические умения (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование, умозаключение) на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Игра занимает главное место в жизни ребенка. Игра для дошкольника – это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств. Для развития логического мышления используются дидактические игры, смекалки, головоломки, логические игры, интеллектуальные игры.

Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками интеллекта. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения, выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания. Педагог В.А. Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат в развитии логического мышления дошкольников: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

В нашем детском саду дети любят шахматы. Игра в шахматы дает ребенку огромный потенциал развития умственных, интеллектуальных, творческих способностей. В детском саду уже много лет (с 1992 года) функционирует шахматный кружок «Юный шахматист», руководителем которого является воспитатель детского сада Тарнова О.И., в прошлом чемпион по шахматам города Воронежа. Процесс обучения шахматам проходит в увлекательной, игровой форме. Для этого используются стихи, сказки, загадки, веселые истории. Ребята знакомятся с напольной шахматной доской, с названиями фигур. Постепенно дошкольники осваивают расстановку шахматных фигур на доске, простейшие ходы. Шахматными фигурами могут быть и сами дети, используя бумажные шапочки с силуэтами шахматных «героев». В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с историей шахмат, придумывают различные простейшие комбинации. Результаты деятельности кружка можно увидеть на таких мероприятиях, как шахматные турниры, сеансы одновременной игры. Победители и участники получают призы и памятные награды.

Игрой в шахматы увлечены не только дети, но и родители. Они участвуют в турнирах, в изготовлении пособий, напольных шахмат, обмениваются мнениями, впечатлениями, интересными находками. На стенде для родителей помещается познавательный информационный материал.

При поступлении в школу дети уже знают, что шахматная доска – это не только место сражения фигур, но и умеют записывать шахматные партии, знают шахматные термины и используют их в своей речи. Дошкольники решают этюды и задачи. Умеют более разумно, рационально просчитывать ходы, достигать выигрыша, находить выход из безнадежной ситуации. А эти качества очень пригодятся в будущем при обучении в школе.

Выпускники нашего детского сада поступают в гимназии и лицеи с математическим уклоном, занимаются в шахматном клубе, участвуют в турнирах и получают призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увер...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...