Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)
проект

Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Городской центр развития образования»

Аттестационная работа

Педагогический проект

 «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога".

в рамках курсов повышения квалификации

             "Методические и содержательные аспекты работы педагога - наставника"

Работу выполнила:

Гусева Марина Александровна

МДОУ "Детский сад № 42"

Музыкальный  руководитель.

г. Ярославль, 2022

Паспорт проекта

1.

Наименование

Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»

2.

Основание для разработки проекта.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  1. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  1. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 42"                    г. Ярославля.

3.

Заказчик проекта.

Администрация и музыкальный руководитель  коллектива

МДОУ «Детский сад № 42" г. Ярославля.

4.

Целевая группа.

Молодой  специалист - музыкальный руководитель  (педагогический стаж работы до 3х-лет).

5.

Цель проекта.

Развитие  профессиональной компетентности, умений и навыков молодого специалиста.

6.

Задачи проекта.

- Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

- Оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации  учебно-воспитательной деятельности.

- Индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуального образовательного  маршрута.

- Овладеть современными подходами и внедрить передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

7.

Ожидаемый результат проекта.

- Сформировать у  молодого  педагога потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрыть творческий потенциал.

- Сформировать рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

8.

Срок реализации проекта.

2 года

Введение.

"Ты сам должен стать той переменой, которую тебе больше всего хочется совершить в своей жизни" (М. Ганди).

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто музыкальный руководитель, a педагог, который способен обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка.

На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания. В ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты - музыкальные руководители, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного музыкального воспитания, освоении ими новых педагогических технологий.
Если не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма  могут начаться конфликты,  появиться сомнения в собственной состоятельности - как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов - музыкантов  является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и музыкальные руководители с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же высокого и безупречного профессионализма.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.

В опыте работы будет использоваться индивидуальная форма наставничества (от компетентного музыкального руководителя с большим стажем  - начинающему коллеге).

В связи с меняющимися требованиями и большим потоком информации, молодые педагоги не всегда могут самостоятельно ориентироваться в возникающих проблемах, которые порой самостоятельно не могут вычленить, поэтому   возникает необходимость в создании  проекта, направленного на  предупреждение затруднений и развития  профессиональной траектории молодых специалистов.

Гипотеза: Если осуществить адресный подход, используя новые формы работы с молодыми кадрами и создать условия для освоения современных технологий, тем скорее наметиться индивидуальная траектория их профессионального  роста .

Актуальность: Статистические данные последних лет следующие: возраст педагогов-музыкантов в дошкольных учреждений стремительно «стареет», а   молодые  специалисты,   получивших  специальность «музыкальный руководитель  ДОУ»,  не  стремятся  посвятить  свою  трудовую  деятельность этой  профессии.  Причин  ухода  начинающих  специалистов  из  сферы

дошкольного образования несколько:

1.  Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

2.  Неумение  применять  на  практике  теоретические  знания,  полученные  в ходе обучения;

3.  Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В  этих  условиях  очень  важны  грамотная  поддержка  и  сопровождение молодых  специалистов не  только  администрацией,  но  и коллегами - опытными  музыкальными  руководителями. А основная задача  руководителя  педагогического  коллектива - помочь  молодому педагогу  в  развитии его профессиональных умений и навыков,  и  вопрос  наставничества  сейчас,  как  никогда, актуален.

 На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов,  которые выбирают нелегкий путь музыкального руководителя.

Цель проекта: Развитие профессиональных компетенций  молодых специалистов - музыкальных руководителей, посредством наставничества.

Задачи:

1. Привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности.

2. Оказать методическую помощь молодому специалисту в организации работы по музыкальному  воспитанию детей.

3. Познакомить со здоровьесберегающими  технологиями, используемыми в работе музыкального руководителя и помочь внедрить их в образовательную деятельность.

Разделим эту деятельность на три этапа:

Первый этап – Знакомство.

Цель этапа: Изучить личностные качества молодого специалиста, знание теоретических вопросов педагогической деятельности и практических умений и навыков.

На данном этапе:

- Применить такие формы работы как: беседа, анкетирование, интервью.

Прогнозируемый результат:

-Установлены доверительные отношения между наставником и наставляемым. Получена  информация о личностных качествах, профессиональных интересах, увлечениях наставляемого.


2 этап – Обучение и передача опыта.

Цель этапа: Проверить уровень профессиональной компетентности  молодого специалиста, определить и корректировать степень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, оказать методическую помощь.

На данном этапе рассмотреть теоретические знания по вопросам:

- Составления  календарно – тематического планирования,  плана праздников и развлечений, плана работы с родителями и педагогами по «Художественно – эстетическому" развитию ребёнка.

- Методические требования к организованной  образовательной  деятельности (самообразование педагога);

- Затруднения в работе молодого специалиста.

В практику включить:

- Индивидуальные консультации с молодым специалистом.

- Совместные мастер-классы с педагогами.

- Открытые показы наставником для молодого специалиста организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

- Посещение наставником организованной образовательной деятельности молодого специалиста.

В случае возникновения проблем на данном этапе в работе молодого специалиста и предупреждения его ошибок в организации деятельности - провести  индивидуальные консультации, в которых разобрать каждый шаг наставляемого.

Прогнозируемый результат:

- Удалось достичь правильного ведения документации музыкального руководителя наставляемым.

- Удалось достичь повышения компетентности  и качества проведения организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: музыкальных занятий, праздников, развлечений.

Третий этап – Творческая самореализация.

Цель этапа: Раскрыть творческий потенциал молодого специалиста, ориентировать его на инновационную деятельность.

На данном этапе:

- Изучить и использовать  элементы современных здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.

- Для педагогов провести  семинар - практикум «Использование коррекционных

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".

- Для родителей написать и выложить на сайт ДОУ консультации по развитию музыкальности детей и здоровьесбережению.

Прогнозируемый результат:

 Совместная работа наставника и наставляемого будет способствовать поддержанию высокой степени мотивации к дальнейшей совместной деятельности.

Все материалы и достижения по реализации проекта оформляются в портфолио. В него помещаются методические разработки и описания главных направлений творческой работы:

- Методические разработки (семинар - практикум, сценарии праздников и досуговых мероприятий и др.).

-Документация музыкального руководителя (план работы по самообразованию, план работы с родителями, календарно – тематическое планирование и др.)

Таким образом, участие в проекте «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" дает возможность увидеть динамику профессионального и личностного роста молодого специалиста и помогает повысить его профессиональную компетентность. 

В процессе наставничества были затронуты интересы всех субъектов взаимодействия:

молодого специалиста и педагога – наставника.

Молодой специалист получил знания, у него развились навыки и умения, повысился  профессиональный уровень и способности. Молодой педагог научился выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами.

Педагог – наставник наметил новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности, ощутил свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста. Он ещё больше  устремился к самосовершенствованию, стал расширять свой арсенал  навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности.


Список литературы:

1.Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012.

2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пр., 2013.

3. Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.

4. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.

5. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. М-2014

Приложение.

План работы по наставничеству  профессионального становления

начинающего музыкального руководителя на 2021 - 2022 г.

Выполнила:

Гусева Марина Александровна

МДОУ "Детский сад № 42"

Музыкальный  руководитель.

 

Период

Методические рекомендации

Практическая деятельность

Сентябрь

Изучение нормативно-правовой документации.

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ.

Мониторинг музыкального развития детей.

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Подбор диагностического материала.

Октябрь

  1. Знакомить с целями и задачами программы «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепина. Мозаика-Синтез Москва 2016. Соответствует ФГОС.

    2. Оформление документации музыкального руководителя

Составление перспективного и календарно-тематического плана на год.

1.Просмотр музыкального занятия наставника в средней группе (разбор занятия, консультации и ответы на интересующие вопросы).

2.Просмотр музыкального занятия наставника в подготовительной к школе  группе (разбор занятия, консультации и ответы на интересующие вопросы).

.

Ноябрь

  1. Ознакомить молодого специалиста с новым порядком размещения предметно-развивающей среды  в музыкальном  зале,
  2. Консультирование наставляемого (рекомендации) по составлению сценариев досугов, развлечений и праздников для детей младшего возраста.

1. Подбор музыкального репертуара, танцевальных композиций и игр к праздникам: «Дню Матери», «Новому году».

2. Практическая работа по созданию и обогащению развивающей среды музыкального зала, помощь в  оформлении к утренникам:

«Дню Матери», «Новому году».

Декабрь

1. Корректировка методической темы самообразования.

2. Помощь в подборе  методической литературы.

1. Просмотр музыкального занятия начинающего педагога в младшей группе.

2. Подбор музыкальных игр и плясок для работы с детьми.

Январь

1. Консультации по взаимодействию с родителями с использованием нетрадиционных форм работы.

2.Помощь в организации и проведении собрания с родителями, обсуждение собрания.

1.. Просмотр музыкального занятия начинающего педагога в средней группе.

2.Подбор дидактических и коммуникативных игр для работы с детьми.

Февраль

1.Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника  8 марта для младшей группы.

2.Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника  8 марта для средней группы.

3.Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника 8 марта для старшей группы.

4.Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника 8 марта для подготовительной к школе группы.

1. Организация праздничного мероприятия, посвящённого 8 марта  для младшей  группы.

2. Организация праздничного мероприятия, посвящённого 8 марта  для средней  группы.

3. Организация праздничного мероприятия, посвящённого 8 марта  для старшей группы.

4. Организация праздничного мероприятия, посвящённого 8 марта  для подготовительной к школе группы.

Март

1.Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и в режимные моменты (углубленное изучение инновационных технологий).

2.Музыкально - дидактические игры в работе с детьми (составление картотеки).

1.Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации образовательной деятельности с детьми (внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс).

2.Механизм использования дидактического и наглядного материала в образовательном процессе.

Апрель

  1. Консультация по проведению мониторинга по художественно - эстетическому (музыкальному) развитию детей и составлению аналитической справки по результатам мониторинга.
  1. Проведение мониторинга по художественно  -эстетическому (музыкальному) развитию детей.
  2. Составления аналитической справки работы музыкального руководителя по результатам мониторинга.

Май

Помощь в составлении "Самоанализа музыкального руководителя" и подведении итогов работы  за  2021-2022 учебный  год.

Выступление на педсовете по теме:

"Самоанализ музыкального руководителя". Подведение итогов работы за 2021 - 2022  учебный  год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

Сопровождение профессионального становления молодых педагогов ДОУ

Опыт работы по сопровождению профессионального становления  молодых педагогов в ДОУ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Статья, которая будет полезна молодым педагогам...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Педагогический проект «Наставничество как метод сопровождения процесса становления педагога»

Разработан педагогический проект по наставничеству молодых специалистов в ДОУ....