Круглый стол «Играя, учимся правильно говорить»
консультация (младшая группа)

Речь и её значение во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

    Круглый стол «Играя, учимся правильно говорить»

Цель:
Речь и её значение во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста.

Одним  из самых важных  познавательных процессов  человека является речь. Ребенок осваивает речь в процессе общения со взрослыми. Родители определяют и направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести. Без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды ребенок не может стать полноценным человеком. Давайте вспомним хорошо известный мультфильм «Маугли». Ребенок в силу обстоятельств попал в волчье логово и приобрел повадки  животных  (передвигался на четвереньках,  не сформирован мыслительный аппарат, речь не развита и многое другое.).

Семье принадлежит ведущая роль в развитие  ребенка, родители знакомят его с окружающим миром, дают  первые знания и умения, учат говорить. Только совместные усилия, родителей и детского сада, по развитию и воспитанию ребенка  могут решить любые проблемы.

Существуют несколько факторов  способствующих развитию речи ребенка. Предлагаю вам, выбрать самый главный на ваш взгляд  фактор и объяснить почему.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком.
2. Общение ребенка с другими детьми
3. Развитие мелкой моторики.
4. Речь взрослого – образец для подражания.
5. Чтение художественной литературы.
6. Игры с ребенком.

Основными задачами развития речи детей  являются:

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого  общения.

Формирование фонематического, лексического и грамматического строя речи.

Формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Эти задачи в детском саду реализуются в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, в продуктивной,  познавательно-исследовательской, конструктивной, игровой деятельности, в режимных моментах и т.д.

Ученые доказали, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Объясняется это просто – в головном мозге речевые и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, у него развита память, внимание, воображение, имеет связную речь.

А чтобы способствовать развитию мелкой моторики рук, с ребенком надо играть в развивающие игры. Предлагаю вернуться в счастливую страну под названием «Детство» и поиграть.

1.      Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. Хочу познакомить вас с новыми играми.

«Большая стирка»

С мамой мы белье стирали,            ребенок трет один кулачок о другой
В речке вместе полоскали.             
 ребенок водит раскрытыми ладонями  вправо- влево
Выжали, повесили                           
ребенок  сжимает и разжимает кулачки
– То-то стало весело!                     
ребенок выполняет круговые движения рук- ладошек

«Пирог»

Тесто ручками помну,                           ребенок сжимает и разжимает пальчики
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,                  
 ребенок выполняет круговые движения ладошками
А верхушку сладким кремом,              
ребенок водит по ладошками по полости стола
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко,         
 ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.  
А  потом чай заварю,
В гости друга приглашу

«Кошки-мышки»

Мягко кошка, посмотри,                    пальчики на обеих руках сжаты и лежат на столе
Выпускает коготки,                            
 ладонями вниз; затем тихонько разжимает кулачки
И легонько их сжимает,                       
разводя пальчики в стороны  и   сжимает.
– Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,                     
  все пальчики правой руки медленно шагают по столу
Половиц не слышно скрипа,              
  (кошка крадется)
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки убегает.                       
 пальчики левой руки убегают (мышка убегает)
пальчики правой руки движутся вперед

2. Массаж  пальцев и ладоней.
Наши пальцы  связаны с внутренними органами и мозгом, а массаж пальцев и ладоней развивает мелкую моторику: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.

Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.

«Очки» — делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.

«Пальчики». Пальцы руки сжаты в кулачок, Обращаясь к большому пальцу постепенно разжимают все пальцы по очереди начиная с указательного

Пальчик, пальчик,
Где ж ты был?
С этим братом в лес ходил,
С этим братом суп варил,
С этим братом кашку ел,
С этим песенки я пел.

3.Дыхательные упражнения

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Дудочки и свистульки. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки. Мыльные пузыри.

4.Дидактические игры для развития речи  учат ребенка различать и группировать предметы по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.

Кто дольше? В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Голоса животных. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Угадай животное. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

«Подбери слово»

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий)

- человек (вежливый, умный, открытый, сердечный, сообразительный)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий)

- дождь (холодный, грибной, моросящий, сильный)

- луна (яркая, растущая)

- солнце (яркое, теплое, желтое)

Загадывайте детям загадки по сказкам:

Из муки он был печен,

На окошке был стужен,

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

Нашла однажды мышка,

Совсем пустой домишка.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя просила мать,

Никому не открывать,

Но открыли двери дети,

Обманул зубастый зверь,

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил,

Но пришли ему на помощь,

Все, кого он попросил. (Репка)

Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! (Айболит)

5.  Гимнастика язычка – нашим детям очень необходима. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика  помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.  Объединяет простые движения в сложные

«Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.

«Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.

«Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
Весело Дениске!

5. Литература для детей.

Ребенок 2-3 лет уже знаком с основными понятиями окружающего мира: названиями предметов, животных, цветов и времен года. Задачей книг в этом возрасте будет помощь в дальнейшем расширении кругозора малыша, увеличении его словарного запаса, развитии понимания различных жизненных ситуаций.

Книги для детей 2-3 лет можно разделить на следующие категории:

Русские народные сказки;

Стихи;

Произведения российских авторов – сказки, рассказы, комиксы;

Зарубежная классика;

Рассказы о природе;

Развивающие книги.

Вывод: Уважаемые родители! Надеемся, что все наши советы вы будете использовать в повседневной жизни. Играйте, читайте, учите стихи, занимайтесь массажем, всевозможными гимнастиками. Все это обязательно поможет вашим детям в развитии речи. А самое главное, уделяйте как можно больше времени со своими малышами. Мы будем очень рады помочь вам добрыми советами и педагогическими консультациями!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук и буква «Л» с использованием компьютерной игры «Учимся правильно говорить»

Коррекционно-развивающие задачи:  1.  Учить правильно произносить звук [л], дифференцировать его на слух и в произношении.2.   Учить правильно понимать логико-грамматические констр...

Звук и буква «Р» с использованием компьютерной игры «Учимся правильно говорить»

Коррекционно-развивающие задачи: 1.  Учить чётко произносить звук [р].2.   Различать его на слух и в произношении.3.   Развивать навыки аналитико-синтетической деятельнос...

Звук и буква «ЛЬ» с использованием компьютерной игры «Учимся правильно говорить»

Коррекционно-развивающие задачи:  1.  Учить чётко произносить звук [л’].2.   Упражнять в дифференциации звуков по твёрдости – мягкости.3.  Учить выделять звук [л’] на фоне зву...

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Играем в театр или учимся правильно говорить.

В этой работе представлен материал по развитию речи детей при помощи театролизованной деятельности в детском саду....

Родительское собрание «Играя, учимся правильно говорить»

Родительское собрание во 2 младшей группе «Играя, учимся правильно говорить»...

Круглый стол "Программа о правильном питании"

Здоровье детей является актуальной проблемой, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. А во многом здоровье человека определяется качеством его питания...