Прект "Сказкотерапия"
проект

Сыч Евгения Юрьевна

Прект "Сказкотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skzkoterapiya_romashki_otchet_-_szhatyy.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

Проект

в средней группе общеразвивающей направленности №5

«Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников»

Воспитатели:

Устьянова А.А.

Сыч Е.Ю.

2022 г.

Содержание:

1.Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....7

6. План мероприятий ………………………………………………………..……7

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

       Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребенка, период, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому важно, чтобы этот процесс был хорошо продуман, чётко спланирован для обеспечения стабильного функционирования и развития.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Речь ребёнка – это показатель уровня развития его мышления. Речь перестраивает все психические процессы:         восприятие, мышление, память, чувства и др. Речевое развитие заключается не только в расширении словаря и усложнении грамматических конструкций, но прежде всего в развитии значений самих слов. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Ребенок познает знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего, общения. От того, насколько будет развита речь ребёнка на выходе из дошкольного учреждения, напрямую будет зависеть успешность его школьной учёбы.

Есть много средств и методов развития речи дошкольника. Это и живое общение с ребёнком, и театрализованная деятельность, и создание культурной языковой среды. Одним из современных средств развития речи ребёнка является метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – это уникальное средство развития ребёнка. Об огромной роли сказки в жизни детей говорил ещё В. Сухомлинский:  «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».

       Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей; способствует накоплению познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что, в свою очередь, стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности; помогает самому педагогу развиваться как творческой личности и систематизировать полученные знания, применяя их в различных видах детской деятельности.

       Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – развития речи дошкольников, а, учитывая то, что хорошая и правильная речь ребёнка – это залог развития его личности, то и на гармоничное развитие каждого ребёнка.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие речи и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.                                                                                                        

       

Актуальность создания проекта

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной  области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитической - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

       Желая видеть своих детей личностью, высокообразованными и высокоразвитыми людьми, и родители, и педагоги в современное время больше внимания уделяют их интеллектуальному развитию. Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности.

В настоящее время проблема развития речи становится всё более актуальной в нашем обществе. Неуклонно снижается уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение получает бульварная литература, всё это усугубляется агрессивно-примитивной речью телевизионной рекламы, зарубежных мультфильмов. Дети, да и их родители, почти не употребляют в своей речи пословицы и поговорки. Всё это грозит обществу  языковой катастрофой. В такой атмосфере живут и воспитываются наши дети. Именно поэтому на педагогов детского сада ложится большая ответственность за развитие образности речи, постоянное пополнение словарного запаса каждого ребёнка.

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.   Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

               Одной из главных целей образования  в детском саду  является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников». Предварительный мониторинг уровня знаний о развитии речи у дошкольников показал, что 85% родителей уделяют недостаточное внимание речи. Отсюда, у детей недостаточно сформирован словарный запас; речь неразборчива, непонятна; ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли. Многие родители (70%) даже не подозревают, о нарушении речи у своего ребенка, считая, что он сам "выговорится". Всего лишь 12% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18,5%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 75% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области «Речевое развитие» и обучения детей.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 27% родителей, низкий уровень - 73%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта  направленная на обогащение  познавательно-эстетической компетентности дошкольников, будет способствовать не только развитию связной речи детей-дошкольников, но и становлению ребёнка как личности; поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности.

Цель проекта: изучить и применить в работе с детьми приём сказкотерапии, позволяющий  развивать  речевые способности детей, пополнять их словарный запас, развивать выразительность и образность речи.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками речевой культуры и развития свободной, творческой личности ребенка.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «сказка» через различные виды деятельности.

2. Сформировать устойчивый интерес к литературе, чтению, значимости чтения для личного развития, умения самостоятельно выбирать интересующую литературу.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

2. Обобщить и систематизировать полученные знания.

3. Развивать речь, используя сказку в качестве основного средства (пересказывание сказок, рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок и т.д).

4. Развивать способности детей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Выявлять и поддерживать творческие способности воспитанников.

6. Корректировать с помощью метода сказкотерапии эмоционально-волевую сферу детей с речевой патологией.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

8. Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

Ожидаемые результаты

1. Дети стали более активными и внимательными. 

2. У детей сформировано богатое воображение и фантазия.

3. Они научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

4. Группа детей стала более сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.

5. Разные формы рассказывания сказок позволили научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

6. Обогатился лексический словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.

7. Появились раскрепощенность, уверенность в себе, отсутствие страха.

8. Накопился опыт общения со взрослыми и сверстниками.

9. Дети овладели умением анализировать положительные и отрицательные поступки.

10. При реализации музыкотерапевтического направления в занятиях  с элементами сказкотерапии, дети научились определять эмоциональное содержание сказки, её настроение.

11. Дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт; переживать, радоваться, сочувствовать, грустить.

12. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

13. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.

14. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

       Театральная постановка : "Сказка о глупом мышонке" С.Я. Маршака

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

       Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.

       Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на  4  недели: с 31.01.2022г. по 28.02.2022г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о сказках. Подбор литературы по теме проекта, фотографий, плакатов, иллюстраций.

31.01-02.02

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «сказка», «сказочный герой», «справедливость», «дружба», «мудрость», «добро и зло», «смелость», «отзывчивость», «волшебство»

03.02-24.02

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов, беседа о сказках "Волшебная сила сказки"

25.02

4.

Презентация проекта

Театральная постановка : "Сказка о глупом мышонке" С.Я. Маршака

28.02

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

«Лиса в курятнике»

Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

«Зайцы и волки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

«У медведя во бору»

Цель : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.          

Подвижные игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

 Беседа «Книги - мои друзья»

Цель: формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события.

Беседа  «Что такое сказка?»                   Цель: формирование у детей элементарных представлений о том, что такое сказка.

Беседа «Как я себя веду в театре» 

Цель: Закрепить знания о поведении в общественных местах (театре. кино. цирке и т. д.)

Беседы

«Найди пару»

Цель: развивать внимание и зрительную память, расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов.

«Кто лишний»                                        Цель: Закрепить знания детей о героях сказок.

«Поставь заплатку»                                     Цель: научить выделению составных частей объекта, объединению их в одно целое  

Лото «В гостях у сказки»                                                                                                                                       

Цель: углублять и обобщать знания детей в жанре сказок, создавая эмоциональный настрой.

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

«Из какой сказки герой»

Цель : Закреплять знания детей о героях любимых сказок. Развивать речь, интонационную выразительность, воображение, способность анализировать поступки сказочных героев.                                                                                  


«Собери из частей».

Цель: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

«Расскажи по картинке».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Дидактические игры, работа с родителями

«Колобок»

Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорными произведениями.

«Рукавичка»

Цель: Способствовать объединению игрового опыта детей в единую сюжетную линию.

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

НОД

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: развитие познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений.

Тема: «Путешествие Колобка.

Счёт до 5»

Цельзакреплять знания в счете до 5;

НОД

Экспериментальная деятельность

Опыт 1 

Опыт 2 

Опыт 3

 

НОД

Конструирование

Тема: «Три медведя»

Цель: Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу.

Тема: «Поиграем в сказку»

Цель: Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу.

НОД

4.

«Речевое развитие»

 Тема: "Расскажем сказку"

Цель:Обобщение и закрепление знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок.

Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель: Обобщение и закрепление знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок.

НОД

Чтение художественной литературы

«Про Иванушку-дурачка»,  обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.        Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», «Три поросёнка»пер. с англ. С. Михалкова, «Заяц и ёж», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка (из пластилина и природного материала)

Тема: «Ёжики из шишек и пластилина»

Цель: Учить создавать поделки из природного материала.

НОД

 

Аппликация

«В мире сказок. Колобок»

Цель: - Учить детей создавать выразительный образ колобка и елочки в технике аппликации.

НОД

Рисование

Тема: «Сказочный домик-теремок»

Цель: Учить детей передавать в рисунке образ сказки.

Тема: «Три медведя»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование пальцем, ватными палочками ( по контуру и внутри контура)

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Методические рекомендации  по  сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка» (Н.Е. Веракса,  А.Н. Веракса);
  • Методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература, наглядные пособия, дидактические игры, аудио-сказки,  подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок, подборка консультаций для родителей);
  • Диагностико-дидактическое обеспечение (Т.С.Комарова)
  • Ресурсы сети Интернет
  • http://www.bayushki.ru/tales_therapy.htm.
  • http://www.cka3ka-pro.ru.
  • http://www.lukoshko.net.
  • http://ds82.ru/doshkolnik/4548-.html.
  • http://www.sadon.ru.
  • http://best-mama.info/publ/vospitanie/skazkoterapija/17-1-0-47.
  • http://www.ckazka.net.

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

  1. Ануфриева Г., С Вдовкина «Воображение и творчество», журнал «Дошкольное воспитание», 2011.
  2. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников. - Спб.: Речь, 2008.
  3. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  4. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом ... / И. В. Вачков. – М.: Генезис, 2011.
  5. Гнездилов А. В. Ключи от закрытых дверей: терапевтические сказки / А. В. Гнездилов. – СПб.: Речь, 2008.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. Технологии Института сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева; Ин-т сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010.
  7. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005.
  8. Лапшина Л. «Сказка-ложь, да в ней намёк.», журнал «Дошкольное воспитание», 2013.
  9. Лопатина А. ,Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Амрита,2010.
  10. Ливенцева С. Исцеляющая сила сказки / С. Ливенцева // Человек без границ. - 2009.
  11. Паршукова Г. «В сказочной стране»,журнал «Дошкольное воспитание» 2014
  12.  Стишенок И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И. В. Стишенок. – СПб.; М.: Речь, 2010.

13. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.